ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ 7 КЛАСС
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Открытый урок по технологии 7 класс, раздел "Художественные ремёсла"
Тема урока: Вышивка монограммы
к уроку прилогаются анализ урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka_monogrammy.docx | 45.42 КБ |
samoanaliz_uroka_2_word.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | ||
Учитель разрабатывающий АМО-урок (занятие) | Авдеева Наталья Анатольевна | |
Предмет | Технология | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 6,7 класс, 6 класс – 1 человек; 7 класс - 3 человека; | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | Раздел: Художественные ремёсла Тема урока: Вышивка монограммы | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Н.В.Синица, В.Д.Симоненко Технология. Технология ведения дома. | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Тип урока - комбинированный | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В классах обучаются 6 кл. 1человек; 7 класс- 3 человека. Все девочки трудолюбивые, достаточно активны, любознательны, способны творчески мыслить. Задания выполняют аккуратно и чётко. В начальной школе получили необходимые навыки и приемы. Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 6,7 класса:
Кроме того, основным и необходимым является:
| |
Цели урока/ занятия | Формирование знаний у учащихся в вышивке монограммы. | |
Задачи урока/ занятия | Обучающие: Создать условия для усвоения новых знаний и формирования практических навыков. Совершенствовать навыки выполнения ручных швов. Разработать эскиз своей монограммы. Освоить технологию выполнения стебельчатого шва.
Развивающие: Способствовать развитию творческого мышления и художественного вкуса. Развивать сенсорные и моторные навыки. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Воспитательные: Формировать творческую активность, самостоятельность. | |
Форма работы | фронтальная, групповая, индивидуальная. | |
Приемы | рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент. | |
Формы контроля | самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия |
- вспомнить приемы вышивки стебельчатым швом. 2. Личностные умения: - Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения. - Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру. - Развитие осознания адекватной позитивной самооценки. 3. Метапредметные умения: Регулятивные: - Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке; - Работать по коллективно составленному плану; - Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; - Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления. Познавательные: - Формирование представлений об окружающем мире и о себе самом. - Умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от известного, использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений, самостоятельно решать проблемы творческого характера. Коммуникативные: - Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, сотрудничать в поиске решения проблемы. |
Подробный конспект урока
Этапы урока (системно-деятельный подход) | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I.Организационный (приветствие) (1 минута) | Настрой обучающихся на работу. Приветствие, создание положительного настроя на работу. Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух - При этом, учащиеся должны показать какое у них сегодня настроение: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся и всё у нас получится! |
Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух
| -приветствуют учителя, - Формируют умение сотрудничать с учителем и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия. | |
II. Мотивация к учебной деятельности (3 минуты) | 1. Создание ситуации через угадывание загадки.
Стихотворение: - Должен быть всегда в кармане у Надюши, Бори, Тани, тёти Веры, дяди Пети и у всех людей на свете. Без него никак нельзя: надо брать с собой всегда. В театр, в парк иль на каток чистый … (носовой платок). Поговорка « Что у господина в кармане, у мужика на рукаве». Поэтому в царской армии на рукавах мундиров солдат пришивали ряд пуговиц, приучая к пользованию носового платка. - Каково его назначение? (он может являться предметом гигиены и быть украшением частью аксессуара человека ) - Чем он может отличается от других таких же носовых платков? (оформление в углу его вышитыми буквами). (слайд 1) Монограмма, метка (записать в тетрадь что такое МАНОГРАММА) | Формулирует проблему. Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность. Использует реальные жизненные ситуации. Обогащает кругозор учащихся. | Анализирует ситуацию. Определяет проблему умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению Сравнение. Формирование мыслительной деятельности Умение отличать новое от известного. | |
III. Учебно-познавательная деятельность. Актуализация знаний (вхождение в тему) (4 минут) | (слайд 2 ) Презентации «История монограммы». Слайды: - В старину живописцы и ткачи помещали на своих произведениях и предметах начальные буквы имени и фамилии. Рукодельницам этот приём пришёлся по душе. Переплетённые в форме вензеля инициалы владельца монограммы стали вышивать на постельном белье, скатертях, сорочках, носовых платках. Красивые вензеля вышивали на карманах или манжетах мужской сорочки, делая их в тон изделия. И сегодня вышитые монограммы придают индивидуальность любой одежде. (Слайд 3, 4) Виньетка или другими словами Вензеля- рисунок буквы с орнаментом, который используется на сувенирах, в фамильных гербах и эмблемах, на столовых приборах, драгоценностях. Этот стиль широко использовался в старинных книгах и рукописях для украшения в начале текста. (Слайд 3-18) Смотреть презентацию - Значит где же можно использовать свои метки? (для столовых салфеток, наволочек для подушки, закладок в книги и др.) Давайте попробуем сформулировать тему и поставить цель нашего урока: «Вышивка монограммы» Цели урока: Формирование знаний в вышивке монограммы. Что надо сделать, чтобы достичь этой цели ? (Разработать эскиз своей монограммы. Вспомнить навыки выполнения ручных швов. Так же вспомнить технологию выполнения стебельчатого шва) (Слайд19) | Организует деятельность по освоению информации (для столовых салфеток, наволочек для подушки, закладок в книги и др.) (Разработать эскиз своей монограммы. Вспомнить навыки выполнения ручных швов. Так же вспомнить технологию выполнения стебельчатого шва) | Формирование мыслительной деятельности (для столовых салфеток, наволочек для подушки, закладок в книги и др) Формулирует тему и цель урока. - на носовых платках, на столовых салфетках, посуде и т. д. Создать свою монограмму, вспомнить ручные швы, вышить | |
IV. Ожидания и опасения (2 минуты) | Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Карточки с изображением солнышка и тучки для каждого ученика, нарисованный глобус с параллелями, магниты. Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на параллелях нарисованного глобуса солнышки, не уверенные – тучки. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников, по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; учащиеся, которые прикрепили «тучки», позволяют планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме | Учитель заранее раздаёт на парты вырезанные из цветной бумаги «солнышко» и «тучки» ( по 2 шт.) Предлагает написать на оборотной стороне «солнышка»-свои ожидания от предстоящего урока, а на «тучке» -опасения. Затем их прикрепить на ватмане, на котором нарисован глобус. На параллелях земного шара находятся надписи: -теоретическая часть; -практическая работа. Затем, те кто написал подходят к земному шару и прикрепляют свои прогнозы на ту или иную параллель. Учитель также может принять участие. Когда все прикрепят свои прогнозы, учитель их озвучивает и после организует обсуждения ожиданий и опасений. В завершении учитель подводит итоги. | Формируется способность установления связи между целью урока и её мотивом. Формируется позитивная моральная самооценка и чувства. | |
V. Реализация проекта ( 5 минут) | Планирование, обсуждение вариантов, выбор оптимального варианта и способа выполнения монограммы. Слайд 20 Составление алгоритма деятельности: -Разработать монограмму - Перенести на ткань - Повторить приёмы ручных работ - Вспомнить правила работы с ножницами и иглой - Приступить к работе. | Организует деятельность по постановке учебной задачи и ее выполнению | Определяет пути решения проблемы, Ищет способы, выдвигает предположения. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |
VI. Первичное осмысление и закрепление (5 минут) | 3. Исследовательская деятельность. - Извилистые линии называются вензеля Выражение «выписывать вензеля» можно отнести к фигуристам на льду, танцам на льду. Почему? (из за их замысловатых линий) Выполнение творческого задания (Слайд 21,22) Индивидуальная работа Самореализация: «Создание эскиза монограммы» - что нам понадобиться (Слайд 23) 1. бумага 2. карандаш 3. копировальная бумага Планирование своей работы. Повторение алгоритма. Обобщение полученных знаний. Представление результатов задания. Критерии: (размер букв, небольшая витиеватость линий, цветовое решение.) - А каким швом мы будем с вами вышивать свою монограмму? Как вы думаете? Слайд 24 -Стебельчатый шов- сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Каждый новый стежок начинается из середины предыдущего. - Демонстрация приема выполнения стебельчатого шва. Слайд 25 Инструменты: нитки мулине, игла, ножницы, ткань, Повторение правил т/б при работе с инструментами. Слайд 26,27 Повторение ручных приёмов работы. Слайд 28 Рациональные приёмы - Как отмерить длину нитки? 1. Итак, сначала необходимо разделить мулине на отдельные нити. Для этого отрежьте от мотка отрезок нужной длины. Возьмите большим и указательным пальцем нить за один конец, а второй конец отпустите, чтобы он свободно висел. Подержите нить вертикально, чтобы она раскрутилась. Когда нить раскрутиться, вы легко сможете разделить все шесть нитей вашего отрезка, а затем взять соединить вместе необходимое для вышивки количество ниток. - Как быстрее вдеть нитку в иголку? ( срезать наискосок край нитки). 2. Критерии оценивания работ: - нитки закреплены на ткани, - стежки одной длины. - равномерное натяжение нитей. - Зачем необходимо следовать этим правилам? (чтоб получилось аккуратно и красиво) Девиз «Красна птица перьями, а девица – уменьями» Раздать на парты алгоритм выполнения работы. | Обеспечивает положительную реакцию на творчество. Организует усвоение нового способа действия при решении проблемы. Направляет деятельность. Оценивает результаты. | Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Развитие творческих возможностей и мышления. Ставят цель исследования, определяют пути решения, ищут способы. | |
VII. Практическая работа. 1. Вводный инструктаж. 2. Текущий инструктаж. (20 минут) 3. Заключительный инструктаж | 3. Самостоятельная работа по инструкционной карте Индивидуальная работа Слайд 28 - Целевой обход рабочих мест (организация рабочего места, культура труда, соблюдение правил т/б, правильность выполнения операций, качество, степень самостоятельности. рациональное использование времени) - Самоконтроль 4. Оздоровительная пауза. (физминутка) - Приведение в порядок своих рабочих мест. | Осуществление пошагового контроля. Обеспечивает мотивацию выполнения. Подводит итоги | Регулятивные и коммуникативные УУД : соотнесение своих действий с алгоритмом, восстановление операций. Фиксация возможных затруднений и определение путей их устранения. Взаимопомощь. Сличение с эталоном. Само регуляция Выполнение правил и норм поведения. | |
VIII. Рефлексивно- оценочный этап (2 минуты) IX. Закрепление знаний (2 минуты) | 5. Выставка – смотр выполненных работ на стенде «Моя монограмма» Фронтальная работа Взаимоконтроль: - Что получилось? - Соответствует ли ваша работа, вашей задумке? - Найдите в работах одноклассников удачные моменты. - За что можно сказать им доброе слово? - Какие возникали затруднения и как справились? -Что получилось неудачно? -Чем можно помочь? Как исправить? - Что изменили бы, если начать работу заново? - Кого можем назвать лучшей рукодельницей? 6. Выставление оценок. Игра « Что? Где? Когда?» Вопросы: 1. Что такое монограмма? 2. Что означает выражение «выписывать вензеля»? (Делать замысловатые фигуры) 3. Где можно использовать в жизни эти практические навыки? ( ими помечают одежду и носовые платочки детей в детском садике. Украшают спортивные шапочки, сумки, кошельки, мешочки с обувью в школе и т. д.) Номинации- оценивание учащихся: « Королева идей»- за лучший ответ в игре « За старание» «За аккуратность» «За активность» - А теперь давайте узнаем оправдались ли ваши ожидания и опасения от урока? (ответы детей) - Чтоб вы сейчас прикрепили бы к глобусу? Солнышко или тучку? Как оцените урок? (дети прикрепляют солнышко, тучку)
| Подводит учащихся к выводу, обобщению, выявлению причинно-следственных связей, акцентирует внимание на конечный результат. Делают выводы о значимости, сложности операций. Руководит игрой, направляет, координирует Нацеливает на умение применять знания на практике. Мотивирует на дальнейший успех на уроках технологии | Формирование моральной самооценки, осознание качества выполнения, адекватное восприятие оценки. Контроль и оценка процесса и результата, самоанализ и самооценка. Формулирует конечный результат своей работы. Осознание адекватной позитивной самооценки. Умение использовать жизненный опыт и полученные навыки работы. | |
X. Домашнее задание (1 минута) | Составить эскиз монограммы для сестры или брата.
- Вышить на носовом платочке или на др. вещах | Пояснения творческого развивающего задания | Самостоятельно выбирают д/з |
Алгоритм деятельности:
-Разработать монограмму
- Перенести на ткань
- Повторить приёмы ручных работ
- Вспомнить правила работы с
ножницами и иглой
- Приступить к работе.
Алгоритм деятельности:
-Разработать монограмму
- Перенести на ткань
- Повторить приёмы ручных работ
- Вспомнить правила работы с
ножницами и иглой
- Приступить к работе.
Алгоритм выполнения работы.
Работу выполняют - слева направо без пялец.
Нить должна находиться всегда с одной из сторон по отношению к стежкам (лучше снизу).
Закрепив нить, протягивают иглу на лицевую сторону в точке 1 и вкалывают иглу в точку 2
— она определяет длину первого (1-2) и всех последующих стежков.
Затем иглу выводят через точку З, которая находится по середине первого стежка
— это начало второго стежка. Далее иглу вводят в точку 4, расположенную на пол стежка вправо,
и выводят чуть выше точки 2 — получился второй стежок (З- 4).
Все последующие вышивают как предыдущий, строго следя, чтобы стежки были одинаковыми,
а натяжение нити — равномерное, тогда шов получается рельефным, особенно,
если в работе слабо скрученные нити (мулине, ирис)
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока по технологии по теме:
"Вышивка монограммы»
Раздел «Художественные ремёсла»
Самоанализ урока технологии.
Дата проведения: 24.03.2018
Урок технологии в 6,7 классе.
Тип урока: комбинированный
Тема: « Вышивка монограммы».
Мною была выбрана такая структура:
1 этап – организационный момент (1 минута) с целью положительного настроя на работу.
2 этап – Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)- осуществлялся через создание ситуации через угадывание загадки.
Этот этап формулирует проблему. Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность. Использует реальные жизненные ситуации.
Обогащает кругозор учащихся.
3 этап – Учебно-познавательная деятельность. Актуализация знаний
(вхождение в тему) (4 минут)
С целью освоения информации с помощью презентации «История монограммы», где происходит формирование мыслительной деятельности у учащихся.
Формулирует тему и цель урока самостоятельно. Данный этап осуществляется после просмотра презентации с помощью наводящих вопросов.
4 этап - Ожидания и опасения (2 минуты) (АМО)
С целью выявления у учащихся уровня ожидания и опасения к уроку.
С помощью карточек с изображением солнышка и тучки для каждого ученика, нарисованный глобус с параллелями, магниты.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на параллелях нарисованного глобуса солнышки, не уверенные – тучки.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников, по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала;
учащиеся, которые прикрепили «тучки», позволяют планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме
На этом этапе формируется личностные способности установления связи между целью урока и её мотивом.
Формируется позитивная моральная самооценка и чувства.
5 этап - Реализация проекта (5 минут)
На этом этапе учащиеся организуют деятельность по постановке учебной задачи и ее выполнению. Определяют пути решения проблемы, ищут способы, выдвигает предположения. Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Составляют алгоритм действия
6 этап - Первичное осмысление и закрепление (5 минут)
Исследовательская деятельность.
Ставят цель исследования, определяют пути решения, ищут способы. Предлагаються различные варианты эскизов монограмм, так же дети могли сами разработать свою монограмму, определиться с выбором.
Выполнение творческого задания
На этом этапе проводились разные формы работы: индивидуальная работа, Самореализация: «Создание эскиза монограммы», планирование своей работы.
Повторение алгоритма. Ознакомление с критериями: (размер букв, небольшая витиеватость линий, цветовое решение.), демонстрация приема выполнения стебельчатого шва, повторение правил т/б при работе с инструментами, повторение ручных приёмов работы,
Тип деятельности учащихся носил проблемно- исследовательский, продуктивный и творческий характер.
7 этап - Практическая работа. 1. Вводный инструктаж. 2. Текущий инструктаж. 3. Заключительный инструктаж (20 минут)
Самостоятельная работа по инструкционной карте
Соотнесение своих действий с алгоритмом действий.
Индивидуальная работа
с целью умения анализировать полученную информацию и умения применять на практике, умения сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе, в коллективе. Осуществляется через творческую работу по алгоритму действия. Тип деятельности – проблемный, продуктивный и творческий.
8 этап – Рефлексивно - оценочный этап (2 минуты)
с целью осмысления процесса и результата деятельности. Осуществлялся через выставку – смотр выполненных работ «Моя монограмма», проводиться взаимоконтроль
9 этап - Закрепление знаний (2 минуты)
Оценивание детей с помощью игры « Что? Где? Когда?», так же на этом этапе проводиться номинация каждого ученика.
Мотивирует на дальнейший успех на уроках технологии
X. Домашнее задание (1 минута)
Самостоятельно выбирают д/з
В данном классе отмечается высокая учебная мотивация и познавательная активность на уроках. Включая во внимание всё это, я пришла к необходимости проведения урока на основе системно-деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему урока, справиться с реальными трудностями, внести свою лепту в преодолении общей проблемы. Это помогло достичь поставленной цели урока.
На уроке использовались следующие методы обучения:
- Проблемный метод (мыслительный, определить проблему урока, назвать тему и цель);
- Выявления уровня ожидания и опасения уч-ся от предстоящего урока;
- Частично-поисковый метод (составить алгоритм действия);
- Метод исследования (выбрать монограмму или разработать свою);
- Практическая работа (по инструкционной карте и по алгоритму);
- Метод ожидания и опасения (в конце урока);
- Игровой метод (игра что? Где? Когда? (выявления оценок), номинация уч-ся)
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
- Предметные умения:
- вспомнить приемы вышивки стебельчатым швом.
2. Личностные умения:
- Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.
- Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру.
- Развитие осознания адекватной позитивной самооценки.
3. Мета предметные умения:
Регулятивные:
- Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке;
- Работать по коллективно составленному плану;
- Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления.
Познавательные:
- Формирование представлений об окружающем мире и о себе самом.
- Умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от известного, использовать жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений, самостоятельно решать проблемы творческого характера.
Коммуникативные:
- Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, сотрудничать в поиске решения проблемы.
На протяжении всего урока создавала приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения провела физминутку. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. Поддерживала темп урока. Домашнее задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы. На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»
открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....
Разработка открытого урока по технологии в 7 классе "Технологии ручных работ"
Урок- практикум с элементами групповой работы разработан на основе педагогической технологии "Творческая мастерская". В ходе урока используется презентация по теме и материалы (разные виды т...
Технологическая карта к открытому уроку по технологии по ФГОС на тему: "Технология построения семейного бюджета" 8 класс
Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год). Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходо...
Самоанализ к открытому уроку по технологии на тему: "Технология построения бюджета" 8 класс
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС : групповые, технология развивающего обучения и использовала их на практическом и рефсек...
Конспект открытого урока по технологии (девочки) "Защита проекта по технологии"Юбка" 6 класс
Конспект открытого урока по технологии (девочки) "Защита проекта по технологии"Юбка" 6 класс. Обработка текстильных материалов. Технология изготовления швейных изделий....