Рабочая программа факултатива "Город мастеров"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Михалёва Наталья Юрьевна

Рабочая программа  составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).

Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов. Извлечение (одобрено решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).

Примерные программы основного общего образования по технологии из вышеуказанного сборника.

При изучении данной дисциплины используется учебник для учащихся образовательных учреждений Технология. Базовый уровень: 5 классы /В.Д. Симоненко, П.С Смородский, А.Т.Тищенко, Н.В.  под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 20112. г.

УМК вспомогательной литературы:

·         Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для девочек /И.П.Арефьев.-М: Школьная пресса, 2005.;

·         Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях «Технология». – Волгоград : Учитель, 2006.;

·         Степанова, Т.Н.Декупаж на уроках технологии /Т.Н. Степанова/ Школа и производство.;

·         Технология 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий:  конспекты занятий /авт. – сост. И.Г.Норенко. Волгоград:Учитель, 2007.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\1234\Рабочий стол\Scan0005.jpg

Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).

Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов. Извлечение (одобрено решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).

Примерные программы основного общего образования по технологии из вышеуказанного сборника.

При изучении данной дисциплины используется учебник для учащихся образовательных учреждений Технология. Базовый уровень: 5 классы /В.Д. Симоненко, П.С Смородский, А.Т.Тищенко, Н.В.  под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 20112. г.

УМК вспомогательной литературы:

  • Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для девочек /И.П.Арефьев.-М: Школьная пресса, 2005.;
  • Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях «Технология». – Волгоград : Учитель, 2006.;
  • Степанова, Т.Н.Декупаж на уроках технологии /Т.Н. Степанова/ Школа и производство.;
  • Технология 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий:  конспекты занятий /авт. – сост. И.Г.Норенко. Волгоград:Учитель, 2007.

Сроки реализации рабочей программы: 1 год.

Количество часов, отведенное на изучение внеурочной деятельности 36 часа в год, 1 час в неделю

Цели и задачи программы.

Цель - формирование у учащихся социально значимых, ценностно-смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

  1. Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  2. Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
  3. Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
  4. Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и выбираемого декора.
  5. Познакомить с различными видами современного хенд мейда.
  6. Развить навыки работы обучающихся с различными материалами и в различных техниках
  7. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
  8. Создавать предметы декоративно-прикладного творчества.
  9.  Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;
  10.  Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а так же социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками
  11. Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Рабочая  программа разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы образовательной области «Технология» для общеобразовательных школ

Количество часов, отведенное на изучение внеурочной деятельности 36 часов в год, 1 час в неделю и состоит из 3-х модулей: «Бумажная фантазия», «Декупаж» и «Декорирование вещей». Составлено учебно-тематическое планирование, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства:  квиллинг, плетение из газетных трубочек, декупаж, вышивка  и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисцин в которой совсем не уделяется внимания современным видам декоративно-прикладного искусства и современным видам хенд-мейда.

Рабочая  программа внеурочнойн деятельности «Город мастеров»,не дублирует, но соотносится со школьной программой «Технология», методами и формами работы в данной образовательной области. Рабочая  программа, является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить обучающихся не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники выше перечисленных видов декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках биологии, химии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей: рисование, математика.

Новизна данной программы заключается в:

  •  использовании новых технологий,
  •  тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,
  •  а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.

Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.

Рабочая программа "Город мастеров" разработана с учётом принципов  обучения:

  • эмоционально положительного отношения учащихся к деятельности – основное условие развития творчества;
  • учет индивидуальных особенностей – одно из главных условий успешного обучения;
  •  последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
  • удовлетворение практических чувств через создание полезных и красивых вещей.

Методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий);  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с обучающимися); эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).

Обучение включает следующие методы и приемы:

Стимулирование и мотивация:

  • Наглядность( иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);
  • Индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс)
  • Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося)
  • Дискуссии ( в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности)
  • Эмоциональность ( яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора)
  • Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок)
  • Предъявление учебных требований
  • Занятия практические и теоретические как сациально - организованные методы обучения.
  • Индивидуальная работа
  • Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах.

Проблемно – поисковый метод:

  • создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков , решений
  • самоконструкция ( индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия)
  • самостоятельная работа
  • экспериментальные занятия по созданию новых идей.
  • Социоконструкция (самостоятельное построение творческого процесса, создание результата)
  • Диалоги, беседы (на философские темы о смысле жизни, о мире, нахождении своего места макро – и микромире и т.д.)

Система критериев и форма контроля

Завершение работы по изготовлению изделий, участие в конкурсах и достижение на выставках. Свободное владение полученными навыками ДПИ и приемами полученных знаний и творческих навыков в различных жизненных ситуациях. Приобретение навыков самоконтроля, самооценки и общения через общение с другими обучающимися.

Предполагаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства и популярные направления современного хенд - мейда.
  • Виды и свойства материалов для прикладного творчества.
  • Уметь стилизовать природные формы.
  • Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  • Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  • Овладеть техническими навыками выполнения лоскутных изделий, вышивки лентами, декупажа, квиллинга, плетения.
  • Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции.
  • Уметь применять полученные знания в комплексе на практике.
  • Знать правила ТБ при работе с инструментами и приспособлениями.

Итогом годовой работы учащихся – является выставка творческих работ обучающихся, конкурс проектов.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.

Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

Особым пунктом в рабочей программе стоит выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Работа с одаренными учащимися в течение всего учебного года:

№ п/ п

Содержание деятельности

Организация индивидуальной работы с учащимися повышенного уровня учебных возможностей

Изучение методической литературы по личностно-ориентированному подходу в преподавании истории.

Продолжать работу по выявлению группы учащихся, заинтересованных предметом.

Совершенствование технологий обучения, повышение качество образования и интереса к истории , используя при проведении уроков игр, викторин, заданий творческого характера

Взаимодействие с классными руководителями и родителями мотивированных учащихся; рекомендации в ходе бесед родителям уч-ся

Организация исследовательской и проектной работы с учащимися

Участие в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Участие в дистанционных проектах и олимпиадах по истории.

Создание учащимися компьютерных презентаций по отдельным темам к урокам истории.

Методы и формы работы с одарёнными детьми

Применение методов творческого характера:

  • проблемные,
  • поисковые,
  • эвристические,
  • исследовательские,
  • проектные

Использование передовых педагогических технологий: 

  • личностно-ориентированное обучение,
  • метод проектов,
  • игровые технологии,
  • технология проблемного обучения.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • проектная деятельность

В рабочей  программе предусматривается  принцип коррекционной направленности, для детей с ОВЗ.Отводится большая роль коррекционного воздействия  изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы работы с детьми ОВЗ:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа;
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация;
  • Практические – упражнения;
  • Методы изложения новых знаний;
  • Методы повторения, закрепления знаний;
  • Методы применения знаний;
  • Методы контроля.
  • Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
  • Комбинированный урок;
  • Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.

Учебно – тематическое планирование.

Название раздела, темы.

Кол-во часов

Форма урока

Ожидаемые результаты

Раздел 1.Бумажная фантазия

11ч

Знать/уметь:

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Беседа

Историю бумажной пластики.. Виды. Плоскостные и объемные композиции

Основные элементы квиллинга. Материалы и инструменты.  Способы изготовления отдельных элементов. Сборка и оформление изделия. Основы квиллинга. Элементы: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы выполнения работ:

  • Звезда из разных элементов
  • Снежинка  из элементов "Изогнутая капля"
  • Птичка из ажурных элементов
  • «Валентинка» из  элементов "Глаз"
  • Букет с красными розами. Элементы "Лист"
  • Шкатулка из разных элементов
  • Весенние первоцветы из разных элементов
  • Зайчики из разных элементов
  • Весенняя поляна из разных элементов
  • Анютины глазки из разных элементов

Журавль из разных элементов и др.

  • Фото-рамка
  • Вешние воды
  • К звездам, вперед!
  • Бабочка.

Первые мотыльки и др.

  • Зелёный виноград
  • Подснежники
  • Гжель
  • Орхидея

Цветы и колосья и др.

2

Квиллинг. 

Комбинированный

3-4

Основы квиллинга. Элементы:

Практикум

5-6

Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору:

Практикум

7-8

Выполнение поделок из элементов плотной катушки

Практикум

9-11

Изготовление поделок из различных изученных элементов по выбору:

Плетение из газетных  трубочек.

10ч

12-13

История появления.

Комбинированный

Знать/уметь

Материалы и инструменты.  Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Простое плетение,Плетение веревочкой

Плетение наклонными рядами

Плетение спиралью.

Свободные формы выполнения работ:

  • Корзинка – круглой формы
  • Шкатулка – прямоугольной формы
  • Корзинка для рукоделия (с игольницей)
  • Органайзер и др

13-

14

Способы плетения из газетных трубочек:

Практикум

15-18

Плетение поделок различными способами (по выбору):

Практикум

20-21

 Покраска изделия  морилкой, покрытие акриловым лаком.

Практикум

Раздел 3. Декупаж

22

Декупаж. Истоки декупажа. Где используется?

Экскурсия с элементами беседы

Знать /уметь

Историю возникновения. Знакомство с материалами. Особенностями декупажа на разных поверхностях. Практическая работа: оформление деревянной досточки для дома. Особенности техники «обратный декупаж» Практическая работа: Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Свободные формы выполнения работ:

Практическая работа: Декоративное ведерко. Работа с трафаретами. Практическая работа: Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака. Декупаж с инкрустацией. Работа различными материалами для оформления.

23-24

Основы работы на стекле.

Практикум

25-26

Основы работы на металле.

Практикум

27-28

Особенности декорирования шкатулок.

Практикум

39-30

Основы работы на керамике.

Раздел 4.Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)-(6 часов)

31-32

Выполнение проекта. Выбор темы.

Организационный этап проекта.

Комбинированный

Знать/уметь:

Выбор темы проектной деятельности.

Организационный этап проекта

Технологический этап проекта. Защита.

Свободные формы выполнения работ:

33

Технологический этап проекта.

Беседа

34

Выполнение технологических операций

Практикум

35-36

Заключительный этап проекта. Защита.

Дискусия

Итого:

36ч

Содержание программы

Раздел 1.Бумажная фантазия –( 11 часов)

Вводное занятие. Правила техники безопасности. История бумажной пластики.

Квиллинг. Бумажная филигрань – квиллинг. История появления квиллинга. Виды. Плоскостные и объемные композиции

Основные элементы квиллинга: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы. Материалы и инструменты.  Способы изготовления отдельных элементов. Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору, из элементов плотной катушки.

Сборка и оформление изделия.

Практические работы (свободный выбор):

  • Звезда из разных элементов
  • Снежинка  из элементов "Изогнутая капля"
  • Птичка из ажурных элементов
  • «Валентинка» из  элементов "Глаз"
  • Букет с красными розами. Элементы "Лист"
  • Шкатулка из разных элементов
  • Весенние первоцветы из разных элементов
  • Зайчики из разных элементов
  • Весенняя поляна из разных элементов
  • Анютины глазки из разных элементов
  • Журавль из разных элементов и др.
  • Фото-рамка
  • Вешние воды
  • К звездам, вперед!
  • Бабочка и др.

Плетение из газетных трубочек – (10 часов)

История появления.  Материалы и инструменты.  Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Технология плетения. Способы плетения из газетных трубочек: простое плетение, плетение веревочкой, плетение наклонными рядами, плетение спиралью. Особенности и рекомендации. Технология окрашивания и оформления работы.

Практические работы (по выбору):

  • Корзинка – круглой формы
  • Шкатулка – прямоугольной формы
  • Корзинка для рукоделия (с игольницей)
  • Органайзер и др.

Декупаж – (9 часов)

Истоки декупажа. Где используется?

Знакомство с материалами. Особенности декупажа на разных поверхностях. Свойства и применение различных лаков, красок, контуров, гелей, грунтов. Правильное приклеивание салфеток классическим способом. Фон губкой. Дымка по краю. Создание эффектов «Картинка внутри».

Основы работы на стекле. Особенности техники «обратный декупаж» Работа с контурами, с декупажной картой Calambour и их свойства и отличия. Оформления края тарелки различными приемами -марморирование, золочение.

Основы работы на металле. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Особенности однокомпонентных кракелюрных составов. Техника отслаивающейся краски ( особенности стиля Шебб-шик).

Создание эффекта кракле характерного для винтажных предметов с помощью двухкомпонентных кракелюрных составов. Особенности декорирования шкатулок. Работа с трафаретами. Виды потертостей и отслоений и методы их получения , работа с битумным  воскaми и ликвидом битума. Основы работы на керамике. Декупаж с инкрустацией. Понятие художественного декупажа и его разновидности. Создание цветной растушевки с помощью акриловых красок и замедлителя для них. Работа различными материалами для оформления. 

Практические работы (по выбору):

  • оформление деревянной досточки для дома
  • Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров
  • Декоративное ведерко
  • Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака.

 

Раздел IV. Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)- 6 часов

Декорирование вещей (Хенд майд). Значимость вещи сделанной своими руками в разное время и разных странах.  Способы декорирования вещей. Материалы и инструменты. Смешанные техники. Выполнение проекта. 

Календарно  – тематическое планирование внеурочной деятельности (факультатив)

« Город мастеров» (36 часов)

 

Название раздела, темы.

Кол-во часов

Форма урока

Примерные сроки изучения  

Фактические сроки изучения

Раздел 1. Бумажная фантазия( 11часов)

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Беседа

2

Квиллинг.

Комбинированный

3-4

Основы квиллинга. Элементы:

Практикум

5-6

Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору:

Практикум

7-8

Выполнение поделок из элементов плотной катушки

Практикум

9-11

Изготовление поделок из различных изученных элементов по выбору:

Раздел II. Плетение из газетных  трубочек. ( 10 часов)

12-13

Бумажная лоза

Комбинированный

13-

14

Способы плетения из газетных трубочек:

Практикум

15-18

Плетение поделок различными способами (по выбору):

Практикум

20-21

 Покраска изделия  морилкой, покрытие акриловым лаком.

Практикум

Раздел 3. Декупаж ( 9 часов)

22

Декупаж. Истоки декупажа. Где используется?

Экскурсия с элементами беседы

23-24

Основы работы на стекле.

Практикум

25-26

Основы работы на металле.

Практикум

27-28

Особенности декорирования шкатулок.

Практикум

39-30

Основы работы на керамике.

Практикум

Раздел 4.Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)-(6 часов)

31-32

Выполнение проекта. Выбор темы.

Организационный этап проекта.

Комбинированный

33

Технологический этап проекта.

Беседа

34

Выполнение технологических операций

Практикум

35-36

Заключительный этап проекта. Защита.

Дискусия

Итого:

36ч

 

   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя и обучающихся:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.
  3. А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010.
  4. Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др.
  5. Чотти Д. “Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия”. М.: АСТ-ПРЕСС. 2004 г. Москва.
  6. Банакина Л. Лоскутное шитье. - М.: АСТ-пресс, 2000
  7. Уильяме М. Шелковая лента. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000
  8. И.Ю. Муханова «Лоскутная живопись». – М.: ОЛМА_ПРЕСС, Образование, 2005. – 64с, ил. – (Золотые страницы рукоделия).
  9. Хильда Стокс. Объемный декупаж. Проекты для начинающих. – М.: АСТ-ПРЕСС., Образование, 2008. – 95с
  10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
  11. Энциклопедии по рукоделию, справочники и другая аналогичная литература.
  12. Журналы по рукоделию
  13. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Город Мастеров

Программа по ручному труду для работы в Детском Оздоровительном Лагере....

Рабочая программа "Город мастеров"

Рабочая программа "Город мастеров" создана для обучения детей младшего школьного возраста различным видам декоративно-прикладного творчества. Предполагает изготовление большого количества несложных из...

Рабочая программа "Чудо-мастера" -тестопластика.

Программа разработана для формирования у младших школьников навыков работы с различными прикладными материалами, способствует развитию мелкой моторики, и художественно-эстетического вкуса....

Рабочая программа кружка "Мастерим своими руками"

Работа в кружке «Мастерим своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также развития мышления детей.Цель программы - создание условий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ  Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...

Рабочая программа "Фабрика мастеров"

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в повышении общего уровня культуры и воспитанности подрастающего поколения, разностороннего развития детей и подростков, пробуждения у них твор...