Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов
рабочая программа по технологии (7 класс)
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции, манеру поведения и общения. Декоративно - прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие, человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Программа "Красота своими руками" рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю, и состоит из 3-х модулей: «Бумажная фантазия», «Ожившие ткани» и «Декорирование вещей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_krasota_svoimi_rukami.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству
"Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов
Пояснительная записка.
Введение.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции, манеру поведения и общения. Декоративно - прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие, человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком именно в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Декоративно-прикладное искусство обогащает стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать и видеть новизну в реальных предметах. Занятия по прикладной композиции и работа в материале способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей обучающихся и их эстетическому воспитанию.
В процессе занятий декоративной работой, последовательно и целенаправленно формируется у обучающихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного.
Актуальность программы.
Исходя из практической деятельности, образовательная программа "Красота своими руками" составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает обучающимся сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует их самообразование, влияет на личностную реализацию. Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности.
Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время.
Образовательная программа "Красота своими руками" разработана с учётом принципов обучения:
- эмоционально положительного отношения учащихся к деятельности – основное условие развития творчества;
– учет индивидуальных особенностей – одно из главных условий успешного обучения;
– последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
– удовлетворение практических чувств через создание полезных и красивых вещей.
Методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с обучающимися); эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).
Программа "Красота своими руками" рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю, и состоит из 3-х модулей: «Бумажная фантазия», «Ожившие ткани» и «Декорирование вещей». Составлено учебно-тематическое планирование, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: квиллинг, плетение из газетных трубочек, декупаж, вышивка лентами, лоскутная живопись и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисциплин за короткий период. Основной формой обучения по программе является урок, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся. Программа рассчитана на возраст детей 13-15 лет, предусматривает их дифференциацию по степени одаренности.
Цели и задачи программы.
Цель - формирование у учащихся социально значимых, ценностно-смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
- Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
- Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
- Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
- Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и выбираемого декора.
- Познакомить с различными видами современного хенд мейда.
- Развить навыки работы обучающихся с различными материалами и в различных техниках
- Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
- Создавать предметы декоративно-прикладного творчества.
- Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;
- Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а также социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками
- Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
Содержание программы
Бумажная фантазия - 32 часа
Вводное занятие. Правила техники безопасности. История бумажной пластики.
Квиллинг – 9 часов
Квиллинг. Бумажная филигрань – квиллинг. История появления квиллинга. Виды. Плоскостные и объемные композиции
Основные элементы квиллинга: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы. Материалы и инструменты. Способы изготовления отдельных элементов. Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору, из элементов плотной катушки.
Сборка и оформление изделия.
Практические работы (свободный выбор):
- Звезда из разных элементов
- Снежинка из элементов "Изогнутая капля"
- Птичка из ажурных элементов
- «Валентинка» из элементов "Глаз"
- Букет с красными розами. Элементы "Лист"
- Шкатулка из разных элементов
- Весенние первоцветы из разных элементов
- Зайчики из разных элементов
- Весенняя поляна из разных элементов
- Анютины глазки из разных элементов
- Журавль из разных элементов и др.
- Фото-рамка
- Вешние воды
- К звездам, вперед!
- Бабочка и др.
Плетение из газетных трубочек – 12 часов
История появления. Материалы и инструменты. Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Технология плетения. Способы плетения из газетных трубочек: простое плетение, плетение веревочкой, плетение наклонными рядами, плетение спиралью. Особенности и рекомендации. Технология окрашивания и оформления работы.
Практические работы (по выбору):
- Корзинка – круглой формы
- Шкатулка – прямоугольной формы
- Корзинка для рукоделия (с игольницей)
- Органайзер и др.
Декупаж – 10 часов
Истоки декупажа. Где используется?
Знакомство с материалами. Особенности декупажа на разных поверхностях. Свойства и применение различных лаков, красок, контуров, гелей, грунтов. Правильное приклеивание салфеток классическим способом. Фон губкой. Дымка по краю. Создание эффектов «Картинка внутри».
Основы работы на стекле. Особенности техники «обратный декупаж» Работа с контурами, с декупажной картой Calambour и их свойства и отличия. Оформления края тарелки различными приемами -марморирование, золочение.
Основы работы на металле. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Особенности однокомпонентных кракелюрных составов. Техника отслаивающейся краски (особенности стиля Шебб-шик).
Создание эффекта кракле характерного для винтажных предметов с помощью двухкомпонентных кракелюрных составов. Особенности декорирования шкатулок. Работа с трафаретами. Виды потертостей и отслоений и методы их получения, работа с битумным воскaми и ликвидом битума. Основы работы на керамике. Декупаж с инкрустацией. Понятие художественного декупажа и его разновидности. Создание цветной растушевки с помощью акриловых красок и замедлителя для них. Работа различными материалами для оформления.
Практические работы (по выбору):
- оформление деревянной досточки для дома
- Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров
- Декоративное ведерко
- Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака.
«Ожившие ткани». 28 часов.
Вводное занятие. Правила техники безопасности – 1ч.
Вышивка лентами – 13ч.
История. Инструменты и приспособления для вышивки. Материалы. Цвет и цветовые решения. Выполнение элементов на ткани.
Знакомство со швами. Тамбурный шов. Ленточный шов. Стебельчатый шов. Шов «Петельки». Шов «Узелки». Шов «Полупетельки с прикрепкой». Шов «Вытянутые стяжки». Вышивание композиции «Розы». Вышивание композиции «Ромашки».
Оформление изделия.
Практические работы (по выбору):
- картина,
- косметичка,
- игольница,
- сумочка,
- шляпа и др
Лоскутная живопись – 14ч.
Живопись лоскутным мазком. Место лоскутка в цветовом круге. Создание лоскутной композиции на основе пестрого лоскутка. Основы геометрической композиции. Цветовая композиция лоскутков в геометрическом орнаменте. Иллюзия объема: лента, цилиндр, кристаллы. Живописные картины из лоскутных квадратов. Составление лоскутного полотна. Сборка. Живописные полоски. Подготовка материалов, работа с эскизом, сборка узора. Лоскутное шитье в свободном стиле
Практические работы (по выбору):
- Панно
- Композиции
- миниатюры и др.
Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)- 8 часов
Декорирование вещей (Хенд майд). Значимость вещи сделанной своими руками в разное время и разных странах. Способы декорирования вещей. Материалы и инструменты. Смешанные техники. Выполнение проекта.
Учебно – тематическое планирование. Бумажная фантазия. 17 часов.
№ | Название раздела, темы. | Всего |
1 | Бумажная фантазия. Вводное занятие. Правила техники безопасности. История бумажной пластики. | 1 |
2 | Квиллинг. История появления. Виды. Плоскостные и объемные композиции Основные элементы квиллинга. Материалы и инструменты. Способы изготовления отдельных элементов. Сборка и оформление изделия. | 1 |
3,4 | Основы квиллинга. Элементы: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы. | 2 |
5,6 | Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору:
| 2 |
7,8 | Выполнение поделок из элементов плотной катушки по выбору:
| 2 |
9,10 | Изготовление поделок из различных изученных элементов по выбору:
| 2 |
11,12 | Плетение из газетных трубочек. История появления. Материалы и инструменты. Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. | 2 |
13-14 | Способы плетения из газетных трубочек: Простое плетение Плетение веревочкой | 2 |
15-16 | Способы плетения из газетных трубочек: Плетение наклонными рядами Плетение спиралью | 2 |
17-20 | Плетение поделок различными способами (по выбору): Корзинка – круглой формы Шкатулка – прямоугольной формы Корзинка для рукоделия (с игольницей) Органайзер и др. | 4 |
21-22 | Окончательная обработка изделия: покраска морилкой, покрытие акриловым лаком. | 2 |
23-24 | Декупаж. Истоки декупажа. Где используется? Знакомство с материалами. Особенности декупажа на разных поверхностях. Практическая работа: оформление деревянной досточки для дома. | 2 |
25-26 | Основы работы на стекле. Особенности техники «обратный декупаж» Практическая работа: Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров. | 2 |
27-28 | Основы работы на металле. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Практическая работа: Декоративное ведерко. | 2 |
29-30 | Особенности декорирования шкатулок. Работа с трафаретами. Практическая работа: Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака. | 2 |
31-32 | Основы работы на керамике. Декупаж с инкрустацией. Работа различными материалами для оформления. | 2 |
33 | Ожившие ткани Вводное занятие. Правила техники безопасности | 1 |
34 | Вышивка лентами. История. Инструменты и приспособления для вышивки. Материалы. Цвет и цветовые решения. | 1 |
35-36 | Выполнение элементов на ткани. Знакомство со швами. Тамбурный шов. Ленточный шов. Стебельчатый шов. Шов «Петельки». Шов «Узелки». Шов «Полупетельки с прикрепкой». Шов «Вытянутые стяжки». | 2 |
37-38 | Вышивание композиции «Розы». | 2 |
39-40 | Вышивание композиции «Ромашки». | 2 |
41-46 | Вышивание изделий по выбору (картина, косметичка, игольница, сумочка, шляпа и др.) различными швами по выбору детей: “строчка”, “гладь” и др., использование дополнительных элементов – бисер, мелкие бусы и пр. | 6 |
47 | Лоскутная живопись. Живопись лоскутным мазком. Место лоскутка в цветовом круге. Создание лоскутной композиции на основе пестрого лоскутка. | 1 |
48 | Основы геометрической композиции. Цветовая композиция лоскутков в геометрическом орнаменте. Иллюзия объема: лента, цилиндр, кристаллы | 1 |
49-50 | Живописные картины из лоскутных квадратов. Составление лоскутного полотна. Сборка. | 2 |
51-53 | Изготовление лоскутных изделий из квадратов по выбору: панно, композиции, миниатюры. | 3 |
54-55 | Живописные полоски. Подготовка материалов, работа с эскизом, сборка узора | 2 |
56-58 | Изготовление лоскутных изделий из полосок по выбору: панно, композиции, миниатюры | 3 |
59-60 | Лоскутное шитье в свободном стиле | 2 |
61-62 | Выполнение проекта. Выбор темы. Организационный этап проекта. | 2 |
63-64 | Технологический этап проекта. | 2 |
65-66 | Выполнение технологических операций | 2 |
67-68 | Заключительный этап проекта. Защита. | 2 |
Система критериев и форма контроля
Завершение работы по изготовлению изделий, участие в конкурсах и достижение на выставках. Свободное владение полученными навыками ДПИ и приемами полученных знаний и творческих навыков в различных жизненных ситуациях. Приобретение навыков самоконтроля, самооценки и общения через общение с другими обучающимися.
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
-Виды декоративно-прикладного искусства и популярные направления современного хенд - мейда.
-Виды и свойства материалов для прикладного творчества.
-Уметь стилизовать природные формы.
-Работать с различными материалами и в разных техниках.
-Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
-Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
-Овладеть техническими навыками выполнения лоскутных изделий, вышивки лентами, декупажа, квиллинга, плетения.
-Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
-Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции.
-Уметь применять полученные знания в комплексе на практике.
-Знать правила ТБ при работе с инструментами и приспособлениями.
Итогом годовой работы учащихся – является выставка творческих работ обучающихся, конкурс проектов.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Список литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.
- А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010.
- Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др.
- Чотти Д. “Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия”. М.: АСТ-ПРЕСС. 2004 г. Москва.
- Банакина Л. Лоскутное шитье. - М.: АСТ-пресс, 2000
- Уильяме М. Шелковая лента. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000
- И.Ю. Муханова «Лоскутная живопись». – М.: ОЛМА_ПРЕСС, Образование, 2005. – 64с, ил. – (Золотые страницы рукоделия).
- Хильда Стокс. Объемный декупаж. Проекты для начинающих. – М.: АСТ-ПРЕСС., Образование, 2008. – 95с
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
- Энциклопедии по рукоделию, справочники и другая аналогичная литература.
- Журналы по рукоделию
- Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...
Программа кружка по декоративно-прикладному исскуству "Выпиливание лобзиком из фанеры"
Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохр...
Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"
Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...
Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».
Программа кружка «Фантазеры» относится к декоративно – прикладному искусству и является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...
Рабочая программа кружка по английскому языку "Magic English" для учащихся 5-6 классов
Работа во время занятий ведется по опорным сигналам. Учащиеся научаться говорить на английском языке по основным темам.Работа по опорным сигналам упрощает процесс восприятия учебного материала з...