" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».
методическая разработка по технологии на тему
Урок технологии – это урок практической направленности и включение эвристических методов в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эвристические методы необходимо применять на каждом этапе урока, это и во время проведения инструктажа по правилам безопасного поведения , при работе с технологическими картами, инструкциями, схемами, чертежами. При выполнении творческого проекта на всех этапах выполнения применяются эвристические методы: при формировании проблемы и выявлении основных параметров, при исследовании истории создания темы проекта, при наработке банка идей, составлении дизайн – спецификации, составлении технологической карты и оценке качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические разработки | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЗВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».
Название метода | Место в структуре урока технологии | Какие задачи урока позволяет решать |
Метод эмпатии | Организационный момент - целеполагание и мотивация. Основной этап – подготовка к активной деятельности. | Мотивация понятия основной цели урока; Развитие настроя на учебную деятельность на уроке. |
Метод смыслового видения | Организационный момент – планирование результатов знаний, умений, формирование направленности урока. Основной этап – подготовка к активной деятельности. | Развитие активной, чувственно- мыслительной познавательной деятельности учащегося, умение выделять внутреннюю сущность изучаемого объекта. |
Метод образного видения | Основной этап –сообщение нового материала, решение учебных задач. | Развитие наблюдательности, умение выражать свои мысли по исследованию практическими приёмами, используя эмоциональные образы. |
Метод символического видения. | Основной этап – усвоение новых знаний. | Развитие наблюдательности, умения исследовать, сравнивать, выражать свои мысли таблицами, графиками. |
Метод образной картины | Основной этап – решение учебных задач. | Восприятие и понимание изучаемого объекта, выражение своих чувств в рисунках, осмысление реальности. |
Метод придумывания | Основной этап –первичная проверка понимания нового учебного материала ( практическая работа). | Развитие умения сравнивать изучаемый объект с изменённой формой или новым объектом |
Метод "Если бы ..." | Закрепление изучаемого материала (практическая деятельность: дизайн – проект, научно – исследовательская работа). | Развитие способности воображения, лучше усвоить фундаментальные основы изучаемого материала. |
Метод гиперболизации | Закрепление изучаемого материала: обобщение и систематизация знаний. | Развитие фантазии, творческого воображения, применяя метод сравнения . |
Метод эвристического наблюдения. | Организационный этап, основной этап – практическая деятельность: конструирование и моделирование. | Развития наблюдения как источника знаний, целенаправленного личностного восприятия, формирование умения добывать и конструировать теоретические знания. |
Метод фактов. | Основной этап – практическая работа: чертежи, схемы, рисунки. | Развитие поисковой деятельности, познания реальных объектов, фактов, опираясь на физические органы чувств. |
Метод сравнения | Основной этап – исследование исторических справок, научных трудов, СМИ и интернета. | Развитие умения использовать приёмы сравнения . применяя различные версии. |
Метод исследования | Основной этап – работа с литературой, обобщение и систематизация знаний по проверке изучения учебного материала по определённому плану – алгоритму. | Развитие умения самостоятельно исследовать определённые объекты, для получения образовательных результатов |
Метод конструирования понятий. | Основной этап -Закрепление, обобщение и систематизация знаний по проверке изучения учебного материала при работе с литературой над определёнными понятиями. | Актуализация представлений об изучаемом объекте, формирование понятий личностного самоопределения понятий |
Метод конструирования правил. | Основной этап – Закрепление, обобщение и систематизация знаний по проверке изучения учебного материала при работе с литературой над определёнными правилами, на их основе создавая свои правила. | Развитие понятий поисково- исследовательской деятельности по открытию определённых правил по предложенному алгоритму. |
Метод гипотез. | Основной этап – подготовка к практической деятельности: выявление и обоснование проблемы, формулировка задач практической работы. | Развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности при конструировании своей версии, опираясь на логику и интуицию. |
Метод прогнозирования | Основной этап - практическая деятельность – опыты, лабораторные работы. | Развитие умения сравнивать процесс наблюдения с реальностью, умения обсуждать, делать определённые выводы. |
Метод ошибок. | Основной этап – практическая деятельность, первичная проверка изучаемого материала. | Развитие понимания относительности и вариативности любых знаний, их конструктивное использование |
Метод конструирования теорий. | Обобщение и систематизация знаний – защита творческого проекта, научно – исследовательской работы, лабораторной работы. | Развитие способности конструирования теоретической модели по определённой последовательности. |
Метод рефлексии | Контроль и самооценка урока - осознание значимости выполненной практической работы. | Обучение творчеству, умение сформулировать способы своей деятельности в ходе урока, уделяя внимание основным элементам. |
Методы контроля. | Контроль и самооценка урока - оценка приближения к заданному образцу или научно и культурно значимого отличия. | Развитие умения точного и полного воспроизводства заданного содержания, объективного оценивания продукта своего труда. |
Методы самооценки | Контроль и самооценка урока - качественный и количественный характер продукта ,полнота достижения поставленных целей . | Развитие умения оценивать и сопоставлять работу, опираясь на полноту достижения цели. |
Целесообразно использовать эвристические методы обучения на организационном этапе с целью настроя на урок и более качественного выполнения поставленных на уроке задач как образовательных, развивающих и воспитательных. В ходе основной части урока при объяснении новой темы урока , с целью качественного усвоения изучаемого материала и прочного усвоения знаний. Особенное значение имеет включение эвристических методов обучения в практическую деятельность на уроке: лабораторные работы, дизайн проекты, исследовательские работы, работа с учебником и литературой.
Урок технологии – это урок практической направленности и включение эвристических методов в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эвристические методы необходимо применять на каждом этапе урока, это и во время проведения инструктажа по правилам безопасного поведения , при работе с технологическими картами, инструкциями, схемами, чертежами. При выполнении творческого проекта на всех этапах выполнения применяются эвристические методы: при формировании проблемы и выявлении основных параметров, при исследовании истории создания темы проекта, при наработке банка идей, составлении дизайн – спецификации, составлении технологической карты и оценке качества .
Применение эвристических методов значительно повышает качество усвоения материала урока, развивает у учащихся умение всестороннего мышления, способность фундаментально качественнее усвоить изучаемый материал, воспитывает осознанное отношение к изучаемому предмету, улучшает интеллектуальную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение эвристических методов в поддержке образовательно – профессионального самоопределения школьника
Профессиональное самоопределение школьников...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»
Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...
Методический материал "Эвристические методы для развития творческих способностей на уроках технологии"
Материал отражает основные приемы по развитию творческих навыков обучающихся...
Мастер-класс по теме : "Активизация творческого мышления учащихся начальных классов на уроках музыки с использованием технологии УДЕ посредством применения опорных сигналов, графических форм выражения информации"
Мастер-класс учителя музыки...
Проблемно-эвристический метод физической подготовки учащихся на примере футбола
Проблемно-эвристический метод физической подготовки учащихся на примере футбола/...
Обобщение педагогического опыта по теме исследования «Развитие творческих способностей обучающихся 8 классов на уроках технологии с применением метода проектов»
В данной работе представлено описание моего педагогического опыта о методе проектах на уроках технологии. В ней раскрыты аспекты применения метода проектов, их классификация. ....