Рабочая программа "Умные ручки"
рабочая программа по теме

Бехтянова Марина Вячеславовна

Рабочая программа "Умные ручки" является  модифицированной и составлена на основе Программы  художественного воспитания и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки"  И.А. Лыковой " .  Рабочая  пограмма содержит систему занятий по лепке, рисованию, аппликации, конструированию из бумаги и разного материала  и способствует знакомству детей с окружающим миром,  со свойствами предметов, развитию моторики. Программа предназначена для занятий с детьми 4-6 лет и рассчитана на 2 года. К  данной программе составлено календарно-тематическое планирование из расчета 72 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл умные ручки. 2 года.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Программа» Умные ручки»  составлена на основе авторской                     И. А. Лыковой « Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» и рассчитана на два года обучения.

Программа содержит систему занятий по лепке, аппликации,  рисованию, конструированию из бумаги и разного материала.

Актуальность программы. Художественно- творческая  деятельность – ведущий способ эстетического воспитания , основное средство художественного развития детей. Программа «Умные ручки» представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства.

Практическая значимость программы  заключается в том, что она служит не только художественно-эстетическому воспитанию детей, но и способствует их знакомству с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики .

Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности.

Задачи программы.

Образовательные:.

  1. Учить  анализировать и передавать характерные особенности изображаемых предметов в  рисовании, аппликации, лепке, конструировании,
  2. Знакомить детей со свойствами изображаемых предметов,
  3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т.д.)
  4. Учить передавать несложные движения предметов,
  5. Учить передавать пространственные взаимоотношения между предметами,
  6. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы,
  7. Учить составлять композиции из готовых  и самостоятельно изготовленных форм,
  8. Знакомить  детей с цветовой гаммой,
  9. Учить пользоваться карандашами, красками, кисточкой, ножницами, стекой

 Воспитательные:

  1. Воспитывать художественный  вкус и чувство гармонии.
  2. Воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание,
  3. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий,
  4. Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательности по отношению к окружающим
  5. Воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его,

        Развивающие:

  1. Развивать  эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов,
  2. Развивать  художественно – творческие способности детей,
  3.  Развивать  у детей способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках: изображать один и тот же предмет в лепке, рисовании, аппликации,
  4. Развивать  моторику.

Особенности программы

При построении программы соблюдены общепедагогические принципы:

- принцип культуросообразности: построение или корректировка содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных  и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач эстетического воспитания и развития задач в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному»;

- принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением в соответствии с возрастом и опытом детей;

- принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно – творческого развития детей с учётом «природы» детей, т.е. возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы и жизненный опыт детей.

Особенности данного возраста диктуют построение творческой деятельности детей таким образом, чтобы изготовление изделий  подкреплялось словом, игровой ситуацией, драматизацией. Такая работа  способствует также  развитию речи детей, умению общаться.


Психологические особенности детей 4,5 – 7 лет.

Развитие личности в  среднем и старшем дошкольном возрасте характеризуются освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.

Формируются все стороны личности ребёнка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребёнка. Представление о вещах, их свойствах легко соединяются в сознании ребёнка с новыми знаниями о труде взрослых по изготовлению предметов.

Дети узнают, что выбор материала, формы и цвета вещи определяется стремлением сделать её максимально удобной и приятной для окружающих.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребёнка со взрослым (вопросы «Что это? Из чего сделано? Для чего эта вещь?) на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяет детям больше участвовать в делах взрослых. Также дети могут и хотят отражать в играх своё отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений.

При всём этом разные проявления каждой из сторон личности развиваются не синхронно, например моральные представления, чувства, действия.

Более всего активизирует моральные действия (т.е. совершаемые бескорыстно, при отсутствии контроля, наград, наказаний) приобщение детей к делам взрослых, которым они симпатизируют. В возрасте 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.

К 5 годам ребёнок получает представление об обратимых и необратимых процессах, способен отличать изменение какого – либо признака или количества от ситуации, в которых количество или признак остались неизменными.

Появляется стремление к продуктивной деятельности. Особенность данного возраста – тяга к красивому, эстетичному, ценному.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения.

Воображение – высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого.  Именно в этом возрасте воображение является основой для решения задач по обучению и воспитанию.

Мышление – наглядно – образное. Дети учатся переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их.

Общение у дошкольников внеситуативно – личностное.

Сверстник интересен как партнёр по сюжетной игре. Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин и женщин.

На занятиях дошкольник может изложить мысль, пересказать сюжет, описать предмет, явление, сформулировать предложение или вопрос. Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. Педагогу необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого интеллектуального результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.

После пяти лет у детей начинают появляться представления не только о том, какие они есть, но и о том, какими они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели. Иными словами, кроме имеющихся качеств начинают появляться представления о желательных и не желательных чертах и особенностях.

Дети этого возраста могут заставлять себя быть внимательным, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами. Именно благодаря этой способности дети шестого года жизни впервые приобретают неуловимый налёт взрослости, серьёзности и ответственности за свои поступки.

В процессе деятельности в  среднем и старшем дошкольном возрасте, для детей по – прежнему действен мотив сделать нужную вещь для себя. Вместе с тем «набирает силу» мотив общественной пользы. Постановка педагогом такого мотива перед началом деятельности активизирует внимание детей, увеличивает число справляющихся с заданием, существенно улучшает её качество.

Адекватная (т. е. правильная, соответствующая результату, а не завышенная или заниженная) самооценка характеризует уровень самосознания и поэтому является стимулом развития личности. В формировании личности играют роль многие факторы: отношение к ребёнку в семье, отношение между детьми в разных видах деятельности, положение детей в коллективе.

Но решающим является отношение педагога к воспитанникам и оценка им результатов их деятельности.


Основные способы и формы работы с детьми.

Планируется распределение материала на 72 часа в год из расчёта 2 часа в неделю.

В группе  1-года обучения планируется 12 – 14 обучающихся, в группе 2-го года -10-12 обучающихся.

 Программа ориентирована на детей 4, 5 – 7лет

Срок реализации программы – 2 года.

Длительность каждого занятия– 25 минут . 

В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Прогнозируемые результаты.

На конец первого года обучение дети знают:

  1. Название основных цветов и полутонов :красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, чёрный;
  2. Названия инструментов и материалов, применяемых в работе;

На конец первого года обучение дети умеют:

  1. Изображать предметы и явления, передавать их выразительно путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;
  2. Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
  3. Создавать образы разных предметов и игрушек из пластилина и солёного теста, объединять их в коллективную композицию ;
  4. Наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
  5. Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
  6. Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур;
  7. Различать бумагу и картон;
  8. Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы;
  9. Приклеивать к основной форме детали.

На конец второго года обучение дети знают: 

  1. Правила работы с пластилином, ножницами, клеем;
  2. Возможности цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов;
  3. Способы лепки из целого куска и из мелких кусочков;
  4. Способы создания образов с помощью симметричного вырезания;

вырезания по силуэтам

  1. Способы экономного  использования художественного материала.

На конец второго  года обучение дети умеют:

  1. Работать с пластилином, ножницами, клеем;
  2. Вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглить углы.
  3. Передавать форму изображаемых предметов, их характерные признаки, пропорции и взаимное расположение частей; передавать несложные движения
  4. Передавать несложные смысловые связи между объектами, показывать пространственные отношения между ними (рядом, сбоку, справа, сверху, снизу)
  5. Организовывать своё рабочее место, убрать его после работы

В процессе обучения формируются такие качества, как целеустремлённость, усидчивость и упорство, развивается речь и моторика.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике . Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают  работы домой.

Изделия, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

Средства, необходимые для реализации программы.

  1. Наборы цветной бумаги, картона,
  2. клей, ножницы,
  3. пластилин, ингредиенты для изготовления солёного теста,
  4. краски, цветные карандаши, альбом,
  5. образцы изделий и рисунков,
  6.  демонстрационный наглядный материал.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Название раздела

Теория

Практич. работа

Всего

часов

Лепка

-

12

12

Аппликация

-

19

19

Рисование

1

14

15

Конструирование из бумаги

-

15

15

Работа с разными материалами

-

11

11

Итого

1

71

72

Учебно-тематический план

Второй год обучения

Название раздела

Теория

Практич. работа

Всего

часов

Лепка

-

12

12

Аппликация

-

19

19

Рисование

1

14

15

Конструирование из бумаги

-

15

15

Работа с разными материалами

-

11

11

Итого

1

71

72


Содержание программы.

Первый год обучения

Лепка. (12 часов)

Знакомство со средствами для лепки: пластилином, глиной, солёным тестом.

Отделение нужное количество пластилина,  выстраивание кусочков в порядке увеличения-уменьшения.

Раскатывание в шар, колбаску.

Вытягивание .

 Прищипывание с лёгким оттягиванием вверх, вниз. Вдавливание середины шара.

Способы соединения частей. Сглаживание места соединения. Моделирование формы кончиками пальцев.

Использование стеки.

Украшение изделия. Раскрашивание готового изделия.

 Составление плана работы

Рассказ о выполненной работе.

Аппликация. (19 часов)

Составление композиций из готовых форм.

 Обрывная аппликация.

Аппликация из геометрических фигур (готовые формы).

Аппликация с элементами рисования.

 Наклеивание изображений предметов, состоящих из нескольких частей.

Резание ножницами по прямой.

Рисование(15 часов)

Формирование умения рисовать отдельные предметы карандашом.

Создание сюжетных композиций.

Рисование гуашью, кисточкой, ватными палочками.

Закрашивание рисунков карандашами в одном направлении.

Закрашивание гуашью мазками.

Раскрашивание вылепленных изделий из солёного теста.

Получение светлых и темных оттенков цвета.

Создание многофигурных композиций

Конструирование из бумаги(15 часов)

Свойства бумаги и картона

Сгибание бумаги пополам, совмещая стороны и углы..

Изготовление нужных деталей из комочков бумаги.

Приклеивание деталей к основной форме.

Плетение.

Создание объёмной формы.

Работа с разными материалами(11 часов)

Использование природного материала, ваты, ткани, коробочек, макаронных изделий  и т.д. при изготовлении поделок.

Использование для скрепления частей клей, пластилин.

Составление композицию из созданных изделий.

Составление рассказа из 2-4 предложений о созданной поделке.


Содержание программы

Второй год обучения.

Лепка. (12 часов)

Лепка из пластилины, солёного теста , глины.

Совершенствование изобразительной техники лепки из отдельных кусочков и целого куска путём вытягивания и моделирования.

Развитие умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавать их характерные особенности.

Сглаживание формы и придание ей устойчивости.

Объединение вылепленных образов в несложные сюжеты.

Формирование мелких деталей с помощью стеки

Освоение рельефной лепки

Лепка на форме или каркасе.

Декорирование лепного образа

Украшение изделия. Раскрашивание готового изделия.

 Составление плана работы

Рассказ о выполненной работе.

Аппликация. (19 часов)

Составление композиций из готовых форм.

 Обрывная аппликация.

Разрезание бумаги на короткие и длинные полоски.

Вырезание кругов из квадратов, овалов из прямоугольников.

Преобразовывать одни геометрические фигуры в другие.

Аппликация из геометрических фигур (готовые формы).

Аппликация с элементами рисования.

Вырезание одинаковых предметов и деталей

Симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги.

Наклеивание изделий.

Рисование(15 часов)

Создание сюжетных композиций на темы окружающей жизни.

Расположение изображений по всему листу, внизу листа.

Соотношение по величине разных предметов в сюжете.

Рисование гуашью, кисточкой, ватными палочками.

Смешивание красок, получение новых цветов

Создание разных оттенков одного цвета.

Раскрашивание вылепленных изделий из солёного теста.

Создание многофигурных композиций

Конструирование из бумаги(15 часов)

Свойства бумаги и картона

Сгибание бумаги пополам, на три, четыре части.

Изготовление нужных деталей из небольших кусочков.

Приклеивание деталей к основной форме. Знакомство с новыми деталями: цилиндром, брусками, конусами.

Плетение.

Создание объёмных форм, разных по величине.

Работа с разными материалами(11 часов)

Использование природного материала, ваты, ткани, коробочек, макаронных изделий  и т.д. при изготовлении поделок.

Использование для скрепления частей клей, пластилин.

Составление композицию из созданных изделий.

Создание конструкции, объединённые одной темой

Составление рассказа из 4-6 предложений о созданной поделке.


Методическое обеспечение программы

№ п/п

Разделы

Форма  занятий

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Лепка

Игра, практическая работа, конкурс

Пластилин, солёное тесто, глина для лепки, дощечка, стеки

Выставка работ

2.

Аппликация

Игра, практическая работа,  конкурс

Цветная бумага, картон, ножницы, клей для бумаги

Выставка работ

3.

Рисование

Игра, практическая работа конкурс

Краски, цветные карандаши,  гуашь, ватные палочки, кисти разных размеров, альбом

Выставка работ

4.

Конструирование

Игра, практическая работа, конкурс

Бумага, картон, гофрированная бумага, коробочки, клей ПВА

Выставка работ

5.

Работа с разными материалам

Игра, практическая работа, конкурс

Шишки,  листья, веточки, семена, мох, жёлуди, вата, листья, клей ПВА, бумага, картон, пластилин

Выставка работ


Список литературы

для педагогов для реализации программы:

1. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 -7 лет «Цветные ладошки». Москва. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА. Творческий центр СФЕРА - 2007

2. И. А. Лыкова Я вырезаю из бумаги. Москва. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА. Творческий центр СФЕРА - 2008

3 И. А. Лыкова Наши игрушки (лепка из пластилина) 4 – 6 лет. Москва. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА. Творческий центр СФЕРА - 2008

4. М. Б. Халезова – Зацепина; А. А. Грибовская Лепка в детском саду для детей 2 – 4 лет. Москва, ТЦ Сфера» - 2009

5.  М. Б. Халезова – Зацепина; А. А. Грибовская Лепка в детском саду для детей 5-7лет. Москва, ТЦ Сфера» - 2009

6. Н.В. Дубровская. Аппликация из природных материалов. Москва. АСТРЕЛЬ,2010г

для детей и родителей.

  1. Панасюк И.С. Альбом по аппликации. 4-5лет. . Москва, ТЦ Сфера» - 2010
  2. Панасюк И.С. Альбом по аппликации. 5-6лет. . Москва, ТЦ Сфера» - 2010
  3. Васина Н.С. Солёное тесто. Москва. Айрис-пресс, 2010г
  4. А. В. Фирсова. Чудеса из солёного теста. Москва. Айрис-пресс, 2010г
  5. И.В. Новикова. Конструируем из бумаги. Вырезаем и мастерим. Москва. Астрель. 2010

Согласовано

Заместитель  директора по              учебно-воспитательной работе ____________/К.П.Ильина/

«__» _________2011г

Согласовано

на заседании МО                       школы  раннего развития детей  протокол №__ от            «__»______2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"

Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"

Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская  национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная" 2 часть.

Владимирская Русь - Русь православная... Юные жители нашей области вырастают под сенью этой многовековой и возрождающейся в наши дни культуры. По городам и весям по утрам звонят-поют колокола, а злато...

Рабочий лист "Монгольское нашествие на Русь. Походы Батыя на Русь"

История России с древнейших времен до нача-ла XVI в. 6 класс: методическое пособие к учебни-ку И. Л. Андреева, И. Н. Федорова / Е. В. Симоно-ва. — М. : Дрофа, ...