Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
учебно-методический материал

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Задачи:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме обучения детей с нарушениями зрения;
  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей специальной школы;
  • Изучить теоретические основы новой технологии;
  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью;
  • Исследовать результативность применения метода проектов;
  • Использовать метод проектов в учебной деятельности.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Актуальность: «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев.

Анализируя опыт использования метода проектов, можно выделить следующие положительные стороны, указывающие на преимущества применения данного метода в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы для слабовидящих:

1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса детей с нарушениями зрения к предмету «Технология». Это подтверждается следующими фактами:

  • уроки стали проходят более оживленно, ученики с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
  • прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся;
  • у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе.

2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся:

  • немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;
  • для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы.

3. Повышается учебная активность школьников.

4. Обучающиеся участвуют с проектами в городских, республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, выставках и научно-практических конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_pred_gvp.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РС(Я) Республиканская специальная (коррекционная) школа – интернат

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

                                                        Гуляев Василий Петрович,

                                                              учитель технологии

Тема: «Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» 

Новые ориентиры образования XXI в. опираются на концепцию «свободного развития человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность и мобильность будущих специалистов. Подготовка к жизни слепых и включение их в производственные отношения является важнейшей социальной задачей школы, колледжа и вуза. В сложившейся социально-экономической ситуации обучение детей с глубокими нарушениями зрения еще в большей степени требует усиления внимания к тем научно-методическим аспектам тифлопедагогики, которые ориентированы на обеспечение условий для самореализации незрячих в различных сферах жизни.

В процессе трудового обучения слабовидящих детей решаются как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: выработка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливого и бережного отношения к родной природе; формирование трудовых умений и навыков, технических, технологических и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде, применение знаний в трудовой деятельности; расширение и углубление политехнического кругозора и развитие творческих способностей на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук; ознакомление с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к сознательному выбору одной из них.

Кроме общих задач в трудовом обучении слабовидящих детей, решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, конкретизацию представлений, формирование приемов и способов двигательно-пространственной ориентации. Особенности воспитания, формирования представлений, двигательно-пространственной ориентировки слепых и слабовидящих определяют специфику в подборе видов, объектов и средств труда.

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Задачи:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме обучения детей с нарушениями зрения;
  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей специальной школы;
  • Изучить теоретические основы новой технологии;
  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью;
  • Исследовать результативность применения метода проектов;
  • Использовать метод проектов в учебной деятельности.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Актуальность: «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

Теоретические основы технологии учебных проектов

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Практическая основа технологии учебных проектов

- коллективные проекты во внеурочной работе;

- уроки в режиме проектного обучения;

- опытно-экспериментальная работа.

Ожидаемые результаты работы с учащимися

:

  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Ожидаемые результаты работы учителя.

  • Повысить качество преподавания предмета;
  • Разработать и провести и открытые уроки;
  • Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий;
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы;
  • Разработать дидактические материалы, тесты.

Основным вопросом темы самообразования является изучение Интернет-ресурсов в области технологии, разработка методов работы над проектами. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Работа над темой показала, что метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающий, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрированные знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -конкретный результат, готовый к внедрению.

Принципы обучения

1) Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

2) Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.

3) Деятельностный подход. Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

4) Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.

5) Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

6) Принцип уважения к иной точке зрения.

7) Принцип обеспечения ответственности за результат.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ – учебная деятельность. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся –внеурочная деятельность. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Вывод. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Работа по самообразованию:

Наименование мероприятий

Организационно- педагогические мероприятия

Сроки реализации

I. Научно- теоретическая подготовка

1.1

Развитие:

  • Знаний теоретических основ предмета «Технология»
  • Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д.
  • Знаний в области современной компьютерной и иной цифровой техники
  • Знаний методов обучения слабовидящих


*       Обобщение передового педагогического опыта

  • Регулярное чтение периодической печати
  • Регулярное чтение специальной литературы и журналов по предмету «Технология»
  • Прохождение различных курсов повышения квалификации


Регулярно

1.2

Повысить квалификацию как учителя технологии


  • Курсы повышения квалификации


II. Методическая подготовка

2.

Совершенствование:

  • Знаний, педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения слабовидящих детей по предмету
  • Знаний о здоровьесберегающих технологиях
  • Знаний инновационных технологий
  • Знаний об ИКТ
  • Обобщение передового педагогического опыта
  • Посещение открытых уроков коллег
  • Выступления на семинарах учителей технологии
  • Участие в конкурсах

регулярно

III. Психолого- педагогическая подготовка

3.1

Совершенствование:

  • Знаний психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьников с нарушениями зрения
  • Искусства общения, влияния, ораторских качеств

∙       Изучение специальной литературы по психологии

∙       Изучение работы лучших учителей школы, города, республики, страны

регулярно

Использованная литература

  1. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. — с. 39 – 47.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М., 1996.
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.
  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
  5. Газета «Начальная школа» № 10 2006 год,
  6. Журнал «Начальная школа» №4 2005г, №1,2007г

Анализ результативности опыта

Показатели успеваемости учащихся за аттестационный период  

(на основе итоговых оценок)

Учебный год

Предмет

Класс

Успеваемость

(%)

Качество знаний (%)

2014-2015

Технология

5-12

100

100

2015-2016

Технология

5-12

100

100

2016-2017

Технология

5-12

100

100

2017-2018

Технология

5-12

100

100

2018 – 2019

(I полугодие)

Технология

5-12

100

100

        

Результаты учащихся

2015г.- Винокуров Роман, 10 кл.- Благодарственное Письмо за участие в республиканском фестивале творчества детей – инвалидов по зрению «Мир таланта и добра» ЯРООООИ ВОС;

2015г. – Николаев Дьулустаан, 10кл. – Диплом III степени в номинации «Декоративно-прикладное искусство» в республиканском фестивале творчества детей – инвалидов по зрению «Мир таланта и добра» ЯРООООИ ВОС;

                 2016г.- Никифоров Софрон, 9кл – Диплом, V городского фестиваля детских научно-исследовательских, проектных работ по инклюзивному образованию «ТЕРРА»;

2016г.- Никифоров Софрон, 9кл, публикация: «Значение трудовой деятельности плетения из тальника в рыночных условиях». Выпуск подготовлен методической службой МБОУ ДО «Детский (подростковый) центр»;

2017г. – Николаев Дьулустаан, 10 кл. «Корзинки из тальника» на II научно-практической конференции «Юный изобретатель», Диплом I cтепени;

 2018г.- Винокуров Анатолий, 9 класс, диплом в номинации «Золотые руки» городского открытого фестиваля творчества «Талант без границ»;

 2018г.- Григорьев Дьулусхан, 5 класс, диплом III степени в направлении «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство» городского открытого фестиваля творчества «Талант без границ»;

2018г. – Максимов Данил, Софронов Алексей, 9 класс Диплом II степени в VII городском фестивале детских научно-исследовательских, проектных работ по инклюзивному образованию «ТЕРРА»;

2018г. Никифоров Софрон, 9класс, Победитель (1 место) Всероссийского творческого конкурса. Номинация: Декоративно-прикладное творчество. Работа: Плетение из тальника. Солнечный свет;

2018г. Группа «Идея», диплом I степени, проект «Якутская табуретка» в секции «Уус-уран… Искусство. ART» I международного детского инклюзивного SMART- ART фестиваля «Заяви о себе!»

Публикации работ учащихся в сборниках научно-практических конференций и научных журналах:

2016г.- Никифоров Софрон, 9кл, публикация: «Значение трудовой деятельности плетения из тальника в рыночных условиях». Выпуск подготовлен методической службой МБОУ ДО «Детский (подростковый) центр»;

2018г. – Публикация: «Значение трудовой деятельности плетения из тальника в рыночных условиях» статья, в международном сетевом издании «Солнечный свет».

2019г. - Никифоров Софрон, 9кл, публикация: «Значение трудовой деятельности плетения из тальника в рыночных условиях». «Алые паруса» - Проект для одаренных детей социальной сети работников образования nsportal.ru свидетельство о публикации в электронном СМИ от 19.02.2019г.

Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности.

Анализируя опыт использования метода проектов, можно выделить следующие положительные стороны, указывающие на преимущества применения данного метода в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы для слабовидящих:

1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса детей с нарушениями зрения к предмету «Технология». Это подтверждается следующими фактами:

  • уроки стали проходят более оживленно, ученики с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
  • прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся;
  • у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе.

2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся:

  • немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;
  • для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы.

3. Повышается учебная активность школьников.

4. Обучающиеся участвуют с проектами в городских, республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, выставках и научно-практических конференциях.

Личные достижения учителя

2015г. – мастер –класс «Плетение из тальника» в мероприятии педагогов дополнительного образования специальных (коррекционных) школ-интернатов в рамках «Дополнительное образование детей с ОВЗ в условиях сельской и городской школ-интернатов», сертификат;

2016г. - мастер-класс «Плетение из тальника» на научно-практической конференции «На все руки мастер, посвященной 65-летию ГКОУ РС(Я) РС(К) ОШИ 1 вида, сертификат;

2016г. - V городской фестиваль научно-исследовательских, проектных работ по инклюзивному образованию «ТЕРРА», сертификат;

2017г. – мастер-класс «Корзина из тальника», неделя МО художественно- эстетического цикла «Праздник труда в городе Мастеров», сертификат;

2017г. –  распространение опыта «Значение трудовой деятельности плетения из тальника в рыночных условиях» на II научно-практической конференции «Юный изобретатель», сертификат;

2017.г. – Николаев Дьулустаан, поступил Республиканский техникум-интернат социально- медицинской реабилитации, по специальности: столяр.

2018г. – «Совершенствование программы мастерства учителей технологии в свете реализации ФГОС», за выставочные работы детей. Сертификат.

2018г. – VII городской фестиваль детских научно исследовательских, проектных работ по инклюзивному образованию «ТЕРРА», сертификат.

2018г. – участие в художественной выставке-конкурсе «Мир дерева», проведенной в рамках республиканской НПК «Политехническое образование в школе: современное состояние и перспективы развития», Нюрба, сертификат;

2018г. – мастер –класс «Плетение из тальника» Iмеждународного детского инклюзивного SMART- ART фестиваля «Заяви о себе!», сертификат;

2018г. – Мастер –класс «Плетение из тальника» в работе методического семинара на проблемных курсах по теме «Совершенствование программы мастерства учителей технологии в свете реализации ФГОС», справка;

2019г. – публикация «Адаптированная рабочая программа по технологии для 5-9 классов»: http//nsportal.ru/node/3715264, свидетельство о публикации;

2019г. – размещение в социальной сети работников образования своё электронное портфолио: http//nsportal.ru/gulyaev-vasiliy-petrovich, сертификат;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа в рамках курсов на повышение квалификации и курсов переподготовки учителей по теме "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" .

Программа  в  рамках курсов  на  повышение  квалификации  и  курсов  переподготовки. Автор: Зиятдинова  Елена  Альбертовна...

Из инновационного педагогического опыта "Использование современных образовательных технологий при формировании самостоятельной деятельности учащихся"

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. В рамках школьной пр...

Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя английского языка

1. Актуальность и перспективность опыта.    Я работаю над методической проблемой «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  УЧАЩИХСЯ  В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ...

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя физической культуры Сергеевой И.В. МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова «Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры»

Основной моей  целью  педагогической деятельности по реализации федерального закона является сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие физических способностей, внедрение здоровье...

Публичное представление инновационного педагогического опыта Алькановой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск

Публичное представление инновационного педагогического опыта Алькановой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы     МОУ «Лицей № 31» городского округа Сара...

Тема самообразования: «Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность)»

Тема самообразования: «Современные образовательные технологии на уроках технологии  (проектная деятельность)»...