5 класс. Технология
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию"
Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Для 5 кл. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897)
Примерная программа по технологии («Технология. Технический труд»)
Рабочая программа по технологии для 5 класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Карымское» составлена в соответствии с учебным планом школы и календарным учебным графиком школы. Программа рассчитана на обучение 5 класс (мальчики). Количество часов в неделю составляет для 5 класса: по 2 часа в неделю.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
• освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
• овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
• развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
• развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
• воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Технология»
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на -основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
-виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
-объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
-обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
-рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
-оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
-ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
-классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
-распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
-владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
-применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических -процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
-владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда;
-подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
-проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
-подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
-проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
-соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
-выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с -коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
-контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
-выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-документирование результатов труда и проектной деятельности;
-расчет себестоимости продукта труда;
-примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
-оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
-оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
-выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
-выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
-осознание ответственности за качество результатов труда;
-наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
-дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
-моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
-эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
-формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
-выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
-оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
-публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
-разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
-потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
-достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
-соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
-сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.
Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химическиx средств и препаратов в быту.
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Тема 2. Эстетика и экология жилища
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
Календарно-тематическое планирование
Технология (индустриальные технологии)
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Планируемый результат:
Личностные результаты:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
Метапредметные:
ИКТ: работа с презентациями, ИКТ, разработка презентаций к проектам, поиск информации в интернете.
Проект: Этапы выполнения творческого проекта, работа над проектами, творческий проект «Стульчик для отдыха на природе», творческий проект «Подставка для рисования»
Работа с текстом: работа со справочной литературой; работа с дополнительной литературой.
№ | Тема урока | Дата | Содержание | Планируемый результат | ПР/р | Л/р | ||||
|
| Факт | План |
| предметные | Метапредметные |
|
| ||
1-2 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта |
|
| Ознакомление с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте. Ознакомление с понятиями «проект», «этапы выполнения проекта», защита проекта. Обоснование достоинств проектного изделия. Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа | -Научиться применять правила техники работе. | Регулятивные: принятие учебной цели; -выбор способов деятельности; -планирование организации контроля труда; -организация рабочего места; Познавательны: -анализ; -усвоение информации с помощью компьютера; -работа со справочной литературой; Коммуникативные: -умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. -умение выделять главное из прочитанного; -слушать и слышать собеседника, учителя; -задавать вопросы на понимание, обобщение |
|
| ||
3-4 | Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч) Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы |
|
| Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки-задания). Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Виды пиломатериалов», «Виды древесных материалов». Поиск информации в Интернете о лиственных и хвойных породах древесины, пиломатериалах и древесных материалах Лабораторно-практическая работа | Научиться распознавать и познакомиться с древесиной. Познакомиться с пороками древесины; научиться рационально использовать отходы; Практически исследовать твердость древесины | Регулятивные: принятие учебной цели; -выбор способов деятельности; -планирование организации контроля труда; -организация рабочего места; Познавательны: -анализ; -усвоение информации с помощью компьютера; -работа со справочной литературой; дополнительной литературой. Коммуникативные: -умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. -умение выделять главное из прочитанного; -слушать и слышать собеседника, учителя; -задавать вопросы на понимание, обобщение |
| №1 «Распознавание древесины и древесных материалов» | ||
5-6 | Графическое изображение деталей и изделий |
|
| Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа. Зарисовка эскиза детали. | Научиться изготавливать детали по технологическим картам; познакомиться с понятиями: изделие, деталь, технический рисунок, эскиз, чертеж. | №2 «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины» |
| |||
7-8 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины |
|
| Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Фронтальная работа с классом.
| Научиться рациональными приемами работы ручным инструментом, соблюдая правила ТБ познакомиться с ручным инструментом для обработки древесины; | №3 «Организация рабочего места для столярных работ»
|
| |||
9-10 | Последовательность изготовления деталей из древесины |
|
| Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа. | Определять последовательность изготовления детали по технологической карте. Находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. | №4 «Разработка последовательности изготовления детали из древесины» |
| |||
11-12 | Разметка заготовок из древесины |
|
| Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Разметка заготовки при помощи рейсмуса. Соблюдение правил безопасного труда. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выполнение разметки заготовок из древесины по чертежу и шаблону. Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Выполнение правил безопасного труда. | №5 «Разметка заготовок из древесины» |
| |||
13-14 | Пиление заготовок из древесины |
|
| Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Соблюдение правил безопасного труда. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Безопасно пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. |
| №6 «Пиление заготовок из древесины» |
| ||
15-16 | Строгание заготовок из древесины |
|
| Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Сборка, разборка и регулировка рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Соблюдение правил безопасного труда. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | №7 «Строгание заготовок из древесины» |
| |||
17-18 | Сверление отверстий в деталях из древесины |
|
| Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Закрепление сверл в коловороте и дрели; разметка отверстия; просверливание отверстия нужного диаметра. Соблюдение правил безопасной работы при сверлении. | воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Просверливание отверстия нужного диаметра с соблюдением правил безопасной работы. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. |
| №8 «Сверление заготовок из древесины» |
| ||
19-20 | Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами |
|
| Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Умение выбирать гвозди, шурупы и саморезы для соединения деталей из древесины, выполнять соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами. Соблюдение правил безопасного труда.
| Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами. Находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий. |
| №9 «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами (саморезами)» |
| ||
21-22 | Соединение деталей из древесины клеем |
|
| Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный контроль качества изделия. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасного труда. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Соединение деталей из древесины клеем. Выбирать наиболее эффективные способы выполнения работы. Коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Осознавать уровень и качество усвоения результата. | №10 «Соединение деталей из древесины с помощью клея» |
| |||
23-24 | Технологии художественно - прикладной обработки материалов (6 ч) Отделка изделий из древесины |
|
| Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный контроль качества изделия. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасного труда. | Научиться применять декоративную отделке изделия и выявлять дефекты и устранять их. | Регулятивные: принятие учебной цели; -выбор способов деятельности; -планирование организации контроля труда; -организация рабочего места; Познавательны: -анализ; -усвоение информации с помощью компьютера; -работа со справочной литературой; Коммуникативные: -умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. -умение выделять главное из прочитанного; -слушать и слышать собеседника, учителя; -задавать вопросы на понимание, обобщение | №11 «Отделка изделий из древесины» |
| ||
25-26 | Выпиливание лобзиком |
|
| Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Выбор заготовок для выпиливания, выпиливание фигур и простых орнаментов. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №12 «Выпиливание изделий из древесины лобзиком» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выпиливание и зачистка изделий из дерева. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. |
|
|
| ||
27-28 | Выжигание по дереву |
|
| Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Поиск информации в Интернете (выбор узора). Соблюдение правил безопасного труда. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выжигание, и лакирование изделий из дерева. Осуществлять контроль деятельности («что сделано») и пошаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | №13 «Отделка изделий из древесины выжиганием» |
| |||
29-30-31-32 | Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч) Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе» |
|
| Выбор темы проекта в соответствии со своими возможностями, обоснование выбора темы. Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Презентация проекта | Научиться выбирать тему проекта и обосновывать ее, работать над проектом. | Регулятивные: принятие учебной цели; -выбор способов деятельности; -планирование организации контроля труда; -организация рабочего места; Познавательны: -анализ; -усвоение информации с помощью компьютера; -работа со справочной литературой; Коммуникативные: -умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. -умение выделять главное из прочитанного; -слушать и слышать собеседника, учителя; -задавать вопросы на понимание, обобщение |
|
| ||
33-34 | Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (2 ч) Понятие о механизме и машине |
|
| Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме.
| Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. | Регулятивные: принятие учебной цели; -выбор способов деятельности; -планирование организации контроля труда; -организация рабочего места; Познавательны: -анализ; -усвоение информации с помощью компьютера; -работа со справочной литературой; Коммуникативные: -умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. -умение выделять главное из прочитанного; -слушать и слышать собеседника, учителя; -задавать вопросы на понимание, обобщение |
| №14 «Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями»
| ||
35-36 | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы |
|
| Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки-задания). Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Цветные и чёрные металлы», «Виды листового металла и проволоки», «Виды и производство искусственных материалов». Поиск информации в Интернете об искусственных материалах и способах их производства.
| Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Различать виды металлов и искусственных материалов. |
| №15 «Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс» | |||
37-38 | Рабочее место для ручной обработки металлов |
|
| Работа с текстом учебника, фронтальная беседа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Профессии, связанные с обработкой металла». | воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Закреплять заготовку в тисках. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | №16 «Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков» |
| |||
39-40 | Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов |
|
| Работа с текстом учебника, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. | Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Читать чертежи деталей из металла и искусственных материалов. | №17 «Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки» |
| |||
41-42 | Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов |
|
| Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Изделия из металла и искусственных материалов и способы их изготовления». | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | работа №18 «Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов |
| |||
43-44 | Правка и разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы |
|
| Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Работа в группах, фронтальная работа с классом. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда.
| Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Выполнять правку заготовок и разметку на заготовке. Осознавать учащимся уровень и качество выполнения операции. |
| №19 «Правка и разметка заготовок из металла, проволоки и искусственных материалов» |
| ||
45-46 | Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материа-лов |
|
| Работа с текстом учебника, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. | Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы. Управление своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). | №20 «Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов» |
| |||
47-48 | Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки |
|
| Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Уметь гнуть заготовку из тонколистового металла и проволоки. Произвольно и осознанно владеть общим приемом гибки заготовки. | №21 «Гибка заготовок из листового металла и проволоки» |
| |||
49-50 | Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материа-лов |
|
| Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. | Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — выбору в ситуации мо-тивационного конфликта и к преодолению препятствий. Умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Использование разнообразных способов решения поставленной задачи. |
| работа №22 «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов» |
| ||
51-52 | Устройство на-стольно-го сверлильного станка |
|
| Выполнение работ на настольном сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах. Выявление дефектов и устранение их. Соблюдение правил безопасного труда. | Научиться работать ручным инструментом на столярном верстаке, соблюдая правила ТБ Познакомиться с устройством столярного верстака. | работа №23 «Ознакомление с устройством на-стольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке» |
| |||
53-54 | Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов |
|
| Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. | Осознавать уровень и качество усвоения результата. Соединять детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. |
| №24 «Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» |
| ||
55-56 | Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы |
|
| Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Сообщение с презентацией на тему «Сборка и отделка изделий из металла и проволоки» | Уметь точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Отделка изделий из металла, проволоки, пластмассы. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. |
| №25 «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» |
| ||
57-58-59-60 | Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч) Творческий проект «Подставка для рисования» |
|
| Выбор темы проекта в соответствии со своими возможностями, обоснование выбора темы. Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Презентация проекта | Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. | Регулятивные: принятие учебной цели; -выбор способов деятельности; -планирование организации контроля труда; -организация рабочего места; Познавательны: -анализ; -усвоение информации с помощью компьютера; -работа со справочной литературой; Коммуникативные: -умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. -умение выделять главное из прочитанного; -слушать и слышать собеседника, учителя; -задавать вопросы на понимание, обобщение |
|
| ||
61-62 | Технологии домашнего хозяйства (6 ч) Интерьер жилого помещения |
|
| Знакомство с требованиями, предъявляемыми к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Анализирование дизайна интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики | Формирование познавательного интереса. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Уметь выделять существенную информацию из текста. | Регулятивные: принятие учебной цели; -выбор способов деятельности; -планирование организации контроля труда; -организация рабочего места; Познавательны: -анализ; -усвоение информации с помощью компьютера; -работа со справочной литературой; Коммуникативные: -умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. -умение выделять главное из прочитанного; -слушать и слышать собеседника, учителя; -задавать вопросы на понимание, обобщение |
|
| ||
63-64 | Эстетика и экология жилища |
|
| Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка вариантов размещения бытовых приборов. | Формирование познавательного интереса. Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Уметь выделять существенную информацию из текста. | №26 «Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей» |
| |||
65-66 | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой и обувью |
|
| Правила уборки помещений. Осваивание технологии удаления пятен с обивки мебели, чистки зеркальных и стеклянных поверхностей. Осваивание технологии ухода за обувью, правил хранения, чистки и стирки одежды. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
| Формирование познавательного интереса. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Уметь выделять существенную информацию из текста. | №27 «Изготовление полезных для дома вещей» |
| |||
67-68 | Исследовательская и созидательная деятельность (заключительная часть) (2 ч) Защита проекта |
|
| Разработка вариантов рекламы. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Подготовка электронной презентации проекта. Защита проекта | Составлять план защиты проектной работы. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта. | Регулятивные: принятие учебной цели; -выбор способов деятельности; -планирование организации контроля труда; -организация рабочего места; Познавательны: -анализ; -усвоение информации с помощью компьютера; -работа со справочной литературой; Коммуникативные: -умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. -умение выделять главное из прочитанного; -слушать и слышать собеседника, учителя; -задавать вопросы на понимание, обобщение . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»
Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Предусматривается...
Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.
Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...
урок технологии в 5 классе "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья"
Урок технологии для девочек 5 класса по теме "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья" с презентацией...
Конспект урока по технологии в 7 классе « Технология изготовления швейных изделий»
разработка урока...
Урок технологии в 5 классе. Технология обработки накладного кармана.
Цель урока:- Ознакомление учащихся с историческими сведениями о кармане и его роли в одежде; - Формирование навыков по подготовке деталей кроя к сметыванию и способов обработки накладных карманов, сре...
Урок по технологии в 5 классе "Технология проектирования"
На уроке на примере видефрагмента мультфильма «Крот и штанишки» (Vyrobil Kratky film Praha, studio animovaneho film, 1957) поэтапно разбирается процесс проектирования изделия. Научиться определя...
календарно-тематическое планирование по технологии ведения дома для 5-7 класса Технология: программа: 5-8 классы, А. Т. Тищенко, Н.В.Синица, В.Д. Симоненко М.: «Вентана-Граф», система «Алгоритм успеха», 2018 г. ФГОС
Данный материал является авторской разработкой колендарно-тематического планирования преподавания технологии для учацихся ГБОУ шклолы 455 Колпинского района Санкт-Петербурга с 5 по 7 класс в 201...