Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать у детей причинно- следственные связи между строением и образом жизни птиц .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока. | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение «Падунская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока.
Тема :
«Общая характеристика и особенности строения класса птиц.»
ЗАВОДОУКОВСК- 2011
Высказывания на доске:
1. Американский орнитолог Р. Питерсон о Клюве птицы. "Клюв заменяет птице руку. С его помощью она хватает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими манипулирует. Клюв служит и инструментом - молотком, долотом, клещами, кусачками, секатором; щипцами для колки орехов, крючком, копьем, ситом и доже (у пеликанов) рыночной кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок и свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают добычу и даже обороняются".
2. Американский натуралист Уилс Брэдбери: "Перья - вот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу".
3. Леонардо да Винчи. "Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством". Крыло - это весло птицы "которым она плывет по воздушному океану"
1.. Тема урока:Общая характеристика и особенности строения класса птиц.
2. Система целей к уроку:
А) Т.Д.Ц.( триединая дидактическая цель) темы:
-познавательный аспект: Познакомить учащихся с особенностями строения класса птиц, содействовать отработке у учащихся причинно- следственных связей между строением и образом жизни птиц.
-развивающий аспект: способствовать развитию у учащихся умений и навыков проектной деятельности доказывать гипотезы, выделять главное, ставить цели, алгоритмов работы в группе.
-воспитательный аспект: создать условия для проявления качеств необходимых для работы в группе: терпимости , распределения обязанностей, умения выслушивать оппонента и отстаивать свою точку зрения
Б).Дидактическая цель: Создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации, её применение в учебных и жизненных ситуациях.
Цель: Сформировать знания о особенностях строения класса птиц связанных с полётом.
Задачи :
- Образовательная: Создать условия для усвоения следующих специальных понятий : Признаки класса: крылья, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце
- 2) Развивающие: Продолжать развитие навыков работы над проектами, основных компетенций: самостоятельно работа ставить цели, делать выводы, применять знания в новой ситуации, сравнивать, доказывать свою точку зрения.
- Воспитывающие: Воспитывать основы научного мировоззрения, познаваемости мира.
- Коммуникативных качеств: умение работы в группе, распределение своих обязанностей.
- 4. Тип урока: Изучение нового материала.
- 5. Методы обучения, применяемые в ходе урока: Частично-поисковый; Проблемный; Проектный.
- 6.Формы организации учебной деятельности: Групповые . Фронтальные.
- 7. Оборудование: Компьютер. Чучело птицы. Перья. Карточки. Музыка.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Подготовка к основному этапу занятия.
Это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только ОНИ.
Назовите тему урока.
1.Учитель сообщает тему урока. и цель урока.
2. Звучит музыка «Голоса птиц»
3.Учитель:В этносах различных народов мира часто встречаются птицы. Человек наделяет их различными волшебными качествами. Например: Птица счастья. Птица удачи.
Вопрос: знаете ли вы подобные сравнения? Сказки и легенды о птицах?( учащиеся отвечают)
4.Вопрос: Почему в народных сказаниях птиц наделяют различными волшебными качествами? ( учащиеся отвечают выдвигают свои гипотезы
- 5. Учитель обобщает ответы и предлагает гипотезу:
- «Если в народных сказаниях птиц наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, птицы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»
3.Усвоение новых знаний и способов действий.
Каждой группе предлагает задания. Которые они представят классу виде таблицы:
Внешнее строение связанное с полётом | Сходство птиц с пресмыкающимися | Перьевой покров | Особенности размножения птиц | Внутреннее строение |
1группа:
- 1.Перечислите особенности внешнего строения птиц, которые связаны с полётом.
- 2. Заполните свою часть таблицы.
- 3. Особенности строения птиц могли привести к появлению сказаний и легенд, в которых птица обладает волшебными свойствами.
- 2 группа
- Сравните внешнее строение птиц с пресмыкающимися.
- 1. Выделите черты сходства и различия между ними.
- 2. Мог человек видя черты сходства птицы с пресмыкающимся наделить её волшебным качеством?
- 3 группа
- 1. Изучите строения перьевого покрова.
- 2.какие виды перьев различают?
- 3. заполните свою часть таблицы.
- 4. Почему учённые считают, что перьевой покров помог птицам выжить на земле?
- 4 группа
- 1. Какие особенности размножения птиц вам известны?
- 2. Заполните свою часть таблицы.
- 3.Отличаются особенности размножения птиц от размножения изученных раннее животных?
5 группа
- 1. Какие особенности размножения птиц вам известны?
- 2. Заполните свою часть таблицы.
- 3.Отличаются особенности размножения птиц от размножения изученных раннее животных?
- 4.Первичная проверка понимания
- 1.
- Группы.
- Представляют проекты:
- 2.Заполняют таблицу:
- 5.Закрепление знаний и способов действий.
- Учитель: Вернёмся к гипотезе : «Если в народных сказаниях птиц наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, птицы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»
- Учащиеся : высказывают мнения.
- «Люди наделили птиц волшебными качествами, благодаря
- особенностям строения и жизнедеятельности птиц, которые выделяют их из всего животного мира на земле.»
Выполните тест:
1.К особенностям птиц, связанным с полётом, не относят:
а) образование киля
б) двойное дыхание
в) полые тонкостенные кости
г) два круга кровообращения
2.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися служит:
а) постоянная температура
б) тонкая сухая кожа , лишённая желёз
в) наличие двух кругов кровообращения
г) строение головного мозга, состоящего из одних из тех же отделов
3.Показателем сложного поведения птиц не является
а) гнездование
б)пищеварение
в) кочёвки и перелёты
г) забота о потомстве
4.Признаками наиболее высокой организации по сравнению с пресмыкающимися не считают:
а) четырёхкамерное сердце
б)теплокровность
в) ячеистые лёгкие
г) внутреннее оплодотворение
- Учитель: ответьте на вопросы:
- 1.Что же позволяет птицам летать?
- 2.Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и лёгким?
- 3.Какие признаки внешнего строения указывают на родство птиц с пресмыкающимися?
6.Рефлексия
1.Что узнали нового на уроке?
2.Изменилось ваше отношение к птицам после урока?
3.Какие факты вам более всего запомнились?
4.Интересно было на уроке?
7.Информация о домашнем задании.
-§27 до пингвинов. Устно ответить на вопросы после§27. Оформит лабораторную работу
.. Тема урока:Общая характеристика и особенности строения класса птиц.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | дидактические задачи | деятельность учителя | деятельность учащихся |
1.Организация начала занятий. | Подготовка учащихся к работе на занятии | Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
2. Подготовка к основному этапу занятия. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | Предлагает определить цель урока 1.Включает музыку. 2. Задаёт вопрос: знаете ли вы подобные сравнения? Сказки и легенды о птицах? 3. Ставит проблемный вопрос:? 4.Предлагает группам выдвинуть свои гипотезы | 1.Определяют цель урока 2.. отвечают на вопрос. 3..выдвигают гипотезы |
3. Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | 4.Каждая группа получает индивидуальное задание: Изучить и подготовить проект. | Работают в группах: 1.Отвечают на вопросы. 2. Заполняют таблицу. |
4. Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне | 1.Координирует деятельность учащихся 2. Предлагает заполнить таблицу у доски 3.Организует обсуждение гипотезы. | 1. Каждая группа выступает 2. Заполняет часть таблицы, которая соответствует выступлению. млекопитающих |
5. Закрепление знаний и способов действий. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | 1.Координирует деятельность учащихся 1.Что же позволяет птицам летать? 2.Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и лёгким? 3.Какие признаки внешнего строения указывают на родство птиц с пресмыкающимися? | Отвечают на вопросы |
6. Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции. | предлагает ответить каждой группе на следующие вопросы: Что нового я узнал на уроке? 2.Изменилось ваше отношение к птицам после урока? 3.Какие факты вам более всего запомнились? 4.Интересно было на уроке? ? | 1.Отвечают на вопросы предложенные учителем. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | -§27 до пингвинов. Устно ответить на вопросы после§ | записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку:" Общая характеристика и особенности строения земноводных"
Презентация подготовлена для учащихся 7 класса и в полном обёме рассматривает материал о внутреннем и внешнем строении земноводных, а так же их эволюцию....
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
«Общая характеристика и внешнее строение птиц».
Открытый урок по биологии в 7 классе составленный с учетом требований ФГОС ООО...
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс Лабора...
Подготовка к контрольной работе по теме: Общая характеристика и особенности строения классов: Птицы и млекопитающие.Материал для урока повторения по зоологии 7 класс.
Материал для подготовки учащихся 7 класса к контрольной работе по теме:Птицы и млекпоитающие. Материал представлен в виде презентации, содержит информацию для повторения и задания разных уровней...
Урок биологии в 7 классе "Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту"
Урок биологии в 7 классе "Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту" -урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для ...