Формирование мотивации трудовой деятельности на уроках технологии.
статья по теме
В статье описаны способы и методы формирования мотивации трудовой деятельности на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_trudovoy_deyatelnosti_na_urokah_tehenrologii.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, члены жюри, участники конкурса. 1 слайд
Однажды на уроке, мне ученица сказала: «Зачем шить, когда можно пойти и купить»!? « Ну, как же, ведь труд облагораживает душу, развивает мышление…. «Купить проще, и думать не надо».
Это наша реальность. А, давайте, вспомним, наше время в школе: мы мыли пол в классах, ОПТ был обязательным, осенью помогали колхозам. Дети с детства знали цену труду, и пусть технология в то время, ещё не оформилась как наука, но мотивация к трудовой деятельности была высокой.
Постепенно жизнь стала меняться. Образовательная область Трудовое обучение утратила интеллектуальную нагрузку. В какой - то момент у детей сформировалось осознание того, что трудиться – то не надо….всё можно купить!
С введением ФГОС изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе и в области «Технология». На портале общественной экспертизы нормативных документов в области образования, 31 января завершилось обсуждение второй версии Концепции образовательной области «Технология», где я приняла непосредственное участие. 2 слайд
Моё мнение, которое совпало с мнением многих коллег, заключается в необходимости увеличения часов отводимых на практическую деятельность. Это увеличение должно быть в инвариативной части БУП, так как в настоящее время, часы распределяются на усмотрение администрации школы.
Становление новой системы технологического образования влечёт за собой ряд существенных изменений в реализации учебного процесса. Задача учителей заключается в формировании ключевых компетентностей
3 слайд
которые дают возможность учащимся применять на практике знания основ наук, осваивать новые принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека.
Считаю, что для решения поставленных задач, самым первостепенным является формирование мотивации трудовой деятельности.
Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по этой проблеме.
4слайд
Что такое мотивация? Это система образуемая мотивами (внутренними личностными переживаниями). 5 слайд
Для того, чтобы учащийся активно включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него.
Когда я впервые знакомлюсь с пятиклассниками, рассказываю им о возможностях, которые даёт изучение технологии, слайд 6 показываю работы, выполненные старшими ребятами. У детей зарождается желание сделать, что – то подобное, или ещё лучше!
За время работы учителем технологии я убедилась, что порой невозможно научить школьника, если он не хочет, по этому на уроках, не принуждаю детей, а использую такие методы и средства, которые пробуждают познавательный интерес учащихся. Например, поиск недостающий информации из жизненного опыта.
Так, на начальном этапе урока «Конструирование швейных изделий» в 6 классе, при актуализации задаю детям вопрос: «Как вы думаете, почему школьная форма, у многих из вас одинаковая, ведь покупали её в разных магазинах?» В ответах детей пошёл анализ информации: и платья бывают одинаковые, хотя шьют разные швеи, значит, шаблоны у похожих вещей одинаковые, а это уже вывод.
(обращение к залу: Кто знает из взрослых с чего начинается платье?)
«Как же изготовить шаблон, чтобы изделие, выполненное по нему, было впору»?...Процесс поиска выхода из затруднительной ситуации запущен: дети в размышляют, о том, что в классе все примерно одинаковые, но кто – то ниже, кто – то выше, значит, чтобы точно узнать, нужно измерить.
Считаю, формулировка вопроса должна побуждать детей, в процессе обдумывания, ставить встречные вопросы, находить межпредметные связи (измерить с помощью метра, как правильно пользоваться измерительным прибором, в каких единицах …)
Активизация познавательной деятельности ученика, т.е. побуждение к целенаправленному обучению, один из приёмов формирования мотивации. С этой целью регулярно обновляю выставочные стенды с поделками. Слайд 7
Знакомлю ребят с работами, которые выполняю сама, слайд 8
это закрепляет интерес к предмету технологии и мотивирует детей создать что - то свое.
Современный урок «Технологии» - это такой урок, на котором ученик является активным участником процесса. Для этого нужна достаточная материальная база при организации и проведении практической деятельности. У каждого ребёнка есть индивидуальная коробка – органайзер, в которой хранятся инструменты материалы и приспособления, он является средством формирования УУД. Ребёнок осознанно собирает необходимые инструменты (сантиметровая лента ему понадобится для снятия мерок, ткань для изготовления фартука…), заранее планирует свою деятельность. Готовность ребёнка к уроку, ещё один фактор, формирования мотивации: «Я готов, значит, нужно это применить».
В формировании мотивов трудовой деятельности значительную роль играют оценка, в том числе и одобрение родителей. Почти все работы, выполненные на уроках, дети забирают домой, чтобы дома все увидели, оценили.
Отличительной особенностью преподавания технологии по новому, является оценивание результатов усвоения материала блока в результате выполнения творческого проекта. Творческий проект выполняется после каждого изученного раздела.
Выполнением проектов дети занимаются на всех уроках, но более полно, структурно, они знакомятся с его выполнением на уроках технологии.
Проект это уникальный продукт, выполненный учащимся самостоятельно, учитель является лишь консультантом. При этом, используются различные технологии: проектная, развивающего обучения, ИКТ. Использование ИКТ на уроках технологии новая стратегия преподавания предмета, обсуждаемая на портале общественной экспертизы. В курса обучения каждый ученик создаёт своё портфолио, в качестве итоговой годовой работы, выполненной в форме презентации, где отражает все проекты, выполненные в течении года.
Творческий проект, это один из инструментов оценки метапредметных результатов выпускника основной школы, как это будет работать на деле, мы узнаем только на следующий год, когда будут выпускаться пилотные классы. Я могу судить о результативности проектной деятельности моих учеников по успехам в различных районных и областных конкурсах, олимпиадах.
На слайде представлен опыт проектной деятельности на разных этапах: школьном, районном, областном. Слайд10
Среди моих учеников есть ребята, которые готовы заниматься преобразующей деятельностью и вне уроков, для них я организую кружок «Наши руки не для скуки». Слайд 11
Ещё одна обязательная составляющая современного урока - рефлеʹксия. Слайд 12
Рефле´ксия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Для чего же она нужна? Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
(Помните, формирование мотивации?! Осознание зачем я это изучаю…Рефлексия, один из инструментов формирования мотивации).
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, разных видов (письменно, устно, символически). Главное, дать возможность ребёнку оценить себя.
Подбирая различные формы проведения рефлексии необходимо помнить о возрасте учащихся. На моих уроках учащиеся 5 и 6, 7 классов с удовольствием вешают на яблоню разноцветные яблоки, или продвигаются по лестнице успеха. Слайд 13.14
Для ребят восьмых классов задания по труднее. Например, дополнить облако «тегов» Слайд 15 или творческая форма рефлексии, развивающая критическое мышление «Синквейн». Слайд 16
Также, формой рефлексии может являться этап формирования компетенций личностного самосовершенствования. Слайд 17.
На уроке «Счетные швы. Вышивка крестом» ученицам предлагается исследовать отрывок письма Шарика коту Матроскину и посчитать количество ошибок: «…вышивать совсем несложно! Берешь ткань, любую, лишь бы без рисунка, а то крестики потеряются. Нитки лучше катушечные, их отматывать легче. Иголочку нельзя забыть, следует выбрать самую тоненькую, такая сама вышивать будет. А чтобы лапы не поранить, обязательно их в перчатки спрятать требуется. А еще я точно знаю: без пялец не обойтись. Самые лучшие – железные, работая с ними и бицепсы накачаешь…».
После окончания работы с текстом ученицы считают выявленные ошибки и самостоятельно дают оценку усвоенного на уроке материала.
Последний момент, на котором на котором я остановлюсь, представляя свой педагогический опыт в формировании мотивации трудовой деятельности. Это включение в образовательную среду детей с ОВЗ, т.е. инклюзивное образование. Все приёмы и технологии, описанные мною выше, позволяют таким детям быть полноценными участниками образовательного процесса, и чувствовать себя комфортно среди сверстников. Среди моих учеников есть мальчик с нарушениями слуха, дети знают об этой особенности одноклассника, и потому, никто не заостряет внимание на то, что ему уделяется чуть больше времени на уроке. Например, указать в учебнике на строки в тексте, помочь в тетради сделать чертёж. Эти не значительные, но очень важные действия помогали мальчику не выпасть из процесса обучения, не отстать от сверстников, пока у него не было слухового аппарата, сейчас, он продолжает обучение наравне со всеми, получая полноценное образование. А это значит, он компетентен в том, что изучает, значит, надежда на формирование мотивации есть!
В заключении хочу сказать, что задача учителя заключается в том, чтобы сделать обучение ребёнка лёгким, успешным и радостным. Для этого мы всё время должны быть в поиске, и идти в ногу со временем, я к этому готова! Всем желаю удачи, Спасибо за внимание. Слайд 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики
В сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...
Формирование мотивации к обучению на уроках технологии
Формирование мотивации к обучению на уроках технологии...
Формирование основ творческой деятельности на уроках "Технология"
Эффективность работы учителя по развитию технического творчества учащихся во многом зависит от того, насколько он может увлечь школьников удивительным миром техники. Что же главное в развитии техничес...
Формирование мотивации учебной деятельности на уроках английского языка в условиях ФГОC.
В данном материале учитель делится опытом работы по формированию мотивации учебной деятельности на своих уроках...
Формирование мотивации учебной деятельности на уроках химии в условиях ФГОС.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.Объектом моего педагогического наблюдения явл...
Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.
Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, общест...
Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики
Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...