Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.
статья по географии

Корнишина Наталья Александровна

Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?

Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, обществе были школьные уроки, сегодня Интернет, СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительнойМне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?

Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, обществе были школьные уроки, сегодня Интернет, СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

Статус учителя был высок. Хотя я убеждена, что на формирование статуса влияет и сам учитель. Сегодня мы постоянно слышим о правах детей, а вот об обязанностях детей и их родителей многие забывают. В результате молодые мамы и папы хорошо усвоили, что их обязанность – произвести на свет, кормить и одевать, а вот учить и воспитывать – обязанность педагогов.

Много проблем накопилось в современном образовании: перегрузка однообразным учебным материалом, несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Вот поэтому, нам приходится прилагать массу усилий, чтобы заинтересовать ребенка. Основа  формирования мотивации к предмету заложена в тщательном отборе материала урока.

Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии.

«Графический диктант» (по азимуту или по сторонам горизонта) - обучающиеся получают задание, на основе которого выполняют действия, направленные на закрепление расположения сторон горизонта или азимута. Такой игровой прием развивает внимание и сосредоточенность. Например: начертите схему движения туристов. 1 клеточка – 1 день (оставив сверху 10 клеток, в середине листа поставьте точку и от этой точки проводите линии). Туристы вышли из дома и шли:

На север – 2 дня, На запад – 2 дня, На север – 2 дня, На восток – 2 дня, На север – 1 день, На восток – 1 день, На юг – 2 дня, На восток – 3 дня, На север – 1 день, На восток – 1 день, На юг – 4 дня, На запад – 2 дня, На север – 2 дня, На запад – 1 день, На юг – 2 дня, На запад – 2 дня.

 «Вспомни силуэт»

Данный прием неплохо зарекомендовал себя при изучении географической карты. Заключается он в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии.

 

«Что это?»

Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.

Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:

  1. Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые (о. Гренландия)
  2. Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан)
  3. Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих земли (полуостров Флорида).

Прием «Географический диктант» или «Согласен – не согласен»

Учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны.

Утверждения по теме «Северная Америка»:

  1. Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
  2. На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.
  3. Северная Америка самый жаркий материк.
  4. На западе материка расположены горы Анды.
  5. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.

«Четвертый лишний» - предлагаю обучающимся список географических объектов, явлений, терминов и т.п., которые объединены каким-либо общим признаком. Задача – найти лишний и объяснить почему. Например, Амазонка, Нил, Сахара, Дунай или Пигмеи, индейцы, тутси, эфиопы. Такой игровой момент использую при проверке домашнего задания или на обобщающих уроках.

Небылицы Учащиеся получают карточки с записанными на них небольшими рассказами капитана

Врунгеля, в которых допущены географические ошибки. Задача  – за минимальное время найти и исправить ошибки.

Текст содержит 5 ошибок.

Рассказ  №1.

“История о черепашках”.

Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания

морских черепашек, которых называют красивым именем – Куросио. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря.

Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность.

Рассказ  № 2

“История о черепашках”.

Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Иссык-Куль. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки на вершинах высочайших  гор,  где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие.

Ошибки в тексте № 1:

1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка;

2) Куросио – не название черепах, а течение;

3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире;

4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров;

5) воды Красного моря - самые солёные среди вод Мирового океана

Ошибки в тексте № 2:

1) Иссык Куль не море, а озеро;

2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов;

3) на вершинах высоких гор всегда есть снег и лёд;

4) черепахи не поднимаются так высоко в горы;

5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных.

«Перевертыш» - в названии географических объектов буквы переставлены местами. Задача – расшифровать эти объекты и показать их на карте. Например, АКНОЗАМА – Амазонка, ИАЛАМИГ – Гималаи.

 «Что такое» Кто такой?» - здесь использую мультимедийную презентацию. На слайде по одному выходят названия гор, равнин, озер, рек, путешественников и т.п. Задача – определить, что это за объект. Но можно и немного усложнить задание - назвать материк, на котором он находится. Например, Анды, Титикака, Ориноко, Анхель, Колумб. Такая форма игры позволяет доводить знания номенклатуры буквально до автоматизма.

«Геологика» - по определениям отгадать географический термин или понятие. Например, теплый, холодный, звездный, мелкий, частый, затяжной … (дождь). Материковый, вулканический, коралловый, необитаемый… (остров). Пышные, кудрявые, ватные, дождевые, перистые … (облака) и т.п.

Однако в школе всегда находятся дети, у которых к старшим классам сформирован стойкий интерес к предмету, имеющих желание выйти на выпускные экзамены.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»

Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию пр...

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках английского языка в условиях ФГОC.

В данном материале учитель делится опытом работы по формированию мотивации учебной деятельности на своих уроках...

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках химии в условиях ФГОС.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.Объектом моего педагогического наблюдения явл...

Учет возрастных особенностей учащихся при использовании методов и приемов стимулирования мотивации учебной деятельности на уроках

Материал для проведения педагогического совета по вопросам стимулирования мотивации обучения...

Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики

  Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...