РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС «ПЯТЬДЕСЯТ ЛУЧШИХ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» НОМИНАЦИЯ «ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Нафикова Резида Зуфаровна

Обучающиеся и учителя-предметники национальных школ испытывают трудности при подготовке к республиканским олимпиадам по русскому языку и литературе, так как не хватает учебных пособий и практического материала. Обучающиеся национальных школ ежегодно принимают участие в республиканских олимпиадах и показывают хорошие результаты. Мы решили добавить в копилку практический материал в виде вариантов олимпиадных заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_50_innovatsionnyh_idey.docx60.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 – Центр национального образования»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС

«ПЯТЬДЕСЯТ ЛУЧШИХ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ ДЛЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

НОМИНАЦИЯ

«ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

«Разработка вариантов  для Республиканских олимпиад по русскому языку и литературе».

                                        Работу выполнили:

учитель русского языка и литературы

                                                                   Прокопьева Лариса Александровна

учитель русского языка и литературы

                                                        Нафикова Резида Зуфаровна

Елабуга, 2021

АНКЕТА-ЗАЯВКА УЧАСТНИКА КОНКУРСА

«Пятьдесят инновационных идей для Республики Татарстан»

в номинации «Инновации в образовании»

1. Название проекта: Разработка вариантов для Республиканских олимпиад по русскому языку и литературе.

2. Ф.И.О., место работы и должность заявителя: Прокопьева Лариса Александровна, МБОУ «Гимназия №1 – Центр национального образования Елабужского муниципального района Республики Татарстан», учитель русского языка и литературы.

3. Контактная информация (телефон, e-mail): 8-919-680-9013,  didol-77@mail.ru

4. Информация об иных лицах – соавторах проекта: Нафикова Резида Зуфаровна, МБОУ «Гимназия №1 – Центр национального образования Елабужского муниципального района Республики Татарстан»,  учитель русского языка и литературы

5. Сведения о наличии публикаций по проекту в международных журналах с индексом цитирования в системе Scopus, Web of Science, патентов (если таковые имеются): -

6. Направление: школьное образование

7. Краткая аннотация проекта:

        Обучающиеся и учителя-предметники национальных школ испытывают трудности при подготовке к республиканским олимпиадам по русскому языку и литературе, так как не хватает учебных пособий и практического материала. Обучающиеся национальных школ ежегодно принимают участие в республиканских олимпиадах и показывают хорошие результаты. Мы решили добавить в копилку практический материал в виде вариантов олимпиадных заданий. Данный проект предусматривает создание образовательной среды: обучающая среда.

8. Актуальность проекта:

        Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, муниципальном районе, республике. Победа учащегося на Олимпиадах федерального уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы путём добавления дополнительных баллов и считается важным фактором определения степени готовности школьников к профильному или углубленному изучению предметов.

                 Организация работы по подготовке учащихся  к участию  в олимпиадах  различного уровня  остаётся  наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из важнейших показателей результативности творческой работы учителя и обучающихся.

9. Описание проекта:

Цель проекта:

Реализация творческого и интеллектуального потенциала  одарённых детей  в процессе подготовки к олимпиаде по русскому языку и по литературе.

Задачи проекта:

1. Изучить научную, педагогическую  литературу, посвящённую проблемам одарённости, олимпиадному движению.

2. Сделать анализ дидактического материала по подготовке к олимпиадам и возможностей УМК.

3.  Сформировать  банк олимпиадных заданий.

4. Диагностировать интересы, способности и уровень знаний в предметной области.

5. Организовать  в рамках урочной и внеурочной деятельности подготовку к олимпиаде по русскому языку и по литературе.

 Целевая группа проекта: учащиеся 7-11 классов

 Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

                 В основе проекта лежит идея непрерывного, системного подхода к реализации творческого и интеллектуального потенциала  одарённых детей  в процессе подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературе. Прежде всего, необходимо помнить о том, что главная цель учителя – словесника – формирование лингвистической компетенции обучающихся, в том числе одарённых и имеющих высокий познавательный потенциал. Подготовка к олимпиаде – лишь один из путей  достижения этой цели.

               Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 5 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка, по литературе – литературные направления и жанры, изобразительно-вы разительные средства, способы стихосложения, формы создания сочинения. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку обучающихся.

10. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Изучена научная литература, посвящённая проблемам одарённости, олимпиадному движению.

2. Сделан анализ дидактического материала по подготовке к олимпиадам и возможностей УМК.

3. Сформирован  банк олимпиадных и творческих заданий по русскому языку и по литературе для учащихся  7-11 классов.

4. Проведена диагностика интересов, способностей и уровня знаний в предметной области.

5. Сформирована группа учащихся, ориентированных на подготовку к олимпиаде по русскому языку и по литературе.

6. Организован комплекс мероприятий в рамках урочной и внеурочной деятельности для подготовки к олимпиаде по русскому языку и по литературе.

7. Организована итоговая проектная работа учащихся, сделан анализ результатов.

8.  Участники олимпиадной группы результативно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня, реализуя свой творческий и интеллектуальный потенциал.

                Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Пропадает интерес к предмету вследствие отсутствия результата или низкого результата.

Переключить внимание обучающегося на другое на-правление, например, на творческие конкурсы или исследовательскую работу, где он может добиться успеха. Позднее можно вернуться к олимпиадному движению.

Организационные

У обучающегося может не хватать времени на данную предметную область, так как одарённые дети, как правило, задействованы в разных предметах одновременно, вследствие этого понижается результативность.

Скоординировать работу с учителями–предметниками, провести дополнительную диагностику.

                                             

Задание олимпиады по русскому языку для школьников

с родным (нерусским) языком обучения

7 класс

  1. Что вы знаете о таком фонетическом явлении, как аканье? В каких словах аканье возможно: окно, поля, трава, гроза, вода. Свой ответ аргументируйте.

  2. Какое из данных слов не является однокоренными к слову ГОРНЫЙ: гористый, горец,  горелый, пригорок. Свой ответ аргументируйте.

 3. Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля:  быторить, отроковница, лебезить, авоська, бударка, калач, баить.

          4. Подберите фразеологизмы, способные выразить смысл слова «много».

5. Приведите примеры слов с нулевым окончанием. Докажите свою точку зрения.

6. С развитием науки появляются новые слова. Объясните значение современных профессий: маркетолог, копирайтер, актуарий, манимейкер, промоутер, байер.

7. Попробуйте ответить на все «сколько…?».

 1.Сколько звуков в словах  сжечь, сжать,  конь?

2.Сколько твердых согласных звуков в слове чащоба?

3.Сколько  звуков [o] в предложении Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром ? Докажите свою точку зрения.

8 класс

1. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

            2. Какими частями речи являются выделенные слова?

1) Сколько раз я просила его помочь!

2) В окно тихо стукнули: раз, два, три…

3) Как-то раз я уже приходила в этот парк.

4) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.

        3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами

              Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя.

4. Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур (петух), зга(дорога), зеница(зрачок), око(глаз), рожон(заостренный кол). Составьте с одним из них (по вашему выбору) предложение.

5. Прочитайте слова: течь, поток, восток, наутек.
Являются ли эти слова однокоренными? Докажите свою точку зрения.

6. Представьте, что вы оказались в будущем. С развитием науки появляются новые слова. Приведите примеры  к словам нашего времени: маркетолог, копирайтер, актуарий, манимейкер, промоутер, байер.

7. Даны слова: красивее, ситро, хаки, сидя, хотя, ау. Какие слова не имеют окончания? Определите  части речи и дайте объяснения.

9 класс

1. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

            2. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание – ий в словах:

Прохожий, беличий, санаторий, синий, иней, вражий, всякий, давний, девичий, долгий, гений, карий, некий, певчий, линий, рабочий, рыбий, станций, соболий.

3. Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный?

4. Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур (петух), зга (дорога), зеница(зрачок), око(глаз), рожон(заостренный кол). Составьте с одним из них (по вашему выбору) предложение.

5. Что общего у слов: окно, игра, эхо, язык, рама? Найди признак, по которому слово эхо будет лишним. Докажите свою точку зрения.

6. С развитием науки появляются новые слова. Приведите примеры  к словам нашего времени: маркетолог, копирайтер, актуарий, манимейкер, промоутер, байер.

7. Окончание имеет смыслоразличительные функции. Приведите пояснения к примерам: лАгери- лагерЯ

пОясы- поясА

тОны- тонА

кОрпусы- корпусА

10 класс

  1. Найдите «лишнее» слово (с точки зрения фонетики). Объясните свой ответ

Конечно, скучно, нарочно, яичница, булочная.

  1. Произведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов:

Нападающий, удобнее, пароходный, прочитанный, справа

  1. Назовите 5 фразеологических оборотов, которые произошли в быту.
  2. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали ПОСЛЕ. б) РАЗ мы отправились на экскурсию. в) ПОСЛЕ урока дети отправились на прогулку. г) РАЗ назвался груздем, полезай в кузов. д) Мы голосуем ЗА. е) Летчики молча следили ЗА маленьким крестиком истребителя, летевшего МИМО аэродрома. ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошел МИМО.

5. Какие типы устаревших слов вы можете назвать? Как  и для чего они используются в современных текстах? Приведите примеры.

6. Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.

Текст.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы² звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно², почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского², а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных² своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)

В1. Из 2 предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
В2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
В3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
В4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

7. Прочитайте текст Д. С. Лихачёва

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

           Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

           Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.

          И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

 Напишите сочинение-рассуждение на проблему, поднятую автором текста.

Ключи:

1) Конечно, скучно, нарочно, яичница, булочная.

2) Нападающий (переход из одной части речи в другую), удобнее (суфф), пароходный (суфф), прочитанный (суфф), справа(прист-суфф)

3) ни свет ни заря, русский мужик задним умом крепок, цыплят по осени считают, кто старое помянет, тому глаз вон, отложить в долгий ящик….

4) а) Об этом событии студенты узнали ПОСЛЕ (узнали когда? после – наречие)
б) РАЗ мы отправились на экскурсию (отправились когда? раз – в значении однажды – наречие) .
в) ПОСЛЕ урока дети отправились на прогулку (после чего? после уроков – падежный вопрос мы задали с помощью предлога; производный предлог) .
г) РАЗ назвался груздем, полезай в кузов (В значении если – условный союз, присоединяет обстоятельственное придаточное предложение условия к главной части) .
д) Мы голосуем ЗА (предлог за, употреблённый в значении наречия: голосуем как? за) .
е) Лётчики молча следили ЗА маленьким крестиком истребителя, летевшего МИМО аэродрома (сидели за чем? за крестиком; мимо чего? мимо аэродрома – падежные вопросы задали с помощью предлогов; непроизводный и производный предлоги) .
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошел МИМО. (Прошёл куда? где? мимо – наречие)

5) 1. ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий ( армяк, камзол, кафтан) . Историзмы не имеют синонимов в русском языке.
2. АРХАИЗМЫ - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимическими лексическими единицами. Выделяются два типа архаизмов : 1) Лексические архаизмы ( выя, даяние, крамола, дружество, рыбарь, клоб - клуб, пиит - поэт) ; 2) Семантические архаизмы - устаревшие значения существующих в активном словаре слов (значение "зрелище" у слова "позор")

6) 1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.
б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.
в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все, переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной, стороны, высокие, слова, языка,
церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья, бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.
Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.
Окончания имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа, винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.
2. Родственные слова:
 живой, жизнь;
 высоки, высоты;
 выбирая, на выбор;
 может, возможность;
 переходы, восходить
3. Слова, образованные суффиксальным способом:
 жизнь (жить)
 живой (жить)
 обогащаться (обогащать)
 почерпая (почерпать)
 ежеминутно (ежеминутный)
 выбирая (выбирать)
 меткие (метить)
 названья (назвать)
 рассыпанных (рассыпать)
 простоты (простой)
 возможность (возможный)
 имея (иметь)
Слова, образованные приставочным способом:
 никакому (никакой)
 восходить (ходить)
 непонятливейшего (понятливейший)
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
 оттенки (тень)
 беспределен (без предела)
 бесчисленных (без числа)
 наречий (речь)
4. Морфемный разбор:
 пере/ход/ы – приставка/корень/окончание; основа слова – переход;
 еж/е/минут/н/о – корень/соединительная гласная/корень/суффикс/суффикс; основа слова – ежеминутно;
 церков/н/о/-библей/ск/ого – корень/суффикс/соединительная гласная/корень/суффикс/окончание; основа слова – церковно-библейск-;
 бес/числ/енн/ых – приставка/корень/суффикс/окончание; основа слова – бесчисленн-
Словообразовательный разбор:

Переходы  ← переходить

Ежеминутно (cуф) ежеминутный

Церковно(суф)-библейского ← церковный и библейский

(прист)бесчисленных(суф) ← (без) числа

11 класс

  1. Найдите «лишнее» слово (с точки зрения фонетики). Объясните свой ответ

 Косьба, моральный, дождь, банька, мощь, благодарить.

  1. В современной речи встречается немало сокращённых и сложносокращённых слов. Какие их типы вы можете вспомнить? Приведите по одному примеру на каждый из типов.
  2. Какие из фразеологических оборотов являются многозначными? Запишите их значения, используя примеры и толкования: не чуять ног под собой, водить за нос, носить на руках, открывать Америку, изо всех сил, из-под полы
  3. Составьте несколько СПП с одним главным, используя разные союзы(союзные слова): 1) Мне очень нравились прогулки в городском парке… 2)Как хочется радоваться жизни…

5. Какие виды неологизмов существуют? Какие между ними сходства и различия?

6. Прочитайте текст и выполните задания В1-В10.

Текст.

(1)Удивительное это дело – книга! (2) Вот подлинно уж диво дивное. (3) За всю сознательную историю человечества не придумано ничего более поразительного, чем книга. (4) Подумайте сами, друзья. (5) Ведь книга – это самое быстролётное из творений, созданных человеческим умом. (6) Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью. (7) Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. (8) И каждый может насытиться радостью, которую даёт книга. (9) Книжка – это чудесная машина времени. (10) То она перенесёт тебя куда-то в прошлое, то вдруг ты с ней перелетаешь в даль будущего. (11) Умная, хорошая книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик твой сегодня. (12) Хорошая книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой, впуская тебя в новый уголок жизни. (По Л. Кассилю).

В1. Какое из утверждений НЕ соответствует мыслям автора, высказанным в тексте? 1) Ничто не сможет обогнать человеческую мысль. 2) Книга может перенести тебя во времени. 3) Человечество придумало много более поразительного, чем книга. 4) Каждый может испытать радость от книги.

В2. Определите тип речи текста. 1) повествование 2) описание предмета 3) рассуждение 4) повествование с элементами описания

В3. В каком значении использовано слово «неиссякаемый» в предложении 7? 1) непрекращающийся 2) неисчерпаемый 3) бездонный 4) бесконечный

В4. Укажите способ образования слова перелетаешь (предложение 10).

В5. Выпишите из предложений 4-6 причастие.

В6. Какой частью речи является слово «то» в предложении 10, к какому виду оно относится?

В7. Укажите номер предложения, в котором есть обращение.

В8. Дайте полную характеристику предложения № 12 с точки зрения синтаксиса.

В9. Укажите слово без окончания 1) болел 2) садовод 3) напряжённо 4) колюч

В10. В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1) (по) волчьи выл, как (то) 2) (по) нашему дому, (чуть) чуть 3) (во) вторых, (по)немногу 4) читал (по) русски, буд(то)

7. Прочитайте текст Д. С. Лихачёва

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

          Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

          «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т.д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

          Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Напишите сочинение-рассуждение на проблему, поднятую автором текста.

Ключи:

1) Косьба, моральный, дождь, банька, мощь(мягкий знак не влияет на произношение), благодарить

2) МГУ – буквенное сокращение (МГУ встретил (М.р.) студентов), вуз – звуковое сокращение (вуз обеспечил (М.р)) В буквенном сокращении нужно смотреть на главное слово, в каком роде оно будет, в таком роде должен быть глагол-сказуемое, а в звуковом глагол всегда в мужском роде. Завуч- слово образовано путем слияния частей и начальных букв следующих слов:

заведующий (взята часть основы «зав»)

учебной (использована начальная буква «у»)

частью (взята начальная буква «ч»)

3) --не чуять ног под собой – 1. Очень быстро бежать. 2. Очень устать, утомиться от долгой ходьбы и т. п. 3. Сильно радоваться, приходить в восторг от чего-либо;
--носить на руках – 1. Высоко ценить, дорожить кем-либо. 2. Баловать, заискивать перед кем-либо, выполнять все желания, прихоти;
--открывать Америку – 1. Говорить, объявлять о том, что дано известно. 2. Обнаруживать, выявлять что-либо неизвестное.
--изо всех сил – 1. Напрягая всю свою энергию. 2. Очень быстро;
--из-под полы – 1. Скрытно, незаметно, втихомолку (делать что-либо). 2. Тайно и незаконно (продавать, торговать, покупать и т. п.).

5) Слова-неологизмы, как правило, образуются от основ исконно русских или заимствованных с помощью аффиксов несколькими способами:

  • Приставочный — беспартийный, контрреволюция, дебюрократизация
  • Суффиксальный — дилерский, комсомолец, плюралист
  • Приставочно-суффиксальный — по-рыночному, постперестроечный, подшефный
  • Сложение — политтусовка, общежитие
  • Сокращение основ — СМИ, поп-арт

Эти неологизмы в литературе по лингвистике называются лексическими, так как они образуются по определенным моделям или являются заимствованными. 

Вторая группа рассматриваемых языковых единиц — семантические. Это слова из активного запаса, которые получают иное значение и переселяются в категорию новых. Примеры слов-неологизмов данной группы, возникших в разные эпохи: челнок —торговец, закупавший товар в другой стране и продававший на родине; обвал — в отношении национальной валюты. 

Некоторые неологизмы и их значения пережили за столетие несколько изменений, например, диск — в 60-80 годы название грампластинки, после 2000 — компьютерное устройство для записи и хранения файлов. 

Различаются виды неологизмов по стилистической окраске. Нейтральные выполняют только номинативную функцию: пульсар, бифидок, банкомат, агрегатор, браузер. Экспрессивные единицы дают оценочную характеристику. Стилистические неологизмы, примеры слов и их значение: совок — уничижительное именование эпохи СССР, чернуха — фильмы или книги мрачного содержания, ужастики — фильмы ужасов, стрелялки — компьютерные игры, имитирующие войны. 

В зависимости от сферы употребления различаются межстилевые неологизмы — это примеры слов, употребляемых во всех функциональных стилях. От них отличаются ограниченные в употреблении лексемы, например: блокатор, клон — научный стиль; депозитарий, микрофинансовая организация — деловой; ксерить, лайкнуть, зарегить — разговорный.

6) 1 - 3

2 - 3

3 - 2

4 - приставочный

5 - созданных

6 - разделительный союз

7 - 4

8 - повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., осл. обособленными причастием и деепричастием(причастным и деепричастным оборотами)

9 - 3

10 – 1

Задание олимпиады по литературе для школьников

с родным (нерусским) языком обучения

7 класс

  1. Анализ стихотворения.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.                            
Н.Рубцов  1964г

  1. Напишите небольшую статью для словаря литературных терминов «Былина». Приведите примеры.
  2. Определите жанр произведений:

«Недоросль», «Ворона и Лисица», «Каменный цветок», «К Чаадаеву», «Дикий помещик», «Русские женщины», «Хорь и Калиныч», «Светлана», «Парус», «Дубровский».

  1. В каком произведении и кем произносятся следующие фразы? Укажите авторство.
  1. «Я тебя породил, я тебя и убью! ..»
  2. «И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесём,
    И внукам дадим, и от плена спасём
    Навеки!»
  3. «…И холод и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего».
  4. «…Ты так устала, колотя батюшку».
  5. «Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать».

Ключи: 3)комедия Д.Фонвизин, басня И.Крылов, сказ П.Бажов, послание\стих А.Пушкин, сказка М.Салтыков-Щедрин, поэма Н.Некрасв, рассказ И.Тургенев, баллада В.Жуковский, стихотворение М.лермонтов, роман А.Пушкин.

4) «Тарас Бульба» Н. Гоголь, «Мужество» А.Ахматова, «Песнь о вещем Олеге» волхвы А.Пушкин, «Недоросль» Д.Фонвизин Митрофан, «Железная дорога» Н. Некрасов

8 класс.

  1. Анализ стихотворения.

Город спит, окутан мглою,
Чуть мерцают фонари…
Там, далеко за Невою,
Вижу отблески зари.
В этом дальнем отраженьи,
В этих отблесках огня
Притаилось пробужденье
Дней тоскливых для меня.  
                               А.Блок,    1899г.

  1. Напишите небольшую статью для словаря литературных терминов «Классицизм». Приведите примеры.
  2. Определите жанр и автора произведений:

«Шинель», «Премудрый пискарь», «Свинья под Дубом», «Мцыри», «Памятник», «Левша», «Русские женщины», «Людмила», «Белая берёза», «Полтава».

  1. В каком произведении и кем произносятся следующие фразы? Укажите авторство.
  1. «Эту привычку к труду благородную
    Нам бы не худо с тобой перенять…
    Благослови же работу народную
    И научись мужика уважать
  2. «Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…»
  3. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...». 
  4. «Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня»
  5. «Итак, всё кончено, – сказал он сам себе; – еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты».

Ключи: 3)повесть Н.Гоголь, сказка М.Салтыков-Щедрин, басня И.Крылов, поэма М. Лермонтов, стих Г.Державин, повесть Н.Лесков, поэма Н.Некрасов, баллада В. Жуковский, стих С.Есенин, поэма А.Пушкин

4) «Железная дорога» Н.Некрасов, «Хамелеон» А.Чехов, «Легенда о Данко» «Старуха Изергиль» М Горький, «Бедная Лиза» Эраст Н. Карамзин, «Дубровский» А.Пушкин

  1. класс.
  1. Анализ стихотворения.

«Родной язык»

Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи — как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев — нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И всё ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но всё ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, — ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты — Мститель мой, ты — мой Спаситель,
Твой мир — навек моя обитель,
Твой голос — небо надо мной!                                       В.Брюсов,   1911г

  1. Попытайтесь раскрыть своеобразие такой художественной детали, как «фотография» в рассказе В.Астафьева.
  2. Определите жанр и автора произведений:

«Смерть чиновника», «Дикий помещик», «Слон и Моська», «Мцыри», «Властителям и судиям», «Юшка», «Куст сирени», «Иван Сусанин», «Барышня-крестьянка», «Ревизор».

  1. В каком произведении и кем произносятся следующие фразы? Укажите авторство.

1)« Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле..»

      2)« Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и    

            теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа. …»

      3)«Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную

            страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с

            приездом.». 

  1. «Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня»
  2. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда».

Ключи: 3)рассказ А.Чехов, сказка М.Салтыков-Щедрин, басня И.Крылов, поэма М. Лермонтов, стих Г.Державин, рассказ А.Платонов, рассказ А.Куприн, дума К.Рылеев, повесть А.Пушкин, комедия Н.Гоголь

4) «Василий Тёркин» А.Твардовский, «Экспонат №» Б.Васильев, «Алые паруса» А. Грин, «Бедная Лиза» Эраст Н. Карамзин, «Фотография, на которой меня нет» В.Астафьев

  1. класс.
  1. Анализ стихотворения.

Когда душе и торопкой и робкой
Предстанет вдруг событий глубина,
Она бежит виющеюся тропкой,
Но смерти ей тропинка не ясна.
Он, кажется, дичился умиранья
Застенчивостью славной новичка
Иль звука первенца в блистательном собраньи,
Что льется внутрь — в продольный лес смычка,
И льется вспять, еще ленясь и мерясь
То мерой льна, то мерой волокна,
И льется смолкой, сам себе не верясь,
Из ничего, из нити, из темна, —
Лиясь для ласковой, только что снятой маски,
Для пальцев гипсовых, не держащих пера,
Для укрупненных губ, для укрепленной ласки,
Крупнозернистого покоя и добра.                                                
О.Мандельштам,  1934г

  1. Особенности использования мебели в качестве художественной детали в творчестве А.П. Чехова.
  2. Определите жанр и автора произведений:

«Хамелеон», «Медведь на воеводстве», «Стрекоза и Муравей», «Полтава», «Гамлет», «Мцыри», «Фелица», «Каменный цветок», «Станционный смотритель», «Недоросль».

  1. В каком произведении и кем произносятся следующие фразы? Укажите авторство.

1)«…Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут. – А потом, – говорят, – мы его на своем корабле привезем и живого в Петербург доставим. На это он согласился.

      2)« …Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и      теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа …»

      3)«…Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». 

  1. «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…».
  2. «…А если бы я живое увидел, то спросил бы его: зачем он разбойничает? Зачем всех кругом убивает? Разве мы ему чего сделали? Я бы сказал: «Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно…».

Ключи: 3)рассказ А.Чехов, сказка М. Салтыков-Щедрин, басня И.Крылов, поэма А.Пушкин, трагедия У.Шекспир, поэма М.Лермонтов, ода Г.Державин, сказ П.Бажов, повесть А.пушкин, комедия Д.Фонвизин

4) «Левша» Н.Лесков, «Экспонат №» Б.Васильев, «Песня о Соколе» М. Горький, «Медный всадник» А.Пушкин, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкин

  1. класс.
  1. Анализ стихотворения.

«Знаки»

Шумели и текли народы,
Вскипела и прошла волна —
И ветер Славы и Свободы
Вздувал над войском знамена…
И в каждой битве знак особый
Дела героев освещал
И страшным блеском покрывал
Земле не преданные гробы…
Была пора: жесток и горд,
Безумно предводя бойцами,
С железным топотом когорт
Шел Цезарь галльскими полями…
И над потоком желтой мглы
И к облакам взметенной пыли
Полет торжественный кружили
Квирита медные орлы…
И одноок, неукротимо,
Сквозь пыль дорог и сумрак скал,
Шел к золотым воротам Рима
Под рев слоновий Ганнибал…

Текли века потоком гулким,
И новая легла тропа,
Как по парижским переулкам
Впервые ринулась толпа,-
Чтоб, как взволнованная пена,
Сметая золото палат,
Зеленой веткой Демулена
Украсить стогны баррикад…
И вот, возвышенно и юно,
Посланницей высоких благ,-
Взнесла Парижская Коммуна
В деснице нищей красный флаг…

И знак особый выбирая
У всех народов и времен,
Остановились мы, не зная,
Какой из них нам присужден…
Мы не узнали… И над нами
В туманах вспыхнула тогда,
Сияя красными огнями,
Пятиконечная звезда!..
                                             Э.Г. Багрицкий, 1920г.

  1. Какова роль мистического элемента в произведениях русской литературы 19-20 веков? На примере 2-3 произведений.
  2. Определите жанр и автора произведений:

«Silentium!», «Рукавичка», «Квартет», «Медный всадник», «Король Лир», «Демон», «Фелица», «Медной горы хозяйка», «Леди Макбет Мценского уезда», «Allez!».

  1. В каком произведении и кем произносятся следующие фразы? Укажите авторство.

1)«… И вдруг я поперхнулся. Макароны… Действительно, где мать взяла макароны? Сроду их у нас в деревне не бывало, ни за какие шиши их там купить нельзя. Это что же тогда получается?..»

      2)« … Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека   и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его. …»

      3)«… Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и  сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! …». 

  1. «…Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша…»
  2. «…Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

Ключи: 3)стих Ф.Тютчев, рассказ А.Костюнин, басня И.Крылов, поэма А.Пушкин, трагедия У.Шекспир, поэма М.Лермонтов, ода Г.Державин, сказ П.Бажов, повесть Н.Лесков, рассказ А. Куприн

4) «Уроки французского» В.Распутин, А.Платонов «Юшка», «Капитанская дочка» А.Пушкин, «Матрёнин двор» А.Солженицын, «Мастер и Маргарита» М.Булгаков

  1. Текущая стадия реализации проекта:

Проект в стадии реализации

  1. Перспективные цели проекта:

Перспективы проекта:

Предложения по возможному распространению проекта: проект могут использовать преподаватели русского языка и литературы в подготовке к предметным олимпиадам. Подобные задания в рамках урочной и внеурочной деятельности способствуют формированию интеллектуальной деятельности обучающихся.                                           

      Заключение

                      Олимпиада – одна из наиболее массовых форм урочной и внеклассной работы по предмету, позволяющая системно и непрерывно осуществлять проверку знаний по русскому языку и по литературе  в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор школьника, выявить лучшего – победителя олимпиады, помочь подготовить обучающегося к жизни в условиях конкуренции. Совместная работа учителей русского языка и литературы, администрации гимназии, обучающихся и родителей должна быть направлена на выявление, обучение, развитие, стимулирование одаренных детей в масштабах гимназии, района и республики. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении. С окончанием реализации проекта работа с одарёнными детьми не заканчивается. Необходимо и дальше искать оптимальные пути реализации творческого  и интеллектуального потенциала обучающихся.

С условиями проведения Конкурса, изложенными в Положении о Конкурсе, ознакомлены и согласны

Прокопьева Л.А.                                     ________________             _______________

          ФИО                                                  Подпись                                                  Дата

Нафикова Р.З.                                          ________________             _______________

          ФИО                                                  Подпись                                                  Дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании . (Анализ достижений учащихся на основе реализации инновационных идей)

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Разработка урока по английскому языку в 8 классе по УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English” с применением ИКТ и элементов инновационной методики в рамках реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан»

Разработка урока по английскому языку в 8 классе по УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English” с применением ИКТ и элементов инновационной  методики в рамках реализации проек...

Инновационный проект. Номинация «Инновации в воспитании»

В качестве методологического принципа разработки программы выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах национальных подвижных иг...

Конструирование заданий по математической грамотности. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Институт развития образования Республики Татарстан»

quot;Конструирование заданий  по математической грамотности".Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Институт развития обра...

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КОНКУРСА ЛУЧШИХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В сборнике представлены различные планы-конспекты уроков английского языка,  методические  разработки  внеклассных  мероприятий и другие материалы, способствующие формированию пред...