Программа кружка "Умелые ручки"
элективный курс по технологии на тему

Программа кружка "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruki.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Мир, в котором живет  ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры,  преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

 Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

Кроме того, общее увлечение  родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-13 лет.

 Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа,  34 занятия по 1 часу в неделю).

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

  • Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
  • Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
  • Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
  • Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
  • Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и  самореализации учащихся.
  • Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).
  • Содействие жизненному самоопределению учащихся.
  • Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  • Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  • Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

  • Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
  • Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

  • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества.
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

  • Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические:

  • Формирование общественной активности.
  • Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа кружка дополнительного образования «Умелые руки» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности  - художественно-эстетической.

В  программе можно выделить этапы:

1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

2 этап. Мир традиционных народных кукол – обучающиеся знакомятся с  технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.

3 этап. «Художественная соломка» дает кружковцам сведения о технологии обработки соломы. Учащиеся учатся изготавливать сюжетные аппликационные картинки из соломки.

4 этап.  «Макраме» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой плетения основных узлов «макраме». Дети осваивают азбуку и грамматику макраме, плетут образцы сувениров.

5 этап. «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором  педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Учебно – тематический план

к рабочей программе  кружка по декоративно – прикладному искусству

«Умелые руки»

Название разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Традиционные народные куклы

5

3

Художественная соломка

10

4

Макраме

10

5

Лоскутная пластика

8

Итого:

34

Поурочное планирование занятий

кружка по декоративно – прикладному искусству

Раздел, тема

Количество часов

Дата

По разделу

По теме

1.

Вводное занятие

1

   Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

1

2.

Традиционные народные куклы

5

1. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.

1

2. Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня»

1

3. Изготовление сувенира «Мешочек счастья»

1

4. Изготовление сувенира «Оберег»

1

5. Окончательная отделка сувенира «Оберег»

1

3.

Художественная соломка

10

1. Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе.

1

2. Способы окрашивания соломки. Упражнения по окрашиванию соломки.

1

3. Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек.

1

4. Изготовление пластин из соломенных ленточек

1

5. Перевод рисунка на пластины из соломки. Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка.

1

6. Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно.

1

7. Выполнение образца узора для панно.

1

8. Выполнение  образца узора для панно.

1

9. Окончательная отделка панно.

1

10. Оформление панно в рамку.

1

4.

Макраме

10

1 Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления. Материалы для плетения.

1

2 Техника плетения узлов. Узлы из 2–х нитей. Простой односторонний узел, простой двусторонний узел, узел «Фриволите».

1

3 Узлы на 4-х нитях: двойной плоский узел с правым и левым замком. Выполнение цепочки из двойных плоских узлов.

1

4 Выполнение работы «Овальное панно»

1

5 выполнение работы «Овальное панно»

1

6 Репсовый узел. Выполнение репсовых узлов.

1

7 Узоры на основе узлов. Выполнение горизонтальной сетки «шахматка» из двойных плоских узлов.

1

8 Выполнение плетеного кулона

1

9 Плетение панно с использованием плоских узлов.

1

10 Плетение панно с использованием плоских узлов.

1

5.

Лоскутная пластика

8

1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

1

2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.

1

3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

1

4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

1

5 Сборка готового изделия.

1

6 Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал.  раскрой лоскутов.

1

7 Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

1

8 Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно.

1

Итого:

34

34

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися, по окончании курса:

Должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
  • Народные художественные промыслы России и родного края.
  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
  • Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
  • Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
  • Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
  • Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
  • Инструменты и приспособления для аппликации из соломки.
  • Технологию выполнения изделий в технике аппликации из соломки.
  • Инструменты и приспособления для плетения в технике макраме.
  • Способы навешивания нитей.
  • Технологию плетения изученных сувениров в технике макраме.
  • Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
  • Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
  • Иметь представление о традициях разных стран.
  • Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
  • Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место.
  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
  • Работать с электронагревательными приборами.
  • Выполнять правила техники безопасности.
  • Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
  • Подготавливать соломку к работе, окрашивать ее.
  • Соблюдать последовательность работ  при выполнении аппликации.
  • Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации из соломки.
  • Работать по шаблону.
  • Различать и называть основные узлы и узоры (макраме).
  • Плести основные  декоративные узлы и узоры.
  • Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.
  • Изготавливать разные игрушки и сувениры.
  • Плести плоские декоративные элементы узлами макраме.
  • Приобрести навыки работы с лоскутками.
  • Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
  • Сотрудничать со своими сверсниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Литература

  1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
  2. Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
  3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
  4. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
  5. Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
  6. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
  7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
  8. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умные ручки"

Рабочая программа "Умные ручки" является  модифицированной и составлена на основе Программы  художественного воспитания и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки"  И.А. Лыковой " . ...

Программа "ОЧумелые ручки"

       Программа своевременна и актуальна в рамках ФГОСов, т.к. способствует интеллектуальному развитию детей, их социализации, развивает общекультурные  и трудов...

Программа "Очумелые ручки".

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях кружка начального технического моделирования....

Программа "Умелые ручки"

Направленность программы:  прикладное творчество.Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, р...

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....

Программа "Умелые ручки"

Программа «Умелые ручки» направлена на создание условий для формирования творческой личности ребенка, посредством разнообразных видов декоративно-прикладного творчества. Дополнительная образовательная...

Применение проектной деятельности в образовательной программе «Умелые ручки».

Применение проектной деятельности в программе, это возможность балансировать между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков уч...