Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации.
Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и местом урока в курсе биологии животных. При этом он носит проблемный характер, т.е. цель достигается путем решения проблемного вопроса урока.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
1. Вводная информация
Тема урока: Класс Насекомые
Класс 7
Тип урока - Комбинированный
Цель урока: решение поставленных дидактических задач, выполняемых в рамках уроков изучения типа Членистоногие
Задачи:
1. Образовательные: Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей внешнего строения насекомых, их способов питания, строения ротовых аппаратов, органов чувств, способов передвижения, размножения и развития и закреплению знаний о типе Членистоногие.
2. Развивающие: Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между строением живых организмов, средой обитания и их распространением на Земле.
3. Воспитательные: Способствовать формированию научного мировоззрения целостной картины мира на примере изучения самого многочисленного класса животных.
Планируемые результаты:
Проблемный характер урока предусматривает ответ на главный вопрос урока, поставленный на этапе изучения нового материала.
Оборудование:
- Презентация
- Медиапроектор
- Компьютер
- Коллекции насекомых
Методическое обеспечение (учебник, литература)
План урока:
- Организационный момент. Объявление темы, постановка задач урока, мотивация учебной деятельности.
- Актуализация опорных знаний.
- Введение нового материала.
- Первичное закрепление знаний.
- Применение полученных знаний
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Информация о домашнем задании.
2. Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы, постановка задач урока, мотивация
учебной деятельности.
Учитель: Мы продолжаем изучать Тип Членистоногие. Какие Классы животных включает данный Тип?
Ученики (предполагаемый ответ - ПО): Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые.
Учитель: Какова приблизительная численность Типа Членистоногие?
Ученики: около 1,7 млн. видов
Учитель: Какой класс занимает более 90% числа видов всех Членистоногих?
Ученики: Класс Насекомые – 1,5 млн. видов, а по мнению многих ученых достигает 5 млн. (слайд 2)
Учитель: Насекомые – господствующая группа не только среди членистоногих, но и среди всего царства Животных. Сформулируйте вопрос, который поможет нам разобраться с такой распространённостью насекомых на Земле.
Ученики: Почему насекомые - самая процветающая группа организмов на Земле? (слайд 3)
Учитель: Ответ на этот вопрос – результат сегодняшнего урока
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Вспомним, какими особенностями обладают представители Ракообразных и Паукообразных, а также их многообразие.
Проверочная работа:
Задание 1. Диктант «Согласен / Не согласен».
Задание 2. Найди лишнее и объясни почему (слайды 4,5)
Задание 3. Определи систематическое положение животного (слайд 6)
3. Введение нового материала.
Учитель: Для того, чтобы ответить на вопрос урока нам необходимо… (продолжите фразу)
Ученики: Рассмотреть особенности строения Насекомых
Учитель: Прочитав текст учебника и используя изображения слайдов, попробуйте ответить на следующие вопросы (ученики имеют план и опыт характеристики животных из предыдущих уроков):
- Среда обитания с примерами (слайд 7) – наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
- Из каких частей состоит тело насекомых? (слайд 8) – голова, грудь и брюшко, 3 пары конечностей и 2 пары крыльев.
- Как называется покров, характерный для всех Членистоногих? Каково биологическое значение такого покрова? – Хитиновый, представляет из себя наружный скелет, т.е. выполняет защитную функцию.
- Все ли Насекомые имеют один вид ротового аппарата? – нет, строение ротового аппарата определяется способом питания и видом пищи
Какие типы ротовых аппаратов вы видите? (слайды 9 - 11) – грызущий, грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.
Предположите, как будут питаться Насекомые с конкретным типом ротового аппарата?
- Органы чувств имеют также большое разнообразие: органы обоняния, зрения (фасеточные глаза), осязания (слайды 12 - 14).
- Для Насекомых характерны разные типы жизненных циклов или развития (слайд 15). Сравните развитие с полным превращением и с неполным превращением (ученики владеют данными понятиями, изучив Тип Кишечнополостные) – Развитие с полным превращением: в жизненном цикле имеются разные жизненные формы, сильно отличающиеся друг от друга, например, яйцо-личинка (гусеница)-куколка-взрослая особь. Развитие с неполным превращением: в жизненном цикле имеются разные жизненные формы, отличающиеся друг от друга лишь размером, яйцо-личинка-взрослая особь.
- Внутреннее строение рассматривается только в ознакомительном аспекте. Учитель показывает отделы пищеварительной системы, дыхательной (трахеи), кровеносной, выделительной (слайд 16).
4. Первичное закрепление знаний.
Учитель: А теперь выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных. Для этого посмотрите на таблицу, в которой некоторые ячейки не заполнены, проанализируйте и заполните их (слайд 17).
- Применение полученных знаний
Ученики работают с таблицей.
Учитель выводит правильные ответы с обсуждением
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Сформулируйте ответ на главный вопрос урока: Почему насекомые - самая процветающая группа организмов на Земле?
Ученики: Отвечают по цепочке (ученик – особенность насекомых).
Учитель: Что на уроке было главным? Что нового сегодня узнали? Закончите предложение: Урок не прошел даром, потому что…
7. Информация о домашнем задании.
§ 15. Подготовить мини - презентации об общественных насекомых, указав признаки общественности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"
Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....
Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека" может быть использован для обобщения темы "Класс Насекомые"...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....
конспект урока "Класс Насекомые, особенности строения"
Конспект составлен в рамках авторской программы "Художественная керамика в практической биологии". расчитан для учащихся 7-го класса по УМК Н.И. Сонин,Биология. Многообразие живых организм...
Урок " Общая характеристика класса Насекомые" 7 класс
Урок по биологии в 7 классе по теме "Общая характеристика класса Насекомые"...