Организация работы научного общества учащихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения
статья по теме
В данной работе Вы узнаете, что такое ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_nou_v_usloviyah_perehoda_na_novye_fgos.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы научного общества учащихся
в условиях перехода на ФГОС II поколения
Стратегическая цель образования в России ориентирована на развитие творческих способностей учащихся, самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации.
В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций».
В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая» (ФГОС II поколения), которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности учащихся тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания.
Организация работы над учебным проектом или учебным исследованием - особый подход к образованию, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель организации проектной и исследовательской деятельности — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры .
Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения.
Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только в учебных, но и в жизненных ситуациях, создавая тем самым условия для подготовки к дальнейшей взрослой жизни.
В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".
Проектная и исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих и коммуникативных способностей, умения ставить цели и находить пути их реализации.
Системно - деятельностный подход выбран в качестве ведущего при внедрении ФГОС II поколения не случайно – условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Технология системно - деятельностного подхода способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.
Системно – деятельностный подход органичен и логичен при реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение исследовательского метода в образовании. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.
Организация проектной и исследовательской деятельности в школе построена на принципах сохранения лучших педагогических традиций — организацию разнообразных видов деятельности учащихся по интересам в урочное и внеурочное время, создание и развитие творческого потенциала учащихся. Работа над проектом или учебное исследование при сопровождении педагога – руководителя проекта/учебного исследования — синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.
Научное общество учащихся «Луч» организовано в соответствии с приказом по школе № 1/37 от 01.09.2009г «Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в ГОУ СОШ № 997». Работа НОУ «Луч» организуется в соответствии с Положением о НОУ «Луч», принятом на заседании Методического совета школы и утвержденного директором школы.
Работа научного общества учащихся «Луч» организуется в соответствии с Программой развития школы «Формирование ключевых компетенций учащихся».
Миссия школы: Создание условий для качественного и эффективного образования учащихся с разными способностями с целью формирования личности, способной реализоваться в социуме.
Цель развития школы:
создание образовательной среды, формирующей ключевые компетентности учащихся.
Задачи развития школы:
- создание обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно добывать и использовать в образовательных целях необходимую информацию, быстро ориентироваться в информационном пространстве;
- создание условий, содействующих наиболее полному развитию способностей учащихся;
- формирование у учащихся потребностей к самообразованию, саморазвитию и самоопределению;
- создание основы для осознанного выбора будущей профессии;
- адаптация учащихся к жизни в обществе
- развитие у учащихся общей культуры на основе усвоения образовательных программ и достижения учащимися соответствующего образовательного уровня;
- воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- формирование ИКТ - компетенций.
Научное общество учащихся (НОУ) «Луч» – творческое формирование учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях науки, техники, культуры, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки в проектной и научно-исследовательской деятельности под руководством учителей – научных руководителей.
Цель: совершенствование знаний учащихся в различных областях науки, развитие интеллекта, формирование ценностно-смысловых, общеучебных, коммуникативных, информационных, социально-трудовых компетенций, приобретение умений и навыков в проектной и научно-исследовательской деятельности под руководством учителей – руководителей проектных и исследовательских работ.
Основные результаты:
- Создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе
творческого поиска и выполнения исследований;
- развитие у учащихся познавательной активности;
- создание условий для овладения учащимися искусством дискуссии, публичного выступления, презентации;
- создание условий для дальнейшей успешной социализации подростков.
Взаимодействие с социумом.
Учащиеся, являющиеся членами НОУ «Луч», представляют свои работы на межшкольных, окружных, городских конференциях, являются активными участниками различных интернет - проектов.
Документация НОУ «Луч».
Положение о научном обществе учащихся
ГБОУ СОШ № 997.
- Общие положения.
- Научное общество учащихся (НОУ) – творческое формирование учащихся, стремящихся:
- совершенствовать свои знания в различных областях науки, техники, культуры;
- развивать свой интеллект;
- приобретать умения и навыки в проектной и научно-исследовательской деятельности под руководством учителей – научных руководителей.
- Деятельность НОУ осуществляется на основе данного Положения.
- НОУ может иметь свое название.
- Деятельность НОУ оценивается по результатам представленных проектных и исследовательских работ.
- Задачи НОУ.
- Создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей.
- Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе
творческого поиска и выполнения исследований. - Развитие у учащихся познавательной активности.
- Знакомство с методами научной и проектной работы.
- Создание условий для овладения учащимися искусством дискуссии, публичного выступления, презентации.
- Создание условий для дальнейшей успешной социализации подростков.
- Содержание и формы работы НОУ.
- Совместный выбор тем проектов и исследовательских работ учащимися и учителями – научными руководителями.
- Удовлетворение персонального запроса участников НОУ на изучение интересующих их тем и проблем.
- Организация семинаров для учащихся и учителей.
- Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.
- Публичное представление результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся.
- Создание банка данных о творческих способностях учащихся на основе их проектной и исследовательской деятельности.
- Структура и организация работы НОУ.
- НОУ включает в себя творческие группы учащихся, объединенные в секции по различным областям знаний.
- Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится не реже 1 раза в год.
- В период между собраниями деятельностью НОУ руководит Совет НОУ, избираемый из числа учеников сроком на один год.
- Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает необходимую помощь при подготовке работ.
- Совет НОУ работает под руководством научно-методического совета школы.
- Занятия членов НОУ проводятся в соответствии с планом: коллективно или индивидуально под руководством учителя – научного руководителя.
- Участники НОУ.
- Участвовать в работе НОУ могут:
- ученики 5 – 11 классов, выразившие желание работать над проектом или проводить научно-исследовательскую ученическую деятельность в одной или двух секциях общества;
- ученики 1 – 4 классов, выразившие желание работать над индивидуальным или групповым проектом (Секция «Первые шаги в науке»)
- учителя, осуществляющие руководство проектной или исследовательской деятельностью учащихся.
- Учащиеся, члены НОУ, имеют право:
- выбирать тему проекта или исследования в соответствии со своими интересами;
- выбирать научного руководителя из числа учителей школы;
- использовать для выполнения работы материальную базу школы;
- получать регулярную методическую и организационную помощь от учителя – научного руководителя;
- получать отзыв о своей работе от научного руководителя или Совета НОУ;
- избирать и быть избранными в Совет НОУ;
- добровольно выйти из состава общества.
- Учащиеся, члены НОУ, обязаны:
- выполнять проектную или исследовательскую работу в соответствии с установленными требованиями;
- соблюдать план работ в соответствии с программой проводимого проекта или исследования;
- бережно относиться к материальным ресурсам школы, используемым в процессе работы, соблюдать полную их сохранность.
- Материальная база НОУ.
- Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы.
- В материальную базу входят:
- оборудование и приборы кабинетов и лабораторий, необходимые для работы НОУ;
- книги и периодические издания школьной библиотеки;
- информационные ресурсы школы.
Положение
о научно-практической конференции учащихся.
- Общие положения.
- Научно – практическая конференция (НПК) должна удовлетворять следующим требованиям:
- регулярность проведения;
- приоритет образовательных целей;
- единство требований к оценке работ.
- Научно-практическая конференция учащихся проводится один раз в год.
Срок: март.
- На конференции учащиеся представляют проектные и учебные научно-исследовательские работы, выполненные под руководством учителя – научного руководителя.
- Работы, представляемые на конференцию, должны иметь рецензию. Рецензентом может быть любой учитель школы, кандидатура которого утверждена на заседании МС.
- Экспертный совет НПК.
- Экспертный совет проводит оценку представленных на конференции работ учащихся.
- Экспертный совет состоит из учителей и учащихся гимназических классов, имеющих положительный опыт участия в НПК.
- Состав Экспертного совета утверждается на заседании МС школы.
- Руководит работой Экспертного совета зам. директора по научно-методической работе.
- Критерии оценки работ.
- Актуальность темы работы, характеризующая ее важность для решения реальных проблем или потенциальную ценность его результатов.
- Практическая значимость работы.
- Возможность интеграции работы с другим предметными областями.
- Степень новизны проекта или исследования.
- Соответствие содержания сформулированной теме, цели, гипотезе, поставленным задачам.
- Степень раскрытия темы.
- Аргументированность выводов.
- Творческий подход авторов к выполнению работы.
- Культура оформления материала, требующая анализа источников, ясности изложения материала.
- Критерии оценки публичной защиты работы.
- Качество структуры выступления: композиция, логичность изложения, аргументированность, объем излагаемой информации.
- Культура выступления: четкость и доступность изложения, речевая культура…
- Компетентность выступающих, владение материалом, использование специальной терминологии.
- Качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность.
- Коммуникативные качества: готовность к дискуссии с аудиторией, доброжелательность, контактность.
Положение
об ученической научно-исследовательской и проектной работе.
- Типология ученических научно-исследовательских и проектных работ.
- Исследовательские.
Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности работы для всех участников, методов обработки результатов.
Пример: эссе, исследовательские рефераты.
- Творческие.
Пример: видеофильм, выставка.
- Игровые.
Пример: сценарий праздника эпохи, постановка спектакля.
- Информационные.
Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Пример: сообщения, доклады.
- Практико-ориентированные.
Отличаются четко обозначенным предметным результатом деятельности участников проекта.
Пример: проект закона, справочный материал, совместная экспедиция, наглядное пособие.
2. Требования, предъявляемые к работам.
- Работа должна содержать следующие части:
- титульный лист;
- краткую аннотацию, содержащую изложение основных позиций работы;
- оглавление;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- приложения (в случае необходимости);
- список литературы.
- Информация, содержащаяся на Титульном листе:
- вид работы (проект, научно – исследовательская работа;
- название работы;
- авторы работы;
- ФИО учителя – научного руководителя;
- дата;
- учебное заведение.
- Введение содержит информацию:
- объектная область исследования;
- цели и задачи;
- актуальность темы;
- предмет исследования;
- гипотезы;
- основные проектные идеи, обоснование их выбора.
- Работа может быть сопровождена визуальным рядом: макетами, фотографиями, рисунками, компьютерным дизайном.
- Технологическую часть работы могут иллюстрировать эскизы, планы, схемы, расчеты.
- Требования, предъявляемые к оформлению работ.
- Работа представляется в напечатанном виде с приложением дискеты.
Формат текста: шрифт Times New Roman, размер – 12, для заголовков – 14, межстрочный интервал 1,5.
Текст форматируется с его логической структурой, разрешается выделение курсивом, подчеркивание, центрирование и т.п.
- Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) выполняется в соответствии с принятым стандартом (ФИО автора, название источника, издательство, год).
- При использовании среды MS POWER POINT ее выбор определяется типом подбираемого материала – большое содержание графических изображений.
Отбор материала и количество слайдов определяется учителем.
3.4. Работа на иностранных языках выполняется на иностранном языке с переводом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «СФЕРЫ» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОСы ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В условиях перехода на новые ФГОСы, возникает необходимость поиска средств, позволяющих максимально удовлетворять требованиям стандарта образования. Обучение на курсах ЦПО в де...
Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)
Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Системно-деятельностный подход"...
Статья на тему:Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Данная статья поможет учителям математики подготовиться к выступлению на секции учителей естественно - математических наук по теме:" Формирование ключевых компетенций учщихся на уроках мате...
Применение современных технологий в организации образовательного процесса на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение благоприятныхусловий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможн...