Конструкт урока по технологии "Изделия из пластичного материала"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
На уроке технологии "Изделия из пластичного материала" учащиеся осваивали приёмы работы с солёным тестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_zhavoronki.docx | 675.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт урока
Учитель технологии: Ившина Елена Викторовна
Предмет: технология
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий
Класс: 4
Тема: Работа с пластичными материалами (солёное тесто). Приход весны. Лепка птичек.
Цель: создание условий для уточнения и расширения представлений об особенностях работы с пластичными материалами, ознакомления с народным весенним календарём.
предметная: формирование умения работать с пластичными материалами; совершенствовать приёмы лепки;
личностная: развитие мотивов учебной деятельности при формировании умения работать с пластическими материалами;
метапредметная: формирование умения самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения.
УУД:
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности.
Познавательные: развитие умения самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют работать с пластичными материалами, знают свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе и умеют справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Метапредметные:
Познавательные: умеют самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу, учитывают выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная.
Оборудование:
Индивидуальное: стека, подкладная доска, салфетки, изюм, инструкционная карта.
Демонстрационное: образцы изделия, 2 стакана соли, 2 стакана муки, вода.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Первичное закрепление.
5. Организация самостоятельной работы.
6. Рефлексия учебной деятельности.
Карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность, проверка готовности рабочих мест уч-ся. | - Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наш урок прошёл хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Но приятны ли хмурые лица? Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И в ответ улыбку зажечь. | Подготовка класса к работе | Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Цель: проверить уровень знаний детей, освежить в их памяти ранее изученный материал. | - Отгадайте загадку, она подскажет вам тему сегодняшнего занятия. Платья носит, есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно. - Ребята, а какие куклы вы знаете? - Я принесла Вам сегодня куклу, которая называется «Женщина – птица». Как Вы думаете, почему она так называется? - Как вы думаете, чем куклы, представленные на слайде, отличаются от нашей куклы? - Почему у традиционных кукол нет лица? - А принесла я вам эту куклу неспроста, а специально для встречи праздника. - Ребята, о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц (март) - капельник и зима заплакала». О каком месяце речь? - Какое время года он начинает? - Почему он капельник? - На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Русский народный календарь богат событиями, которые связаны с птицами. Весна – время пробуждения природы, прилёт птиц. - Для того чтобы узнать, что мы будем изготавливать я прочитаю стихотворение С. Я. Маршака. Ваша задача внимательно послушать и догадаться, что должно у нас получиться: Так беззаботно, на лету Он щедро сыплет трели, Взвиваясь круто в высоту С земли - своей постели. Среди колосьев он живет. Его домишко тесен, Но нужен весь небесный свод Ему для звонких песен. ИЛИ загадка Высоко под облаками, Над полями и лугами, Словно выпорхнув спросонок, Песнь заводит ... (жаворонок) - В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек – «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Жаворонками люди украшали куклу «Женщину – птицу», весенние деревья. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. - Как вы думаете, чем мы будем работать, если у вас на столах мука, соль и вода. Солёное тесто – это какой материал? - Какая тема урока? - А какие пластичные материалы вам ещё известны? - А сейчас мы посмотрим изображения жаворонка, выполненного в разных техниках. Просмотр изображений с жаворонками, выполненными в разных техниках (живопись, квилинг, оригами, из ткани). - Из каких материалов выполнена работа? - Мы посмотрели изображение жаворонка в разных техниках. А как можно выполнить жаворонка с помощью солёного теста? Если да, то, как это сделать? | Кукла. На голове куклы платок в виде птичьей головы. Материал, изготавливаются вручную, нет лица. Наши предки верили, что кукла должна быть доброй, а через нос, глаза или рот может проникнуть злая сила. О месяце марте. Весну. Солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна, наступает ранняя весна. Жаворонок. Лепить из солёного теста. Пластичный. Работа с пластичными материалами (солёное тесто). Пластилин, солёное тесто, глина. | Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, формулирование познавательной цели; логические – анализ, сравнение, синтез обобщение, формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов, планирование сотрудничества с учителем, умение строить речевое высказывание. |
3.Решение проблемы. Цель: определить технологические особенности задания (изделия), поиск рациональных способов его реализации, определение оптимальных. | - Ребята, какие основные способы лепки вы знаете? - Перед началом работы повторим свойства и правила работы с солёным тестом. Правила: • на стол кладём пластиковую основу или клеёнку; • после работы с тестом вытираем руки сухой тряпочкой, затем – влажной; • соблюдаем порядок на рабочем столе. - Назовите свойства: рабочее состояние теста – кусок мягкий и податливый, легко гнётся и вытягивается, долго сохраняет придаваемую ему форму. Важное свойство – пластичность или тягучесть. Ещё одним свойством является его способность затвердевать. - Я изготовила вот таких жаворонков. Чем они похожи? Чем отличаются? - Как сделаны хвост и крылья? - Как можно украсить изделие? | Лепка с помощью пластин, лепка с помощью жгутов. Дети проговаривают правила. Дети называют свойства солёного теста. | Регулятивные: контроль, оценка. Познавательные: общеучебные - умение структуировать знания; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение. Коммуникативные: постановка вопросов, умение строить речевое высказывание. |
4. Первичное закрепление. Цель: формировать умение планировать выполнение выбранных конструкторско -технологических приемов в процессе изготовления изделия (выполнения задания) с последующим самоконтролем. | - Сначала для своих творений мы возьмём муку и соль. Смешаем 2 стакана соли и 2 стакана муки. Осторожно помешивая, вливает туда воду, чтобы получилось крутое тесто. Разомнём его и поместим на некоторое время в полиэтиленовый пакет, чтобы воздух не попал.
- Перед тем, как приступить к работе составим план, по которому будем работать. План: 1.Берем колобок теста и раскатываем в жгут. 2.Жгут завязываем в узел. 3.Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик. 4.Теперь делаем глазки. - Правила работы с тестом, стекой: 1.Работай аккуратно, последовательно, экономно 2. Солёное тесто не разбрасывают, не берут в рот, не размазывают по полу, одежде. | Составляют план действий. Проговаривают правила работы с солёным тестом. | Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция. Познавательные: общеучебные - умение структуировать знания, создание алгоритмов; логические – анализ, сравнение. Коммуникативные: постановка вопросов, умение строить речевое высказывание. |
Физминутка Цель: снятие физического и умственного напряжения. | В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел, Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год. | Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук. Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз. Дети приседают, руками обхватывают колени. Дети, стоя весело хлопают в ладоши. | Познавательные: планирование своих действий. Регулятивные: устанавливание аналогии. |
5. Организация самостоятельной работы. Цель: овладеть приемами обработки материалов, конструирования, развития самоконтроля с опорой на опыт, дидактическую карту, воспитывать культуру труда. | ИЗГОТОВЛЕНИЕ (лепка) жаворонков под музыку. - В ходе работы вы сможете обратиться за помощью, подняв руку. | Изготавливают работу – жаворонок, оказывается индивидуальная помощь. Дети осуществляют самоконтроль в соответствии с планом, его регламент, озвучиваются интересные творческие находки. | Регулятивные: оценка, контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные - моделирование; логические – анализ, сравнение. Коммуникативные: постановка вопросов. |
6. Рефлексия деятельности Цель: организовать оценочно-рефлексивную деятельность уч-ся. | - Ребята, кто выполнил свою работу «жаворонка» подносите, мы разместим их рядом с куклой «Женщине – Птице». А чтобы птицы прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, каждый из вас прочитает заклички. Ты птица – жаворонок, Твой голос тонок – звонок. Неси, неси на волю Весну, весну в подоле.
- Что вы сегодня повторяли? - Чему новому мы учились сегодня на уроке? - Выразите своё отношение к проделанной работе, воспользовавшись следующими выражениями: Мне было трудно… Мне понравилось… Я хотел бы… Я не хотел бы… Мне надо… Выставка и рассмотрение работ. - Сейчас приберем свои рабочие места. | Дети приносят птиц и произносят заклички. Отвечают на вопросы Дают самооценку. Прибирают рабочие места. Моют руки. Анализируют свою деятельность. | Регулятивные: оценивание правильности выполнения действия. Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Лепка птиц (жаворонок)
Инструкционная карта
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока Химические свойства кислот
Конструкт урока составлен по новым ФГОС...
Конструкт урока русского языка в 9 классе (в соответствии с ФГОС)
Данный конструкт урока составлен по всем требованиям ФГОС и направлен на развитие всех УУД. Разработан для подготовки к ГИА....
Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».
Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...
Конструкт урока Тема урока:: «Clothes in All Weathers»
Конструкт урока Тема урока:: «Clothes in All Weathers»...