« Воспитание толерантности у учащихся – одно из условий перехода на ФГОС».
учебно-методический материал по технологии на тему

Мукасеева Татьяна Александровна

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качество личности: современный человек, как своеобразный продукт системы образования, должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальную культуру, особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tolerantnosti_u_uchashchihsya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Воспитание толерантности у учащихся – одно из условий перехода на ФГОСООО».

                                                           « Теперь, когда мы научились

                                                              Летать по воздуху, как птицы,

                                                              Плавать под водой, как рыбы,

                                                              Нам не хватает только одного:

                                                              Научиться жить на земле, как люди».

                                                                                                        Б.Шоу

      Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По-прежнему, сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении.

      Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост преступности, растет количество молодежных антиобщественных организаций, носящих экстремистский характер, куда вливается неискушенная молодежь.

     Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качество личности: современный человек, как своеобразный продукт системы образования, должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальную культуру, особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности.

     У учителя периодически возникает проблема отбора рациональных педагогических средств взаимодействия с детьми, в том числе в контексте формирования толерантности. При этом педагог бывает не готов к продуктивной педагогической деятельности.

     Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

      Толерантность - понятие достаточно новое.

      В русском языке «толерантность» означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относится к их промахам, ошибкам».

      Этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов – основные принципы толерантности.

     «Толерантность – это то, что делает возможным достижения мира, ведет от культуры войны к культуре мира» (генеральная конференция ЮНЕСКО 1995).

      Толерантность – интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.

      На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
   
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
   
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмфатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен, он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. 
     
Можно выделить две группы методов понимания:
1.Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», ндивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, а значит, на основе диалога. людей. Воспитание толерантности – воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
     
Воспитание культуры толерантности у школьников предусматривает следующие направления обучения толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Персептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели. 
     
Планируемые результаты:
- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
   
Предложения, сформулированные по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.           Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
   
Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества. 
   
Толерантность не должна восприниматься как конформизм, индифферентность, ущемление собственных интересов. 
   
Черты толерантной личности: терпение, снисходительность, расположенность к другим, юмор, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, несклонность обсуждать других, умение слушать, способность к сопереживанию и т.д. посвящены формированию установок толерантного сознания и поведения у детей и подростков. 

     Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
   
Уроки кулинарии представляют учителю большое поле деятельности в рамках воспитания толерантности у учащихся. Программа по технологии в разделе «Кулинария» предусматривает знакомство детей с национальными кухнями мира. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны  базовые национальные ценности, а также да...

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

В данной статье представлены разнообразные формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающие формирование исследовательской компетентности, патриотическое воспитание обучающихся....

Выступление «Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»

Выступление на секции  «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» Республиканской  научно-практичес...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС

Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации  работы на уроке, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами  ...

«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»

В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....