Программа дополнительного образования "Вышивка лентами".
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Рабочая дополнительная образовательная программа "Вышивка лентами" художечтвенно-этической направленности "Золотые ручки" для детей 11 - 18 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyshivka_lentami.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«РАДУЖНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (коррекционная)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
VIII ВИДА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор школы
Протокол от «___»____20___г. _____________М.И. Солоп
Председатель МС___________А.И. Емельянова «____»_______20____г.
РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
Программа рассчитана на детей 11 – 18 лет
Срок реализации программы 2 года.
Разработчик программы
Рубан О.И. - учитель трудового обучения
Радужный
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Золотые ручки» является программой художественно-эстетической направленности, призвана помочь сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, его дальнейшему развитию.
Дополнительная образовательная программа разработана на основе авторских программ Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, Т.М. Кузнецова. – м.: Центр «Школьная книга», 2007г.; и на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”.
Одно из направлений программы «Вышивка лентами», способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и края, а также стран Западной Европы. Программа расширит знания учащихся по изучению культуры и быта людей Древней Греции и Древнего Рима, позволит детям познакомиться с интереснейшей эпохой «рококо» и стилем жизни французского двора короля Людовика 14, даст возможность проследить развитие искусства вышивки лентами в России, особенно в период после второй мировой войны.
Направление «Вышивка лентами» дополнительной образовательной программы «Золотые ручки» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами и использование приёмов вышивки гладью в некоторых видах работ. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала личности ребёнка, его художественных творческих способностей, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности. Программа позволяет учащимся самореализоваться в исполнении индивидуальных творческих композиций в технике вышивки шёлковыми лентами.
Главная цель программы в направлении «Вышивка лентами» - раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-прикладного искусства, сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в исполнении индивидуальных творческих композиций в технике вышивки шёлковыми лентами.
Для реализации вышеуказанной цели перед объединением ставятся следующие задачи:
- Привить интерес к вышивке лентами и побудить желание совершенствования в данном направлении.
- Развить творческую активность учащихся, привить любовь к ручному труду.
- Познакомить с истоками и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
- Развить образное восприятие окружающего мира.
Программа дополнительного образования по направлению «Вышивка лентами» рассчитана на 2 года обучения для детей 11-18 лет. На занятия отводится 102 часа в учебном году, 3 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю: первое занятие – 1 час, второе занятие – 2часа.
Прогнозируемые результаты.
Воспитанники должны знать:
- как организовать рабочее место;
- название материалов, названия и назначение инструментов и
принадлежностей, необходимых для работы;
- приёмы и правила безопасной работы на занятиях;
- основы композиции и цветоведения;
- свойства нитей и различных видов шёлковых лент;
- техники закрепления и завершения работы с лентами и нитями;
- названия основных видов швов и приёмы их выполнения.
Воспитанники должны уметь:
- подготавливать своё рабочее место;
- различать материалы, инструменты и принадлежности;
- составлять композиции;
- классифицировать ленты, нити по фактуре и цвету;
- выполнять различные виды швов, соединять их для выполнения
творческих работ;
- свободно пользоваться готовыми комплектами для вышивки, схемами в
журналах и альбомах по вышивке шёлковыми лентами; ориентироваться в описании работы;
- самостоятельно составлять эскизы для творческих композиций и выполнять по ним панно, а в дальнейшем – изготовлять и украшать изделия.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Цифровой, графический и терминологический диктанты.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
- Решение кроссвордов.
- Игровые формы контроля.
- Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения.
№ п/п | Содержание темы занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Оборудование, материалы и инструменты, | 1 | 2 | 3 |
Искусство декора | 15 | |||
2 | Организация рабочего места при выполнении ручных работ, правила ТБ, санитарии и гигиены. | 2 | 1 | 3 |
3 | Искусство декора. История возникновения вышивки шёлковыми лентами. | 3 | 3 | |
4 | Техника работы. История вышивки лентами | 3 | 3 | |
5 | Цветовая радуга. Основные законы цветоведения. | 1 | 2 | 3 |
6 | Краткие сведения по материаловедению. | 2 | 1 | 3 |
Технология вышивки лентами | 48 | |||
7 | Технология вышивки лентами. Орнаменты и символы в вышивке. | 1 | 2 | 3 |
8 | Технология вышивки лентами. Орнаменты и символы в вышивке. | 1 | 2 | 3 |
9 | Закрепление ленты на изнаночной стороне. | 1 | 2 | 3 |
10 | Знакомство с основными швами. Шов «вперед иголку». Шов «назад иголку» | 1 | 2 | 3 |
11 | Знакомство с основными швами. Шов «шнурок». Шов «стебельчатый» | 1 | 2 | 3 |
12 | Знакомство с основными швами. Шов «петля с прикрепом». Шов «полупетля с прикрепом» | 1 | 2 | 3 |
13 | Знакомство с основными швами. Шов «крестообразный». Шов «крест» | 1 | 2 | 3 |
14 | Знакомство с основными швами. Шов «петельный». Шов «тамбурный» | 1 | 2 | 3 |
15 | Шов «Узелки» Практическая работа «Веточка» (с использованием швов «тамбурного», «полупетелек с прикрепкой», «узелки») | 1 | 2 | 3 |
16 | Шов «Узелки» Практическая работа «Веточка» (с использованием швов «тамбурного», «полупетелек с прикрепкой», «узелки») | 3 | 3 | |
17 | Швы: «вытянутый стежок с прикрепками», «вытянутые стежки», «пчёлки». Приёмы работы. Художественный образ. | 2 | 1 | 3 |
18 | Швы: «вытянутый стежок с прикрепками», «вытянутые стежки», «пчёлки». Приёмы работы. Художественный образ. | 3 | 3 | |
19 | Шов «длинный стежок», «длинный стежок с полуприкрепом» | 1 | 2 | 3 |
20 | Шов «длинный стежок с завитком». Шов «петля не затянутая» | 1 | 2 | 3 |
21 | Шов «закрученная петля». Шов «лента с перехватами вприкреп» | 1 | 2 | 3 |
22 | Узор «сетка» | 1 | 2 | 3 |
Ленточные миниатюры в интерьере дома | 30 | |||
23 | Разработка эскизов для выполнения «Цветочной композиции». Цветоведение. Роза на 5-ти каркасных нитях | 1 | 2 | 3 |
24 | Выполнения «Цветочной композиции». Объемные розы | 1 | 2 | 3 |
25 | Выполнения «Цветочной композиции». Розы «Змейка из закрученной ленты» | 1 | 2 | 3 |
26 | Выполнения «Цветочной композиции». Розы из узелка и собранной ленты | 1 | 2 | 3 |
27 | Выполнения «Цветочной композиции». Роза «Дама» (собранная на нитку) | 1 | 2 | 3 |
28 | Выполнения «Цветочной композиции». Роза «Утренняя заря»(собранная) | 1 | 2 | 3 |
29 | Выполнения «Цветочной композиции». Бутон розы пришивной | 1 | 2 | 3 |
30 | Практическая работа по выполнению вышивки «Цветы в корзине» | 1 | 2 | 3 |
31 | Практическая работа по выполнению вышивки «Цветы в корзине» | 3 | 3 | |
32 | Практическая работа по выполнению вышивки «Цветы в корзине» | 3 | 3 | |
33 | Оформление композиции вышивки. Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка | 3 | 3 | |
34 | Выставка творческих работ кружка «Вышивка лентами». Подведение итогов работы. | 3 | 3 | |
ИТОГО | 34 | 68 | 102 |
2 год обучения
№ п/п | Содержание темы занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Оборудование, материалы и инструменты, | 1 | 2 | 3 |
Искусство декора | 9 | |||
2 | Организация рабочего места при выполнении ручных работ, правила ТБ, санитарии и гигиены. | 2 | 1 | 3 |
3 | Техника работы. История вышивки лентами | 3 | 3 | |
4 | Краткие сведения по материаловедению. | 3 | 3 | |
Технология вышивки лентами | 30 | |||
5 | Технология вышивки лентами. Орнаменты и символы в вышивке. | 1 | 2 | 3 |
6 | Технология вышивки лентами. Орнаменты и символы в вышивке. | 2 | 1 | 3 |
7 | Швы: «петельки с прикрепкой сверху», «вытянутый стежок с завитком», стебельчатый шов. Приёмы работы и варианты вышивки. | 1 | 2 | 3 |
8 | Швы: «петельки с прикрепкой сверху», «вытянутый стежок с завитком», стебельчатый шов. Приёмы работы и варианты вышивки. | 3 | 3 | |
9 | Швы «перекрученный вытянутый стежок», ««перекрученный вытянутый стежок с узелком». Приёмы работы и варианты вышивки. | 1 | 2 | 3 |
10 | Швы «перекрученный вытянутый стежок», ««перекрученный вытянутый стежок с узелком». Приёмы работы и варианты вышивки. | 3 | 3 | |
11 | Швы: «полупетельки с прикрепкой зигзагом», «крест», «сетка». Приёмы работы и варианты вышивки | 1 | 2 | 3 |
12 | Швы: «полупетельки с прикрепкой зигзагом», «крест», «сетка». Приёмы работы и варианты вышивки | 3 | 3 | |
13 | Швы: «петелька с глазком», «намётка зигзагом». Приёмы работы и варианты вышивки. | 1 | 2 | 3 |
14 | Швы: «петелька с глазком», «намётка зигзагом». Приёмы работы и варианты вышивки. | 3 | 3 | |
Ленточные миниатюры в интерьере дома | 54 | |||
15 | Разработка эскизов для выполнения вышивки «Букет». | 2 | 1 | 3 |
16 | Выбор лент и ниток по эскизу вышивки «Букет». Миниатюра «Крокусы» | 3 | 3 | |
17 | Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Крокусы» | 3 | 3 | |
18 | Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Голубые ирисы» | 3 | 3 | |
19 | Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Голубые ирисы» | 3 | 3 | |
20 | Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Магнолия» | 3 | 3 | |
21 | Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Магнолия» | 3 | 3 | |
22 | Узор «бантик». Приёмы работы и варианты вышивки. | 1 | 2 | 3 |
23 | Узор «бантик». Приёмы работы и варианты вышивки. | 3 | 3 | |
24 | Практическая работа «Украшение тканевых изделий вышивкой шёлковыми лентами». | 2 | 1 | 3 |
25 | Практическая работа «Украшение тканевых изделий вышивкой шёлковыми лентами». | 3 | 3 | |
26 | Практическая работа «Украшение тканевых изделий вышивкой шёлковыми лентами». | 3 | 3 | |
27 | Практическая работа «Украшение тканевых изделий вышивкой шёлковыми лентами». | 3 | 3 | |
28 | Вышивка творческой композиции по замыслу автора. | 3 | 3 | |
29 | Вышивка творческой композиции по замыслу автора. | 3 | 3 | |
30 | Вышивка творческой композиции по замыслу автора. | 3 | 3 | |
31 | Вышивка творческой композиции по замыслу автора. | 3 | 3 | |
32 | Вышивка творческой композиции по замыслу автора. | 3 | 3 | |
33 | Оформление композиции вышивки. Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка | 3 | 3 | |
34 | Выставка творческих работ кружка «Вышивка лентами». Подведение итогов работы. | 3 | 3 | |
ИТОГО | 21 | 81 | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ НА ДВА ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие (6ч)
План работы на учебный год. Цели и задачи обучения вышивке. Общие сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены.
Искусство декора (24ч)
Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.
Технология вышивки лентами (78ч)
Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты, «Дама» (собранная на нитку), «Утренняя заря» (собранная). Роспись фона.
Ленточные миниатюры в интерьере дома (84ч)
Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления изделий: крокусы, голубые ирисы,тюльпаны, золотые розы в вазе, розовые розы в горшочке, земляника.
Уход за вышитыми изделиями (6ч)
Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.
Выставка творческих работ учащихся (4ч)
подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся.
Итоговое занятие (2ч)
Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий вышивкой. Ответы на вопросы учащихся.
Список литературы.
Донателла Чотти «Вышивка шёлковыми лентами».
Издательство «Аст – Пресс» 2005 год
Элен Эриксон «Шёлковые фантазии»
Издательство «Альбом» 2008 год
Депсамес «Цвет – духовная жизнь человека»
Авторская школа «саморазвитие человека»
Издательство «Нижний Новгород» 2003 год
Энциклопедия «Вышивка лентами. От А до Я».
Издательство «Ниола – Пресс» 2006 год
Энциклопедия «Школа вышивки»
Издательство «Ниола – Пресс» 2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа кружка "Вышивка лентами"
Программа курса разработана для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание экологической и художественной культуры, раз...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)
Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...
Методическая разработка к программе «Вышивание нитками, лентами и бисером»
Технологическая карта к программе «Вышивание нитками, лентами и бисером»по вышиванию лентами «Мешочек для телефона»...