Программа "ОЧумелые ручки"
рабочая программа по технологии на тему
Программа своевременна и актуальна в рамках ФГОСов, т.к. способствует интеллектуальному развитию детей, их социализации, развивает общекультурные и трудовые навыки. Для учащихся 1-4 классов.
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия первого года обучения проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45 мин. каждое, итого: 33 часа в год. Во второй и последующие годы обучения – 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 45 мин. каждое. Форма организации занятий – групповая, оптимальная наполняемость групп – 8-9человек (согласно Сан ПиНу 2.4.4. 1251-03).
В рамках программы «ОЧумелые ручки» занятия первого года обучения построены на знакомстве с технологией изготовления различных изделий из пуговиц, цепочек и ленточек, работе с бумагой, тканью, природными материалами, растениями, упаковочным материалом, обучаются азам мастерства в области создания кукол, артобъектов, изучают технологию маширования и изготовления масок способом папье-маше, искусству плетения изделий из ленточек и шнура.
На втором году обучения дети знакомятся различными течениями в музыкальной культуре народов мира, изготавливают изделия-сувениры для дарения друзьям и близким людям, учатся создавать предметы быта с использованием традиционных форм прикладных искусств с элементами национальной тематики, участвуют в создании кукол и в кукольных спектаклях, посещают музеи и выставки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ochumelye_ruchki.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Мирнинское районное управление образования
Муниципальное образовательное учреждение
Айхальская «Средняя общеобразовательная школа №5»
Обсуждена
на методсовете
Протокол № 1
от «10» сентября 2010г.
Утверждаю
_____________________ А. А. Касаткин.
Директор МОУ «СОШ №5»
10 сентября 2010 г.
«ОЧумелые ручки»
Программа дополнительного образования
для учащихся начальной школы.
Срок реализации программы 2 года
автор:
Гапотченко А.Ф.,
учитель технологии МКОУ СОШ №5,
квалификационная категория: первая
стаж работы 16 лет
Адрес:
678190 п.Айхал, МОУ СОШ №5
ул. Советская 12А
Телефон 8-411-36-6-26-53
п. Айхал
2010 г.
Пояснительная записка
Множество добрых слов хранит народная мудрость о труде, как основе жизни нашей цивилизации, и о людях труда. Вспомним хотя бы любимую считалочку всех детей:
На златом крыльце сидели:
Царь,
Царевич,
Король,
Королевич,
Сапожник,
Портной…
Но проходят годы, прежде чем человек задумается о том, что сапожник и портной – персоны не менее важные в жизни человеческого сообщества, чем царевичи и королевичи.
Созданием и украшением одежды, оформлением интерьера человек начал заниматься с незапамятных времен. Наши предки создавали одежду, которая их согревала, изготавливали предметы быта, украшающие их дом.
К сожалению, такое понятие как глобализация, вторгается и в эту область нашей жизни. Поэтому, путешествуя по странам и континентам можно увидеть практически одну и ту же мебель, одежду, украшения, игрушки.
Большинство людей понимают, что любая вещь, созданная по индивидуальному заказу, а ещё лучше - своими руками – это самый верный способ выразить себя, подчеркнуть свой собственный стиль. Таким людям тесно в рамках стандартных квартир, обставленных одинаковой мебелью, оформленных купленными в магазине предметами интерьера. Они, каждый по-своему, стараются украсить окружающий их мир, наполняя его созданными своими руками маленькими и большими шедеврами.
Программа «ОЧумелые ручки» имеет художественно-эстетическую, общекультурную направленность, ориентирована на детей младшего школьного возраста. Программа является самостоятельным курсом изучения различных видов декоративно-прикладного творчества (шитье, вышивка, лепка, изготовление предметов быта и аксессуаров, художественных объектов и т.д.). Она дополняет и расширяет школьную программу по предметам «Технология», «ИЗО», «МХК», «Музыка».
Программа развивает интерес к процессу созидания, является метапредметной, совершенствует навыки, формирует техническое, творческое и эстетическое мышление, развивает трудолюбие, усидчивость, терпение и чувство потребности доводить до конца любое начатое дело, что, в конечном счете, благотворно влияет на формирование характера каждого ребенка.
Основная цель программы – создание условий для творческого развития учащихся, формирование начальных профессиональных умений.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Научить выполнению и использованию часто применяемых технологических операций;
- Учить творческому подходу в решении проблем, позитивному отношению к трудностям;
- Обучить приёмам ухода за растениями;
- Формировать эстетический вкус;
- Обучать методам и способам создания и художественного оформления выполненных работ;
- Развивать навыки конструирования, моделирования изделий;
- Воспитывать уважительное отношение к труду;
Программа опирается на следующие принципы обучения:
Принцип воспитывающего обучения - в ходе учебного процесса даются не только знания, но и формируется личность ребенка.
Принцип связи обучения с практикой – образовательный процесс построен так, чтобы дети использовали полученные теоретические знания в решении практических задач, причем, не только в процессе обучения, но и в реальной жизни, а так же умели анализировать и преобразовывать окружающую среду, формируя собственные взгляды.
Принцип личностно-ориентированного подхода - гуманистический и личностно-ориентированный подход направлен на человека как полноценно функционирующую и развивающуюся личность, которая видится не как застывший результат, а как позитивно изменяющаяся в движении к становлению.
Принцип научности – включает объективные научные факты, теории и законы, отражающие современные направления творческой деятельности.
Принцип природосообразности предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности.
Принцип увлекательности (или радостного труда) проявляется в том, что в образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как ситуация успеха для проявления личностных качеств каждого воспитанника. Это позволяет поддерживать стойкую мотивацию к обучению.
Принцип поисковой, творческой и исследовательской направленности нацелен на поиск определенных закономерностей, на утверждение ценностей творчества, изобретательства, новаторства в детском коллективе, на создание условий для развития творческих наклонностей ребенка.
Принцип прогностичности учитывает будущие потребности социального заказа образовательного учреждения, возможности и настроения учащихся, позволяет своевременно реагировать на изменяющиеся требования завтрашнего дня, способствует возможности соответствовать изменяющимся условиям.
Принцип экономичности, ресурсосбережения ориентирует на выбор тактик деятельности, экономящих время, материальные ресурсы, усилия учащихся; нацелен на недопущение перегрузок, на включение критериев экономичности в качестве обязательных.
Принцип наглядности – при обучении детям дается возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – содержание учебного материала построено систематично и последовательно. Каждый новый раздел опирается на раннее изученный материал и логически взаимосвязан с ходом изучения всего курса.
Программа своевременна и актуальна в рамках ФГОСов, т.к. способствует интеллектуальному развитию детей, их социализации, развивает общекультурные и трудовые навыки.
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия первого года обучения проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45 мин. каждое, итого: 33 часа в год. Во второй и последующие годы обучения – 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 45 мин. каждое. Форма организации занятий – групповая, оптимальная наполняемость групп – 8-9человек (согласно Сан ПиНу 2.4.4. 1251-03).
В процессе апробации автор предполагает расширить рамки этой программы, создав дополнительный образовательный модуль для начальной школы.
Основные направления и содержание деятельности
Организация учебной деятельности:
Группы первого и второго года обучения комплектуются по возрастному принципу; наиболее талантливые учащиеся могут продолжить занятия в творческой мастерской по индивидуальным образовательным маршрутам.
Учебно-тематический план проведения занятий построен так, что около 20% времени посвящено изложению теоретического материала: изучению основ конструирования и моделирования различных изделий декоративно-прикладного творчества, предметов быта и сувениров. Программа позволяет познакомиться и научиться работать в различных техниках. Отдельные занятия посвящаются изучению исторических аспектов предмета (экскурс в историю), изучению терминологии, технологии изготовления национальных костюмов, решению вопросов колористики и композиции, ознакомлению с новинками издаваемой в области декоративно-прикладных искусств литературы. 80% времени отводится на практические занятия. Благодаря такому планированию учащиеся могут оформить результат своего труда в виде конкретного продукта. Это может быть презентация, творческая работа, спектакль. В целом, предлагаемый курс помогает воспитанникам научиться воплощать свои идеи в конкретные проекты, способствует развитию навыков общения и творческого сотрудничества.
В рамках программы «ОЧумелые ручки» занятия первого года обучения построены на знакомстве с технологией изготовления различных изделий из пуговиц, цепочек и ленточек, работе с бумагой, тканью, природными материалами, растениями, упаковочным материалом, обучаются азам мастерства в области создания кукол, артобъектов, изучают технологию маширования и изготовления масок способом папье-маше, искусству плетения изделий из ленточек и шнура.
На втором году обучения дети знакомятся различными течениями в музыкальной культуре народов мира, изготавливают изделия-сувениры для дарения друзьям и близким людям, учатся создавать предметы быта с использованием традиционных форм прикладных искусств с элементами национальной тематики, участвуют в создании кукол и в кукольных спектаклях, посещают музеи и выставки.
На занятиях используются различные технологии и методики, формирующие интеллектуальные, познавательные и творческие способности учащихся, такие как:
- Проектное обучение;
- Развивающее обучение;
- Исследовательская деятельность;
- Проблемное обучение;
- Использование информационно-коммуникационных технологий;
Выбор методов обучения определяется с учетом возрастных возможностей и психофизиологических особенностей обучающихся.
Применяя указанные выше методы организации образовательного процесса, педагог выступает в качестве организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой деятельностью учащихся. В процессе обучения у учащихся формируется мотив к самосовершенствованию, активная жизненная позиция, приобретается опыт отношений в коллективе, группе, проявляется интерес к различным видам прикладного творчества.
Организация воспитывающей и развивающей деятельности
Воспитывающая и развивающая деятельность этой программы направлена на формирование у детей трудолюбия и трудовых навыков, создание «ситуации успеха» для каждого ребенка, формирование у школьников стремления радовать окружающих изделиями своего труда; сплочение детского коллектива, развитие эмоциональной сферы каждого воспитанника. Используемые формы и методы массовой воспитательной работы – проведение клубных дней, посещение реальных и виртуальных выставок, организация театрализованных игр и представлений, дефиле, творческие отчеты, самоанализ деятельности учащихся.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Теория, мин | Практика, мин |
1 | Вводное занятие. | 1 | 20 | 25 |
2 | Путешествие вглубь веков. Появление бумаги и тканей. | 1 | 30 | 15 |
3 | Квилинг – бумажная филигрань, пришедшая к нам из Кореи. | 3 | 25 | 110 |
4 | «Пуговичные фантазии». | 3 | 20 | 115 |
5 | «Раз цепочка, два цепочка – будет ёлочка». | 3 | 25 | 110 |
6 | Авторские ёлочные игрушки. Технологическая сказка. | 3 | 20 | 115 |
7 | Когда бумага дороже хрусталя. | 3 | 25 | 110 |
8 | Подарок от всей души. | 3 | 25 | 110 |
9 | Познаём мир через куклу. Текстильная кукла. | 5 | 50 | 175 |
10 | Аппликация – так легко!? | 2 | 15 | 75 |
11 | Шнурок – это не только завязки на ботинках. | 3 | 25 | 110 |
12 | Растения в интерьере. | 2 | 15 | 75 |
13 | Кукольный спектакль (куклы-перчатки) по мотивам якутской сказки. Итоговое занятие | 1 | 5 | 40 |
Итого: | 33 | 7 | 26 |
Содержание деятельности
Вводное занятие.
Знакомство с учащимися. Ознакомление детей с правилами поведения, внутреннего распорядка, оборудованием кабинета. Беседа на тему «Роль творчества в жизни человека». Просмотр презентации «По залам музея декоративно-прикладного творчества, г. Москва». Заполнение анкеты члена клуба «ОЧумелые ручки».
Ознакомление с содержанием обучающей программы «ОЧумелые ручки» на предстоящий учебный год. ТБ при работе с ножницами и иглой.
Путешествие вглубь веков. Появление бумаги и тканей.
Теория: Т/Б при работе. Простейшие сведения о бумаге и тканях. Из истории папируса, хлопка, льна, шелка, шерсти. Простейшие способы скрепления бумаги и лоскутков тканей различной фактуры: склеивание, сшивание швом «вперёд иголку»,
Практика: просмотр фрагментов учебного фильма. Крепление бумаги и лоскутков тканей различной фактуры простейшими способами: склеиванием, сшиванием швом «вперёд иголку».
Квилинг – бумажная филигрань.
Теория: Т/Б при работе. Бумажная филигрань родом из Кореи. Основные приёмы квилинга. Знакомство с работами в технике квилинг – экспонатами школьного музея.
Практика: и основных фигур в технике квилинга и оформление поздравительной открытки «С днём Учителя!».
«Пуговичные фантазии».
Теория: Т/Б при работе. Экскурсия по временам и странам в поисках Пуговицы. Близкие родственники Пуговицы. Использование пуговицы в декоративно-прикладном творчестве.
Практика: мастер- класс (учениц 5 класса): пришивание пуговицы с четырьмя дырочками к картону. Оформление коллекции работ с использованием различных пуговиц.
«Раз цепочка, два цепочка – будет ёлочка».
Теория: Т/Б при работе. Азы вязания крючком. Инструменты и материалы. Картины, выполненные с использованием цепочек, вывязанных крючком (демонстрация).
Практика: вывязывание цепочек различного цвета, изготовление артобъекта.
Когда бумага дороже хрусталя.
Теория: папье-маше: что за чудесное слово? Огромный потенциал технологии папье-маше. Вторая жизнь старой газеты. Использование упаковочного материала при работе в этом виде творчества. Основа – форма для маширования. Сушка, разрезание, склеивание, шлифование, окраска деталей.
Практика: подготовка бумажной массы для работы в технике папье-маше. Изготовление и художественное оформление чорона (матрёшки) в технике папье-маше.
Авторские ёлочные игрушки.
Теория: Т/Б при работе. Новогодние традиции стран мира. Ёлочные игрушки своими руками. Поиск форм и способов оформления новогодних игрушек из обувных коробок и пластиковых бутылок.
Практика: изготовление новогодних игрушек для ёлки в детском саду (предлагается выполнить и оформить Щелкунчика и фонарик). Проведение традиционной «Технологической сказки» для малышей.
Подарок от всей души.
Теория: Т/Б при работе. С любовью из Якутии: знакомство с книгой «Фантазии А. Филипповой». Сувенир, сделанный своими руками. Посещение выставки фабрики «Сардаана».
Практика: изготовление сувенира (открытка «Мамонтёнок»).
Познаём мир через куклу. Текстильная кукла.
Теория: Т/Б при работе. Кукла - понятие интернациональное. Сакральность куклы. Кукла - неизменный спутник человека на протяжении тысячелетий.
Практика: беседа о любимой кукле и событиях, связанных с этой куклой. «Игрушки с выставки» - репортаж с кукольной выставки (виртуальная экскурсия на выставку кукол в г. Новосибирске в августе 2007 года.) Посещение сайтов галерей кукол России. Изготовление куклы из носового платка, из ниток и лоскутков. Изготовление куклы Покосницы для оформления панно в школьном кабинете «Технология». Посещение сайта журналов «ДЕКО» и «Кукольный мастер».
Аппликация – так легко!?
Теория: знакомство с искусством аппликации. Аппликация как один из главных способов отделки одежды народов мира. Простейшие предметы быта, украшенные аппликацией.
Практика: просмотр презентации «Бабочки мира». Выбор материалов, вычерчивание лекала. Изготовление бабочки в технике аппликации. Оформление стенда «Как прекрасен этот мир!».
Шнурок – это не только завязки на ботинках.
Теория: искусство, объединяющее народы. Что можно сделать из простого шнурка? Сколько существует способов плетения фенечек?
Практика: знакомство с творческим проектом детей «Фенечка» для Фенечки». Экскурсия в магазин. Покупка необходимых материалов. Изготовление фенечки для друга (подруги).
Растения в интерьере.
Теория: растения, которые мы любим и которые любят нас. «Мы в ответе за тех, кого приручили», или как мы ухаживаем за школьным Ботаническим садом.
Практика: знакомство с презентацией проекта «Ботанический сад, или чудо на 66 параллели». Экскурсия в школьный Ботанический сад. Посадка в контейнеры семян трав и цветов. Создание виртуального каталога по растениям в рекреациях школы (с использованием мобильных телефонов).
Итоговое занятие. Кукольный спектакль (куклы-перчатки) по мотивам якутской сказки (в рамках проведения кукольного фестиваля)
Теория: куклы - мягкие игрушки. Куклы – артисты. История кукольного театра на протяжении веков. Ткани и отделочные материалы, пригодные для создания кукол. Куклы в интерьере. Куклы народа Саха (историческая справка). Фольклор народа Саха. Герои якутских сказок. Встреча с «артистами» школьного театра кукол.
Практика: поиск литературно - художественных источников как опорного материала для создания эскизов национальной якутской куклы (через использование ЦОР). Чтение сказки. Создание эскиза кукол. Изготовление кукол. Подготовка кукольного спектакля. Проведение репетиций. Оформление выставки работ воспитанников, выполненных за год. Взаимодействие с семьями учащихся.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Теория, мин | Практика, мин |
Вводное занятие. | 1 | 25 | 20 |
Картинки с выставки. Волшебство музыки. | 3 | 30 | 105 |
Всем сестрам по серьгам | 3 | 25 | 110 |
Техника лоскутного шитья. | 4 | 30 | 105 |
Клубный день. | 1 | 05 | 130 |
Аквариум «понарошку». | 3 | 30 | 105 |
Клубный день. | 1 | 10 | 125 |
Костюм мальчика и девочки народа САХА | 4 | 40 | 140 |
Прихватки и передники – помощники на кухне | 3 | 30 | 105 |
Искусство коллажа. | 4 | 40 | 140 |
| Дело в шляпе. | 4 | 30 | 105 |
| Итоговое занятие. | 3 | 30 | 105 |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Содержание деятельности
Вводное занятие.
Теория: встреча с учащимися, повторение правил внутреннего распорядка и поведения.
Практика: обсуждение летнего отдыха (ответы вопросы на анкеты). Беседа об оборудовании кабинета и ТБ при ручном труде. Беседа о борьбе с вредными привычками и о позитивном влиянии творчества на личность.
Картинки с выставки. Волшебство музыки. (Занятия проходят под звуки «Времена года»)
Теория: Знакомство с творчеством классика русского музыкального искусства П.И. Чайковским («Времена года»). Может ли влиять музыка на настроение человека, художника? Прорезная аппликация в контексте «Времён года» (Предлагается альбом-каталог выполненных работ).
Практика: распределение на пары в связи с предстоящей работой и распределение обязанностей в паре. Подбор тканей и материалов, изготовление и художественное оформление аппликации (снежинка, бабочка, солнышко, птичка, белый медведь, соболь, олень и др). Защита минипроекта, размещение презентации на блоге библиотеки школы.
Всем сестрам по серьгам. (Занятия проходят под звуки бубна шамана)
Теория: дизайнеры – кто они? Знакомство с проектом восьмиклассниц школы «Всем сестрам по серьгам». Бижутерия и ювелирные работы (посещение сайта АК АЛРОСА, посвященному этому виду деятельности компании). Способы скрепления деталей изделий.
Практика: обдумывание и создание собственного эскиза «Подарочный комплект». Подбор материалов и изготовление подарочного комплекта для мамы. Расширение рамок проекта восьмиклассниц – использование фото и видео, снятых в процессе выполнения минипроекта младшеклассников.
Техника лоскутного шитья. (Занятия проходят под звуки русских романсов и народных песен)
Теория: «Волшебный калейдоскоп» - искусство пэчворка и квилта: возникновение, развитие, популярность. Материалы и инструменты, необходимые для создания работ в технике лоскутного шитья. Узоры, используемые в лоскутном шитье. Квилты - музейные экспонаты (история создания шедевров). Способы соединения лоскутков в мозаику узора. Использование ЦОР.
Практика: беседа о бабушкином лоскутном одеяле. Изготовление шаблонов для вычерчивания узоров лоскутного шитья, в том числе в программе «Power Point». Создание коллективной коллекции узоров, используемых в технике лоскутного шитья. Подготовка ткани к работе, раскрой, сборка (на двухсторонний скотч или «липучку») выкроенных деталей. Шитьё кошелёчка на шею (для ключа или др. мелочи). Оформление коллективного фото и размещение его на блоге библиотеки школы.
Клубный день.
Самый весёлый праздник в году. СНОВЫМ ГОДОМ. Показ «Технологической сказки для малышей», осуществляется силами старшеклассников.
Аквариум «понарошку». (Занятия проходят под звуки природы «Водная стихия»)
Теория: что такое аквариум и каким он может быть? Способы оформления декоративных аквариумов. Жители аквариумов.
Практика: тест: «Ниточка – иголочка». Создание коллекции рыбок и других обитателей водной стихии в программе «Power Point», вырезание фигурок обитателей аквариума из картона, художественное оформление их с помощью различных подручных материалов. Оформление аквариума и размещение его в экспозиции школьного Ботанического сада.
Клубный день.
Экскурсия в поселковый музей АЛРОСА. Знакомство с экспозицией музея «Айхальский Левша».
Костюм мальчика и девочки народа САХА. (Занятия проходят под звуки природы «Звуки леса»).
Теория: традиционная и современная одежда народа Саха. Стилизованные национальные костюмы. Основные сакральные фигуры как средство отделки традиционного якутского костюма: лира, рога оленя, солнце и др. Знакомство с проектом учениц школы «Якутская мода: вчера, сегодня, завтра».
Практика: просмотр слайдшоу «Знакомьтесь: выдающиеся модельеры Якутии». Создание эскиза костюма. Изготовление украшений для костюмов мальчика и девочки. Посещение традиционного конкурса «Мисс Сулусчаана»
Прихватки и передники – помощники на кухне. (Занятия проходят под звуки народных напевов).
Теория: древнейший на Земле вид одежды. Передник как произведение искусства. Современные передники и ткани для их производства. Снятие мерок и составление чертежа простейшего передника. Разнообразие способов отделки передников. Креативные прихватки и головные уборы для кухни. Знакомство с коллекцией передников из экспозиции кабинета технологии.
Практика: литературная экскурсия: «Вглубь веков в поисках передника» (с привлечением библиотеки школы, обращение к сети Интернет). Раскрой и шитьё передника с выбранными заранее элементами отделки. Проведение выставки готовых изделий. Создание сценария и проведение мероприятия под девизом: «Какая хозяйка, такая и кухня» и «Поварёнок».
Искусство коллажа. (Занятия проходят под звуки природы «Пение птиц»)
Теория: знакомство с техникой и средствами коллажа. Материалы, используемые для создания артобъектов. Коллаж в интерьере.
Практика: знакомство со специальной литературой по технике коллажа. Подбор средств оформления работы в технике «Коллаж». Изготовление и художественное оформление работы. Демонстрация итоговых работ на стене школы «Цветная палитра».
Дело в шляпе. (Занятие проходит под звуки лёгкой джазовой музыки).
Теория: история головных уборов народов мира. Архаичные и современные головные уборы. Своеобразие и колорит головных уборов народа САХА. Шляпы из атласных ленточек, шпагата, бисера и др. Сувенирная шляпка.
Практика: выбор вида шляпки, материалов и инструментов для изготовления сувенирной шляпки. Создание сувенира. Экскурсия в ЦДОД в объединение «Весёлые краски».
Итоговое занятие. (Занятие проходит под звуки греческой музыки)
Теория: заполнение анкеты «Мой творческий рост». Проведение традиционного кукольного спектакля силами учащихся второго года обучения при поддержке родителей и школьников среднего звена.
Практика: поиск сценария (тема: Древняя Спарта, воспитание и жизнь детей). Поиск образов, оформление кукол, проведение репетиций, представление спектакля в детском саду. Обсуждение результатов анкетирования, проведение праздничного чаепития. Представление творческого отчета в форме презентации, созданной при поддержке школьного пресс-центра. Публикация отзывов о работе программы «ОЧумелые ручки» на страницах школьной газеты.
Условия эффективной реализации программы
Материально-технические условия:
Для эффективной реализации программы необходимы:
- удобный, светлый и просторный кабинет с уровнем искусственной освещенности не ниже 600 лк, укомплектованный необходимым инвентарем (термопистолетом, тканями, нитями, ножницами, иголками, наперстками и пр.), утюжильной доской, картоном,
- линейки (в т.ч. масштабные).
- подборка специальной литературы.
- шкафы, раскройный стол.
- компьютер.
- наличие сети Интернет.
Дидактические: дидактические материалы: чертежи, шаблоны, образцы изготавливаемых изделий и фрагменты изделий, комплект технологических карт по темам программы, иллюстрации картин. Ресурсное обеспечение по технологии изготовления изделий декоративно-прикладного направления, коллекция эскизов на электронных носителях, другие ЦОР.
Прогнозируемые результаты образовательного процесса
Результативность программы определяется по уровню знаний и умений, которые диагностируются в ходе изучения программного материала.
К концу первого года обучения воспитанницы должны
знать:
- правила ТБ при выполнении ручных работ;
- историю появления бумаги и тканей;
- характерные признаки исторических костюмов;
- историю появления и развития куклы;
- технологии изготовления кукол ручным способом;
- историю кукол народа Саха.
уметь:
- выполнять простейшие ручные швы
- создавать простейшие текстильные куклы и одежду для них;
- раскраивать бумагу и ткань по шаблонам;
- подбирать для работы ткани с учетом их цвета, назначения;
- применять простейшие приёмы художественного оформления изделий;
- пришивать пуговицы с пробитыми в них дырочками;
- работать в технике папье-маше, квилинг;
- плести «фенечки» из ленточек и шнура;
К концу второго года обучения должны
знать:
- правила ТБ при работе с ножницами и иглой;
- основы конструирования изделий, предусмотренных программой;
- историю и технологию лоскутного шитья;
- последовательность технологических операций при исполнении предусмотренных программой изделий;
- принципы составления простейших узоров в традиционной технике народа Саха;
уметь:
- Соединять (в том числе сшивать) детали выполняемой работы;
- нарисовать эскиз изделия;
- подбирать необходимую ткань для изготовления изделия;
- сочетать материалы по назначению, структуре и рисунку;
- художественно оформлять изделия в рамках программы;
- Работать в ПК, программе «Power Point», выполнять простейшие презентации;
Способы отслеживания и контроля результативности
Различные виды контроля позволяют систематически отслеживать результативность усвоения программного материала учащимися.
В начале обучения проводится входящий контроль, который позволяет определить уровень базовых умений и навыков. На начальном этапе работы чаще всего используется тестирование, анкетирование, беседы с учащимися. В ходе работы контроль осуществляется в форме защиты творческих проектов, творческих отчетов. Итоговый контроль проводится в виде театрализованных игр, выставок работ учащихся, фольклорных праздников, творческих отчетов.
Результаты контроля обсуждаются вместе с учащимися и заносятся в банк достижений каждого воспитанника, что позволяет определить успешность усвоения программного материала.
В ходе обучения по программе формируется портфолио группы.
Список литературы, использованной при составлении программы.
- Андреева А.Ю., Русский народный костюм. - СПБ. Паритет, 2005 г.
- Бортон П. Кэйв В., Игрушки забавные и ужасные. – РОСМЭН, 1998 г.
- Войдинова Н., Мягкая игрушка. – Ярославль, ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 г.
- Городкова Т.Нагибина Т., Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. – Академия развития, 1997 г.
- Додж В., Шьём одежду для кукол.- Минск, 2005 г.
- Дудникова Г. П., История костюма. Ростов - на-Дону.- Феникс, 2005 г.
- Котова И.Н. Котова А.С. , Русские обряды и традиции. – 2003г.
- Мак-Комик Гордон., Лоскутное шитье. – Школа 21 век, 2000 г.
- Слепцова А.С., Модные аксессуары. – ФЕНИКС, 2003 г.
- Смирнова Н., История костюма - Санкт-Петербург, ПАРИТЕТ, 2005 г.
- Страдиотти И., Делаем куклы,- НИОЛА-ПРЕСС, 2006 г.
- Штрауб Б., Печворк и квилт. М. – Профиздат, 2000 г.
- Юкина Л., Куклы. – АСТ - ПРЕСС, 2001 г.
- Роговцева Н. И., Богданова Н.В.Технология. – М.Просвещение, 2008г.
- Гибсон Рэй, Папье – маше. М. РОСМЭН, 1996г.
Список литературы, рекомендованной для воспитанников.
- Мак-Кормик Гордон. Лоскутно6 шитьё. – Школа 21 век, 2000 г.
- П. Бортон, В Кэйв Игрушки забавные и ужасные. – РОСМЭН, 1998 г.
- Юкина Л. Куклы. – АСТ-ПРЕСС, 2001 г.
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики. ЭКСМО-ПРЕСС,1998г.
- Ким Риттер. Стеганые лоскутики. ЭКСМО-ПРЕСС, 2000г.
- Муханова И.Ю. Шитье из лоскутков. Олма-пресс, 2001г.
- Заморская Н.Я. Головные уборы. Народное творчество,2002г.
- Флеминг Ненси. Магия лоскутка, Simon&Schuster, Inc, 1994г.
- Успенская Е., Искусство батика. М., АСТ, 2004г.
- Хэйг Д., Японские мотивы. НИОЛА-ПРЕСС, 2006г.
- Исаева Е., Язык подарка. М., РИПОЛ-КЛАССИК, 2006г.
- Лаппо А., Самоучитель хороших манер. М. ЭКСМО, 2006г.
- Журнал «Кукольный мастер».
- . Роговцева Н. И., Богданова Н.В.Технология. – М.Просвещение, 2008г.
- . Гибсон Рэй, Папье – маше. М. РОСМЭН, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...
Древняя Русь и Русь Удельная.
Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....
Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"
Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"
Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...