Применение эвристических задач на уроках черчения – как успешная социализация выпускника в обществе.
презентация к уроку по технологии (9 класс) на тему
В обществе растёт востребованность в творчески мыслящих людей, способных самостоятельно видеть и решать проблемы. Выпускники школы должны уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, которых в повседневной жизни предостаточно. В этих условиях особое значение приобретает развитие индивидуальных творческих способностей детей, умение не только получать информацию, но и самим ее добывать и применять.
Творческие, в том числе и эвристические, задачи развивают интуитивное мышление у учащихся. Способность к нему жизненно важна для принятия верных решений, необходимость в которых возникает ежечасно. Конечно, будничные задачи не решаются с помощью эвристических приемов, но используемые при этом способы мышления близки к ним по структуре и содержанию. В развитие их вносит свой ощутимый вклад и решение творческих задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»
(МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева») _____________________________________________________________________________ 670010, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 26 «а»; тел./факс:8(3012) 49-82-16; 49-82-15;
e-mail: school65uu@yandex.ru; сайт: http://school65uu.ru; ИНН/КПП 0323015653/032601001;
ОГРН 1020300985968
Доклад
Тема: Применение эвристических задач на уроках черчения – как успешная социализация выпускника в обществе.
Выполнил: Леонтьева
Ольга Федоровна
Учитель изобразительного искусства
и черчения высшей категории
2017г.
г.Улан-Удэ
Применение эвристических задач на уроках черчения – как успешная социализация выпускника в обществе.
В обществе растёт востребованность в творчески мыслящих людей, способных самостоятельно видеть и решать проблемы. Выпускники школы должны уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, которых в повседневной жизни предостаточно. В этих условиях особое значение приобретает развитие индивидуальных творческих способностей детей, умение не только получать информацию, но и самим ее добывать и применять.
Творческие, в том числе и эвристические, задачи развивают интуитивное мышление у учащихся. Способность к нему жизненно важна для принятия верных решений, необходимость в которых возникает ежечасно. Конечно, будничные задачи не решаются с помощью эвристических приемов, но используемые при этом способы мышления близки к ним по структуре и содержанию. В развитие их вносит свой ощутимый вклад и решение творческих задач.
Новые идеи редко появляются в результате постепенных изменений, чаще это взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»?
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности. В своей жизни, каждый из нас встречал человека, который, прежде всего, поражал нас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи, которые свойственны высокоразвитому интуитивному мышлению. Такого человека мы, как правило, называем творческой личностью. А способность к генерированию новых идей есть все основания отнести к одному из важнейших признаков творческой личности.
- Легендарное восклицание «Эврика!», принадлежит Архимеду , «Я нашел!»
- Термин «эвристика» ввел в III в. н. древнегреческий математик Папп Александрийский, который обобщил труды античных математиков.
Эвристика (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) наряду с другими значениями понимается и как специальный метод, используемый в процессе открытия нового.
- Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими областях.
Эвристическое обучение реализуется:
- - через интеграцию предметов;
- - освоение элементов творчества в учебной и практической деятельности;
- - исследовательскую деятельность.
- - выполнение творческих проектов и участие в конкурсах.
Методы эвристики.
Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.
Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.
Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ.
Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.
Методы эвристики начали разрабатываться сравнительно недавно и первоначально предназначались для решения чисто технических задач.
Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач. О продуктивности эвристик и эвристических правил в решении творческих задач хорошо знают изобретатели и рационализаторы.
Логические и эвристические методы решения задач.
Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:
1. Применить известные типовые решения, общепринятые схемы – это исполнительский уровень;
2. Изобрести (создать, спроектировать) новый своеобразный способ достижения цели – это творческий уровень.
Очевидно, что творческий процесс предполагает решение неординарных, не типовых, но творческих задач:
- Логические (рациональные) методы;
- Эвристические (интуитивные, или иррациональные) методы.
Эвристические задачи - это задачи с заданными и самостоятельно определяемыми метаориентирами.
Эвристические задачи призваны формировать у учащихся «интеллектуально-образно-практическое мышление», с помощью которого делаются открытия и изобретения, прежде всего в технике, а затем и а других областях деятельности.
Решение этих задач ведет к открытию, пониманию как установление существования, наличия какого-нибудь нового изделия, отличающегося от заданного в их условиях.
Накопление опыта решения таких задач является одним из условий совершать в будущем общественно значимые, крупные открытия в науке, искусстве, технике и т.д.
Эвристические графические задачи, применяемые на уроках черчения с целью развития познавательной активности и творческого мышления учащихся.
Общим в решении всех эвристических графических задач на уроках черчения, являются преобразования, осуществляемые следующими действиями:
- Внесение в заданную форму модели или удаление из нее конструктивных элементов, т.е. изменение структуры предмета.
- Расчленение заданной формы модели на части с последующим их перекомбинированием.
- Изменение величины предмета или его частей.
Преимущества
Эвристическое обучение эффективно, так как:
- увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
- появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
- формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
- при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
- повышается самооценка детей;
- эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
- повышается уровень усвоения нового учебного материала.
Недостатки
Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.
Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.
Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.
Творческие и эвристические задачи по черчению не могут быть выполнены без развитого образного мышления, материализуемого в графической форме. Отличительной особенностью пространственного мышления является то, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.
Пространственное мышление - это фундамент, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.
Особенно это стало актуальным сейчас, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.
Деятельность представления - это основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно. Многими исследователями отмечено, что способность к созданию пространственных образов и оперированию ими во многом определяют успешность в занятиях художественно-графической и конструктивно-технической деятельностью, когда она выступает как самостоятельная. У учащихся формируется стойкий интерес и склонность к тем видам деятельности, где эта способность реализуется наиболее полно.
Так же установлено, что после 16-17 лет наступает необратимый процесс участия возможностей его развития. И прежде всего это относится к формированию у детей способности оперировать графическими образами.
Технические достижения и социальные изменения начала XXІ века предъявили новые требования не только к инженерной деятельности, инженерному образованию, меняя их идеологию и технологию, но и к рабочим специальностям. Возможность эффективного усвоения научно-учебной информации, практического применения в разработке, подготовке и обслуживании современного производства требуют понимания и чтения графических изображений технических объектов и процессов.
Бурное развитие информационных технологий предъявляет возрастающие требования к визуально-мысленным навыкам. Уровень подготовки специалиста, таким образом, в большей мере определяется тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько развито и подвижно его пространственное мышление. В этих условиях императивной становится необходимость анализа сущности, структурных компонентов, динамики и механизмов формирования графической культуры
Изучение графического языка, как синтетического языка, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знания его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы, как в своей стране, так и в других странах мира, а также для продолжения образования, учитывая, что в России до 60 % всех вузов осуществляют подготовку инженерных специальностей.
А так как графическая подготовка учащихся в общеобразовательных школах формирует компетенции, необходимые для развития профессионально значимых качеств личности для выбранного направления трудовой деятельности, а значит должна рассматриваться как необходимая составляющая общего образования.
Вышеизложенные факты дают сделать следующий вывод: Разработка и использование в обучении эвристических и других творческих задач будут способствовать необходимым условием для плодотворной учебной и профессиональной деятельности человека. А так как в настоящее время нашему обществу требуются специалисты инженерной направленности и многие выпускники после окончания школы поступают в технические вузы, где владение начальными навыками черчения (инженерной графики) и решение эвристических графических задач является одним из условий успешного овладения будущей профессией.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе.
Выступление на педсовете по теме: "Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе"....
«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".
В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГС(К)ОУ ОШ
Статья посвящена организации профориентационной работы на уроках биологии и химии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха города Кемерово....
" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».
Урок технологии – это урок практической направленности и включение эвристических методов в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...
Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)
Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...
К вопросу успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики через организацию проектной деятельности в трудовом обучении (учитель технологии МОУ « СОШ № 14» Бикметова В.Н.)
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед шко...
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ...