Микрооганизмы, конспект урока 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о микроорганизмах, их воздействии на пищевые продукты, развивать умения и навыки безопасной работы, соблюдение правил санитарии и гигиены, профилактики пищевых отравлений и инфекций, выяснить последствия их несоблюдения;
развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, развитию речи учащихся, их самостоятельности;
воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.
Задачи урока:
-учащиеся самостоятельно, используя информацию из учебника, интернета определяют полезные и вредные микроорганизмы;
-учащиеся знакомятся с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;
-учащиеся определяют, что может привести к пищевому отравлению, признаками пищевого отравления, способами профилактики инфекций;
- оказание первой помощи при пищевых отравлениях;
Научиться соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Микроорганизмы | 25.93 КБ |
Микроорганизмы презентация | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология Класс 7. Урок №2. Дата 06.09 2016г.
Тема урока: Понятие о микроорганизмах. ПР «Определение срока годности консервов».
Правила гигиены, санитарии, безопасной работы.
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о микроорганизмах, их воздействии на пищевые продукты, развивать умения и навыки безопасной работы, соблюдение правил санитарии и гигиены, профилактики пищевых отравлений и инфекций, выяснить последствия их несоблюдения;
развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, развитию речи учащихся, их самостоятельности;
воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.
Задачи урока:
- учащиеся самостоятельно, используя информацию из учебника, интернета определяют полезные и вредные микроорганизмы;
- учащиеся знакомятся с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;
- учащиеся определяют, что может привести к пищевому отравлению, признаками пищевого отравления, способами профилактики инфекций;
- оказание первой помощи при пищевых отравлениях;
Научиться соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, метод проектов.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Словарная работа: микроорганизмы, инфекция, пищевые отравления.
Дидактическое обеспечение: табл. "Правила безопасной работы", карточки-задания, презентация «Микроорганизмы». Набор продуктов с маркировкой сроков годности (консервы, кетчуп, сметана, творог йогурт, упаковки от лекарств).
Тип урока: комбинированный использованием новых информационных технологий.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивация и целеполагание. Слайд-фильм о микроорганизмах. (учащиеся сами называют тему урока) просьба сформулировать цели. Результатом нашей работы должен стать проект «Правила профилактики пищевых инфекций».
3. Актуализация знаний учащихся.
Издавна знакомы человечеству и повальные заболевания, уносившие порой население целых сел и городов. И немало несчастных было обвинено в колдовстве и сожжено на кострах инквизиции за "напущение" чумы или холеры, прежде чем были установлены истинные виновники бедствий. (Последствия раскопок египетских пирамид, открытие пенициллина, создание сыра «рокфор» и др.)
Постановка проблемы.
Что за невидимые помощники, которые вызывают полезные людям превращения?
4. Изучение нового материала. Словесно - иллюстративный рассказ.
Однажды голландский естествоиспытатель Антон Левенгук (1632 - 1723), собственноручно шлифовавший линзы и собиравший простейшие микроскопы, с удивлением обнаружил в дождевой капле воды мельчайшие живые организмы - микроорганизмы, или микробы.
Микроорганизмы – организмы, не различимые невооруженным взглядом. К ним относятся грибы, простейшие, бактерии, вирусы.
Микроорганизмы находятся буквально везде: в почве, воде, воздухе, в организме и на поверхности тела человека и животных, на растениях, различных предметах, в пищевых продуктах. Причем, не только находятся, но и играют важную роль в круговороте веществ в природе. Вот хотя бы одна цепочка: микробы разлагают все отмершее и умершее: растения и тела животных, — превращая их в почву. А та снова рождает и питает новые поколения растений, они в свою очередь питают собой животных, те дают пищу человеку.
Задание: по ходу работы группы заполняют предложенную форму, предварительно ознакомившись с материалом учебника и в карточках, предлагают правила профилактики пищевых инфекций.
микроорганизмы | польза | вред |
1-я гр. Полезные микроорганизмы: а) дрожжи – одноклеточные пекарские грибки.
Микроорганизмы получили широкое распространение в кулинарии в процессе приготовления теста (процесс брожения), что повышает выход (количество) готовой выпечки и ее качество; также они применяются в виноделии для ускорения выделения соков из плодов и ягод;
б) молочнокислые бактерии - без применения микроорганизмов невозможно производство кисломолочных продуктов, квашеные овощи заквашиваются тоже этими бактериями, синтезируя витамины В1, В2, В3, В6 и В9;
в) кефирный грибок – совместное существование микроорганизмов, но сохраняются не более 2-х недель, поэтому йогурты с большими сроками хранения менее полезны;
в) микроорганизмы используются в спиртоваренной промышленности при получении дрожжей, в медицинской промышленности при производстве лекарств.
Впрочем, не все микроорганизмы приносят человеку пользу. Пищевые продукты – прекрасная питательная среда для развития микроорганизмов. Во влажной среде, содержащей питательные вещества, при благоприятных условиях начинают размножаться микробы, вызывая разложение составных частей пищевых продуктов, в результате чего они становятся непригодными к потреблению (особенно быстро происходит размножение микроорганизмов в мясе, рыбе, молоке яйцах, жирах, овощах и плодах.
2-я гр. Вредные микроорганизмы: а) плесневелые грибы – появляются на сладостях, мясе и сыре, развиваются в теплой и влажной среде. Жара и солнечный свет убивают их.
б) дрожжевые грибки - размножаются на пищевых продуктах, содержащих влагу и сахар, продукты начинают бродить. Содержание их в холоде убивает грибки.
в) сальмонеллы - палочки, вызывающие тяжелые отравления, трудно распознаваемы, т. к. не изменяют вид, цвет и вкус блюд. Для профилактики сальмонеллеза сырые и готовые продукты режут на отдельных разделочных досках, сырые яйца тщательно моют.
в) ботулинус – вызывает ботулизм, тяжелое пищевое отравление, проявляется во вздутии консервных банок; Способ борьбы – воздействие
г) золотистый стафилококк – вызывает ангину, воспалительные процессы, гнойнички. Не изменяет вкус, цвет, запах продукта. Для профилактики соблюдают личную гигиену и хранят при +2- 4о С.
3-я гр. Внешние факторы, влияющие на развитие микроорганизмов.
Возбудители пищевых инфекций устойчивы к различным воздействиям и длительно сохраняются во внешней среде: в водопроводной воде - до 3 месяцев, на овощах и фруктах - от 5 до 14 недель. Молоко, бифштексы, котлеты, студень, салаты — являются наиболее благоприятной средой для возбудителей пищевых инфекций, в них микробы могут размножаться при температуре 20—40°С.
Как люди, изменяя внешние факторы, подавляют развитие микроорганизмов?
- Температура. Оптимальная температура для размножения микроорганизмов 20…25°С. Низкая (6…20°С и высокая (45…50°С) температуры замедляют или прекращают рост микроорганизмов.
- Влажность. Продукты, содержащие большое количество влаги, быстро портятся, т.к. в воде хорошо растворяются питательные для микроорганизмов вещества. Если в продукте уменьшить количество влаги, то продлится срок его хранения.
- Кислотность среды. Большинство микроорганизмов не выносят повышенной кислотности. Поэтому при консервировании овощей, их квашении и мариновании микроорганизмы погибают под воздействием молочной или уксусной кислоты.
- Микроорганизмы погибают под влиянием повышенной концентрации соли и сахара. Вот почему долго хранятся соленые рыба и мясо, различные джемы, варенья, повидло.
- Биологические факторы. Фитонциды – вещества содержащиеся в луке, чесноке, хрене, убивают многие болезнетворные микробы.
4-я гр. Пищевые отравления – заболевания, возникающие в результате употребления пищи, инфицированной определенными видами микроорганизмов или содержащей токсические вещества(ботулизм, стафилококк, сальмонеллы, др. При попадании в организм болезнетворных микробов в нем развивается болезнь.
Немикробные пищевые отравления — отравления продуктами, ядовитыми по своей природе.
Симптомы: боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, в тяжелых случаях потеря сознания.
Микробные пищевые отравления не передаются от больного человека к здоровому, а имеют только пищевой путь передачи. Если вы обнаружили у кого-либо признаки пищевого отравления, необходимо вызвать «скорую помощь», но до прибытия врача следует, по возможности, правильно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.
Необходимо выяснить, какой продукт стал причиной отравления,
и сделать его недоступным для других.
Если пострадавший в сознании, нужно промыть ему желудок: дать выпить три-четыре стакана бледно-розового раствора марганцовокислого калия (марганцовки) и вызвать рвоту, надавливая на корень языка пальцем или ложкой.
После промывания желудка рекомендуется приготовить раствор активированного угля: 20-30 таблеток залить стаканом холодной кипяченой воды, размешать до кашеобразного состояния и дать выпить пострадавшему.
Через два-три часа повторно промыть желудок. Промывание желудка следует повторить два-три раза (если порекомендует врач).
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения на расслабление мышц шейного отдела позвоночника, кистей рук и упражнения для глаз.
Затем каждая группа докладывает о своей работе ( кратко) и все вместе составляют правила предупреждения пищевых инфекций:
Есть общие правила, при соблюдении которых можно избежать или предупредить пищевые инфекции.
1. Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мойте руки с мылом.
2. При приготовлении пищи пользуйтесь только инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой.
3. После работы тщательно убирайте рабочее место.
4. Инвентарь и посуду храните в строго отведенном месте.
5. Не допускайте совместного хранения сырья и готовой продукции.
6. Не употребляйте в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения.
7. Соблюдайте правила и сроки хранения продуктов.
8. Применяйте достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.
9. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промойте их теплой, а затем горячей водой.
10. Не допускать наличия мух, тараканов, грызунов.
11. Использовать только мясо, прошедшее ветеринарно-санитарный контроль, имеющее клеймо.
12. Куриные яйца перед использованием мыть.
13. Все баночные консервы хранить в холодильнике, и проверять их на бомбаж (вздутие консервной банки).
14. Тщательно очищать картофель и удалять глазки.
15. Использовать безопасную посуду.
5. Закрепление
Вопросы для повторения:
1. Что такое микроорганизмы? Какие полезные и вредные воздействия они оказывают на пищевые продукты?
2. Почему пищевые инфекции имеют второе название - «Болезни грязных рук»?
3. Назовите источники и пути проникновения болезнетворных микроорганизмов в организм человека.
Задание: Из предложенных вариантов ответов на вопросы исключить неверные
1 . Вопрос : В каких процессах участвуют полезные микроорганизмы ?
Ответы: Квашение, брожение, плесневение .
2. Вопрос : Болезнями грязных рук являются...
Ответы: Ангина, дизентерия, гепатит, ОРЗ .
3. Вопрос: Переносчиками пищевых инфекций могут быть:
Ответы: Больные, мухи, блохи, грызуны.
4. Вопрос: Признаками пищевого отравления являются:
Ответы: Рвота, чихание, резкая слабость, насморк, понос.
5. Как правильно оказать 1-ю доврачебную помощь при пищевом отравлении?
Ответ: Дать сладкий чай, активированный уголь, вызвать рвоту, вызвать врача.
7. ПР «Определение срока годности продуктов и лекарств» - учащиеся рассматривают маркировку продуктов и определяют годность или просроченность и делают выводы.
8.Рефлексия. Что мы делали на уроке? Что у нас получилось сразу? Над чем мы размышляли? Что надо запомнить? Как я оцениваю свою работу?
9. Домашнее задание § 1, знать профилактику пищевых инфекций; проверить с родителями аптечку и сроки годности лекарств, содержимое холодильника (инд.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1. МИКРООРГАНИЗМЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 2. ПОЛЕЗНОЕ И ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ НА ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ. 3.ПИЩЕВЫЕ ИНФЕКЦИИ И ОТРАВЛЕНИЯ. 4.ПРОФИЛАКТИКА И ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПИЩЕВОМ ОТРАВЛЕНИИ. 5.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА « ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКОВ ГОДНОСТИ КОНСЕРВОВ». 6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ( ОПРОС ПО КАРТОЧКЕ)
ПИЩЕВЫЕ ИНФЕКЦИИ И ОТРАВЛЕНИЯ – «Болезни грязных рук» Инфекция - совокупность явлений, развивающихся в организме при размножении болезнетворных микробов . Какие заболевания могут передаваться через пищу? Дизентерия , ботулизм, сальмонеллез, инфекционный гепатит , ангина и др. Признаки заболевания - это боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, а в тяжелых случаях потеря сознания . В каком случае может передаваться заражение? Контакт с больными, употребление грязной воды или инфицированных продуктов; кроме того грызуны, мухи и тараканы являются возбудителями болезней.
Пищевые отравления можно разбить на три группы 1 . Микробные - не передаются от больного человека здоровому, и имеют только пищевой путь передачи. 2 . Немикробного происхождения - могут быть вызваны: ядовитыми грибами и растениями, соланином (проросший картофель), ядовитыми примесями к пищевым продуктам, Нитратами и нитритами. Неуточненного происхождения – химические вещества могут попасть в продукты из окружающей среды.
Какие действия предпринять при пищевом отравлении? 1. В ызвать врача, а до его прихода оказать первую доврачебную помощь пострадавшему; Изъять продукт ставший причиной отравления; Промыть желудок пострадавшему бледно-розовым р-м марганцовки ( дать выпить 3-4 стакана ), вызвать рвоту ( надавливая на корень языка черенком ложки ). Дать пострадавшему активированный уголь . Через 2-3 ч повторно промыть желудок и повторить этот процесс 2-3 раза.
Какова профилактика заболеваний? соблюдаем санитарно-гигиенические требования : Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мыть руки с мылом . При приготовлении пищи пользоваться инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой. После работы тщательно убирать рабочее место. Инвентарь и посуду хранить в строго отведенном месте. Не допускать совместного хранения сырья и готовой продукции. Не употреблять в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения. Соблюдать правила и сроки хранения продуктов. Применять достаточную тепловую обработку пищевых продуктов. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промыть их теплой, а затем горячей водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...
Конспект урока "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
одробный коспект урока....