урок- классный час "Профессиональное самоопределение. Ситуация выбора профессии"
план-конспект урока (8 класс) по теме
Этот материал можно использовать как на уроке технологии при изучении темы "Профессиональное самоопределение", так и для проведения классного часа на эту же тему. В процессе урока учащиеся приходят к выводу: чтобы профессия приносила удовлетворение, необходимо учитывать правило "Хочу. Могу. Надо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуация выбора профессии. 8 кл.
Цели и задачи:
- Расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.Помочь ученикам актуализировать знания в области профессионального самоопределения.
- Познакомить обучающихся с формулой выбора профессии.
- Повышать личностную заинтересованность школьников в рамках самопознания, саморазвития в профессиональном выборе.
Подготовить к уроку: бумагу, фломастеры, таблички «ХОЧУ?», «МОГУ?», «НАДО?», обзор профессий, востребованных в Карелии на ближайшие годы.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, деление на группы)
- Введение:
Сегодня на уроке мы начнём разговор о выборе профессии. Для начала ответьте мне на вопрос: что такое ПРОФЕССИЯ?
Ответы уч-ся
Профессия – это род трудовой деятельности человека, требующий специальных знаний, умений и навыков в различных серах деятельности человека.
Вспомните детское стихотворении «Кем быть?» Вл.Маяковского. В нём ребёнок рассуждает о том, какую профессию выбрать и перебирает множество вариантов, рассуждая о том, чем для него привлекательна каждая из профессий. Мальчик теряется в многообразии занятий. А вот в древности такой проблемы у людей не существовало: всё, что нужно было для нормальной жизнедеятельности племени, общины, семьи, производилось самостоятельно. Позже, когда возникло разделение труда, ребёнок, вырастая, наследовал дело своих родителей: крестьяне обучали детей земледелию и скотоводству, ремесленники - своему ремеслу.
Сейчас многое изменилось. Ушли в прошлое профессии прачки и ткача, извозчика и телефониста, появились менеджеры, маркетологи и дизайнеры. Есть группа профессий, которые продолжают свою историю, несколько изменив характер и орудия труда: врачи, учителя, юристы. На ваш взгляд – с чем это связано?
Ответы уч-ся: научно- технический прогресс.
Да, именно развитие науки и техники порождает потребности в новых, оставляя в прошлом отжившие своё профессии. В настоящее время социологи насчитывают более 40 тысяч профессий, необходимых в современном мире.
Как сориентироваться в этом огромном списке, выбрать профессию по душе и, получив её, быть востребованным специалистом на рынке труда? Начинаем искать ответы на эти вопросы.
Представьте себе, что именно сегодня перед вами встала проблема выбора профессии. Какие вопросы нужно себе задать, чтобы выбрать нужное направление? Надеюсь, что к концу урока мы сможем их сформулировать.
- Основной материал урока.
В начале урока я предложила вам разбиться на группы. Сейчас вы стали жителями воображаемых городов. Придумайте название своему городу.
Записать на доску
Вы настолько любите свой город и своих земляков, что хотите быть полезными именно у себя дома. В любом городе нужны специалисты в разных областях. У вас есть возможность выбора профессии. Сейчас вы получаете первое задание: все жители города выбирают себе 1 профессию, которую он планирует получить в будущем и записывает её на бумаге.
Работа в группах. Листочки вывешиваются на верхней части доски под названиями городов.
Чем вы руководствовались в ЭТОМ выборе?
Ответы уч-ся : нашими желаниями, т.е
ХОЧУ
Это слово вывесить справа от списков профессий
Итак, перед вами – список тех профессий, которые бы вы ХОТЕЛИ получить, для того, чтобы в будущем заниматься любимым делом. Мы нашли первый вопрос, который нужно задать себе в начале поиска.
В вашем городе живут: перечисление профессий. Достаточно ли этих профессионалов, чтобы жизнь в городе была полноценной? Представьте себе, что в городе уже есть перечисление профессий, но появляются ещё люди, имеющие такие же профессии. Будут ли они востребованы, как специалисты?
Ответы уч-ся.
Значит, одного ХОЧУ при выборе профессии мало? Нужно спросить себя ещё о чем-то?
Ответы уч-ся
Надо
слово вывесить на доску справа от профессий, ниже таблички «ХОЧУ»
У вас на столах - списки профессий, которые актуальны для нашей республики. Изучите их и выделите те профессии, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности вашего города. Условие: этих профессий должно быть столько, сколько человек в настоящее время живёт в вашем городе. Напишите их на бумаге – они появятся на доске.
Работа в группах. Листочки вывешиваются на средней части доски под названиями городов.
Составьте список требований (характеристику) к будущему специалисту. Какими чертами характера, знаниями, умениями, способностями, физическими и психологическими данными должен обладать будущий специалист.
Работа в группах.
Теперь я предлагаю выбрать одного горожанина, который получит одну из выбранных сейчас вами профессий. (горожане «назначают» соискателей профессий в каждом городе).
Почему именно этот человек, а не кто-то другой?
Ответы уч-ся.
Значит, НУЖНУЮ всем горожанам работу, НЕ МОЖЕТ выполнять каждый ЖЕЛАЮЩИЙ? Вот мы и подошли к третьему вопросу, который необходимо задать себе, выбирая будущую профессию.
МОГУ
вывесить на доску справа от профессий, ниже таблички «НАДО»
Выберите из предложенных вам списков профессию, которую бы вы смогли выполнять (по одной для каждого горожанина) - выбирать всем вместе.
Работа в группах. Листочки вывешиваются на средней части доски под названиями городов
Итак, мы составили список вопросов, которые необходимо себе задать, выбирая профессию. ХОЧУ- НАДО- МОГУ - Вот простая формула, которая поможет вам в выборе профессии. Предлагаю вам проверить её работоспособность: попробуем убрать из формулы одно из слов. Насколько может измениться ситуация, если мы попробуем обойтись без какой-то составляющей ?
Учитель убирает по очереди любой из трёх вопросов и рассуждает вместе с учащимися
Часто бывает, что человек выбирает для своего будущего несколько профессий и не может решить, какой же путь выбрать. В этом случае на помощь могут прийти родители, учителя, люди, работающие в профессии, которую вы выбрали. Можно обратиться к специалистам ЦЗ. Они смогут проконсультировать вас, рассказав о профессиях и путях их получения., их востребованности в современном мире. Наш ЦЗ находится в здании районной администрации. У каждого из вас есть возможность посетить его для консультаций.
Сегодня на уроке мы попробуем определить направление, в котором вам стоит искать свою будущую профессию. Существует большое количество классификаций. Но самая действенная и работоспособная из них предложена академиком Е.А. Климовым. По ней все профессии делятся по разным характеристикам. Одна из них – предмет труда. По предмету труда профессии делятся на пять типов: Ч-Ч, Ч-П, Ч-З, Ч-Т, Ч-Х.О.
Тестирование.
- Заключение.
Что мы узнали сегодня на уроке? Важна ли информация, которую вы сегодня узнали, для вашей будущей жизни? Заставила ли она задуматься о выборе профессии? Нашли в списке актуальных профессий что-то для себя?.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Здоровье и выбор профессии"
Классный час на тему "Здоровье и выбор профессии" поможет ученикам в дальнейшем правильно выбирать профессию....
Методическая разработка классного часа на тему "Выбор профессии"
Данная разработка предназначена для обучающихся 9 классов. Целью этой разработки является познакомить обучающихся с разного рода профессиями и помочь сделать правильный выбор....
Педагогический проект "Организация деятельности интеллектуально одаренных по химии школьников как средство их самоопределения к выбору профессии"
В проекте рассматриваются возможности формирования учебно-познавательных компетенций учащихся в процессе преподавания химии, даются методические рекомендации по организации деятельности од...
Классный час " Здоровье и выбор профессии"
Данный материал поможет подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования, выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать...
Классный час "Условия оптимального выбора профессии"
Классный час «Условия оптимального выбора профессии». Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-9 классов.Обозначена проблема: как сделать правильный выбор будущей профессии?Цель классного часа: поз...
Ситуация выбора профессии
1. Расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, ...
Динамика развития ситуации выбора профессии под влиянием социально-экономических условий развития общества.
Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий,...