Декоративно - прикладное творчество
электронный образовательный ресурс по технологии (5 класс) на тему
Конспект урока в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока в 5 классе "Декоративно - прикладное творчество" | 64 КБ |
задание к уроку | 20.61 КБ |
карточка №3 | 14.83 КБ |
презентация к уроку, 1 часть | 2.48 МБ |
презентация к уроку, часть 2 | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Предмет: технология Класс: 5 Тема Декоративно-прикладное искусство
Тип урока: комбинированный.
Цель урока. Ознакомить детей с понятиями: декоративно-прикладное искусство, декор, ремесло.
Задачи: 1. Создать условия для поиска и усвоения необходимой информации. 2. Научить создавать рисунки с помощью условных знаков. 3. Предоставить возможность выбора цветовой гаммы для работы в технике лоскутное творчество.
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Узнают понятия: ДПИ, декор, ремесло. Научатся создавать рисунки с помощью условных символов; подбирать цветовую гамму для изготовления изделий в лоскутной технике | Узнают традиции русского народа в ДПИ | Примут решение изучать или оставит на этапе ознакомления ДПТ |
Основные понятия: искусство, декор, ремесло, ДПИ | ||
Ресурсы: Учебник технологии, словари, ИКТ | ||
Ход урока (работа в группах) | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | |
Бросает кубик, выполненный в лоскутной технике четырем девушкам, назначая их старшими в группе | Девушки подбирают себе команду по одному, бросая кубик по очереди. Затем, старшие в группах получают оснащение для выполнения заданий | |
Оснащение работы в группах. 4 набора: бумага - формат А3, разделенная на 4 колонки: предполагаем, сделали вывод на основании карточки, нашли в достоверных источниках, сравнили и вывели понятие; карточки № 1, 2, 3, 4; картонные квадраты размером 8+8 разного цвета, карта деятельностного задания, оценочная карта. | ||
Записывает тему урока на доске, предлагает задуматься над понятиями: искусство, творчество. | Размышляют. Рассуждают. | |
Рассказывает детям, что: наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Предлагает взять детям карточку 1 и с помощью символов нарисовать 1гр – портрет, 2гр – натюрморт, 3 гр – пейзаж, 4 гр – сюжет. После чего поменяться местами и представить чужую картину. | Рисуют, представляют рисунки соседней группы. | |
Предлагает ученикам вывести в группах предположение, что значит декоративно-прикладное искусство. Сделать запись на листе ФА3 в первой колонке – предполагаем. | Делают записи в первой колонке листа А3. Обсуждают. | |
Предлагает рассмотреть карточку 1 | Рассматривают карточки, делают записи во второй колонке листа А3. Обсуждают | |
Предлагает найти информацию словарях, Интернете, книгах. | Ищут, выполняют записи на основании источников, записывают в колонку 3. Обсуждают | |
Предлагает на основании трех заполненных колонок вывести результат – окончательное понятие. | Заполняют 4 колонку. | |
Проводит беседу по уточнению и конкретизации знаний. Предлагает двум ученикам прочитать записанное понятие | Принимают участие в беседе Записывают понятия в тетрадь. | |
Усвоение нового материала
|
| |
Из 9 цветных квадратиков учитель предлагает составить большой квадрат так, чтобы это выглядело красиво | Составляют. Объясняют, почему сделали именно так, а не по-другому. | |
Учитель предлагает представить, что это прихватка. Закончена ли она? Чего не хватает? Почему? Нет композиционной завершенности. Но об этом мы поговорим на следующем уроке. | Размышляют, отвечают на вопросы | |
Актуализация необходимых знаний | ||
Искусство – творчество - ДПИ - | Дают понятия | |
Д/З: подготовить и принести два лоскута ткани размером 20+20 | ||
Подведение итогов | ||
Предлагает оценить работу по оценочным картам | Оценивают работу | |
Дополнительный материал | ||
Рассказывает о мастерицах Хабаровского края, давая понять, что ремесло хорошее подспорье каждому. | Сообщения о мастерицах Хабаровского края | |
Диагностика достижения планируемых результатов. | ||
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: 1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? | Выставляют оценку своей деятельности на уроке. |
Декоративно-прикладное искусство имеет особый художественный смысл и предназначено служить человеку в быту. Произведения декоративно-прикладного творчества могут быть выполнены из самых различных материалов: дерева, глины, камня, ткани, стекла, металлов и др.
Начиная с древности, создавая бытовые изделия человек стремился украсить свой быт. Самым древним видом украшения является орнамент – узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие и являющийся его организующей основой.
Виды декоративно-прикладного творчества: игрушки (матрёшка, диковинные птицы, свистульки), посуда из дерева, резьба по дереву, роспись, керамика, глиняная игрушка, вышивка, лоскутная пластика и многое другое.
Композиция – структурный принцип произведения, организующий взаимное расположения частей, их соподчинение друг другу, что придаёт предмету единство, целостность и завершённость.
Композиция – важнейший элемент стиля, содержащий в себе главные его признаки. Целостность композиции определяется её неделимостью, взаимной согласованностью её элементов и наличием композиционного центра.
Композиционный центр – часть произведения, которая выделяется на общем фоне, окружающих его частей. Эта часть произведения несёт в себе смысловую нагрузку, зрительно притягивает внимание.
В качестве смысловой нагрузки могут выступать: форма, размер, цветовое пятно. Композиционный центр может н е всегда располагаться в центре, но произведение должно иметь свою законченность.
Цвет является в композиции главным элементом декоративного образа
Симметрия (одинаковое расположение частей относительно оси)и асимметрия в композиции.
Центрально осевая симметрия: бабочка, человек. Осевая: ромашка, гриб, дерево.
Симметрия выражает спокойствие, закономерность. Асимметрия – свободу, движение
Цветовые решения в композиции могут быть разными. Гармоничные ряды можно разделить на контрастные (цвета противопоставляются друг другу) и нюансные (сочетаемые друг с другом).
Родственно контрастные цвета: жёлто-красные и красно-синие;
Краснол-синие и сине-жёлтые
Сине-зелёные и зелёно-жёлтые
Зелёно-жёлтые и жёлто-красные
Предварительный просмотр:
Деятельностное задание к уроку технологии в 5 классе.
Характеристика задания | Технология, 5 класс. Тема урока: Декоративно-прикладное искусство | |
Оснащение | Бумага - формат А3; карточки № 1, 2, 3; картонные квадраты размером 6*6 разного цвета. | |
УУД | Коммуникативные, регулятивные | |
Стимул |
| |
Работа в группах | ||
Формулировка задачи 1. |
Группа, выполнявшая рисунок дает комментарии. | |
Формулировка задачи 2. |
| |
Творческое задание (работа в группах) | ||
Формулировка задачи 3. . |
| |
Инструменты проверки | Оценочная карта |
Критерии оценивания на этапах деятельностного задания
Параметры | Содержание параметров | Балл |
Содержание | Правильность определения Декоративно-прикладного искусства | |
| 0 | |
| 1 | |
| 2 | |
Изображение сюжета условными знаками | ||
| 1 | |
| 2 | |
Цветовой выбор для изготовления лоскутных кубиков | ||
| 1 | |
| 2 | |
Организация выступления | Аргументированные ответы на вопросы | |
Аргументов нет | 0 | |
Аргументов не достаточно | 1 | |
Аргументов достаточно, есть ссылки на дидактический материал | 2 | |
Итого | 7 - 8 баллов = (оценка 5) 5-6 баллов = (оценка 4) Менее 5 = (оценка 3) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д.
Юлия Дмитриевна Самар Юлия Дмитриевна Самар родилась 16 декабря 1938 года в селе Бичи, основанное горинскими нанайцами. Вышивать она любила всегда, но вышивать именно традиционный орнамент родного народа. Он завораживал ее красотой и текучестью форм, напоминая Амур, величаво огибающий прибрежные сопки, прихотливое переплетение таежных растений, грацию лесных животных, игру рыб В 1990 году хобби победило и Ю.Д.Самар ушла на пенсию, чтобы заняться любимым делом
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Юлия Дмитриевна Самар В 2010 году ей была присуждена премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества. Юлия Самар - член Союза художников России, лучшие ее работы - национальная одежда, вышивка с использованием рыбьей кожи - вошли в отечественные и зарубежные музеи, в альбомы и книги.
Зоя Александровна Пластина 1911 – 1992гг Известный на Нижнем Амуре мастер, в совершенстве владевший ремеслом обработки рыбьей кожи, техникой плетения традиционных ульчских поясов, техникой плетения из лозы ивы и тальника.
Зоя Александровна Пластина 1911 – 1992гг Произведения З. А. Пластиной (традиционная одежда, обувь, сумочки для рукоделия, пояса, изделия из лозы) находятся во многих музейных собраниях России, в Краевом музее имени Н. И. Гродекова, городском краеведческом музее Комсомольска-на-Амуре. В этнографическом музее детской школы искусств села Булава хранится мужской рыбацкий костюм рыбака (короткий халат, юбка, ноговицы) из кожи сома, осеней кеты и щуки). Родилась З. А. Пластина в низовьях Амура на острове Сучу, жила в селении Новая Ферма. После замужества переехала в Булаву, где и прожила всю жизнь.
Русский костюм Народный костюм – бесценное достояние культуры Русский народный костюм, являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.
Ссылки на использованные сайты http://etnoart.slovoart.ru/?q=node/48 https://geographyofrussia.com/russkij-nacionalnyj-kostyum/ http://etnoart.slovoart.ru/?q=node/45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное творчество. Изготовление декоративной рамки.
Из ненужных материаловнередко делают оригинальные и очень интересные поделки. Одним из таких вариантов может являться декоративная рамка для фотографий, рисунков и эстампов, выполненная из упаковочног...
ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год
Дополнительная образовательная программа «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...
Сценарий VII районного фестиваля декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»
Данный сценарий может быть полезен педагогам-организаторам, а также тем, кто проводит массовые мероприятия массового характера...
Положение о выставке-конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Ветер творчества»
Выставка проходила в рамках окружного фестиваля "Юные таланты земли зеленоградской" в выставочном зале ГБОУ ЗДТДиМ....
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ТВОРЧЕСТВО И ПРИРОДА»
Доклад: "Декоративно- прикладное творчество , как средство педагогической поддержки в детском объединении "Творчество и природа"....