Статья "Целеполагание на уроке технологии"
статья по технологии на тему

Москвина Татьяна Николаевна

В данной статья описываются типы учебных целей на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tselepolaganie_na_uroke_tehnologii.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Москвина Т.Н., учитель технологии

ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Целеполагание на уроке технологии»

Ни у кого не вызывает сомнений, что для человека важно наличие цели жизни. Однако  представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности. Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию.

В модели современного урока каждый участник образовательного процесса принимает участие в постановке замысла и цели: сама деятельность и её результат становятся затем предметом совместной рефлексии.

  • Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.
  • Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъективным и соответствовать планируемому результату.

А.В. Хуторской рекомендует изучать цели учеников и с их учётом формировать цели обучения. Он выделяет следующие группы целей:

  1. Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.
  2. Предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение творческих задач по теме.
  3. Креативные цели – конструирование модели, изготовление изделия.
  4. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками.
  5. Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе.

Цели обучения надо формулировать через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.

Авторы мониторинга качества образования приводят категории и типы обобщённых учебных целей. Рассмотрим их на примере уроков технологии.

Основные категории учебных целей

Примеры обобщённых типов

учебных целей на уроках технологии

  1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта этой категории  - припоминание соответствующих сведений

Ученик знает:

  • Употребляемые термины
  • Конкретные факты
  • Основные понятия
  • Технологию изготовления изделий
  • Технику безопасности

  1. Понимание

Показателем способности понимать значение изученного материала может служить преобразование материала из одной формы в другую перевод с одного языка на другой (например, из словесной формы – в  графическую). В качестве показателя понимания может также служить интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе событий, явлений (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала

Ученик понимает:

  • Правила, факты и принципы

Ученик интерпретирует:

  • Словесный материал
  • Схемы, чертежи, технологические карты
  • Преобразует словесный материал в графическую форму
  • Предположительно оценивает будущие события, последствия из имеющихся данных
  1. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание

Ученик применяет:

  • Понятия, методы в конкретных практических ситуациях проектной деятельности
  1. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.  Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем при понимании и применении, поскольку требуют осознания, как содержания учебного материала,  так и его внутреннего строения.

Ученик анализирует:

  • Факты и следствия вытекающие из них
  • Значимость данных
  • Ошибки и нарушения в технологии  изготовления изделий
  1. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера  с акцентом на создание новых схем и структур

Ученик синтезирует:

  • Знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы в ходе проектной деятельности
  1. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретных целей. Суждения ученика должны основываться на чётких критериях. Критерии могут определяться самим учащимся или задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения по ясно очерченным критериям

Ученик оценивает:

  • Этапы проектной деятельности
  • Качество конкретного изделия
  • Соответствие задуманного изделия и его практического воплощения
  • Стоимость изделия и рентабельность его изготовления
  • Экологическую безопасность работ по изготовлению изделия и самого изделия

ФГОС предлагает нам активное целеполагание по предмету «Технология» в терминах УУД (универсальные учебные действия).

Выпускник научится:

  • Самостоятельно готовить простые кулинарные блюда из различных продуктов, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
  • Изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных, влажно-тепловых и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией.
  • Планировать и выполнять учебные технологические проекты, прорабатывая все этапы проектной деятельности и представлять результаты выполненного проекта.
  • Планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей  с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном  рынке труда.

Литература:

  1. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»)
  2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с., прилож.
  3. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

Урок технологии на тему "Основы технологии малярных работ" в технологии развития проектной культуры учащихся (7 класс)

Данный урок проведён 21.04.2021 г. в лицее №179 Калининского района Санкт-Петербурга в 7 "б" и 7 "в" классах. На этапе освоения нового материала использовалась инновационная образо...