Программа творческого объединения " Вышивка лентами"
рабочая программа по технологии на тему

Баранцева Светлана Вячеславовна

Программа рассчитана на учащихся 6-10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vyshivka_lentami.docx46.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная программа кружка «Вышивка лентами» относится к художественно – эстетической направленности. Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной вышивке ленточками. Занятия этим видом творчества будут способствовать развитию художественного вкуса, осознанному выбору или профессии в дальнейшем и более успешной адаптации на современном рынке труда.

Предметной областью программы является вышивка, как декор аксессуаров домашнего интерьера.
В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно освоят навыки вышивания лентами с учетом современных технологий. 

Занятия рукоделием имеет большое воспитательное значение. В настоящее время вышивка лентами становится все более распространенной в молодежной среде. Данная программа соединяет сведения о видах вышивки, традициях в данном виде рукоделия, основных приемах вышивания и использование дополнительных видов декоративно-прикладного творчества.

Отличительная особенность программы: возможность самопознания через реализацию себя в выбранном виде деятельности, возможность сориентировать ребенка в социокультурной среде и  создать условия для его саморазвития  и  творческой самореализации.

Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.

Цель: ознакомить учащихся с принципами художественной вышивки лентами,  способами применяемой отделки, с содержанием выполнения рукодельных работ и использование его в сферах своей дальнейшей деятельности.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания  по вышивке лентами на уровне применения в различных видах декора; обучить выполнять изделия с применением вышивки: расширить знания о традициях, творчестве, быте народов.

Воспитательные: вызвать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности, воспитать трудолюбие, аккуратность; развивать активность и самостоятельность; воспитывать  культуру общения, умение работать в коллективе.

Развивающие:  развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;  обучение приемам коллективной работы,  самоконтроля и взаимоконтроля.

улучшить сенсорные и моторные навыки обучающихся, развить пространственное воображение, глазомер, способность ориентироваться в информации различного вида.

Принципы программы:

Принцип творчества – развитие фантазии, образного мышления.

Принцип индивидуально-личностного подхода – учет индивидуальных способностей и мнения каждого обучающегося. Обучающийся сам выбирает себе работу на занятии. Поощряется творческий подход к выполнению любой работы. Принцип коллективизма – изготовление коллективных работ через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания.

Методы программы:

наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцами поделок, швов, которые сопровождают рассказ и беседу педагога.

словесные – индивидуальные и групповые инструктажи, беседы, рассказ, объяснение.

практические – являются естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Педагог демонстрирует выполнение определенных операций и их последовательность.

Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться  рукоделием и научиться приемам работы с лентами и текстильными материалами;  научиться делать своими руками небольшие сувениры, которые смогли бы стать оригинальным подарком, украсить интерьер.  Курс включает изучение и отработку навыков по  отделке ткани ручными стежками, вышивкой лентами,  изготовление сувениров и изделий  в изученной технике.

 Программа построена так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении материала учитывается возраст детей. Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Работать над собой, осознанно выполнять заданный материал, уметь анализировать свои ошибки. Важно давать детям теорию, чтобы они были более грамотными. На каждой ступени обучения большое внимание уделяется технике выполнения технологических операций. Творческий рост обучающихся – неотъемлемая часть задачи, которая стоит перед каждым педагогом.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Программа будет успешно реализована, если:

- будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности.

В результате прохождения программного материала обучения, обучающиеся имеют представление о:

  • истории старинного рукоделия – вышивки лентами;
  • материалах,  применяемых для вышивания;
  • технологических приемах  выполнения основных видов вышивальных швов;

могут знать:

  • технику безопасности при работе с иглой, ножницами, швейными булавками;
  • свойства тканей;
  • ручные швы;
  • требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;

могут уметь:

  • правильно организовывать рабочее место;
  • правильно подобрать ткань и подготовить её к работе;
  • отличать лицевую и изнаночную сторону ткани;        
  • выполнять правильную разметку рисунка на ткани;
  • выполнять простые ручные и машинные швы; вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;
  • придумать  изображение и перенести его на декоративное панно;
  • изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;
  • помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.

            Планируемые результаты.

    В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

      Личностные результаты

  • любовь и уважение к Отечеству, культуре, народным традициям
  • интерес к изучению традиций вышивания
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность изделий народного творчества, стремиться к совершенствованию личного мастерства;
  • самостоятельность, ответственность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему);
  • пользоваться схемами, шаблонами, технологией пошива изделия;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

  • повышение познавательного интереса к учебному предмету «Технология»;
  • развитие творческого потенциала школьников;
  • повышение уровня знаний по данному разделу предмета

« Технология»;

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:

Второй уровень результатов:

  • участие школьников в школьных конкурсах,  олимпиадах
  • заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;
  • участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.

Программа рассчитана на учащихся средних  классов.

Программа предусматривает занятия по 2 часа в неделю.

Форма занятий: групповая

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • работать с ножницами
  • пользоваться утюгом
  • определять вид ткани
  • разработать композицию изделия
  • подбирать ткань и ленты в  гармоничном сочетании
  • размечать рисунок на ткани
  • располагать выкройки на ткани с учетом долевой нити, припусков на швы
  • выполнять различные операции на швейной машине
  • применять полученные знания в быту

Учащиеся должны знать:                                    

  • технику безопасности при работе с булавками, иголками, ножницами
  • технику безопасности пользования утюгом
  • назначения и правила эксплуатации швейного оборудования
  • терминологию рукоделия
  • свойства ткани, понятие долевой и поперечной нити
  • гармонию цветового круга
  • последовательность выполнения различных техник
  • технологию этого вида рукоделия;
  • возможности применения вышивки лентами

Учебно – тематический план

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы.

2

1

1

2.Искусство декора. История вышивки лентами.

4

2

2

3.Технология вышивки лентами

30

10

20

4.Панно

22

6

16

5.Сувениры

16

5

11

6.Декор композиции.  Оформление работ учащихся

6

2

        4

7.Итоговое занятие.  Оформление выставки.

2

        2

Итого

82

26

       56

Содержание

1 Вводное занятие (2ч)

Правила техники безопасности, санитарии и гигиены. Пожарная безопасность и    электробезопасность. Организация рабочего места. Правила поведения учащихся. Знакомство с оборудованием, инструментами.  

2. Искусство декора. (4ч)

Исторический экскурс в мир рукоделия. Знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества. История рождения вышивки лентами, как вида декоративно-прикладного творчества,  Применение вышивки в народном и современном костюме.

3. Технология вышивки лентами (30 ч)

Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции. Формирование органайзера для лент.

Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый,  петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с прикрепом, ленточный, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты, роспись фона. Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология выполнения основных элементы вышивки цветочных мотивов. Последовательность наложения лент с учетом строения цветка.

4. Панно (22ч)

Выбор материалов, перенос рисунка на ткань, подбор цветовой гаммы, инструментов для работы. Элемент «Бантик» и элемент «Плетенка для выполнения цветочной корзиночки.

Последовательность выполнения панно

5 Сувениры (16ч)

Выполнение сувенира «Мешочек для трав», выполнение сувенира «Букет цветов»  для летней шляпы.

  1. Декор композиции.  (6ч)

Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку. Способы оформления готовой работы в паспарту, в рамку. Изготовление рамки.

7 Итоговое занятие.  (2ч)

Организация выставки работ учащихся. Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий вышивкой. Ответы на вопросы учащихся.

                            Учебно - календарно- тематическое планирование

                                      Тема

Дата проведения

план

факт

1-2

Вводное занятие. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.

3-4

Искусство декора. Знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества.

5-6

История вышивки лентами. Применение вышивки в народном и современном костюме.

7-8

Технология вышивки лентами. Цветовой круг. Орнаменты и символы в вышивке. Формирование органайзера для лент.

9-10

Инструменты, материалы, приспособления для вышивки лентами. Перевод рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы.

11-12

Закреплпние ленты в игле, плоский узелок. Закрепление ленты на ткани. Виды швов. Прямой стежок. Перекрученный прямой стежок.

13-14

Ленточный шов, смещенный ленточный шов.

15-16

Шов «стебельчатый», шов «петельный», шов «петля» перекрученный

17-18

Шов «петля с прикрепом», шов «полупетля с прикрепом».

19-20

Шов «узелки», колониальный узелок

21-22

Швы «вперед иголку» в комбинации с колониальным узелком (роза)

23-24

Ленточный стежок, смещенный ленточный стежок, ленточный шов – бант.

25-26

Цветы из присборенных лент.

27-28

Швы «вперед иголку» в комбинации с колониальным узелком (роза)

29-30

Бутоны из ленты,  шов «пестик»

31-32

Роза « паутинка»

33-34

Цветы из собранной ленты. Скрученная роза.

35-36

Шов «Вытянутый стежок с завитком». Использование ниток, как часть декора.  

37-38

Панно. «Полевые цветы»  Элемент «Плетенка для выполнения цветочной корзиночки.

39-40

Элемент «ромашка»

41-42

Элемент «василек»

43-44

Элемент «колосок»

45-46

Элемент «травка»

47-48

Элемент «маки»

49-50

Элемент « бабочка»

51-52

Панно «Летний венок». Элемент «роза - паутинка»

53-54

Элемент роза из скрученной ленты

55-56

Элемент « листочки»

57-58

Элемент « Бант», вышивка нитками мулине травинок

59-60

Сувениры. Сувенир« Мешочек для трав». Подбор необходимых материалов, выкраивание изделия.

61-62

Элемент «мимоза»

63-64

Элемент «нарциссы"

65-66

Изготовление изделия, оформление готового сувенира.

67-68

Сувенир «Букет цветов»  для летней шляпы. Подбор необходимых материалов, выкраивание изделия.

69-70

Элемент «скрученная роза»

71-72

Элемент « фиалка» ,« ландыш», «незабудка»

73-74

Оформление готового сувенира

75-76

Декор композиции. Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.

77-78

Способы оформления готовой работы в паспарту, в рамку.

79-80

Изготовление рамки из картона, пенопласта. Декор рамки

81-82

 Итоговое занятие.  Выставка работ.

 

Шелковая лента и вышивка/Т. Попова – М: ЭКСМО, 2013

Вышивка лентами/ Энн Кокс – Белгород . М:Клуб семейного досуга,2010

Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.

Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Программа кружка "Цветовод. Вышивка лентами"

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навы­ков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление дет...

Творческий проект Вышивка лентами «Чудесные ленточки»

Мне всегда нравились работы сделанные своими руками. Я хотела освоить что-то новенькое, делать своими руками вещи, которыми будут восхищаться мои близкие, друзья и знакомые. Поэтому решила  занят...

Программа дополнительного образования "Вышивка лентами".

Рабочая дополнительная образовательная программа "Вышивка лентами" художечтвенно-этической направленности "Золотые ручки" для детей 11 - 18 лет....

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...