Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»
элективный курс по технологии (10 класс) по теме

Габдуллина Гульсина Демухаметовна

 

     Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

·       урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

·       внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Элективный курс рассчитан на 35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе из расчета 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_progr.elekt_._kursa.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

 

Программа элективного курса по технологии

 «Технология проектной деятельности»

10-11 класса

МБОУ «Нижнеошминская СОШ»

Мамадышский муниципальный район РТ

 Габдуллина Гульсина Демухаметовна,

 учитель  технологии второй квалификационной категории

2011 - 2012 учебный год

Рассмотрено:                                                                                                Согласовано:                                                Утверждено:

Руководитель ШМО                                                                   Заместитель                                                   Директор МБОУ

      Ахметзянова Э.Х.                                                                   директора по УВР                                        « Нижнеошминская СОШ»

 Протокол №____                                                               МБОУ «Нижнеошминская                                Шакиров Ф.С.

 от________________                                                                        СОШ»            Хасанова Р.Р.                      Приказ №___  

                                                                           ______________________                      от_________________                                      

 Программа

Элективный курс по технологии в 10-11 классе

  «Технология проектной деятельности»

 

МБОУ «Нижнеошминская СОШ»

Мамадышский муниципальный район РТ

Габдуллина Гульсина Демухаметовна,

учитель технологии  второй квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________

от «______»___________2011 г

                                                                                                  2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка.

     Среднее (полное) образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

     Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

     Основная цель обучения - формирование у учащихся качеств активно действующей, творчески думающей личности, легко адаптирующейся в новых социально экономических условиях.

     Основная задача курса это – жизненное  и профессиональное самоопределение выпускников в условиях современного мира. Сама жизнь вынуждает нас анализировать обстоятельства, ставить цели и находить нестандартные пути их достижения.

 

Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум).

Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся  предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам  выполнения учащимися практических заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта,  явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект, выполненный на основе прикладных программ, но и знания из теоретических областей по тому предмету, из которого взята тема для формирования мультимедийного компьютерного проекта.

Организация учебного процесса.

Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

       урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

       внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Элективный курс рассчитан на 35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе из расчета 1 час в неделю.


Тематический план  10 класс

№п/п

Разделы и темы    

К-во уч. часов

1.

2

   Вводное занятие 1 .      

   Технологии в современном мире  5.

Технологии как часть общечеловеческой  культуры  

Технологическая культура .

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.

Природоохранные технологии.

Перспективные направления развития современных технологий

Реферат : «Открытии в истории науки и техники»

1

1

1

1

1

1

3.

       Графическое образование    10.

Графическое образование, его назначение  и место в общем образовании.

Чертежи в системе прямоугольных проекций

Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

Чтение и выполнение чертежей.

Эскизы.

Сечения и разрезы.

Сборочные чертежи.

Чтение строительных чертежей.

Графическое изображения, используемые в проектных чертежах: виды, фасады, сечения ,разрезы, планы.

Реферат : Графическое изображение в области моих профессиональных интересов. «Типовой проект моего дома»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

 Информационные технологии  3

Создание мультимедийной презентации.

Вставка объектов в компьютерную презентацию.

Дополнительные средства управления компьютерной презентации

1

1

1

5

  Этнический дизайн  20

Татарский национальный тип

Традиции, обычаи татарского народа. Праздники.

Дизайн татарского национального костюма. Перспективные модели.

Ведущие модельеры страны: от истоков до современности.

Традиционные татарские виды рукоделия

Татарская традиционная кухня

1

1

3

2

10

3

6

Защита творческих проектов.

1

                                                   Программа  10 класс  35 часов

   Вводное занятие 1    

   Технологии в современном мире  5

Технологии как часть общечеловеческой  культуры  1

Технологическая культура 1

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества1

Природоохранные технологии1

Перспективные направления развития современных технологий 1

Практическа работая. Реферат : «Открытии в истории науки и техники»

                     Планируемый результат и уровень освоения:

- приобретение знаний о технике и о технологиях в современном мире;

- помнить, что природа – источник красоты и основа жизни людей . Беречь  землю, воду ,воздух - священная обязанность каждого человека.

Графическое образование    10

Графическое образование, его назначение  и место в общем образовании 1

Чертежи в системе прямоугольных проекций 1

Аксонометрические проекции. Технический рисунок 1

Чтение и выполнение чертежей 1

Эскизы 1

Сечения и разрезы 1

Сборочные чертежи 1

Чтение строительных чертежей 1

Графическое изображения, используемые в проектных чертежах: виды, фасады, сечения ,разрезы, планы 2

Реферат : Графическое изображение в области моих профессиональных интересов. «Типовой проект моего дома»

           Планируемый результат и уровень освоения:

- формировать логического и пространственного мышления;

- применить графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе.

  Информационные технологии  3

Создание мультимедийной презентации  1

Вставка объектов в компьютерную презентацию  1

Дополнительные средства управления компьютерной презентации  1

          Планируемый результат и уровень освоения:

- основываясь на знаниях  и умениях . полученных при изучении Microsoft Office PowerPoint, создают мультимедийную презентацию к творческому проекту.

Практическая работа. Знакомство  с дополнительными возможностями текстового редактора по составлению мультимедийной презентации.

  Этнический дизайн  20

Татарский национальный тип  1

Традиции, обычаи татарского народа. Праздники 1

Дизайн татарского национального костюма. Перспективные модели  3

Ведущие модельеры страны: от истоков до современности  2

Традиционные татарские виды рукоделия  10

Татарская традиционная кухня  3

          Планируемый результат и уровень освоения:

- история развития национального костюма;

- современные модели национального костюма;

- представление о разных видах декоративно-прикладного искусство;

- особенности татарской кухни.

Защита творческих проектов 1

Тематический план  11 класс

№п/п

Раздел и тема  

К-во часов

1

      Вводное занятие 1

1

2.

      Информационные технологии  5

Практическое использование ИКТ в издательской деятельности

Создание макета документа.

Требования к оформлению печатной публикации  

Практическая работа: Выполнение печатной публикации «Моя школа - второй мой дом»

1

1

1

2

3.

Основы дизайна образовательных учреждений 6

Основные принципы дизайна. Особенности дизайна в образовательных учреждениях

Построение перспективных изображений зданий,  сооружений, интерьеров

Свет и цвет дизайна в образовательных учреждений

Композиция и ее составляющие. Плоские и настенные композиции в интерьерах образовательных учреждениях  

Практическая работа «Разработать технологический процесс изготовление стенда по предлагаемому эскизу.

1

1

1

1

2

2.

«Моя малая родина  от старины до современности»  составление и оформлению мультимедийной презентации  8

Нижняя Ошма – очаг предков

Мои земляки – труженики

Декоративно-прикладное искусство родного края

Школа наша- выпускница трёх Лауреатов премии Габдуллы Тукая.

2

2

2

2

3.

Составление бизнес плана  6

Школьная компания

Миссия

Организационная  структура компании

Описание товара (услуги)

Маркетинг

Производство

1

1

1

1

1

1

4.

Профессиональная самоопределение и карьера   7

Понятие профессиональной деятельности

Культура труда и профессиональная этика

Профессиональное становление личности

Подготовка профессиональной деятельности

Трудостройство . С чего начать?

Творческий проект: «Мои жизненные планы и профессиональная карьера.

1

1

1

1

1

2

5.

Защита проектов

1

Содержание программы

Вводное занятие 1

Информационные технологии  4

Практическое использование ИКТ в издательской деятельности

Создание макета документа.

Требования к оформлению печатной публикации  

Практическая работа: Выполнение печатной публикации «Моя школа - второй мой дом»

                      Планируемый результат и уровень освоения:

- используют компьютера в издательской деятельности;

- с помощью программы Microsoft Office Publisher разрабатывают и создают газеты, брошюры, информационные листы.

Основы дизайна образовательных учреждений 6

Основные принципы дизайна. Особенности дизайна в образовательных учреждениях  1

Построение перспективных изображений зданий,  сооружений, интерьеров  1

Свет и цвет дизайна в образовательных учреждений  1

Композиция и ее составляющие. Плоские и настенные композиции в интерьерах образовательных учреждениях   1

Практическая работа: «Разработать технологический процесс изготовление стенда по предлагаемому эскизу  2

                      Планируемый результат и уровень освоения:

- история возникновения дизайна;

- свет и цвет в дизайне в образовательных учреждениях;

- создать оригинальные интерьеры.

«Моя малая родина  от старины до современности»  составление и оформлению мультимедийной презентации  8

Нижняя Ошма – очаг предков  2

Мои земляки – труженики  2

Декоративно-прикладное искусство родного края 2

 Школа наша- выпускница трёх Лауреатов премии Габдуллы Тукая  2.

                            Планируемый результат и уровень освоения:

-любовь и гордость о родном селение

- ознакомление с мастерами производства.

Составление бизнес плана  6

Школьная компания  1

Миссия   1

Организационная  структура компании  1

Описание товара (услуги)  1

Маркетинг   1

Производство 1

                           Планируемый результат и уровень освоения:

-составлять школьный бизнес-план.

Профессиональная самоопределение и карьера   7

Понятие профессиональной деятельности 1

Культура труда и профессиональная этика 1

Профессиональное становление личности 1

Подготовка профессиональной деятельности 1

Трудостройство . С чего начать? 1

Творческий проект: «Мои жизненные планы и профессиональная карьера  2.

                          Планируемый результат и уровень освоения:

- знать определения понятий профессия, профессианальнаядеятельность, сфера.отрасль,

- условия выбора и предпосылки обоснования индивидуального творческого проекта;

- уметь формировать процесс профессиональной деятельности,

- формировать цели будущего проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»,

- обрабатывать собранную информацию, составлять план поэтапного выполнения творческого проекта.  

 


                                                           Календарно- тематический план  10 класс

п/п

Тема

Содержание

Формы проведения

Дата

План.

Факт.

1

  Вводное занятие.

  Инструктаж по безопасности труда. Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях.

 Лекция , беседа

2

 Технологии в современном мире .

Технологии как часть общечеловеческой  культуры  

 Благополучие современного общества в значительной степени зависит от уровня освоения новых высокоэффективных природосберегающих технологий. Известно, что лидирующее положение в мировой экономике занимают государство, внедрившие во все сферы жизни передовые технологии и тем самым обеспечившие их населению более высокий жизненный уровень.  

 Лекция, беседа

3

 

Технологическая культура .

 Виды культуры.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры.

Понятие технология.

Практическое занятие

4

 Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.

 Виды промышленных технологий.

Три составляющие технологии.

Технологические уклады.

Практическое занятие

5

  Природоохранные технологии.

 Новейшие технологии должны быть направлены на решение двух основных производственных задач:

  1.Создание замкнутых технологических циклов (безотходное производство)

  ;2.повышение качества продукции.

Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире. Посадка деревьев и кустарников возле дома.

Лекция и самостоятельная работа

6

 Перспективные направления развития современных технологий.

Энергетика и энергоресурсы. Современные электротехнологии.

Лучевые технологии. Ультразвуковые технологии. Плазменная обработка. Нанотехнологии .

 Реферат «Открытия в истории науки и техники»

Лекция . Практическая работа

7

  Графическое образование, его назначение  и место в общем образовании.

  Значение чертежей в практической деятельности человека. Из истории развития чертежа. Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.

Практическое занятие

8

 Чертежи в системе прямоугольных проекций

Проецирование. Прямоугольные проецирование. Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Практическое занятие

9

 Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

  Получение аксонометрических проекций. Построение аксоно-метриических проекций. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности . Технический рисунок.

Практическое занятие

10

 Чтение и выполнение чертежей.

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров с учетом формы предмета. Геометрические построения, необхо-димые при выполнении чертежей . 

Практическое занятие

11

    Эскизы.

Выполнение эскизов деталей.    

Практическое занятие

12-13

 Сечения и разрезы.

Сборочные чертежи.

 Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов.

Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Порядок чтения сборочных чертежей.

Практическое занятие

14

 

 Чтение строительных чертежей.

 Основные особенности строительных чертежей. Условные изо-бражения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей.

Практическое занятие

15

16

 Графическое изображения, используемые в проектных чертежах: виды, фасады, сечения ,разрезы, планы.

Реферат: Графическое изображение в области моих профессиональных интересов. «Типовой проект моего дома»

Практикум

17

18

Татарский национальный тип.

Традиции, обычаи татарского народа. Праздники

Многонациональный Татарстан.

Татарский народ и его предки.

Традиции и обычаи татарского народа.

Праздники: Сабантуй, Науруз, Каз өмәсе, Корбан...

Лекция и самостоятельная работа

19

20

21

22

23

Дизайн татарского национального костюма. Перспективные модели  .

История создание национального костюма.

Перспективные модели.

Ознакомление с модельерами страны и мира.

Беседа и практическая работа

Ведущие модельеры страны: от истоков до современности  

Практическая работа: национальный костюм ХХI веке. Создание новый современный модель.

24-

33

Традиционные татарские виды рукоделия  

Национальная вышивка. История. Национальный орнамент. Построение узора. Вышивка гладь. Тамбурный шов. Золотое шитье.

Вышивка бисером. Ушковая техника. Вышивка салфетку или новолчки.

Практическая работа

34

Татарская традиционная кухня  3

 

Особенности национальной кухни. Праздничный стол. Круглый стол по книге Ю.Ахматова «Хезмәтем  җан җимешем” о профессии повар.

Практическая работа: выпечь праздничный блин .

 Беседа и практическя работа

35.

Защита творческих проектов

Защита творческих проектов.

защита

 

 

Литература для учителя

  1. Симоненко В.Д. Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: под ред. Симоненко.-М.: Вентана- Граф,2009;
  2. Ботвинников А.Д.Сызым. М.:Астрель-АСТ, 2005;
  3. Черчение. Элективный курс //Автор: доктор педагогических наук, профессор В. В. Степакова;
  4. Крупская Ю.В. О программе «Основы дизайна» для учащихся 10-11 классов. // Школа и производство.  2011. №6,
  5. Шмелев В.Е., Заенчик В.М. Творческое конструирование плюс основы дизайна.// Школа и производство, 2003, №2. Доброва, Е. В. Цветочные композиции: Вышиваем лентами Текст . - М.: Мир книги, 2006.
  6. Павлова , М. Б., Питт, Дж., Гуревич , М.И., Сасова , И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников Текст : пособие для учителя ; под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф. – 2003
  7. Леонтьев, В. П. Самоучитель Word, Excel, Publisher - все версии. - М.: ОлмаМедиа Групп, 2009.

Литература для обучающихся

  1. Симоненко В.Д. Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: под ред. Симоненко.-М.: Вентана- Граф,2009;
  2. Ботвинников А.Д.Сызым. М.:Астрель-АСТ, 2005;
  3. Цветочные композиции: Вышиваем лентами Текст . - М.: Мир книги, 2006;
  4. Технология: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под ред. Симоненко В.Д.- М.:Вентана Граф, 2006;
  5. Сергеева Н.Г. Татарская вышивка.- Казань: Магариф, 2005;
  6. Шәрипова С.Ш. Кеше- сәламәтлек- ислам.- Казан: Тат.кит.нәшр.,1995.
  7. Мамадышым-язмышым : историко-краеведческий летпись / Гл.ред.Р.Ш.Газизов.- ГУП УР “Ижевскя республиканскаятипография”, 2005.
  8. Электронная выставка . Художник- земляк  Гайфетдинов Факил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...

Программа элективного курса по информатике в 11-x классах (профильный уровень) "Технология создания школьного сайта"

Элективный курс по информатике в 11-x классах (профильный уровень) "Технология создания школьного сайта" рассчитан на 134 часа, которые проводятся в течение года по 4 часа в неделю.Курс включает в себ...

Программа элективного курса по английскому языку "Разговорный английский" (Кейс технология) для 8 класса.

Данный курс направлен на формирование умения актуализировать, систематизировать, обобщать имеющиеся знания учащихся в различных областях и использовать их для решения конкретной задачи в конкретной си...

Технология веб-квест как средство организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе

Методическая разработка  предназначена для реализации на уроках изобразительного искусства в 5 классе при изучении темы «Образ плодородия земли в изобразительном искусстве» по программе «Изобрази...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Технологии достижения личностных результатов учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитаниясвободной , творческой. образованной. культурной и активной личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большиц...