Рабочая программа факултатива "Город мастеров"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов. Извлечение (одобрено решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).
Примерные программы основного общего образования по технологии из вышеуказанного сборника.
При изучении данной дисциплины используется учебник для учащихся образовательных учреждений Технология. Базовый уровень: 5 классы /В.Д. Симоненко, П.С Смородский, А.Т.Тищенко, Н.В. под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 20112. г.
УМК вспомогательной литературы:
· Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для девочек /И.П.Арефьев.-М: Школьная пресса, 2005.;
· Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях «Технология». – Волгоград : Учитель, 2006.;
· Степанова, Т.Н.Декупаж на уроках технологии /Т.Н. Степанова/ Школа и производство.;
· Технология 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий /авт. – сост. И.Г.Норенко. Волгоград:Учитель, 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа факультатива "Город мастеров" | 281.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов. Извлечение (одобрено решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).
Примерные программы основного общего образования по технологии из вышеуказанного сборника.
При изучении данной дисциплины используется учебник для учащихся образовательных учреждений Технология. Базовый уровень: 5 классы /В.Д. Симоненко, П.С Смородский, А.Т.Тищенко, Н.В. под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 20112. г.
УМК вспомогательной литературы:
- Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для девочек /И.П.Арефьев.-М: Школьная пресса, 2005.;
- Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях «Технология». – Волгоград : Учитель, 2006.;
- Степанова, Т.Н.Декупаж на уроках технологии /Т.Н. Степанова/ Школа и производство.;
- Технология 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий /авт. – сост. И.Г.Норенко. Волгоград:Учитель, 2007.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год.
Количество часов, отведенное на изучение внеурочной деятельности 36 часа в год, 1 час в неделю
Цели и задачи программы.
Цель - формирование у учащихся социально значимых, ценностно-смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
- Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
- Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
- Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
- Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и выбираемого декора.
- Познакомить с различными видами современного хенд мейда.
- Развить навыки работы обучающихся с различными материалами и в различных техниках
- Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
- Создавать предметы декоративно-прикладного творчества.
- Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;
- Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а так же социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками
- Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
Рабочая программа разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы образовательной области «Технология» для общеобразовательных школ
Количество часов, отведенное на изучение внеурочной деятельности 36 часов в год, 1 час в неделю и состоит из 3-х модулей: «Бумажная фантазия», «Декупаж» и «Декорирование вещей». Составлено учебно-тематическое планирование, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: квиллинг, плетение из газетных трубочек, декупаж, вышивка и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисцин в которой совсем не уделяется внимания современным видам декоративно-прикладного искусства и современным видам хенд-мейда.
Рабочая программа внеурочнойн деятельности «Город мастеров»,не дублирует, но соотносится со школьной программой «Технология», методами и формами работы в данной образовательной области. Рабочая программа, является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить обучающихся не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники выше перечисленных видов декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках биологии, химии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей: рисование, математика.
Новизна данной программы заключается в:
- использовании новых технологий,
- тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,
- а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Рабочая программа "Город мастеров" разработана с учётом принципов обучения:
- эмоционально положительного отношения учащихся к деятельности – основное условие развития творчества;
- учет индивидуальных особенностей – одно из главных условий успешного обучения;
- последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
- удовлетворение практических чувств через создание полезных и красивых вещей.
Методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с обучающимися); эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).
Обучение включает следующие методы и приемы:
Стимулирование и мотивация:
- Наглядность( иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);
- Индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс)
- Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося)
- Дискуссии ( в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности)
- Эмоциональность ( яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора)
- Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок)
- Предъявление учебных требований
- Занятия практические и теоретические как сациально - организованные методы обучения.
- Индивидуальная работа
- Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах.
Проблемно – поисковый метод:
- создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков , решений
- самоконструкция ( индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия)
- самостоятельная работа
- экспериментальные занятия по созданию новых идей.
- Социоконструкция (самостоятельное построение творческого процесса, создание результата)
- Диалоги, беседы (на философские темы о смысле жизни, о мире, нахождении своего места макро – и микромире и т.д.)
Система критериев и форма контроля
Завершение работы по изготовлению изделий, участие в конкурсах и достижение на выставках. Свободное владение полученными навыками ДПИ и приемами полученных знаний и творческих навыков в различных жизненных ситуациях. Приобретение навыков самоконтроля, самооценки и общения через общение с другими обучающимися.
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
- Виды декоративно-прикладного искусства и популярные направления современного хенд - мейда.
- Виды и свойства материалов для прикладного творчества.
- Уметь стилизовать природные формы.
- Работать с различными материалами и в разных техниках.
- Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
- Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
- Овладеть техническими навыками выполнения лоскутных изделий, вышивки лентами, декупажа, квиллинга, плетения.
- Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
- Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции.
- Уметь применять полученные знания в комплексе на практике.
- Знать правила ТБ при работе с инструментами и приспособлениями.
Итогом годовой работы учащихся – является выставка творческих работ обучающихся, конкурс проектов.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
Особым пунктом в рабочей программе стоит выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с одаренными учащимися в течение всего учебного года:
№ п/ п | Содержание деятельности |
Организация индивидуальной работы с учащимися повышенного уровня учебных возможностей | |
Изучение методической литературы по личностно-ориентированному подходу в преподавании истории. | |
Продолжать работу по выявлению группы учащихся, заинтересованных предметом. | |
Совершенствование технологий обучения, повышение качество образования и интереса к истории , используя при проведении уроков игр, викторин, заданий творческого характера | |
Взаимодействие с классными руководителями и родителями мотивированных учащихся; рекомендации в ходе бесед родителям уч-ся | |
Организация исследовательской и проектной работы с учащимися | |
Участие в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории. | |
Участие в дистанционных проектах и олимпиадах по истории. | |
Создание учащимися компьютерных презентаций по отдельным темам к урокам истории. |
Методы и формы работы с одарёнными детьми
Применение методов творческого характера:
- проблемные,
- поисковые,
- эвристические,
- исследовательские,
- проектные
Использование передовых педагогических технологий:
- личностно-ориентированное обучение,
- метод проектов,
- игровые технологии,
- технология проблемного обучения.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- проектная деятельность
В рабочей программе предусматривается принцип коррекционной направленности, для детей с ОВЗ.Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы работы с детьми ОВЗ:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа;
- Наглядные - наблюдение, демонстрация;
- Практические – упражнения;
- Методы изложения новых знаний;
- Методы повторения, закрепления знаний;
- Методы применения знаний;
- Методы контроля.
- Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- Комбинированный урок;
- Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.
Учебно – тематическое планирование.
№ | Название раздела, темы. | Кол-во часов | Форма урока | Ожидаемые результаты |
Раздел 1.Бумажная фантазия | 11ч | Знать/уметь: | ||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1ч | Беседа | Историю бумажной пластики.. Виды. Плоскостные и объемные композиции Основные элементы квиллинга. Материалы и инструменты. Способы изготовления отдельных элементов. Сборка и оформление изделия. Основы квиллинга. Элементы: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы выполнения работ:
Журавль из разных элементов и др.
Первые мотыльки и др.
Цветы и колосья и др. |
2 | Квиллинг. | 1ч | Комбинированный | |
3-4 | Основы квиллинга. Элементы: | 2ч | Практикум | |
5-6 | Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору: | 2ч | Практикум | |
7-8 | Выполнение поделок из элементов плотной катушки | 2ч | Практикум | |
9-11 | Изготовление поделок из различных изученных элементов по выбору: | 3ч | ||
Плетение из газетных трубочек. | 10ч | |||
12-13 | История появления. | 2ч | Комбинированный | Знать/уметь Материалы и инструменты. Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Простое плетение,Плетение веревочкой Плетение наклонными рядами Плетение спиралью. Свободные формы выполнения работ:
|
13- 14 | Способы плетения из газетных трубочек: | 2ч | Практикум | |
15-18 | Плетение поделок различными способами (по выбору): | 4ч | Практикум | |
20-21 | Покраска изделия морилкой, покрытие акриловым лаком. | 2ч | Практикум | |
Раздел 3. Декупаж | 9ч | |||
22 | Декупаж. Истоки декупажа. Где используется? | 1ч | Экскурсия с элементами беседы | Знать /уметь Историю возникновения. Знакомство с материалами. Особенностями декупажа на разных поверхностях. Практическая работа: оформление деревянной досточки для дома. Особенности техники «обратный декупаж» Практическая работа: Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Свободные формы выполнения работ: Практическая работа: Декоративное ведерко. Работа с трафаретами. Практическая работа: Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака. Декупаж с инкрустацией. Работа различными материалами для оформления. |
23-24 | Основы работы на стекле. | 2ч | Практикум | |
25-26 | Основы работы на металле. | 2ч | Практикум | |
27-28 | Особенности декорирования шкатулок. | 2ч | Практикум | |
39-30 | Основы работы на керамике. | 2ч | ||
Раздел 4.Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)-(6 часов) | ||||
31-32 | Выполнение проекта. Выбор темы. Организационный этап проекта. | 2ч | Комбинированный | Знать/уметь: Выбор темы проектной деятельности. Организационный этап проекта Технологический этап проекта. Защита. Свободные формы выполнения работ: |
33 | Технологический этап проекта. | 2ч | Беседа | |
34 | Выполнение технологических операций | 2ч | Практикум | |
35-36 | Заключительный этап проекта. Защита. | 2ч | Дискусия | |
Итого: | 36ч |
Содержание программы
Раздел 1.Бумажная фантазия –( 11 часов)
Вводное занятие. Правила техники безопасности. История бумажной пластики.
Квиллинг. Бумажная филигрань – квиллинг. История появления квиллинга. Виды. Плоскостные и объемные композиции
Основные элементы квиллинга: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы. Материалы и инструменты. Способы изготовления отдельных элементов. Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору, из элементов плотной катушки.
Сборка и оформление изделия.
Практические работы (свободный выбор):
- Звезда из разных элементов
- Снежинка из элементов "Изогнутая капля"
- Птичка из ажурных элементов
- «Валентинка» из элементов "Глаз"
- Букет с красными розами. Элементы "Лист"
- Шкатулка из разных элементов
- Весенние первоцветы из разных элементов
- Зайчики из разных элементов
- Весенняя поляна из разных элементов
- Анютины глазки из разных элементов
- Журавль из разных элементов и др.
- Фото-рамка
- Вешние воды
- К звездам, вперед!
- Бабочка и др.
Плетение из газетных трубочек – (10 часов)
История появления. Материалы и инструменты. Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Технология плетения. Способы плетения из газетных трубочек: простое плетение, плетение веревочкой, плетение наклонными рядами, плетение спиралью. Особенности и рекомендации. Технология окрашивания и оформления работы.
Практические работы (по выбору):
- Корзинка – круглой формы
- Шкатулка – прямоугольной формы
- Корзинка для рукоделия (с игольницей)
- Органайзер и др.
Декупаж – (9 часов)
Истоки декупажа. Где используется?
Знакомство с материалами. Особенности декупажа на разных поверхностях. Свойства и применение различных лаков, красок, контуров, гелей, грунтов. Правильное приклеивание салфеток классическим способом. Фон губкой. Дымка по краю. Создание эффектов «Картинка внутри».
Основы работы на стекле. Особенности техники «обратный декупаж» Работа с контурами, с декупажной картой Calambour и их свойства и отличия. Оформления края тарелки различными приемами -марморирование, золочение.
Основы работы на металле. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Особенности однокомпонентных кракелюрных составов. Техника отслаивающейся краски ( особенности стиля Шебб-шик).
Создание эффекта кракле характерного для винтажных предметов с помощью двухкомпонентных кракелюрных составов. Особенности декорирования шкатулок. Работа с трафаретами. Виды потертостей и отслоений и методы их получения , работа с битумным воскaми и ликвидом битума. Основы работы на керамике. Декупаж с инкрустацией. Понятие художественного декупажа и его разновидности. Создание цветной растушевки с помощью акриловых красок и замедлителя для них. Работа различными материалами для оформления.
Практические работы (по выбору):
- оформление деревянной досточки для дома
- Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров
- Декоративное ведерко
- Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака.
Раздел IV. Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)- 6 часов
Декорирование вещей (Хенд майд). Значимость вещи сделанной своими руками в разное время и разных странах. Способы декорирования вещей. Материалы и инструменты. Смешанные техники. Выполнение проекта.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности (факультатив)
« Город мастеров» (36 часов)
№ | Название раздела, темы. | Кол-во часов | Форма урока | Примерные сроки изучения | Фактические сроки изучения | |
Раздел 1. Бумажная фантазия( 11часов) | ||||||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1ч | Беседа | |||
2 | Квиллинг. | 1ч | Комбинированный | |||
3-4 | Основы квиллинга. Элементы: | 2ч | Практикум | |||
5-6 | Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору: | 2ч | Практикум | |||
7-8 | Выполнение поделок из элементов плотной катушки | 2ч | Практикум | |||
9-11 | Изготовление поделок из различных изученных элементов по выбору: | 3ч | ||||
Раздел II. Плетение из газетных трубочек. ( 10 часов) | ||||||
12-13 | Бумажная лоза | 2ч | Комбинированный | |||
13- 14 | Способы плетения из газетных трубочек: | 2ч | Практикум | |||
15-18 | Плетение поделок различными способами (по выбору): | 4ч | Практикум | |||
20-21 | Покраска изделия морилкой, покрытие акриловым лаком. | 2ч | Практикум | |||
Раздел 3. Декупаж ( 9 часов) | ||||||
22 | Декупаж. Истоки декупажа. Где используется? | 1ч | Экскурсия с элементами беседы | |||
23-24 | Основы работы на стекле. | 2ч | Практикум | |||
25-26 | Основы работы на металле. | 2ч | Практикум | |||
27-28 | Особенности декорирования шкатулок. | 2ч | Практикум | |||
39-30 | Основы работы на керамике. | 2ч | Практикум | |||
Раздел 4.Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)-(6 часов) | ||||||
31-32 | Выполнение проекта. Выбор темы. Организационный этап проекта. | 2ч | Комбинированный | |||
33 | Технологический этап проекта. | 2ч | Беседа | |||
34 | Выполнение технологических операций | 2ч | Практикум | |||
35-36 | Заключительный этап проекта. Защита. | 2ч | Дискусия | |||
Итого: | 36ч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя и обучающихся:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.
- А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010.
- Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др.
- Чотти Д. “Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия”. М.: АСТ-ПРЕСС. 2004 г. Москва.
- Банакина Л. Лоскутное шитье. - М.: АСТ-пресс, 2000
- Уильяме М. Шелковая лента. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000
- И.Ю. Муханова «Лоскутная живопись». – М.: ОЛМА_ПРЕСС, Образование, 2005. – 64с, ил. – (Золотые страницы рукоделия).
- Хильда Стокс. Объемный декупаж. Проекты для начинающих. – М.: АСТ-ПРЕСС., Образование, 2008. – 95с
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
- Энциклопедии по рукоделию, справочники и другая аналогичная литература.
- Журналы по рукоделию
- Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Город Мастеров
Программа по ручному труду для работы в Детском Оздоровительном Лагере....
Рабочая программа "Город мастеров"
Рабочая программа "Город мастеров" создана для обучения детей младшего школьного возраста различным видам декоративно-прикладного творчества. Предполагает изготовление большого количества несложных из...
Рабочая программа "Чудо-мастера" -тестопластика.
Программа разработана для формирования у младших школьников навыков работы с различными прикладными материалами, способствует развитию мелкой моторики, и художественно-эстетического вкуса....
Рабочая программа кружка "Мастерим своими руками"
Работа в кружке «Мастерим своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также развития мышления детей.Цель программы - создание условий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...
Рабочая программа "Фабрика мастеров"
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в повышении общего уровня культуры и воспитанности подрастающего поколения, разностороннего развития детей и подростков, пробуждения у них твор...
- Мне нравится (1)