Формирование мотивации к обучению на уроках технологии
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Ульянова Валерия Александровна

Формирование мотивации к обучению на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

Формирование мотивации к обучению на уроках технологии.

Среди обучающихся заметно снижение мотивации к активному обучению.

Мотивация к активному изучению предмета ослаблена по несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом, в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной занимательной,   и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы  и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Успешность школьного урока зависит  от таких задач:

1)Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса  к предмету на основе  активизации мыслительной деятельности  школьников в процессе обучения.                                                                                              

2)Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей .                                                                                                       3)Формирование ИКТ  -    компетентности учащихся.                                    

4)Возрождение желания ребенка учиться.

         Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:                                                                                                                      

- повышение мотивации обучения.      

- выполнение практических и творческих заданий.

- решение технологических задач.

- проведение уроков с применением ИКТ.

- проведение нестандартных уроков, дидактических игр.

- осуществление межпредметных  связей.

- практическая направленность обучения.

- создание ситуации успеха.

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

         И  для этого на своих уроках использую  познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки)  методы.                                              

         При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках технологии  я стараюсь создать такие условия, при которых  учащийся оказался  бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути.  

                                                                                                                                                                       Для создания успешности урока,  я использую в своей работе различные приемы.                                                                                                                                              

Прием "Удивляй!"

            Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.  Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором  даже обыденное становится удивительным.                                                            

Пример1. Тема: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий". Кулинария. (6 класс)                                             

 Учитель: Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под  Новый год глава семейства покидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным! Ну, а весёлым начало года было точно!                                                                                                                                 Пример 2.Конструирование и моделирование (7 класс) Тема: "Поясное изделие. Юбка".                              

  Учитель: У древних людей была одна юбка: "и в пир, и в мир и в добрые люди". По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы-на грязную, рабочую.                                                                                 Пример 3. Кулинария. Тема: "Блюда из яиц". (5 класс)                                                                                Учитель: Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из яиц более 8000 блюд!

            Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.

Прием "Отсроченная загадка".

Пример. Тема: " Блюда из молока". ( 6 кл.)                    

Загадку( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать  с нее следующий урок.                                                                                                                      Учитель: Что общего между ёжиком и молоком? Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!  

Прием  "Лови ошибку".

            Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания.                                                                                                              

Прием " Практичность теории".

           При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.                                                                                                              

Пример 1 Тема: "Ткани из искусственных волокон". (6 кл.)

Ткани из натуральных волокон сильно мнутся, что, несомненно, является их недостатком.                                                                                                                                                                                                               Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?                                                                                                              

Пример 2:   Тема: " Витамины".(7класс).  - Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?    

                                                                                                                                                   

        Успешность школьного урока большое значение имеет проблемное обучение.

         Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

       Проблемное обучение  предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение  методами добывания знаний.

       Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

1.Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;

2. Умение учителя создавать проблемную ситуацию;

3.Постепенное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формировать проблему и самостоятельно находить способы решения;

4.Специальная подготовка учителя к уроку, направленная на выделение в учебном  материале проблемных вопросов;

          Чтобы  "включить" познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация  содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в  новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

          Осуществление проблемного обучения требует не только особой  организации деятельности  учителя, но и особой организации деятельности  учащихся.

  Например:  Урок технологии в 7 классе. Тема: "Снятие мерок".  В сказке "Гулливер", лилипутки, измерив пальцы спящего Гулливера, определили размер его одежды. Возможно ли такое?            

Ученики должны ответить на этот вопрос. Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном заряд.

Сообщение  факта, выдвижение гипотез, предположений.

    Например: Факт 1:Однажды, Петр 1,остановившись в одном из трактиров, разлив на скатерть соус, попросил хозяина заменить скатерть, а трактирщик, зная любовь царя к различным фокусам, бросил скатерть в огонь. И, подождав, пока сгорит пятно от соуса, достал  побелевшую скатерть, чем удивил всех присутствующих. Факт 2:Всем известно, что ведьм и колдунов сжигали на кострах. Но некоторые из них не горели…Как связаны эти 2 факта?(Скатерть и накидки колдунов были из асбеста)

Применение ИКТ на уроках технологии.

          Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению технологии. Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал презентаций. Дополнением к презентациям становятся материалы  к уроку приготовленные учащимися.

Решение технологических задач.

           В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера технологических знаний.

           Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.

           Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии.

В своей работе использую следующие типы задач:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача: В ткани существуют нити утка и нити основы. Какое значение имеет направление нити при раскрое? (6 класс)

б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

Задача :Нужно приготовить яичницу-глазунью. Какими опытами можно проверить свежесть яйца?                                                                                

в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

Задача. Рассмотрим образец ткани.

Определите лицевую и изнаночную стороны. Укажите признаки, по которым вы их определили.

г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задача. Замечено, что продукты на холоде сохраняются дольше.

- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.

- Какие из них кажутся наиболее вероятными?

д)Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Задача. Замечено, что если при варке варенья добавить щепотку лимонной кислоты, варенье не засахариться.

 -Как это можно объяснить?

ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.

Задача. Измерьте свой вес утром, как только встанете, и вечером,

перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения веса в течение дня.

ВЫВОД: технологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к технологии.

Применение творческих заданий на уроках технологии.

               Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.

           Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.

        Способы и виды заданий достаточно разнообразны:

1. составление кроссвордов;

2. сочинение сказок или стихотворений, о каком - либо объекте;

3.выполнение рисунков;

4.изготовление аппликаций из различных видов ткани

5. составление рассказа с технологическими ошибками;

6. составление тестов, опорных схем и конспектов;

7. сбор и оформление коллекций ручных и машинных швов

8.выполнение практических заданий, мини проектов.

               Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить интерес учащихся, к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у них в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти на них ответ. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.

        Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.                                                                                                                                                                        Я считаю, что такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к обучению на уроках химии и биологии

Формирование устойчивой мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельности на уроках через развитие внимания - одного из основных условий успешного восприятия учебног...

Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА  и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить  весь учебный ма...

« Формирование мотивации к обучению на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

Научно - методическое обоснование процесса мотивации учащихся к данному предмету....

Формирование мотивации трудовой деятельности на уроках технологии.

В статье описаны способы и методы формирования мотивации трудовой деятельности на уроках технологии....

Сторителлинг на уроке как технология формирования мотивации к обучению в средней школе.

Знакомство с отдельной технологией для дальнейшего внедрения в профессиональную деятельность....

Метод проблемного обучения при формировании положительной мотивации к обучению на уроках физики

Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.Эта цель может быт...

Рекомендации родителям по формированию у ребёнка положительной мотивации к обучению на уроках технологии.

Советы родителям как повысить мотивацию ребёнка к обучению на уроках технологии....