Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.
статья по географии
Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?
Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, обществе были школьные уроки, сегодня Интернет, СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительнойМне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?
Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, обществе были школьные уроки, сегодня Интернет, СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
Статус учителя был высок. Хотя я убеждена, что на формирование статуса влияет и сам учитель. Сегодня мы постоянно слышим о правах детей, а вот об обязанностях детей и их родителей многие забывают. В результате молодые мамы и папы хорошо усвоили, что их обязанность – произвести на свет, кормить и одевать, а вот учить и воспитывать – обязанность педагогов.
Много проблем накопилось в современном образовании: перегрузка однообразным учебным материалом, несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Вот поэтому, нам приходится прилагать массу усилий, чтобы заинтересовать ребенка. Основа формирования мотивации к предмету заложена в тщательном отборе материала урока.
Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии.
«Графический диктант» (по азимуту или по сторонам горизонта) - обучающиеся получают задание, на основе которого выполняют действия, направленные на закрепление расположения сторон горизонта или азимута. Такой игровой прием развивает внимание и сосредоточенность. Например: начертите схему движения туристов. 1 клеточка – 1 день (оставив сверху 10 клеток, в середине листа поставьте точку и от этой точки проводите линии). Туристы вышли из дома и шли:
На север – 2 дня, На запад – 2 дня, На север – 2 дня, На восток – 2 дня, На север – 1 день, На восток – 1 день, На юг – 2 дня, На восток – 3 дня, На север – 1 день, На восток – 1 день, На юг – 4 дня, На запад – 2 дня, На север – 2 дня, На запад – 1 день, На юг – 2 дня, На запад – 2 дня.
«Вспомни силуэт»
Данный прием неплохо зарекомендовал себя при изучении географической карты. Заключается он в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии.
«Что это?»
Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.
Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:
- Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые (о. Гренландия)
- Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан)
- Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих земли (полуостров Флорида).
Прием «Географический диктант» или «Согласен – не согласен»
Учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны.
Утверждения по теме «Северная Америка»:
- Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
- На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.
- Северная Америка самый жаркий материк.
- На западе материка расположены горы Анды.
- Самая большая река Северной Америки – Амазонка.
«Четвертый лишний» - предлагаю обучающимся список географических объектов, явлений, терминов и т.п., которые объединены каким-либо общим признаком. Задача – найти лишний и объяснить почему. Например, Амазонка, Нил, Сахара, Дунай или Пигмеи, индейцы, тутси, эфиопы. Такой игровой момент использую при проверке домашнего задания или на обобщающих уроках.
Небылицы Учащиеся получают карточки с записанными на них небольшими рассказами капитана
Врунгеля, в которых допущены географические ошибки. Задача – за минимальное время найти и исправить ошибки.
Текст содержит 5 ошибок.
Рассказ №1.
“История о черепашках”.
Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания
морских черепашек, которых называют красивым именем – Куросио. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря.
Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность.
Рассказ № 2
“История о черепашках”.
Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Иссык-Куль. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки на вершинах высочайших гор, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие.
Ошибки в тексте № 1:
1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка;
2) Куросио – не название черепах, а течение;
3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире;
4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров;
5) воды Красного моря - самые солёные среди вод Мирового океана
Ошибки в тексте № 2:
1) Иссык Куль не море, а озеро;
2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов;
3) на вершинах высоких гор всегда есть снег и лёд;
4) черепахи не поднимаются так высоко в горы;
5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных.
«Перевертыш» - в названии географических объектов буквы переставлены местами. Задача – расшифровать эти объекты и показать их на карте. Например, АКНОЗАМА – Амазонка, ИАЛАМИГ – Гималаи.
«Что такое» Кто такой?» - здесь использую мультимедийную презентацию. На слайде по одному выходят названия гор, равнин, озер, рек, путешественников и т.п. Задача – определить, что это за объект. Но можно и немного усложнить задание - назвать материк, на котором он находится. Например, Анды, Титикака, Ориноко, Анхель, Колумб. Такая форма игры позволяет доводить знания номенклатуры буквально до автоматизма.
«Геологика» - по определениям отгадать географический термин или понятие. Например, теплый, холодный, звездный, мелкий, частый, затяжной … (дождь). Материковый, вулканический, коралловый, необитаемый… (остров). Пышные, кудрявые, ватные, дождевые, перистые … (облака) и т.п.
Однако в школе всегда находятся дети, у которых к старшим классам сформирован стойкий интерес к предмету, имеющих желание выйти на выпускные экзамены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»
Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...
Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики
В сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...
Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.
Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию пр...
Формирование мотивации учебной деятельности на уроках английского языка в условиях ФГОC.
В данном материале учитель делится опытом работы по формированию мотивации учебной деятельности на своих уроках...
Формирование мотивации учебной деятельности на уроках химии в условиях ФГОС.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.Объектом моего педагогического наблюдения явл...
Учет возрастных особенностей учащихся при использовании методов и приемов стимулирования мотивации учебной деятельности на уроках
Материал для проведения педагогического совета по вопросам стимулирования мотивации обучения...
Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики
Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...