ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
статья по истории (11 класс) на тему
В данной статье представлены разнообразные формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающие формирование исследовательской компетентности, патриотическое воспитание обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu_15022017.docx | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
Т.И. Патранина,
учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №125» Советского района г. Казани
Прочным фундаментом для построения будущего страны является патриотизм. Он начинается с любви к Родине и своим близким, с гордости за своих соотечественников, совершавших подвиги и одержавших победы. Чаще всего патриотизм прививается в семье, затем - в школе, в трудовом коллективе.
Гражданско-патриотическое воспитание является основным направлением работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Функционально грамотный гражданин – это патриот, человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию.
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» (Из выступления В.В. Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи).
В 2015 году постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 утверждена Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
В условиях современных вызовов перед педагогом стоит вопрос: как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал формирование универсальных учебных действий, необходимых для формирования гражданско-патриотической самоидентичности?
Одним из средств становления патриота и гражданина является внеурочная деятельность, предусмотренная ФГОС. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
В МБОУ «Гимназия №125» внеурочная работа по истории и обществознанию осуществляется по следующим направлениям:
- Школьное научное общество.
- Социальные проекты.
- Виртуальные экскурсии.
Школьное научное общество (ШНО) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
ШНО «Эврика» существует с 1998 года. В работе с учащимися используются следующие формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся:
- 1. Занятия в секции.
- 2. Практические занятия.
- 3. Индивидуальные консультации.
- 4. Научно-практическая конференция.
- 5. Экскурсии и занятия в музеях, библиотеках, архивах.
Целесообразно вести работу поэтапно:
Этап 1. Мотивация научно-исследовательской работы.
Этап 2. Выбор направлений исследований.
Этап 3. Постановка задачи.
Этап 4. Работа над проектом.
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
Этап 6. Оформление результатов работы.
Этап 7. Представление исследовательской работы.
В рамках ШНО или во внеурочной деятельности осуществляется работа над социальными проектами, которая является наиболее оптимальным средством формирования гражданственности.
По определению Прутченкова А.С.:
«Социальный проект – есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи. Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме».
Формы организации работы над социальными проектами могут быть как теоретические, так и практические:
- Беседы
- Знакомство с историческими и литературными источниками
- Встречи с интересными людьми
- Интервью
- Экскурсии
- Просмотр фильмов
- Конкурсы
- Выставки
- Праздники
- Презентации
- Тематические мероприятия
В нашей гимназии традиционными являются следующие социальные проекты:
- «Ветеран живет рядом»;
- «Бессмертный полк»;
- «Я помню, я горжусь!»;
- «Они сражались за Родину»;
- «Мы – дети России»;
- «Ручейки России»;
- «История моей семьи в истории страны»;
- «Юный краевед».
В современном информационном обществе имеются большие возможности для разработки виртуальных экскурсий исторической и краеведческой направленности. Виртуальные экскурсии – это воображаемые посещения изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии – это:
- определение цели и задач экскурсии;
- выбор темы;
- отбор литературы и составление библиографии;
- определение источников экскурсионного материала;
- отбор и изучение экскурсионных объектов;
- сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,
- составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
- подготовка текста экскурсии;
- определение техники ведения виртуальной экскурсии;
- показ экскурсии.
В соответствии с требованиями ФГОС ученик научится:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями, включая компьютерные);
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать специальные методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Представленная модель организации внеурочной деятельности обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в четырех из пяти обязательных направлений: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Работа по формированию гражданско-патриотического самосознания должна вестись не эпизодически, а систематически, целенаправленно, научно обоснованно.
Литература
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В.Григорьев, П. В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 168с.
- Комарова И.В. Технология организации проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – Москва: Каро, 2015. – 128с.
- Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович – СПб: КАРО, 2009- 205с.
- Третьякова С.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность... ФГОС
М: Просвещение, 2014 – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....
Исследовательская деятельность школьников как способ гражданского воспитания
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творчес...
«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны базовые национальные ценности, а также да...
организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.
В данном материале дается пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....
Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО
Социальная компетентность - необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...