ФГОС второго поколения в основной школе: от идей к практике. Поиски. Пути. Решения. Семинар - практикум
презентация к уроку по теме
Опубликовано 02.07.2014 - 8:59 - Унгер Елена Васильевна
С первого сентября 2012 года уже осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений.
План действий по модернизации общего образования «Наша новая школа» на 2011 - 2015 годы УТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.
Образовательные стандарты должны обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных програм:
- начального общего
- основного общего
- среднего (полного) общего
- начального профессионального
- среднего профессионального
- высшего профессионального образования
КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФГОС ООО:
- ориентация на результаты образования;
- объектами итогового контроля и аттестации являются не только предметные результаты, но и, главное, личностные и метапредметные результаты, умение учиться в целом.
( Презентация разбита на 5 частей, т.к. ее вес составляет 18 МБ, а допустимый размер загружаемого файла - 3 МБ)
Скачать:
Подписи к слайдам:
СЕМИНАР
ФГОС второго поколения в основной школе: от идей к практике. Поиски. Пути. Решения.
МБОУ СОШ № 359 декабря 2013 г. Заместитель директора по УВР УНГЕР Е.В.
1. Актуальность введения новых образовательных стандартов на ступени основного общего образования. 2. Основные требования и особенности введения ФГОС основного общего образования.3. Структура Основной образовательной программы школы на ступени основного общего образования. 4. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.5. Знакомство с линией учебников УМК «Школа 21 века» (издательство «Вентана – Граф»).6. Современный урок в свете внедрения ФГОС ООО. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС ООО. 7. Особенности проектирования урока в условиях перехода на ФГОС ООО.8. Резолюция семинара.
Переход на ФГОС ООО
С первого сентября 2012 года уже осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учрежденийПлан действий по модернизации общего образования «Наша новая школа» на 2011 - 2015 годыУТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009года №15785) с изменениями (Приказы от 26 ноября 2010 г. № 1241 , от 22 сентября 2011 г. № 2357).2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).3. ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480).
Приобщить членов педагогического коллектива к анализу своей педагогической деятельности при введении ФГОС ООО. Определить перспективы развития образования как системы, ориентированной на новые образовательные и воспитательные результаты. Выделить особенности урока с позиции реализации системно-деятельностного подхода. Актуализировать знания об основных видах УУД.Составить карту урока в технологии деятельностного метода (технологическая карта). Совершенствовавать уровень квалификации педагогов в области проектирования современного урока.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Реализация национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» ОПРЕДЕЛЯЕТ: ЗАДАЧИ И СТРУКТУРУ СТАНДАРТОВ
Образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации;преемственность основных образовательных программ: начального общегоосновного общегосреднего (полного) общегоначального профессиональногосреднего профессионального высшего профессионального образования
*
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие
Федеральныйгосударственныйобразовательный стандарт начального общего образования
Федеральныйгосударственныйобразовательный стандарт основного общего образования
преемственностьразвитие
ФГОС НОО И ФГОС ООО - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
Цель НОО
Цель ООО
учить ученика учиться
учить ученика учиться в общении
КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФГОС ООО
ориентация на результаты образованияобъектами итогового контроля и аттестации являются не только предметные результаты, но и, главное, личностные и метапредметные результаты, умение учится в целом
ОСОБЕННОСТИ ФГОС ООО
Портрет выпускника как личностный ориентир
Требования к результатам освоения ООП
Ведущие принципы – это принципы развития и преемственности
Требования к структуре ООП
Требованияк структуреООП
Требованияк результатамосвоения ООП
Ожидаемыерезультатыдеятельностисистемыобразования
Организационныеи педагогическиеусловия деятельности системыобразования
Требованияк условиям реализации ООП
Ресурсы: кадры, информация,материальная база,финансы
Новый стандарт – три системы требований
общественный договор
ориентация на результат
системно-деятельностный подход
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОООЦели реализации программы:обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
ЗАДАЧИ ООП ООО
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
СТРУКТУРА ООП ООО
1. Целевой раздел:Пояснительная запискаПланируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО. 2. Содержательный раздел:Программа развития УУДПрограммы отдельных учебных предметовПрограмма воспитания и социализации обучающихся на ступени ОООПрограмма коррекционной работы. 3. Организационный раздел:Базисный учебный планСистема условий реализации ООП.
Требования к структуре ООП
Структура основной образовательной программыНачальное,основное и среднее (полное) общее образование
План внеурочнойдеятельности
Учебный план Условия реализации ООП
Целевой раздел
ОрганизационныйразделУчебный план
Содержательный раздел
Пояснительная записка
Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности
Планируемые результаты
Система оценки
Программы учебных предметов, курсов
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность, профориентацию, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни , экологической культуры
Программа работы с обучающимися с ОВЗ, инвалидами
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ООП ООО
это система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу ООП
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
Результаты освоенияне учебных предметов, но ВСЕГО КОМПЛЕКСА ООП
Личностностные
Метапредметные
Предметные
Не оцениваются,а только фиксируются
Оцениваются
Подписи к слайдам:
СЕМИНАР
ФГОС второго поколения в основной школе: от идей к практике. Поиски. Пути. Решения.
МБОУ СОШ № 359 декабря 2013 г. Заместитель директора по УВР УНГЕР Е.В.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие
Как учить?Обновлениеметодики
Чемуучить?Изменение содержания
Зачем учить?Ценности образования
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
в центре учебно-воспитательного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность;роль учителя иная, чем при традиционном обучении (изменения в технологиях и подходах обучения);ответственность за успех учебной деятельности ученики в большей степени берут на себя;главная цель обучения- развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы выпускник был способен к самостоятельному мышлению, к самореализации
Системно-деятельностный подход
ценностные ориентиры содержания образования;характеристики УУД и типовые задачи их формирования;преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.
Программа формирования УУД включает в себя:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться
и в более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося
Личностные результаты
Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные УУД
Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические
Коммуникативные УУД
Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией
Предметные результаты
Определены с учетом содержания учебных предметов
Планируемые результаты
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого)
Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого)
Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослого
Учебное сотрудничество как основа совместных действий
Продуктивное сотрудничество как основа совместных действий
Ресурсное сотрудничество как основа совместных действий
Поиск информации как основа информационной компетентности
Организация работы с информацией как основа информационной компетентности(ИК)
Управление потоками информации как основа ИК
НА СТУПЕНИ ООО ОБРАЗОВАНИЯ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
учебных программ по всем предметам; четырех междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Уровневая дифференциацияБазовый уровеньПовышенный уровеньВысокий уровеньПониженный уровеньНизкий уровень
Примерный учебный план ООО
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками ОП (внеурочная деятельность)
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками ОП (внеурочная деятельность)
Увеличение учебных часов
Введение учебных курсов
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность
Экскурсии
Кружки, секции
Диспуты
Школьные научные общества
Внеурочная деятельность
Формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РЕГУЛЯТИВНЫЕумениеорганизовыватьсвои дела:ставить цель,планировать, получать и оценивать результат
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕумение добывать,преобразовывать и представлять информацию
ЛИЧНОСТНЫЕумение оцениватьсвои и чужие поступки,стремление к созидательной деятельности
КОММУНИКАТИВНЫЕумение донести своюпозицию, понять других, договориться, чтобы сделатьчто-то сообща
*
Предметные результаты знания умения,навыкиопыт творческой деятельности
Метапредметные результаты способы действий,применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность
ФГОС (2009-10): НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважает ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважает других людей, готов сотрудничать. Способен принимать самостоятельные решения
Основная школалюбящий свой край, Родину, знающий свой язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традицииосознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества, многонационального российского народаактивно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчестваумеющий учиться, осознающий важность образования, способный применять знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок,, осознающий свои обязанности перед семьей, обществомуважающий других людей; умеющий вести диалог, сотрудничать для достижения общих результатовосознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизниориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Начальная школалюбящий свой народ, свой край и свою Родинууважающий и принимающий ценности семьи и обществалюбознательный, активно познающий мирвладеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельностиготовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед обществомдоброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнениевыполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
ПортреПортрет выпускника
МИССИЯ ШКОЛЫ – ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ:
высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального и поликультурного состава российского общества
*
Школа 1908-2008Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет)«Картина мира»Подготовка к выбору профессии
Школа 2020Умение работать с большими объектами информацииКоммуникативные компетенцииКоммуникабельностьКреативностьСпособность переобучаться
Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий,интернет, социальная самоорганизация
ФГОС ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА
НОО
ООО
1. обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками 2. сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
1. обеспечивать личностное самоопределение учащихся: - формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, 2. профессиональный выбор, 3. выявление творческих способностей учащихся, 4. развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС НОО И ООО?
Содержание обучения учащихсяНОО - формирование ИКТ- компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов ООО - владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет
ЧТО МЕНЯЕТСЯ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС НОО И ООО?
Результаты обучения учащихся Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы НОО и ООО:метапредметные - овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться (УУД); личностные - свойства и качества выпускника на каждой ступени общего образования, готовность и способность обучающихся к саморазвитию;предметные - освоение обучающимися учебного предмета, преобразование и применение учебных знаний.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС НОО И ООО?
Деятельность учителя Современный учитель – Учитель профессионал -- демонстрирует универсальные и предметные способы действий - инициирует пробные действия детей - консультирует, корректирует действия - ищет способы включить в работу каждого
Подписи к слайдам:
В ЧЕМ ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ, КАК УВИДЕТЬ, ЧТО УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАЧАЛИ ПЕРЕСТРАИВАТЬ СВОЮ РАБОТУ?
На уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами. Знание дается не в готовом виде, а ребенок под руководством учителя конструирует свое знание.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями Стандарта, «основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованиемспособов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий»
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система оценки предметных результатов предполагает «выделение базового уровня достижений как точки отсчета» при построении системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. Достижение базового уровня соответствует отметке «удовлетворительно» или «зачтено». Уровни, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов - оценка «хорошо»; высокий уровень - оценка «отлично».
Системно -деятельностный подход -это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне:было: я выучил и поэтому знаю;стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.
КАК БУДУТ УЧИТЬСЯ НАШИ ДЕТИ?
«Не так, как учились мы!»Образовательная система «Школа 21 века»
Чтобы в современной жизни быть успешным, выпускник должен научиться
ставить цель и добиваться ее общаться адаптироваться к ситуации
ориентироваться в мире самостоятельно добывать и применять знания
заботиться о других, быть нравственным человеком сохранить здоровье
ДАТЬ ХОРОШИЕ, ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ!
Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось…
Но нам после школы приходилось часто слышать: «Забудьте то, чему вас учили в школе!» «Школа учит не тому, что нужно в жизни!» В ответ мы говорили:
«А этого мы не проходили...»
В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 21 ВЕКА»
Научная идея, цель (ЗАЧЕМ?)
Помочь каждому стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком.
Комплект учебников (ЧТО?)
Технологии работы (КАК?)
Все предметы с 1-го по 11-й класс
Взаимодействие: 200 авторов + 10 000 учителей
+ 20 000 школ + ученики и родители 85 регионов России
Так учили нас
Так будут учиться наши дети
Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы!
Текст нужно понять и уметь использовать!
1.Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал».2.Учитель объявляет новую тему.3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).4.Учитель проверяет, как поняли «повтори!»).
1.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 2.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).4.Ученики делают вывод по теме.
Так учили нас
Так будут учиться наши дети
Не требуйте, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике!
Нужно учиться выбирать главное и интересное!
«Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки».
Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора.
МИНИ
МАКС
На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике.
Так учили нас
Так будут учиться наши дети
Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!»
Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения.
В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения.
Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов.
Так учили нас
Так будут учиться наши дети
Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам.
Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным.
«Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься».
Домашнее задание – это способ развития самостоятельности.
Так учили нас
Не судите об успехах ребенка по одним отметкам.
Поддержите любой успех ребенка, его продвижение к лучшему.
Об успехах ребенка судят по отметкам, которые поставил учитель. Все делятся на отличников, хорошистов, троечников и двоечников.
Оценка может быть и без отметки (без «5»,«4»,«3»,«2»)!Дети будут оценивать себя сами!Каждый может быть лучшим в чем-то своем!
Так будут учиться наши дети
ЧТО ЖЕ ОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ?
Век, в котором мы живем
Бесконечность
Живем в настоящем, готовя будущее!
Школа 21
∞
*
Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма)Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности
ФГОС провозглашает новые развивающие цели, но КАК их достичь?
Принцип минимаксаДеятельностный характер: - в структуру параграфов заложены технологии проблемного обучения;в методический аппарат учебников и пособий – разноуровневые продуктивные задания, проектные и исследовательские задачи.
Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена»
МИНИспрашиваем
МАКСпредлагаем
Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в свою зону ближайшего развития
Каждый может найти в теме то, что интересует лично его: индивидуальная образовательная траектория
Контрольные работы
цель
Методи-ческий аппарат
Подача матери-ала (текст)
СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Передача знаний
Объяснить все так, чтобы ученик понял и запомнил
Основа: репродуктивные задания – повторение и запоминание важных, но чужих мыслей
Традиционный учебник
Учебник нового поколения
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Развитие умений, способов действий, личностных качеств
Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками
Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Активные технологии: ученик и учитель – партнеры в деятельности
Новая развивающая цель
Диагностичность
Технологичность
Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала Технология продуктивного чтения: чтение и понимание текстовПроектная технология (компетентностные/исследовательские задачи): модели реальных жизненных ситуаций с предметным содержанием
КРИТЕРИИ ВЫБОРА УМК
содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным; содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер; учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся; учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.
На уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами. Знание дается не в готовом виде, а ребенок под руководством учителя конструирует свое знание.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями Стандарта, «основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованиемспособов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий»
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система оценки предметных результатов предполагает «выделение базового уровня достижений как точки отсчета» при построении системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. Достижение базового уровня соответствует отметке «удовлетворительно» или «зачтено». Уровни, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов - оценка «хорошо»; высокий уровень - оценка «отлично».
Системно -деятельностный подход -это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне:было: я выучил и поэтому знаю;стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.
КАК БУДУТ УЧИТЬСЯ НАШИ ДЕТИ?
«Не так, как учились мы!»Образовательная система «Школа 21 века»
Чтобы в современной жизни быть успешным, выпускник должен научиться
ставить цель и добиваться ее общаться адаптироваться к ситуации
ориентироваться в мире самостоятельно добывать и применять знания
заботиться о других, быть нравственным человеком сохранить здоровье
ДАТЬ ХОРОШИЕ, ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ!
Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось…
Но нам после школы приходилось часто слышать: «Забудьте то, чему вас учили в школе!» «Школа учит не тому, что нужно в жизни!» В ответ мы говорили:
«А этого мы не проходили...»
В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 21 ВЕКА»
Научная идея, цель (ЗАЧЕМ?)
Помочь каждому стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком.
Комплект учебников (ЧТО?)
Технологии работы (КАК?)
Все предметы с 1-го по 11-й класс
Взаимодействие: 200 авторов + 10 000 учителей
+ 20 000 школ + ученики и родители 85 регионов России
Так учили нас
Так будут учиться наши дети
Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы!
Текст нужно понять и уметь использовать!
1.Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал».2.Учитель объявляет новую тему.3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).4.Учитель проверяет, как поняли «повтори!»).
1.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 2.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).4.Ученики делают вывод по теме.
Так учили нас
Так будут учиться наши дети
Не требуйте, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике!
Нужно учиться выбирать главное и интересное!
«Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки».
Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора.
МИНИ
МАКС
На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике.
Так учили нас
Так будут учиться наши дети
Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!»
Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения.
В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения.
Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов.
Так учили нас
Так будут учиться наши дети
Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам.
Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным.
«Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься».
Домашнее задание – это способ развития самостоятельности.
Так учили нас
Не судите об успехах ребенка по одним отметкам.
Поддержите любой успех ребенка, его продвижение к лучшему.
Об успехах ребенка судят по отметкам, которые поставил учитель. Все делятся на отличников, хорошистов, троечников и двоечников.
Оценка может быть и без отметки (без «5»,«4»,«3»,«2»)!Дети будут оценивать себя сами!Каждый может быть лучшим в чем-то своем!
Так будут учиться наши дети
ЧТО ЖЕ ОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ?
Век, в котором мы живем
Бесконечность
Живем в настоящем, готовя будущее!
Школа 21
∞
*
Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма)Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности
ФГОС провозглашает новые развивающие цели, но КАК их достичь?
Принцип минимаксаДеятельностный характер: - в структуру параграфов заложены технологии проблемного обучения;в методический аппарат учебников и пособий – разноуровневые продуктивные задания, проектные и исследовательские задачи.
Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена»
МИНИспрашиваем
МАКСпредлагаем
Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в свою зону ближайшего развития
Каждый может найти в теме то, что интересует лично его: индивидуальная образовательная траектория
Контрольные работы
цель
Методи-ческий аппарат
Подача матери-ала (текст)
СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Передача знаний
Объяснить все так, чтобы ученик понял и запомнил
Основа: репродуктивные задания – повторение и запоминание важных, но чужих мыслей
Традиционный учебник
Учебник нового поколения
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Развитие умений, способов действий, личностных качеств
Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками
Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Активные технологии: ученик и учитель – партнеры в деятельности
Новая развивающая цель
Диагностичность
Технологичность
Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала Технология продуктивного чтения: чтение и понимание текстовПроектная технология (компетентностные/исследовательские задачи): модели реальных жизненных ситуаций с предметным содержанием
КРИТЕРИИ ВЫБОРА УМК
содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным; содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер; учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся; учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.
Подписи к слайдам:
СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ НОО И ООО ОБРАЗОВАНИЯ«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» «АЛГОРИТМ УСПЕХА» КАК РЕСУРС РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» СВЯЗАНО С ИЗМЕНЕНИЕМ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:ОТ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ К РАЗВИТИЮЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
представляет собой целостную информационно-образовательную среду школы, построенную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, направленных на реализацию требований ФГОС
Система учебников «Алгоритм успеха»
СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «АЛГОРИТМ УСПЕХА»
Программа (линия УМК) «ТРОПИНКИ»от 3 до 7 лет
Программа (линия УМК)«Предшкольная пора» для 5 – 6 лет
Линии УМК «Начальная школа XXI века»
Линии УМК по лит.чтению, математике и технологии
НОО1 – 4 классы
ООО и С(П)ОО5 – 9 классы, 10 – 11 классы
Линии УМК по всем предметам
ЛИНИИ ПРЕЕМСТВЕННЫХ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НОО 1 – 4 классы
ООО 5 – 9 классы
С(П)ОО 10 – 11 классы
Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
под ред. А.Д. Шмелёва
И.В. Гусарова
Базовый и углубленный уровни
Русский язык и литература.Русский язык
Иванов С.В. и др.
ЛИНИИ ПРЕЕМСТВЕННЫХ УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НОО 1 – 4 классы
ООО 5 – 9 классы
С(П)ОО 10 – 11 классы
Л.А. Ефросинина
под ред. Б.А. Ланина
Базовый и углубленный уровни
под ред. Н.Ф. Виноградовой
под ред. Б.А. Ланина
Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др.
Русский язык и литература. Литература
*
УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕД. А.Д.ШМЕЛЁВА
В комплекте с учебником предлагаются: аудиоприложение на компакт-диске(аудиотексты, диктанты); органайзер для учителя (примерные рабочие программы, контрольные работы (диктанты, тесты), тексты для изложений, алгоритмы сочинений, конспекты уроков, авторские статьи); приложение:(учебные словари (орфографический, орфоэпический, толковый), учебные инструкции, проектные задания).
УМК «Литература»под ред. Б.А.Ланина, доктора филологических наук, профессора, заведующего лабораторией литературного образования ИСМО РАО
УЧЕБНИК КАК ПУТЬ В БУДУЩЕЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ К.Ф.Н., ПРОФЕССОРА Г.В. МОСКВИНА
Если всякое познание – процесс творческий, то постижение художественного текста - высшее проявление творчества.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» СВЯЗАНО С ИЗМЕНЕНИЕМ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:ОТ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ К РАЗВИТИЮЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
представляет собой целостную информационно-образовательную среду школы, построенную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, направленных на реализацию требований ФГОС
Система учебников «Алгоритм успеха»
СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «АЛГОРИТМ УСПЕХА»
Программа (линия УМК) «ТРОПИНКИ»от 3 до 7 лет
Программа (линия УМК)«Предшкольная пора» для 5 – 6 лет
Линии УМК «Начальная школа XXI века»
Линии УМК по лит.чтению, математике и технологии
НОО1 – 4 классы
ООО и С(П)ОО5 – 9 классы, 10 – 11 классы
Линии УМК по всем предметам
ЛИНИИ ПРЕЕМСТВЕННЫХ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НОО 1 – 4 классы
ООО 5 – 9 классы
С(П)ОО 10 – 11 классы
Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
под ред. А.Д. Шмелёва
И.В. Гусарова
Базовый и углубленный уровни
Русский язык и литература.Русский язык
Иванов С.В. и др.
ЛИНИИ ПРЕЕМСТВЕННЫХ УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НОО 1 – 4 классы
ООО 5 – 9 классы
С(П)ОО 10 – 11 классы
Л.А. Ефросинина
под ред. Б.А. Ланина
Базовый и углубленный уровни
под ред. Н.Ф. Виноградовой
под ред. Б.А. Ланина
Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др.
Русский язык и литература. Литература
*
УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕД. А.Д.ШМЕЛЁВА
В комплекте с учебником предлагаются: аудиоприложение на компакт-диске(аудиотексты, диктанты); органайзер для учителя (примерные рабочие программы, контрольные работы (диктанты, тесты), тексты для изложений, алгоритмы сочинений, конспекты уроков, авторские статьи); приложение:(учебные словари (орфографический, орфоэпический, толковый), учебные инструкции, проектные задания).
УМК «Литература»под ред. Б.А.Ланина, доктора филологических наук, профессора, заведующего лабораторией литературного образования ИСМО РАО
УЧЕБНИК КАК ПУТЬ В БУДУЩЕЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ К.Ф.Н., ПРОФЕССОРА Г.В. МОСКВИНА
Если всякое познание – процесс творческий, то постижение художественного текста - высшее проявление творчества.
Подписи к слайдам:
СЕМИНАР
ФГОС второго поколения в основной школе: от идей к практике. Поиски. Пути. Решения.
МБОУ СОШ № 359 декабря 2013 г. Заместитель директора по УВР УНГЕР Е.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции. В.А.Сухомлинский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. “Это полезно знать”Технологическая карта урока – обобщеннографическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
По каким бы стандартам ни учился ребенок,наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив и успешен в учебе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения - учебника
НЕОБХОДИМОСТЬ КАРТЫ, ФИКСИРУЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
дифференциация требованийк уровню освоенияявное выделениебазового и повышенных уровней
БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
Формирование УУДВиды УУДЛичностныеРегулятивныеКоммуникативныеПознавательные
ОБЩИЙ ВИД ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ УУДПРЕДМЕТ____________________________________________________________КЛАСС_______________________________________________________________АВТОР УМК__________________________________________________________ТЕМА УРОКА___________________________________________________________ТИП УРОКА____________________________________________________________
s/downrev.xmlPK у ќ р ’;rВ р Г яяяя рШ р ` Ј р<