Формирование мотивации учебной деятельности на уроках химии в условиях ФГОС.
методическая разработка по химии
Актуальность данной проблемы заключается в том, что залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Объектом моего педагогического наблюдения является повышение мотивации учащихся к химии. Известно, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.
Проблема исследования заключается в следующем: Как научить сегодня обучающихся химии? Первостепенной задачей я считаю привить любовь к предмету, особенно в таких условиях, когда школа находится не в центре города, а на окраине, в так называемом «спальном районе».
Практика показывает, что интерес у школьников к изучению химии не очень высок. Это говорит о том, что необходимо целенаправленно развивать интерес к изучению этого предмета. И от мастерства учителя зависит, станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для аттестации | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема (направление) профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период (или проблема/тема профессионального проекта): «Использование современных технологий как средства формирования мотивации учебной деятельности на уроках химии в условиях ФГОС»
Цель профессиональной деятельности в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой): создание условий для формирования у обучающихся мотивации и повышения интереса к изучению химии.
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:
- выявить организационно-педагогические условия для повышения мотивации учащихся;
- разработать систему урочной и внеурочной деятельности по химии, направленную на повышение мотивации.
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у учащихся мотивации к изучению химии.
- Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса
- Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта):
Актуальность данной проблемы заключается в том, что залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Объектом моего педагогического наблюдения является повышение мотивации учащихся к химии. Известно, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.
Проблема исследования заключается в следующем: Как научить сегодня обучающихся химии? Первостепенной задачей я считаю привить любовь к предмету, особенно в таких условиях, когда школа находится не в центре города, а на окраине, в так называемом «спальном районе».
Практика показывает, что интерес у школьников к изучению химии не очень высок. Это говорит о том, что необходимо целенаправленно развивать интерес к изучению этого предмета. И от мастерства учителя зависит, станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.
.
Для реализации поставленной цели определяю следующие задачи:
- использовать различные технологии и методические приемы, повышающие интерес к химии;
- сочетать различные формы занятий с целью развития творческих способностей каждого ученика;
- сохранить здоровье детей путем снятия эмоционального напряжения при изучении предмета.
Основные способы достижения поставленной цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Все эти составляющие могут быть представлены по-разному, но обязательно во взаимосвязи.
Планируемый результат:
- умение реализовать основные виды и функции общения в процессе решения коммуникативных задач;
- развитие универсальных и предметных учебных умений;
- формирование социально активной личности;
- формирование мотивации изучения химии и стремление к самосовершенствованию.
- устойчивые положительные результаты обучения химии;
- успешная сдача выпускниками ЕГЭ по химии;
1.2 Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности в межаттестационный период:
Актуальной проблемой современного образования является его новое содержание, которое отличает вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками. Предмет «Химия» в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла изучается на базовом уровне. По химии функционирует несколько УМК, после ознакомления с которыми, меня первоначально привлек УМК О.С.Габриеляна. Это современные учебно-методические комплексы, которые базируются на коммуникативно-ориентированных принципах обучения химии. И главная цель таких УМК - формирование устойчивой мотивации, ибо «мотивация – ключ к успешному обучению».
Все учебники соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального государственного образовательного стандарта, концепции модернизации российского образования. Данные учебные пособия включены в федеральный список учебных пособий, рекомендованных для основной и средней школы. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности. Ввиду сложнейшей экологической ситуации в стране и в мире программа максимально направлена на развитие экологического образования и воспитания у школьников экологической культуры.
Ссылка на перечень учебников, используемых в МБОУ СОШ № 203 ХЭЦ. https://yadi.sk/i/8lNXz2mP3aSwVp
Ресурсное обеспечение
Кабинет химии общей площадью 70 м2 (лаборатория 30 м2) прошел аттестацию в 2011 году, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя; мебель для учащихся легка, мобильна, что является удобным для групповых форм обучения. Оснащение процесса обучения химии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием:
- компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран, принтер (3 в 1);
- локальная сеть, выход в Интернет;
- дидактический материал по всем разделам программы;
- электронные пособия по химии, обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.
- стенды: «Техника безопасности», «Информация к уроку», «Правила работы в сети Интернет».
Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы.
В 2019 году мною были пройдены курсы по охране труда и технике безопасности с целью обеспечения безопасности школьников при проведении уроков химии и во внеурочное время.
Дети с образным мышлением (а в нашей школе осуществляется углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла ) трудно усваивают абстрактные обобщения, без картинки им сложно понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину химического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться
.
1.3 Участие аттестуемого в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса*:
Рабочие программы по предмету химия учебного плана разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего общего образования, на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального, основного и среднего общего образования МБОУ СОШ № 203 ХЭЦ.
Ссылка на сайт школы (http://s203nsk.edusite.ru/cs_education.html)
Мною разработана рабочая программа для 7 классов (ФГОС) «Введение в химию». (см. приложение 1.3.1).
Основные цели курса:
-подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета:
-создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
-сформировать универсальные учебные действия, на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
-показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии;
-интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная, поэтому в 7 классе рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Мною разработаны и активно внедряются :
- программа факультативного курса для учащихся 9-11 классов «Практикум по решению задач по химии» (см. приложение 1.3.2).
Актуальность такой программы не вызывает сомнения, так в современном мире не обойтись без развития интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии;
- программа элективного курса для учащихся 9 классов «Проектная деятельность» (см. приложение 1.3.3).
Элективный курс ориентирован на развитие исследовательских навыков, логического мышления, развитие творческого потенциала учащихся 9 класса. Цель курса: создать условия для формирования навыков проектной деятельности учащихся через разработку и реализацию проектов по химии;
- программа элективного курса для учащихся 9 классов « Химия в быту» (см. приложение 1.3.4).
Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования химической грамотности учащихся, дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, позволяет познакомиться с профессиям, для которых необходимо знание химии. Уже не первый год мои ученики защищают свои проекты на последних занятиях элективных курсов. В основном - это групповые проекты, общая тематика которых заложена в программах курсов и распределяется между учащимися еще в начале изучения. В ходе реализации программ данных курсов удается значительно расширить кругозор учащихся, повысить мотивацию к обучению, привлечь учащихся к исследовательской работе, оказать значительную помощь в подготовке к итоговой аттестации.
- . Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта):
В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии:
Здоровьесберегающие.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках химии имеет первостепенное значение. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Приемы здоровьесберегающей технологии, которые я использую на уроках:
- Подвижные игры.
- Драматизация небольших сценок.
- Игры-соревнования.
- Игры с предметами.
- Минуты релаксации (физкультминутки с использованием различных движений и танцев).
Разноуровневое обучение – это такая организация учебного процесса, при которой каждый обучающийся имеет возможность овладеть учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
Обучение в сотрудничестве. Эта технология обучения базируется на идее взаимодействия учащихся в группе, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика.
Технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
По утверждению одного из разработчиков этой технологии обучения Е.С. Полат: «метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного обучения. Он может использоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе». Проектная методика является эффективным приемом организации учебной деятельности. Я используют этот метод в разноуровневых классах на протяжении многих лет. В курсе химии метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. К таким видам проектов я отношу:
- реферативные – учащиеся пишут рефераты по разным темам. Это способствует лучшему усвоению лексики, изучению дополнительного материала, не представленного в учебнике;
- игровые ролевые проекты;
- сценарные проекты;
- творческие работы (создание презентаций, коллекций и т.д.).
Информационно-коммуникативные технологии. Компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы.
Если говорить о химии, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает химии и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Формирование этого качества напрямую зависит от характера заданий, которые получают учащиеся. Например, создание проекта по заданной теме. Необходимо найти необходимый материал в сети Интернет, прочитать его, выбрать необходимое, скачать найденную информацию и сохранить в папках. Дети легко справились с этой задачей. Создавая проекты, ученики использовали эту информацию, музыку, фотографии.
Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний, компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
- быстрое получение результатов ;
- объективность в оценке знаний;
- позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
- дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
- компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.
Работу с тестами на уроке химии рассматриваю как прием повышения его эффективности и универсальный способ подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Игровые технологии, которые не только повышают активность учащихся, но и развивают познавательный интерес, творческую и мыслительную деятельность, так как в играх можно показать свое знание языка и общую эрудицию. Игра позволяет ребенку усвоить общечеловеческие ценности, культуру разных национальностей. Организация таких игр требует простейшего оборудования и минимум затрат.
Технология ролевых игр. На уроках использую также организованное ролевое общение. Ролевая игра позволяет формировать у школьников коммуникативные умения, что делает ее неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения. Практика использования мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том, что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную.
Портфолио (или «моя копилка») обучающегося, как средство мотивации личностного развития. Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс школьника. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Я убеждена, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения. Одной из основных задач, стоящим перед педагогом - найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении.
Не секрет, что в школе дети кроме психологической получают и умственную нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание рассеивается. На уроках химии на начальном этапе предупреждение переутомления учащихся возможно на основе стихотворений и рифмовок. С их помощью провожу физкультминутки с целью профилактики нарушений осанки и зрения; активизируются внимание, память, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к химии.
Считаю, что использование учителем разнообразных форм и методов работы на уроке является одним из главных условий для развития потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей, поэтому я использую, кроме традиционного, такие формы построения учебно-воспитательного процесса, как урок-лекция, урок-путешествие, урок-игра, урок-диспут, урок-викторина, урок-конференция, урок-турнир, урок-брейн – ринг, и т. д. (см. приложение 1.4.1)
Уроки химии - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Математика, литература, история, география, изобразительное искусство, музыка, биология - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по химии. Благодаря межпредметным связям учащиеся получают дополнительные знания в области географии, истории, культуры, образования и т.д. Наряду с углублением знаний по химии у обучающихся формируются интеллектуальные и речевые способности, культура речи.
Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: вечера, посвящённые занимательной химии, чудесам своими руками, химическим элементам и другие. Они призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения учащимися химии, нравственному развитию личности, составляя часть единого учебно-воспитательного процесса, дополняя и развивая учебную работу на уроке. (см. приложение 1.4.2)
Большое внимание в своей педагогической практике уделяю работе со слабоуспевающим и одаренными детьми, а также оказываю необходимую консультативную помощь и педагогическую поддержку детям с ОВЗ в выполнении заданий, специально подбираю наиболее рациональную для обучающихся систему упражнений.
Я считаю, если не занимать одаренных детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. На уроках такие дети часто выступают в роли моих помощников, я привлекаю их к контролю знаний у других учащихся. Они участвуют в различных конкурсах и олимпиадах.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника, таким образом, применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения химии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
В дальнейшем планирую продолжить работу по выбранной мною методической теме самообразования с целью поддержания высокой учебной мотивации, поощрения активности и самостоятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности, формирования адекватной самооценки и умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
- Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период:
за межаттестационный период мною разработаны рабочие программы по химии, программы внеурочной деятельности: программа факультативного курса «Введение в химию», программа факультативного курса «Практикум по решению задач по химии», программа элективного курса «Проектная деятельность», программа элективного курса «Химия в быту», входные диагностические работы, дидактические материалы по предмету, они утверждены и рекомендованы для использования на уровне образовательной организации. (см. приложение 1.5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики
В сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...
современные педагогические технологии как средство мотивации учебной деятельности на уроках химии
Презентация содержит информацию о применении современных педагогических технологий с целью активизации учебной деятельности на уроках химии. как пример технология развития критического мышления....
Формирование мотивации учебной деятельности на уроках английского языка в условиях ФГОC.
В данном материале учитель делится опытом работы по формированию мотивации учебной деятельности на своих уроках...
Проблема мотивации учебной деятельности на уроках химии.
Выступление Проблема мотивации учебной деятельности на уроках химии....
Выступление по теме «Пути повышения мотивации учебной деятельности на уроках химии»
Народная мудрость гласит : "немотивированный ученик просто не хочет учиться" или "ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить".Эта пословица п...
Мастер-класс для учителей химии "Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках химии"
Выступление на 2 Региональном слете наставников и молодых педагогов Московской области "Учитель - учителю" в рамках региональных мероприятий Года педагога и наставника в Российской Федерации...
Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики
Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...