РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММ «Технология индивидуального жилищного строительства» по предмету «Технология» для 9 и 10 классов Авторская программа учителя, преподавателя те
рабочая программа по технологии (9, 10 класс) на тему
Данная программа "Технология индивидуального жилищного строительства" охватывает теоретическую и практическую сторону строительства малоэтажных жилых домов. Построение программы ведется по логической схеме от общего к частному и от частного к общему. Вначале рассматривается жилой дом как целостный конструктивный объект. Затем изучаются его конструктивные составные части, виды строительных работ по каждой составляющей и изучается технология проведения каждого конкретного вида работ с учетом требований строительных норм и правил (СНиП) и реального практического отечественного и мирового опыта малоэтажного строительства. Изучаются строительные инструменты и основные современные строительные материалы, используемые в строительстве жилого дома.
Изучение строительства личного дома для любого человека имеет большой мотивационный потенциал, особенно для взрослеющего . Программой предусмотрено в виде домашних работ изучение опыта строительства родительского дома школьника. Здесь достигается воспитательная цель передачи опыта и изучения прежних технологий строительства личного дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.docx | 27.48 КБ |
domostroenie.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
1
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Технология индивидуального жилищного строительства»
по предмету «Технология» для 9 и 10 классов
Авторская программа учителя, преподавателя технологии
Коваленко Анатолия Антоновича
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного курса.
3. Тематический план для 9го класса.
4. Календарный план для 9го класса
5.Тематический план для 10го класса.
6.Критерии оценок.
7. Литература.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономическое развитие страны напрямую связано с уровнем развития современных технологий. Новейшие научные разработки основа современных технологий. А развитие науки напрямую зависит от уровня преподавания физических, технических и технологических дисциплин во всех звеньях образования.
Проблемы современной российской экономики определяются слабыми разработками современных технологий. Немалую лепту вносит в это и проблемное преподавание школьного предмета «Технология». Имеется жизненная потребность изменить подходы в изучении предмета «Технология».
Об этом говорят и педагог Хотунцев Юрий Леонтьевич из Московского Педагогического
Государственного университета (Л.5)
Существуют большие проблемы в преподавании «Технологии». Так ректор высшей школы экономики Я. Кузьминов в 2002 г. назвал технологию псевдопредметом, от которого надо освобождаться. Число часов на изучение технологии неуклонно сокращается, она уже не изучается в 9-м и как правило в 10-11 классах, материальное обеспечение как правило отсутствует, черчение почти всюду в России уничтожено. Ликвидируются учебно-производственное комбинаты.Технология не входит в фундаментальное ядро образования, отсутствует выпускной экзамен и ЕГЭ по технологии.
2
В ФГОС основного общего образования не отражен практикоориентированный характер «Технологии». «Технология» не входит обязательным предметом в ФГОС среднего (полного)
общего образования.
Как отмечает дальше. Хотунцев Юрий Леонтьевич «Сопоставительный анализ целей и содержания во ФГОС среднего (полного) общего образования показывает несоответствие предметных результатов и общих целей образования на данном уровне. Предметная область «Технология» исключена из перечня предметных областей, что нарушает преемственность между основным общим образованием, профессиональным и высшим образованием. Обучающимся фактически не предлагаются в 10-11 кл. обязательные дисциплины, формирующие их технологические, графические и трудовые умения. Прерывается цепь получения знаний о современном производстве и технологиях».
О необходимости инновационных изменений говорит и педагог из г, Варкута ,Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №2" Сапегина Елена Анатольевна
В докладе "Инновационные подходы в обучении в образовательной области "Технология"
vystupleniinnovatsionnye_podhody_v_obrazovatelnoy_oblasti_tehnologiya.docx :
«Нестандартные уроки – это требования нового времени, вызванные, в частности, острой нехваткой учебно-методической литературы по ОО “Технология”. Классический тип, то есть традиционный тип урока стал в наше время малоэффективным.
Инновационные методы в преподавании ОО “Технология” – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие нашим ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии».
Данная авторская программы «Технология индивидуального жилищного строительства», имеющая определенный инновационный характер, предлагается для внедрения в школьную программу для 9-10 классов .
Программу можно внедрить на основе рекомендаций Федерального базисного учебного плана «https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральный_базисный_учебный_план_для_образовательных_учреждений_Российской_Федерации» за счет часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения:
- Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам - В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента
3
образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.
-- Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся (реализуется элективными учебными предметами) (68 часов в год).
У городских школьников имеются большие возможности получать знания дополнительно к школьным. Для сельских школьников такие возможности практически отсутствуют. Поэтому данная программа направлена в большей степени для сельских школ. Она расширит сельским школьникам возможности в самореализации и профессиональной ориентации.
Выбор автором данного направления учебной программы мотивируется следующими реальными жизненными факторами:
!. Необходимостью итогового обобщающего звена ранее пройденных блоков по предмету «Технология» в предыдущих классах школы; Имеет место разрозненность и многоплановость программ в преподавании «Технология» в младших классах.
2. Более широкой базой знаний в старших классах по естественным предметам - физике, математике, химии, чем в начальных классах, позволяющей более глубже понять физические и химические основы технологических процессов и приемов в производстве и математических
расчетов при проектировании. Сложнее воспринять материал без базового знания в младших классах. При этом, при обучении по данной программе и ее практическом освоении, будут глубже
закрепляться знания естественнонаучных предметов.
3.Возрастными особенностями . Как отмечает професор И.П.Подласый: «старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях это одна из самых характерных черт нынешних старшеклассников «(7, стр.99). И этому отвечает данная программа, охватывающая реальную ,практическую область человеческой жизни: строительство личного жилья.
3.Близкой каждому темой личного жилья; Основа семье имение личного жилья. Современный уровень жизни при этом диктует более комфортное жилье. Этому благоприятствует наличие современных строительных материалов и технологий. И у школ и у региональных министерств образования за счет их компонента имеется возможность дать большинству школьников, и большей частью сельских школ возможность получить знания и практический опыт в строительстве своего личного дома. Это позволит им более утвердиться в жизни. Выпускнику средней школы не лишне знать и уметь, как самому построить себе дом, или контролировать работу строителей. В современных непростых социально-экономических условиях такие знание и умение в некоторой степени станут защитой от безысходного состояния, жизненной неуверенности и поможет иметь более прочную жизненную позицию, быть более активным и противостоять алкоголизму.
4
4.Наглядностью и доступностью для обозрения многих рабочих процессов строительства дома; практически в каждом жилом пункте идет строительство частных жилых домов на различной стадии строительства.
5.Необходимостью объяснения физических основ многих современных технологических процессов. Здесь сработает взаимозависимая связь, закрепление знаний практикой. Когда имеющиеся знания апробируются на практике. Это сделает более доходчивой и плодотворной подготовку школьников к
ЕГЭ в 11 классе.
6.Слабой технической базой сельских школ. Чем дальше от городских и районных центров, тем меньше оснащены технически школы а данная программа не требует больших материальных затрат и реально может быть поддержана местным бизнесом.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область
«Технология» наряду с гуманитарной и естественнонаучной составляющими является третьей необходимой составляющей общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность
перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному само-
образованию и трудовой деятельности что и является основной задачей предлагаемой предметной программы .Целью данной программы "Технология индивидуального жилищного строительства"
является придать школьному предмету "Технология" большую практическую направленность.
Данная программа "Технология индивидуального жилищного строительства" охватывает теоретическую и практическую сторону строительства малоэтажных жилых домов. Построение программы ведется по логической схеме от общего к частному и от частного к общему. Вначале рассматривается жилой дом как целостный конструктивный объект. Затем изучаются его конструктивные составные части, виды строительных работ по каждой составляющей и изучается технология проведения каждого конкретного вида работ с учетом требований строительных норм и правил (СНиП) и реального практического отечественного и мирового опыта малоэтажного строительства. Изучаются строительные инструменты и основные современные строительные материалы, используемые в строительстве жилого дома.
Изучение строительства личного дома для любого человека имеет большой мотивационный потенциал, особенно для взрослеющего . Программой предусмотрено в виде домашних работ изучение опыта строительства родительского дома школьника. Здесь достигается воспитательная цель передачи опыта и изучения прежних технологий строительства личного дома от старшего поколения , передача опыта исторически жизнеутвержденного в практике сельских жителей (8)
5
Данная программа имеет тесную межпредметную связь, опирается на школьные базовые знания по физике, химии, математике ,информатике. В «Программе» охвачено повторение физических законов непосредственно касающихся конкретных видов строительных работ.
В программу включено изучение базовых программ предмета "Черчения" через изучение строительных чертежей и темы "Электромонтажные работы" при изучении работ по электроснабжению жилого дома. Предусмотрен программой и опыт проектной работы. Итоговой работой будет выполнение проекта каждым школьником желаемого собственного дома.
Программа имеет большую практической направленности. Её внедрение позволит освоить школьникам практические навыки и приобрести опыт ряда строительных видов работ при реальных практические занятия в школьной мастерской . Для ряда работ желательно организовать пришкольный строительный участок площадью порядка 20-30 кв. метров.
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс - 70 часов, по 2 часа в учебную неделю.
Программой охвачено 9 тем.
Две темы вводные. Раскрывают содержание предмета технологии, содержание строительной отрасли и задач технологии строительства.
Семь тем посвящены основным конструктивным элементам жилого дома
Одна тема дает информацию по инструменту, используемому при проведении строительных работ
ТЕМА 1. ВВОДНАЯ , ТЕХНОЛОГИЯ - 2 часа
Понятие технологии. Новейшие физические научные разработки основа современных технологий и их совершенствование. Технологические уклады. Виды технологий. Учет физических законов и явлений в строительстве: земное тяготение, атмосферное давление, влияние температуры и ветровой, дождевой и снеговой нагрузок, теплопроводность, конвекция, капиллярность, прочностные характеристики грунтов и строительных материалов.
ТЕМА 2. ВВОДНАЯ , СТРОИТЕЛЬСТВО – 2 часа
Строительство как один из базовых видов человеческой деятельности и основная отрасль экономики Технология строительства. Особенности малоэтажного индивидуального строительства. Учет физических законов и явлений в строительстве: земное тяготение, атмосферное давление, влияние температуры и ветровой, дождевой и снеговой нагрузок, теплопроводность, конвекция, капиллярного эффекта.
ТЕМА 3. ВОПРОСЫ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА – 8 часов
6
Планировка застройки земельного участка. Эскизное проектирование, рабочие чертежи и разметка плана жилого дома. Линейные и объемные измерения в строительстве. Физическое понятие горизонтали и вертикали. Нивелиры ,теодолиты ,измерительные рулетки , отвесы и уровни.
ТЕМА 4. КОНСТРУКТИВНАЯ СТРУКТУРА ДОМА – 8 часов
Основные конструктивные элементы и схемы зданий. Бескаркасная и каркасная схемы.
Конструктивные элементы зданий – фундаменты ,стены и перегородки ,перекрытия ,крыша.
ТЕМА 5. ФУНДАМЕНТЫ – 8 часов
Виды фундаментов и критерии их выбора.
Основания под фундаменты.
Физические основы при изготовлении и эксплуатации фундамента. Влияние на фундамент земного притяжения ,морозное пучение, капиллярного эффекта. Гидроизоляция .водоотведение и устройство дренажа.
Технологии изготовления каждого вида фундамента.
Работы по выполнению фундаментов. Земляные и бетонные работы, изготовление опалубки, армирование, закладок, гидроизоляция. При этом в теле фундамента на всю его ширину согласно проекта делаются закладки в виде отрезков ПВХ труб для ввода труб водопровода и выхода труб канализации и слива.
При изготовлении фундамента паралельно закладывается контур заземления к системе электроснабжения и заземление на систему водоснабжения для снятия статического электричества.
Практические занятия реально проводить на стройучастке по изготовлению арматурных сеток и каркасов. Арматуру можно использовать многократно – собрал , разобрал .
Профориентация . Из этого набора пользуется спросом в широком диапазоне областей профессия сваршика арматурщика. Полученные знания и навыки могут пригодится и в дальнейшей учебе и при работе.
ТЕМА 6. СТЕНЫ, ПЕРЕГОРОДКИ , СТОЛБЫ,КОЛОНЫ.
Понятие несущих и ограждающих элементов здания.
Физические основы при возведении стен. Удельная плотность, теплопроводность, теплоизоляция стеновых материалов. Нагрузки и сопротивления конструктивных элементов.
Строительные материалы: глина, песок, щебень, галька, известь, цемент.
Виды стеновых материалов: дерево, кирпич, блоки, панели.
Технология изготовления малых блоков.
Кладочные и штукатурные растворы. Сухие смеси.
Технология кирпичной кладки, газо и пеноблоков , перевязка швов, армирование, порядовка, кладка углов и кладка по причалке .вертикальный и горизонтальный промеры отвесом и уровнем.
Устройство закладок в стенах для ввода электросетей, телефонных и и телевизионных кабелей.
Устройство в стенах каналов для вентиляции.
Внешняя отделка стен – облицовочным кирпичем, сайдингом, плиткой, оштукатуриванием и покраской.
Монтаж железобетонных блоков и панелей.
Оконные и дверные проемы. Перемычки, арки.
Окна и двери жилого дома их сборка и монтаж.
Профориентация . Профессия каменщика всегда востребована и хорошо оплачивается. Желательно уделить особое внимание практическим занятиям по этой теме. Практические занятия по формированию навыков кирпичной клади можно проводить, укладывая кирпич насухо или на глиняно-песочный раствор . Это позволяет легко затем разобрать кладку , удалить раствор с кирпича и использовать кирпич многократно. Также можно использовать при сухой тренировочной кладке муляжи кирпича из дерева.
Интересная относительно строительства и творческая профессия дизайнера. Особенно во внутренней отделке помещения. Востребована она и во внешнем оформлении дома. Целый культурный пласт стилей, форм и цветовых решений по декоративному оформления стен кирпичной кладки и старых и современных домов тоже можно включить в практические занятия в форме рисунков, пано, эскизов, натурных макетов.
В частном строительстве часто самостоятельно изготавливаются стеновые блоки. Исторически из глина-солома,саманные и современные на базе цементного вяжущего из щебня,ракушечника,шлаков и других доступных материалов. Технология несложная, Приготовление раствора бетономешалками и расфасовка по формам.
Ну и безусловно по технике безопасности - знакомить с требованиями правил по ТБ, и требовать их соблюдения, и необходимо обязательно использовать на практических занятиях рабочие рукавицы и халаты или рабочие костюмы.
ТЕМА7.ПЕРОЕКРЫТИЯ, ПОЛЫ, ПОТОЛКИ - 8 часов.
Физические основы по перекрытиям – прочностные характеристики , тепло и звукоизоляция,
7
линейное и объемное расширение.
Конструктивные элементы – балки и плиты. Физические основы и прочностные характеристики балок
и плит: изгибающий момент, деформация и напряженность арматуры.
Проходных отверстий в перекрытиях для труб(каналов) вентиляции , отопления и фановой трубы.
Виды и материалы для перекрытия – дерево, металл, бетон, железобетон.
Технология по изготовлению перекрытий и полов. Плотницкие работы ,применяемые инструменты.
Здесь интересны и доступны практические занятия по укладке ламината, одного из интересных и востребованных видов чистового полового покрытия. Проводить занятия можно в любом помещении с ровным полом, при этом уложенный ламинат легко разбирается и его можно использовать многократно.
ТЕМА 8.КРЫША – 8 часов.
Физические основы при возведении крыши – ветровые , дождевые и снеговые нагрузки, водонепроницаемость, теплопроводность, морозостойкость.
Кровля и основание под кровлю. Виды кровли и материалы. Несущие элементы крыши - стропила, фермы, прогоны, панели Элементы водоотведения – сливы и водостоки. Слуховые окна.
Проходные отверстия для вытяжных и вентиляционных каналов (труб) и фановой трубы.
Технология изготовления крыши - материалы, инструменты, работы для возведения крыши.
ТЕМА 9. Инструменты и оборудование для проведения строительных работ - 8 часов.
Физические основы инструмента:
ручного - на принципе клина, рычага, блока;
механического -на базе электрического и механического двигателя и редуктора.
Ручные инструменты : рулетки , лопаты , ломы , мастерки, шпатели, уровни, отвесы, пилы, ножовки, топоры, молотки, гвоздодеры, ломы, лебедки…
Электроинструмент: дрели , отбойные молотки ,перфораторы, болгарки , шуруповерты , бетономешалки, подъемники, вибраторы.
Данными темами формируются знания по постройке конструкции дома. Для полного окончания строительства в нем необходимо смонтировать ряд инженерных систем жизнеобеспечения и комфортного проживания . И после этого выполнить окончательную чистовую отделку дома. Это работы будут изучаться в 10м классе.
8
4.КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
9 класс - 70 часов, по 2 часа в учебную неделю.
План согласовывается по расписанию с предметами математики, физики и химии .
Основное число уроков целесообразнее проводить по смешанному ,комбинированному типу по следующей схеме :
– повторение опорных для данной темы знаний по физике, математике, химии;
– лекция изложение материала по данной теме с опорой на физические основы . Для домашней подготовки лекций необходим набор учебников по физике с 6го по 11 классы. с демонстрационным материалом ,а в идеале с интерактивной доской. Обязательно для каждой темы необходимо составлять конспект . для чего в личной библиотеке преподавателя должны иметься книги и справочники по всему набору тем.
- беседа с привязкой к теме по рассмотрению жизненных примеров строительства родительских домов и домов современной постройки (для чего давать домашние задания расспросить родных о строительстве родительского дома и осмотреть новые строящиеся дома) ;
– опрос повторение изучаемой темы с обоснованием применяемых для темы полученных в школе знаний ( физических законов, расчетов и т.д.)
– домашние задание - опрос родных и соседей по изучаемой теме – как и какими материалами делали, по обмер и рисование плана как самого дома, так и составных конструктивных его элементов.
Не менее половины занятий требуется проводить в виде практических занятий в мастерских и на строительном участке с выполнением реальных строительных операций. Для наглядности использовать реальные строительные объекты и строительный инструмент.
Занятия календарного плана необходимо проводить в последовательности и объеме тематического плана.
5.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс - 70 часов, по 2 часа в учебную неделю
Целью обучения в 10м классе являются инженерные коммуникации жилого частного дома. Выбор данной цели обучения является логическим продолжением целей обучения в 9м классе. В 9 классе дали знания и обучили ряду навыков в постройке жилого дома. В 10м классе надо научить как сделать дом уютным и комфортным для жизни. Изучить современные технологии схем и монтажа инженерных коммуникаций (сетей), применяя при этом современные материалы и инструменты. Данные знания в практической своей основе позволят сформировать у учащихся физическое мышление, глубже осмыслить и прочнее закрепить полученные в школе знания. И иметь опыт в
9
дальнейшей жизни для грамотной эксплуатации систем дома и при необходимости провести их ремонт или замену.
Задача домовых инженерных коммуникаций, это сделать жизнь жильцов дома комфортной и безопасной. К инженерным коммуникациям современного жилого дома относятся следующие
системы:
- электроснабжения;
- водоснабжения;
- отопления;
- газоснабжения;
- канализации;
- вентиляции.
Тематический план построен в порядке следования вышеперечисленных систем. В такой практически последовательности в основном и проводятся работы по монтажу в доме указанных систем Вначале в дом заводится электричество и вода параллельно с системой водоотвода, а затем монтируются отопление ,вентиляция и канализация. Также в программу включена тема « отделочные работы» для полного логического завершения строительства дома.
Задачей при изучения указанных инженерных систем является, дать учащимся в обзорных лекциях понятие и назначение каждой системы, их структуру и порядок монтажа и используемые для этого устройства и материалы . По возможности необходимо провести по каждой теме в возможных обьемах практические занятия для освоения основных навыков.
Тема 1. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ – 10часов
В данной теме изучаются понятия, схемы, порядок выбора материалов , и приемы выполнения монтажа. Данная тема базируется на знания физических основ переменного электрического тока и знаниях из уроков "Электромонтажные работы".
Учитывая сложность и ответственность данной темы материал в программе излагается в форме методических рекомендаций с описанием пошагового выполнения работ по организации и монтажу
системы.
Требования по электробезопасности сети электроснабжения. ПУЭ основной регламент электрика.
Поражение электрическим током при несоблюдении мер безопасности при монтажных и ремонтных работах может привести к летальному исходу или возгораниям. Поэтому при практических работах
10
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в
общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 36 В. И постоянно акцентировать, что работы под напряжением в сети категорически запрещены.
Базовые физические понятия электрического тока – мощность, сила тока, сопротивление относительно сети электроснабжения ( л.11.гл.3. Электрические явления ; л14. Глава 5. Производство, передача и использование электрической энергии ).
Терминология и структура системы электроснабжения.
В системы домового электроснабжения используются понятия электроприбороы и электроустановки.
Понятие домовых, бытовых электроприборов – это холодильники, телевизоры, пылесосы, электрические фены, приборы освещения, электробритвы, электроплиты, электрочайники, электрообогреватели и многие другие, более современные, обеспечивающих удобство и повышенный комфорт = компьютеры, сплит системы, стабилизаторы, электродвигатели, варочные панели, микроволновки, духовки, газовые котлы и колонки, морозильные камеры и т.д.. Понятие электроустановочные изделия или электроустановки включает все те электротехнические устройства, которые устанавливаются при выполнении электромонтажа и сборки внутри шкафов, панелей, щитков, стен . Это розетки, подрозетники, распаечные (распределительные)коробки, автоматы, выключатели, блоки управления, индикаторы и т.д.
Структурно системы электроснабжения состоит из группы линейных проводов, обеспечивающих подачу электрического тока от входа сети в дом с помощью электроустановочных устройств к группе или единичному электроприбору по всем помещениям.
Двух и трехпроводные электролинии. Провода и кабели.
Цепи домашней проводки. Электросчетчик. Электрощит. Автоматы защиты.Разетки,Распредкоробки.Выключатели,Разетки. (Л.9,70-60; Л.16.)
Порядок работ по организации системы электроснабжения дома:
- определяется количества и местоположение планируемых к использованию элктроприборов;
- рассчитывается величина необходимой входной мощности;
- вырисовывается рабочая эскиз-схема установки по помещениям дома электроприборов ;
- вырисовывается рабочая эскиз-схему внутренней разводки осветительных и силовых цепей ( с указанием размеров трассы прокладки) на каждую группу или для отдельных потребителей по всем помещениям дома для всех запланированных электроприборов;
- рассчитывается сила тока в каждой линии для выбора типа и сечения проводов и выбора автоматов
11
защиты;
- рассчитывается требуемое количество провода отдельно по каждому их сечению и количество электроустановок.
Работы по монтажу сети выполняются в следующей последовательности
- маркируются трассы цепей и установочные места элктроустройств
- штробятся каналы для укладки проводов при скрытой проводке;
- прокладываются кабель каналы при открытой проводке;
- закрепляются или вмуровываются по местам электроустановочные изделия;
- пробрасываются провода отрезками между электроустановочными изделиями;
- соединяются концы отрезков по всей трассе . По требованиям электробезопасности соединение проводов выполняется методом пайки или обжима . Не допускается использовать скрутку проводов и разноматериальные провода (алюминий нельзя соединять с медью). Чтобы исключить перепутывание проводов использовать провода с жилами различной цветовой маркировки;
- производится визуальный осмотр монтажа и прозвонка цепей.
- подается напряжение в систему и проверяется наличие его во всех электроустановкаих по работе всех электроприборов. При этом подключение внутридомовой электросети к наружным линиям производится электриками энергетических компаний, имеющими допуск.
На практических занятиях можно отработать реальную прокладку на стендах осветительнх и силовых цепей, используя скрутку отрезков проводов цепи в распредкоробках. Скрутки легко раскручиваются цепи демонтируются и можно с этим материалом работать многократно. Отработать подключение к проводу розеток, выключателей, автоматов защиты. Отработать приемы зачистки концов провода их спайку и опресовывание. Этом нарабатываютя навыки электромонтажа.
Информация для прфориентации обучающихся . Данная тема центральная из программы, так как электроснабжение обеспечивает основные условия комфортного проживания, свет и тепло, прохладу и холод, информацию и досуг. Профессия электрика и электромонтажника востребована не только в строительстве, но и во многих других отраслях от ремонта бытовой техники до космической и атомной промышленности. Профессия электрика востребована повседневно и в быту.
ТЕМА 2 ВОДОСНАБЖЕНИЕ. – 6 часов
12
Типы систем водоснабжения – централизованное и индивидуальное, это когда вода в систему подается из скважины, колодца или открытого водоема.
Система водоснабжения представляет собой внутридомовую разводку труб по которым подается
вода к сантехническим приборам – раковинам, ваннам, унитазам, душевым кабинам в систему отопления через отопительные котлы или в систему горячего водоснабжения через колонки или бойлеры. В современном монтаже систем водоснабжения используются пластиковые трубы различных диаметров. наборы кранов, соединительных элементов, Фильтров, фитингов и арматуры. Соединение труб в требуемую конфигурацию выполняется с помощью термоаппаратоа путем разогрева концов труб. Это уникальная современная технология сборки и набор современных полимерных материалов делает монтаж системы водоснабжения довольно простым. Несложно и малозатратно организовать практические занятия по отработке навыков монтажа.
Неотемлемой частью системы водоснабжения является система водоотведения (слива). обеспечивающая отвод использованной воды за пределы дома. Монтаж таких систем выполняется по современной технологии из труб ПВХ. Монтаж таких систем представляет собой сборку труб методом их стыковки в раструб с использованием тройников и уголковых элементов.
Специальность сантехника также востребована.
ТЕМА 3. ОТОПЛЕНИЕ 6 часов
Физические основы отопления – теплопроводность, конвекция, ИК излучение.
Обогревательные элементы системы – печи, камины, котлы.
Используемые для отопления виды топлива – твердое (дрова, уголь, торф),жидкое (солярка) и газообразное – природный сетевой или балонный газ.
В современном индивидуальном строительстве в основном используют отопительные котлы.
При этом имеется разнообразный выбор котлов отопления работающих как на отдельные виды топлива, так и на нескольких его видах. Установка и подключение газовых котлов проводится только лицами имеющими допуск к работе с газом.
Передача тепла к нагревательным приборам производится теплоносителем по трубам к по помещениям к батареям .
Внутридомовая система состоит из батарей и труб по которым от обогревателя подается тепло.
Монтаж системы состоит из сборки и навески батарей и проводке по помещениям труб. При монтаже используются в основном пластиковые (полипропиленовые и полиэтиленовые ) и металлопластиковые трубы разных диаметров.. В свободном доступе в продаже комплектующие – переходы ,краны, уголки, тройники , коллекторы и фитинги.
Современное направление обогрева помещений это теплые толы. Теплые полы можно обогревать
13
или электричеством или водой.
На практических занятиях можно изучить устройство в школьном помещении систему отопления.
При наличии труб можно освоить их соединение термоагрегатом.
Востребованы сантехники систем отопления и в новом строительстве для монтажа и при
дальнейшей эксплуатации и ремонте домов.
ТЕМА 4. ГАЗОСНАБЖЕНИЕ – 2 часа
Природный газ самый высококалорийный и экологически чистый вид топлива. В быту используется или от сети или от балонов.
Система домовой разводки включает две линии . Подвод к кухонной плите и подвод к отопительному котлу . В двухконтурном котле идет подогрев воды и на систему отопления и на горячее водоснабжение.
Монтаж систем газоснабжения в силу высокой опасности воспламенения проводят монтажники газовики с соответствующим допуском.
При газовом снабжении обязательно нужен дымоход для отвода продуктов сгорания и установка автоматики. В современном строительстве практикуется установка дымогарной трубы вне помещения дома, чтобы не нарушать целостность перекрытий и кровли. Нередко дымоходную трубу объединяют с вентиляционной.
Система газоснабжения как и электросистема требуют аккуратного внимательного подхода и в эксплуатации.
Профессия монтажникоа и ремонтника газовых систем очень востребована,но навыков в пределах школы получить сложно.
ТЕМА 5 КАНАЛИЗАЦИЯ. 2 часа
От данной системы зависит напрямую уровень домашней санитарии и гигиены и чистота воздуха.
Поэтому современный дом немыслим без канализационной системы
Система состоит из домовой разводки и наружной части из отводящих труб и приемных мест – выгребных ям, септиков или систем биологической переработки стоков. Все приемные места должны располагаться не менее чем за 8-10 метров. При этом отводящие трубы ПВХ укладываются в раструб с уклоном от дома к приемным местам. Нередко в современном строительстве делают две наружных части с разными приемными местами. Одина для чистого слива от раковин, умывальников,
14
душей ,ванн; вторая от унитазов.
Домовая разводка системы канализации набирается отдельными рукавами из труб ПВХ (монтаж в раструб) по направлению от каждого места водопотребления к общему выходу. На входе каждого рукава для отсечки от общей системы ( для перекрытия доступа канализационного
запаха)устанавливаются гидрозатворы.
При доме в два и три этажа обязательно ставится фановая труба обеспечивающая доступ атмосфернго воздуха в стояк и препятствующая срыву гидрозатворов. так как при прохождении сточных вод по стояку создаётся разряжение. Вода, находящаяся в сифонах сантехнических приборов дома под действием вакуума начинает всасываться в канализацию, а это может привести к резкому снижению давления, срыву гидрозатвора и появлению в помещениях неприятного запаха.
Фановая труба фактически является продолжением стояка в через чердачное перекрытие и кровлю выходит за пределы дома.
Практическими занятиями необходимо отработать навыки сборки труб ПВХ различной конфигураций.
ТЕМА 6. СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ и КЛИМАТ СИСТЕМЫ. – 2 часа
Система вентиляции обеспечивает обмен воздуха в доме. Приток воздуха идет через форточки или открытые фрамуги окна. Вытяжка идет или естественным путем через вентиляционные отверстия в вентиляционные каналы или трубы за счет конвенции воздуха.; или принудительно с установкой вытяжных вентиляторы.
Климат системы обеспечивают охлаждение (сплит системы )или подогрев воздух – калориферы.
Указанное оборудование используется в готовом виде и не требует сборки. Требует отдельных линий электричества. При отделочных работах на вентиляционные отверстия крепятся декоративные решетки.
Критерием оценки полученных знаний должно служить знание учеником назначений домовых коммуникационных систем, знать порядок монтажа и используемые материалы.
Критерием практических занятий должно служить умение визуально определять состав разных систем,определять схемы их монтажа и используемые при этом материалы и приемы работ. Иметь некоторый набор навыков монтажных и ремонтных работ..
ТЕМА 7. ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ. – 8 часов
К отделочным работам относятся все те, которые делают дом уютным и красивым .
Это штукатурка и шпаклевание стен и потолков, перегородок и откосов; их окраски или оклеивание
обоями. Установка навесных или натяжных потолков. Укладка кафеля, Чистовая отделка полов,
15
ламинат, паркет , линолеум.
Современная технология штукатурки основана на предварительной установке алюминиевых перфорированных маячков по уровню по всему полю стены и использования сухих смесей.
На упаковках тары сухих смесей подробно описаны рабочие приемы и последовательность операций.
Физической основой для отделочных работ явления поверхностного натяжения ( л.13,§34.7. Энергия поверхностного слоя и поверхностное натяжение жидкости стр.361)., испарения ( л.13, ,§ 72, насыщенный пар,стр.198),капиллярного эффекта ( л.13,§ 34.9. Капиллярные явления ,стр.364).
, физические свойства связующего извести, гипса и цемента,
Из отделочных работ практические занятия реально можно провести по укладке ламината.
Он не дрогой и его можно многократно использовать. Можно отработать навыки укладки кафельной плитки, для повторного использования укладывая ее на глиняно-песочный состав.
Мастерство отделочных работ нарабатывается годами. И хороший отделочник или плиточник всегда востребован.
Критерием оценки должно служить описание назначения каждого вида отделки , необходимые материалы , рабочие приемы и порядок их выполнения.
Инновационный характер программы заключается в последовательности учебных действий.
-Перед изучением темы дается в объеме изученных в школе знаний материал по ее физической основе,на какие физические явления и законы базируются конструкции, работы, применяемые материалы.-
-Затем даются знания по строительным теме на базе современной информации из книг справочников, интернет сайтов.
= Анализируется опыт предыдущего и современного строительства по конкретной теме.
Вся указанная последовательность объединена в рамках единого урока, с соблюдением неразрывного изложения,повторяются физические основы темы и сразу же излагается материал темы..
Иновационность программы также заключается в том, что для занятий используется материалы реальных,современных технологий строительной отрасли.
Преподавать данную программу сможет учитель,обладающий физическом мышлением. Его задачей является привить учащимся такой же уровень мировосприятия для успешного освоения знаний современной технологии строительства.
16
-И при наличной материальных возможностей, отрабатываются практические занятия данной темы.
- По каждой теме выполняются расчеты и эскизы.
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М.: Просвещение, 2011.
2. Предметная область «Технология» основной школы (5-9 классы): примерная программа и элементы УМК. Методическое пособие. Г.Б.Голуб, Е.Я.Коган, Е.А.Перелыгина, В.А.Прудникова.
Под общей редакцией проф. Е.Я.Когана. М.:ФИРО, Приволжский филиал, 2015 г.
3. Программа для общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение.1-4,5-11классы», Научные руководители Ю.Л.Хотунцев и В.Д.Симоненко. М.: Просвещение, 1996-2010 гг, 10 изданий общим тиражом 172000экз.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М.: Просвещение, 2011.
5. Хотунцев Юрий Леонтьевич
Будущее предмета ТЕХНОЛОГИЯ.Основные принципы технологического образования школьников в условиях модернизации образования.МПГУ,2015г.
6.- Ковалёв Владимир Леонидович
Рабочая учебная программа по технологии 5 - 9 класс.
Социальная сеть работников образования -http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/01/16/rabochaya-uchebn»aya-programma-po-tekhnologii-5-9-klass
7.Педагогика. И.П.Подласый.М. Высшее образование.2006 год
8. Управление устойчивым развитием сельской школы в современных условиях (на материалах Краснодарского края). Диссертация. Астапова М.Б. 2006 год.
10. ФИЗИКА. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений .
А. В. Перышкин . М. Дрофа. 2017 год.
11. . ФИЗИКА. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений .
А. В. Перышкин . М. Дрофа. 2017 год.
12. . ФИЗИКА. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений .
А. В. Перышкин . М. Дрофа. 2017 год.
13. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. Физика 10. – М.: Просвещение, 2008.
17
14. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. Физика 11. – М.: Просвещение, 2008.
Имеется большой выбор новых книг по строительству от популярных издательства АСТ серии «Мастер золотые руки»,до учеьной литературы издательства «Научная книга».
15. Электрика. Популярная энциклопедия. М. АСТ. 2017 год.
16. Владимир Жабцев: Сантехника, электрика, отопление, водопровод.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/563349/ АСТ . 2017год.
17. В. Алексеев: Универсальный справочник строителя. М.»НАУЧНАЯ КНИГА» 2017 год.
18. Джексон, Дэй: Мастер ремонта. М. АСТ. 2017 год.
19. Строительные материалы (Материаловедение. Технология конструкционных материалов) Асоциация строительных вузов. М.2017год.
20. Строительные минеральные вяжущие материалы. М. Инфа инженерия.,2011 год.
Имеется масса сайтов строительной тематики практиков.
Имея несколько книг и раьотая с интернет сайтами преподавателю технологии с физической основой не составит труда подготовить лекционный материал по темам программы.
8.Фундамент и кирпичная кладка. Л.А.Белякова.»Феникс».Ростов-Дон,2000г.
- серия книг пособий по вопросам строительства «Мастер золотые руки» , Москва, издательства АСТ.
9. ЭЛЕКТРИКА .Справочник от специалистов LEGRAND,Москва,АСТ.2017 год.
Электрика вашего дома
Владимир Жабцев. Большая книга электрика. Самое полное иллюстрированное руководство
\\О. К. Костко. Проекты домов со сметами М.2017г
\\ О. К. Костко. Строительство частного дома с расчетом необходимых материалов
10. Кирпичная кладка. Самое полное руководство. М.АСТ.2017г.
http://bookash.pro/ru/series/Мастер+золотые+руки/ здесь можно бесплатно скачать электронные версии книг
Отопление и водоснабжение вашего дома.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/pubseries/713065-master-zolotye-ruki
9.Справочник по строительным работам, »АСТВ», Москва,1989 т
!0 .Учебники физики для 7-10 классов.
При разработке программы использовались материалы рабочих программ ряда преподавателей предмета «Технология» - номера по списку 2,3.5 и 6. Выражаю им свою признательность.
Материал для раскрытия строительных тем взяты из доступных в электронном виде книг по строительным темам.. К сожалению в библиотеках районного уровня имеются только книжные издания прошлых лет и в них мало материала по современным технологиям и материалам. . Приходилось брать материал из интернета, на строительных сайтах и форумах практиков строителей. Им особая благодарность и уважение, там имеются немало мастера экстра класса.
Имея знания физики в обьеме средней школы и доступ к интернет, учителю технологии будет несложно подготовить конспекты уроков по темам программы.
Задачи которые необходимо решить для внедрить 9 и 10 классы предмет технология:
-Создать учебники и методическую литературу;
- Организовать обучение учителей- преподавателей технологии;
- Оборудовать минимально школьные производственные площадки с определенным набором инструмента и материалов.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Технология индивидуального жилищного строительства»
по предмету «Технология» для 9 и 10 классов
Авторская программа учителя, преподавателя технологии
Коваленко Анатолия Антоновича
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного курса.
3. Тематический план для 9го класса.
4. Календарный план для 9го класса
5.Тематический план для 10го класса.
6. Календарный план для 10 класса.
6.Критерии оценок.
7. Литература.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономическое развитие страны напрямую связано с уровнем развития современных технологий. Новейшие научные разработки основа современных технологий. А развитие науки напрямую зависит от уровня преподавания физических, технических и технологических дисциплин во всех звеньях образования.
Проблемы современной российской экономики определяются слабыми разработками современных технологий. Немалую лепту вносит в это и проблемное преподавание школьного предмета «Технология». Имеется жизненная потребность изменить подходы в изучении предмета «Технология».
Существуют большие проблемы в преподавании «Технологии». Так ректор высшей школы экономики Я. Кузьминов в 2002 г. назвал технологию псевдопредметом, от которого надо освобождаться. Число часов на изучение технологии неуклонно сокращается, она уже не изучается в 9-м и как правило в 10-11 классах, материальное обеспечение как правило отсутствует, черчение почти всюду в России уничтожено. Ликвидируются учебно-производственное комбинаты.Технология не входит в фундаментальное ядро образования, отсутствует выпускной экзамен и ЕГЭ по технологии. В ФГОС основного общего образования не отражен практикоориентированный характер «Технологии». «Технология» не входит обязательным предметом в ФГОС среднего (полного)
общего образования.
Как отмечает дальше. Хотунцев Юрий Леонтьевич «Сопоставительный анализ целей и содержания во ФГОС среднего (полного) общего образования показывает несоответствие предметных результатов и общих целей образования на данном уровне. Предметная область «Технология» исключена из перечня предметных областей, что нарушает преемственность между основным общим образованием, профессиональным и высшим образованием. Обучающимся фактически не предлагаются в 10-11 кл. обязательные дисциплины, формирующие их технологические, графические и трудовые умения. Прерывается цепь получения знаний о современном производстве и технологиях (5). Из вышесказанного видно что, имеется жизненная потребность изменить подходы в изучении предмета «Технология» в школе.
Данная авторская программы «Технология индивидуального жилищного строительства», имеющая определенный инновационный характер, предлагается для внедрения в школьную программу для 9-10 классов на основе рекомендаций Федерального базисного учебного плана «https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральный_базисный_учебный_план_для_образовательных_учреждений_Российской_Федерации» за счет часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения:
- Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам - В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.
-- Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся (реализуется элективными учебными предметами) (68 часов в год).
Данная программа направлена в большей степени для сельских школ. Она расширит сельским школьникам возможности в самореализации и профессиональной ориентации.
Выбор автором данного направления учебной программы мотивируется следующими реальными жизненными факторами:
!. Необходимостью итогового обобщающего звена ранее пройденных блоков по предмету «Технология» в предыдущих классах школы; Имеет место разрозненность и многоплановость программ в преподавании «Технология» в младших классах.
2. Более широкой базой знаний в старших классах по естественным предметам - физике, математике, химии, чем в начальных классах, позволяющей более глубже понять физические и химические основы технологических процессов и приемов в производстве и математических
расчетов при проектировании. Сложнее воспринять материал без базового знания в младших классах. При этом, при обучении по данной программе и ее практическом освоении, будут глубже
закрепляться знания естественнонаучных предметов.
3.Возрастными особенностями . Как отмечает професор И.П.Подласый: «старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях это одна из самых характерных черт нынешних старшеклассников «(7, стр.99). И этому отвечает данная программа, охватывающая реальную ,практическую область человеческой жизни: строительство личного жилья.
3.Близкой каждому темой личного жилья; Основа семье имение личного жилья. Современный уровень жизни при этом диктует более комфортное жилье. Этому благоприятствует наличие современных строительных материалов и технологий. И у школ и у региональных министерств образования за счет их компонента имеется возможность дать большинству школьников, и большей частью сельских школ возможность получить знания и практический опыт в строительстве своего личного дома. Это позволит им более утвердиться в жизни. Выпускнику средней школы не лишне знать и уметь, как самому построить себе дом, или контролировать работу строителей. В современных непростых социально-экономических условиях такие знание и умение в некоторой степени станут защитой от безысходного состояния, жизненной неуверенности и поможет иметь более прочную жизненную позицию, быть более активным и противостоять алкоголизму.
4.Наглядностью и доступностью для обозрения многих рабочих процессов строительства дома; практически в каждом жилом пункте идет строительство частных жилых домов на различной стадии строительства.
5.Необходимостью объяснения физических основ многих современных технологических процессов. Здесь сработает взаимозависимая связь, закрепление знаний практикой. Когда имеющиеся знания апробируются на практике. Это сделает более доходчивой и плодотворной подготовку школьников к
ЕГЭ в 11 классе.
6.Слабой технической базой сельских школ. Чем дальше от городских и районных центров, тем меньше оснащены технически школы а данная программа не требует больших материальных затрат и реально может быть поддержана местным бизнесом.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область
«Технология» наряду с гуманитарной и естественнонаучной составляющими является третьей необходимой составляющей общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность
перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному само-
4
образованию и трудовой деятельности что и является основной задачей предлагаемой предметной программы .Целью данной программы "Технология индивидуального жилищного строительства"
является придать школьному предмету "Технология" большую практическую направленность.
Данная программа "Технология индивидуального жилищного строительства" охватывает теоретическую и практическую сторону строительства малоэтажных жилых домов. Построение программы ведется по логической схеме от общего к частному и от частного к общему. Вначале рассматривается жилой дом как целостный конструктивный объект. Затем изучаются его конструктивные составные части, виды строительных работ по каждой составляющей и изучается технология проведения каждого конкретного вида работ с учетом требований строительных норм и правил (СНиП) и реального практического отечественного и мирового опыта малоэтажного строительства. Изучаются строительные инструменты и основные современные строительные материалы, используемые в строительстве жилого дома.
Изучение строительства личного дома для любого человека имеет большой мотивационный потенциал, особенно для взрослеющего . Программой предусмотрено в виде домашних работ изучение опыта строительства родительского дома школьника. Здесь достигается воспитательная цель передачи опыта и изучения прежних технологий строительства личного дома.
Данная программа имеет тесную межпредметную связь, опирается на школьные базовые знания по физике, химии, математике ,информатике. В «Программе» охвачено повторение физических законов непосредственно касающихся конкретных видов строительных работ.
В программу включено изучение базовых программ предмета "Черчения" через изучение строительных чертежей и темы "Электромонтажные работы" при изучении работ по электроснабжению жилого дома. Предусмотрен программой и опыт проектной работы. Итоговой работой будет выполнение проекта каждым школьником желаемого собственного дома.
Программа имеет большую практической направленности. Её внедрение позволит освоить школьникам практические навыки и приобрести опыт ряда строительных видов работ при реальных практические занятия в школьной мастерской . Для ряда работ желательно организовать пришкольный строительный участок площадью порядка 20-30 кв. метров.
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс - 70 часов, по 2 часа в учебную неделю.
Программой охвачено 9 тем.
Две темы вводные. Раскрывают содержание предмета технологии, содержание строительной отрасли и задач технологии строительства.
Семь тем посвящены основным конструктивным элементам жилого дома
Одна тема дает информацию по инструменту, используемому при проведении строительных работ
5
ТЕМА 1. ВВОДНАЯ , ТЕХНОЛОГИЯ - 2 часа
Понятие технологии. Новейшие физические научные разработки основа современных технологий и их совершенствование. Технологические уклады. Виды технологий. Учет физических законов и явлений в строительстве: земное тяготение, атмосферное давление, влияние температуры и ветровой, дождевой и снеговой нагрузок, теплопроводность, конвекция, капиллярность, прочностные характеристики грунтов и строительных материалов.
ТЕМА 2. ВВОДНАЯ , СТРОИТЕЛЬСТВО – 2 часа
Строительство как один из базовых видов человеческой деятельности и основная отрасль экономики Технология строительства. Особенности малоэтажного индивидуального строительства. Учет физических законов и явлений в строительстве: земное тяготение, атмосферное давление, влияние температуры и ветровой, дождевой и снеговой нагрузок, теплопроводность, конвекция, капиллярного эффекта.
ТЕМА 3. ВОПРОСЫ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА – 8 часов
Планировка застройки земельного участка. Эскизное проектирование, рабочие чертежи и разметка плана жилого дома. Линейные и объемные измерения в строительстве. Физическое понятие горизонтали и вертикали. Нивелиры ,теодолиты ,измерительные рулетки , отвесы и уровни.
ТЕМА 4. КОНСТРУКТИВНАЯ СТРУКТУРА ДОМА – 8 часов
Основные конструктивные элементы и схемы зданий. Бескаркасная и каркасная схемы.
Конструктивные элементы зданий – фундаменты ,стены и перегородки ,перекрытия ,крыша.
ТЕМА 5. ФУНДАМЕНТЫ – 8 часов
Виды фундаментов и критерии их выбора.
Основания под фундаменты.
Физические основы при изготовлении и эксплуатации фундамента. Влияние на фундамент земного притяжения ,морозное пучение, капиллярного эффекта. Гидроизоляция .водоотведение и устройство дренажа.
Технологии изготовления каждого вида фундамента.
Работы по выполнению фундаментов. Земляные и бетонные работы, изготовление опалубки, армирование, закладок, гидроизоляция. При этом в теле фундамента на всю его ширину согласно проекта делаются закладки в виде отрезков ПВХ труб для ввода труб водопровода и выхода труб канализации и слива.
При изготовлении фундамента паралельно закладывается контур заземления к системе электроснабжения и заземление на систему водоснабжения для снятия статического электричества.
6
ТЕМА 6. СТЕНЫ, ПЕРЕГОРОДКИ , СТОЛБЫ,КОЛОНЫ.
Понятие несущих и ограждающих элементов здания.
Физические основы при возведении стен. Удельная плотность, теплопроводность, теплоизоляция стеновых материалов. Нагрузки и сопротивления конструктивных элементов.
Строительные материалы: глина, песок, щебень, галька, известь, цемент.
Виды стеновых материалов: дерево, кирпич, блоки, панели.
Технология изготовления малых блоков.
Кладочные и штукатурные растворы. Сухие смеси.
Технология кирпичной кладки, газо и пеноблоков , перевязка швов, армирование, порядовка, кладка углов и кладка по причалке .вертикальный и горизонтальный промеры отвесом и уровнем.
Устройство закладок в стенах для ввода электросетей, телефонных и и телевизионных кабелей.
Устройство в стенах каналов для вентиляции.
Внешняя отделка стен – облицовочным кирпичём, сайдингом, плиткой, оштукатуриванием и покраской.
Монтаж железобетонных блоков и панелей.
Оконные и дверные проемы. Перемычки, арки.
Окна и двери жилого дома их сборка и монтаж.
Профориентация -профессия каменщика всегда востребована и хорошо оплачивается. Желательно уделить особое внимание практическим занятиям по этой теме. Практические занятия по формированию навыков кирпичной клади можно проводить, укладывая кирпич насухо или на глиняно-песочный раствор . Это позволяет легко затем разобрать кладку , удалить раствор с кирпича и использовать кирпич многократно. Также можно использовать при сухой тренировочной кладке муляжи кирпича из дерева.
Интересная относительно строительства и творческая профессия дизайнера. Особенно во внутренней отделке помещения. Востребована она и во внешнем оформлении дома. Целый культурный пласт стилей, форм и цветовых решений по декоративному оформления стен кирпичной кладки и старых и современных домов тоже можно включить в практические занятия в форме рисунков, пано, эскизов, натурных макетов.
Ну и безусловно по технике безопасности необходимо использовать на практических занятиях рабочие рукавицы и халаты.
7
ТЕМА7.ПЕРОЕКРЫТИЯ, ПОЛЫ, ПОТОЛКИ - 8 часов.
Физические основы по перекрытиям – прочностные характеристики , тепло и звукоизоляция.
Конструктивные элементы – балки и плиты. Физические основы и прочностные характеристики балок
и плит: изгибающий момент, деформация и напряженность арматуры.
Проходных отверстий в перекрытиях для труб(каналов) вентиляции , отопления и фановой трубы.
Виды и материалы для перекрытия – дерево, металл, бетон, железобетон.
Технология по изготовлению перекрытий и полов. Плотницкие работы ,применяемые инструменты.
Здесь интересны практические занятия по укладке ламината, одного из интересных и востребованных видов чистового полового покрытия. Проводить занятия можно в любом помещении с ровным полом, при этом уложенный ламинат легко разбирается и его можно использовать многократно.
ТЕМА 8.КРЫША – 8 часов.
Физические основы при возведении крыши – ветровые , дождевые и снеговые нагрузки, водонепроницаемость, теплопроводность, морозостойкость.
Кровля и основание под кровлю. Виды кровли и материалы. Несущие элементы крыши - стропила, фермы, прогоны, панели Элементы водоотведения – сливы и водостоки. Слуховые окна.
Проходные отверстия для вытяжных и вентиляционных каналов (труб) и фановой трубы.
Технология изготовления крыши - материалы, инструменты, работы для возведения крыши.
ТЕМА 9. Инструменты и оборудование для проведения строительных работ - 8 часов.
Физические основы инструмента:
ручного - на принципе клина, рычага, блока;
механического -на базе электрического и механического двигателя и редуктора.
Ручные инструменты : рулетки , лопаты , ломы , мастерки, шпатели, уровни, отвесы, пилы, ножовки, топоры, молотки, гвоздодеры, ломы, лебедки…
Электроинструмент: дрели , отбойные молотки ,перфораторы, болгарки , шуруповерты , бетономешалки, подъемники, вибраторы.
Данными темами формируются знания по постройке конструкции дома. Для полного окончания строительства в нем необходимо смонтировать ряд инженерных систем жизнеобеспечения и комфортного проживания . И после этого выполнить окончательную чистовую отделку дома. Это работы будут изучаться в 10м классе.
8
4.КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
9 класс - 70 часов, по 2 часа в учебную неделю.
План согласовывает по расписанию с предметами математики, физики и химии .
Основное число уроков целесообразнее проводить по смешанному ,комбинированному типу по следующей схеме :
– повторение опорных для данной темы знаний по физике, математике, химии;
– лекция изложение материала по данной теме , с демонстрационным материалом ,а в идеале с интерактивной доской.
- беседа по рассмотрению жизненных примеров строительства родительских домов и домов современной постройки (для чего давать домашние задания расспросить родных о строительстве родительского дома и осмотреть новые строящиеся дома) ;
– опрос повторение изучаемой темы с обоснованием применяемых для темы полученных в школе знаний ( физических законов, расчетов и т.д.)
– домашние задание - опрос родных и соседей по изучаемой теме – как и какими материалами делали, по обмер и рисование плана как самого дома, так и составных конструктивных его элементов.
Не менее половины занятий требуется проводить в виде практических занятий в мастерских и на строительном участке с выполнением реальных строительных операций. Для наглядности использовать реальные строительные объекты и строительный инструмент.
Занятия календарного плана необходимо проводить в последовательности и объеме тематического плана.
5.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс - 70 часов, по 2 часа в учебную неделю
Целью обучения в 10м классе являются инженерные коммуникации жилого частного дома. Выбор данной цели обучения является логическим продолжением целей обучения в 9м классе. В 9 классе дали знания и обучили ряду навыков в постройке жилого дома. В 10м классе надо научить как сделать дом уютным и комфортным для жизни. Изучить современные технологии схем и монтажа инженерных коммуникаций (сетей), применяя при этом современные материалы и инструменты. Данные знания в практической своей основе позволят сформировать у учащихся физическое мышление, глубже осмыслить и прочнее закрепить полученные в школе знания. И иметь опыт в дальнейшей жизни для грамотной эксплуатации систем дома и при необходимости провести их ремонт или замену.
9
Задача домовых инженерных коммуникаций, это сделать жизнь жильцов дома комфортной и безопасной. К инженерным коммуникациям современного жилого дома относятся следующие
системы:
- электроснабжения;
- водоснабжения;
- отопления;
- газоснабжения;
- канализации;
- вентиляции.
Тематический план построен в порядке следования вышеперечисленных систем. В такой практически последовательности в основном и проводятся работы по монтажу в доме указанных систем Вначале в дом заводится электричество и вода параллельно с системой водоотвода, а затем монтируются отопление ,вентиляция и канализация. Также в программу включена тема « отделочные работы» для полного логического завершения строительства дома.
Задачей при изучения указанных инженерных систем является, дать учащимся в обзорных лекциях понятие и назначение каждой системы, их структуру и порядок монтажа и используемые для этого устройства и материалы . По возможности необходимо провести по каждой теме в возможных обьемах практические занятия для освоения основных навыков.
Тема 1. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ – 10часов
В данной теме изучаются понятия, схемы, порядок выбора материалов , и приемы выполнения монтажа. Данная тема базируется на знания физических основ переменного электрического тока и знаниях из уроков "Электромонтажные работы".
Учитывая сложность и ответственность данной темы материал в программе излагается в форме методических рекомендаций с описанием пошагового выполнения работ по организации и монтажу
системы.
Требования по электробезопасности сети электроснабжения.
Поражение электрическим током при несоблюдении мер безопасности при монтажных и ремонтных работах может привести к летальному исходу или возгораниям. Поэтому при практических работах Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в
10
общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 36 В. И постоянно акцентировать, что работы по напряжением в сети категорически запрещены.
Базовые физические понятия электрического тока – мощность, сила тока, сопротивление относительно сети электроснабжения.
Терминология и структура системы электроснабжения.
В системы домового электроснабжения используются понятия электроприбороы и электроустановки.
Понятие домовых, бытовых электроприборов – это холодильники, телевизоры, пылесосы, электрические фены, приборы освещения, электробритвы, электроплиты, электрочайники, электрообогреватели и многие другие, более современные, обеспечивающих удобство и повышенный комфорт = компьютеры, сплит системы, стабилизаторы, электродвигатели, варочные панели, микроволновки, духовки, газовые котлы и колонки, морозильные камеры и т.д.. Понятие электроустановочные изделия или электроустановки включает все те электротехнические устройства, которые устанавливаются при выполнении электромонтажа и сборки внутри шкафов, панелей, щитков, стен . Это розетки, подрозетники, распаечные (распределительные)коробки, автоматы, выключатели, блоки управления, индикаторы и т.д.
Схема системы электроснабжения состоит из группы линейных проводов, обеспечивающих подачу электрического тока от входа сети в дом с помощью электроустановочных устройств к группе или единичному электроприбору по всем помещениям.
Порядок работ по организации системы электроснабжения дома:
- определяется количества и местоположение планируемых к использованию элктроприборов;
- рассчитывается величина необходимой входной мощности;
- вырисовывается рабочая эскиз-схема установки по помещениям дома электроприборов ;
- вырисовывается рабочая эскиз-схему внутренней разводки осветительных и силовых цепей ( с указанием размеров трассы прокладки) на каждую группу или для отдельных потребителей по всем помещениям дома для всех запланированных электроприборов;
- рассчитывается сила тока в каждой линии для выбора типа и сечения проводов и выбора автоматов защиты;
- рассчитывается требуемое количество провода отдельно по каждому их сечению и количество электроустановок.
Работы по монтажу сети выполняются в следующей последовательности:
11
- маркируются трассы цепей и установочные места элктроустройств
- штробятся каналы для укладки проводов при скрытой проводке;
- прокладываются кабель каналы при открытой проводке;
- закрепляются или вмуровываются по местам электроустановочные изделия;
- пробрасываются провода отрезками между электроустановочными изделиями;
- соединяются концы отрезков по всей трассе . По требованиям электробезопасности соединение проводов выполняется методом пайки или обжима . Не допускается использовать скрутку проводов и разноматериальные провода (алюминий нельзя соединять с медью). Чтобы исключить перепутывание проводов использовать провода с жилами различной цветовой маркировки;
- производится визуальный осмотр монтажа и прозвонка цепей.
- подается напряжение в систему и проверяется наличия его во всех электроустановкаих по работе всех электроприборов. При этом подключение внутридомовой электросети к наружным линиям производится электриками энергетических компаний, имеющими допуск .
На практических занятиях можно отработать реальную прокладку на стендах осветительнх и силовых цепей, используя скрутку отркзков проводов цепи в распредкоробках. Скрутки легко раскручиваются цепи демонтируются и можно с этим материалом рабртать многократно. Отработать подключение к сети розеток, выключателей, автоматов защиты. Отработать приемы зачистки концов провода их спайку и опресовывание. Этом нарабатываютя навыки электромонтажа.
Информация для прфориентации обучающихся . Данная тема центральная из программы, так как электроснабжение обеспечивает основные условия комфортного проживания, свет и тепло, прохладу и холод, информацию и досуг. Профессия электрика и электромонтажника востребована не только в строительстве, но и во многих других отраслях от ремонта бытовой техники до космической и атомной промышленности. Профессия электрика востребована повседневно и в быту.
ТЕМА 2 ВОДОСНАБЖЕНИЕ. – 6 часов
Типы систем водоснабжения – централизованное и индивидуальное, это когда вода в систему подается из скважины, колодца или открытого водоема.
Система водоснабжения представляет собой внутридомовую разводку труб по которым подается вода к сантехническим приборам – раковинам, ваннам, унитазам, душевым кабинам в систему отопления через отопительные котлы или в систему горячего водоснабжения через колонки или бойлеры. В современном монтаже систем водоснабжения используются пластиковые трубы различных диаметров. наборы кранов, соединительных элементов, Фильтров, фитингов и арматуры. Соединение труб в требуемую конфигурацию выполняется с помощью термоаппаратоа путем разогрева концов труб. Это уникальная современная технология сборки и набор современных полимерных материалов делает монтаж системы водоснабжения довольно простым. Несложно и малозатратно организовать практические занятия по отработке навыков монтажа.
Неотемлимой частью системы водоснабжения является система водоотведения (слива). обеспечивающяя отвод использованной воды за пределы дома. Монтаж таких систем выполняется по современной технологии из труб ПВХ. Монтаж таких систем представляет собой сборку труб методом их стыковки в раструб с использованием тройников и уголковых элементов.
Специальность сантехника также востребована.
ТЕМА 3. ОТОПЛЕНИЕ 6 часов
Физические основы отопления – теплопроводность, конвекция, ИК излучение.
Обогревательные элементы системы – печи, камины, котлы.
Используемые для отопления виды топлива – твердое (дрова, уголь, торф),жидкое –солярка и газообразное – природный сетевой или балонный газ.
В современном индивидуальном строительстве в основном используют отопительные котлы.
При этом имеется разнообразный выбор котлов отопления работающих как на отдельные виды топлива, так и на нескольких его видах. Установка и подключение газовых котлов проводится только лицами имеющими допуск к работе с газом.
Передача тепла к нагревательным приборам производится теплоносителем по трубам к по помещениям к батареям .
Внутридомовая система состоит из батарей и труб по которым от обогревателя подается тепло.
Монтаж системы состоит из сборки и навески батарей и проводке по помещениям труб. При монтаже используются в основном пластиковые (полипропиленовые и полиэтиленовые ) и металлопластиковые трубы разных диаметров.. В свободном доступе в продаже комплектующие – переходы краны, уголки, тройники и коллекторы и фитинги.
Современное направление обогрева помещений это теплые толы. Теплые полы можно обогревать или электричеством или водой.
На практических занятиях можно изучить устройство в школьном помещении систему отопления.
При наличии труб можно освоить их соединение термоагрегатом.
Востребованы сантехники систем отопления и в новом строительстве для монтажа и при дальнейшей эксплуатации и ремонте домов.
ТЕМА 4. ГАЗОСНАБЖЕНИЕ – 2 часа
Природный газ самый высококалорийный и экологически чистый вид топлива. В быту используется или от сети или от балонов.
Система домовой разводки включает две линии . Подвод к кухонной плите и подвод к отопительному котлу . В двухконтурном котле идет подогрев воды и на систему отопления и на горячее водоснабжение.
Монтаж систем газоснабжения в силу высокой опасности воспламенения проводят монтажники газовики с соответствующим допуском.
При газовом снабжении обязательно нужен дымоход для отвода продуктов сгорания и установка автоматики. В современном строительстве практикуется установка дымогодной трубы вне помещения дома,чтобы не нарушать целосность перекрытий и кровли. Нередко дымоходную трубу объединяют с вентиляционной.
Система газоснабжения как и электросистема требуют аккуратного внимательного подхода и в эксплуатации.
Профессия монтажникоа и ремонтника газовых систем очень востребована,но навыков в пределах школы получить сложно.
ТЕМА 5 КАНАЛИЗАЦИЯ. 2 часа
От данной системы зависит напрямую уровень домашней санитарии и гигиены и чистота воздуха.
Поэтому современный дом немыслим без канализационной системы
Система состоит из домовой разводки и наружной части из отводящих труб и приемных мест – выгребных ям, септиков или систем биологической переработки стоков. Все приемные места должны располагаться не менее чем за 8-10 метров. При этом отводящие трубы ПВХ укладываются в раструб с уклоном от дома к приемным местам. Нередко в современном строительстве делают две наружных части с разными приемными местами. Одина для чистого слива от раковин, умывальников,
душей ,ванн; вторая от унитазов.
Домовая разводка системы канализации набирается отдельными рукавами из труб ПВХ (монтаж в раструб) по направлению от каждого места водопотребления к общему выходу. На входе каждого рукава для отсечки от общей системы ( для перекрытия доступа канализвционного запаха)устанавливаются гидрозатворы.
При доме в два и три этажа обязательно ставится фановая труба обеспечивающая доступ атмосфернго воздуха в стояк и препятствующяя срыву гидрозатворов.
Так как при прохождении сточных вод по стояку создаётся разряжение. Вода, находящаяся в сифонах сантехнических приборов дома под действием вакуума начинает всасываться в канализацию, а это может привести к резкому снижению давления, срыву гидрозатвора и появлению в помещениях неприятного запаха.
Фановая труба фактически является продолжением стояка в через чердачное перекрытие и кровлю выходит за пределы дома.
Практическими занятиями необходимо отработать навыки сборки труб ПВХ различной конфигураций.
ТЕМА 6. СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ и КЛИМАТ СИСТЕМЫ. – 2 часа
Система вентиляции обеспечивает обмен воздуха в доме. Приток воздуха идет через форточки или открытые фрамуги окна. Вытяжка идет или естественным путем через вентиляционные отверстия в вентиляционные каналы или трубы за счет конвенции воздуха.; или принудительно с установкой вытяжных вентиляторы.
Климат системы обеспечивают охлаждение (сплит системы )или подогрев воздух – калориферы.
Указанныо оборудование используется в готовом виде и не требует сборки. Требует отдельных линий электричества. При отделочных работах на вентиляционные отверстия крепятся декоративные решетки.
Критерием оценки полученных знаний должно служить знание учеником назначений домовых коммуникационных систем,знать порядок монтажа и используемые матермалы. Иметь некоторый набор навыков .
ТЕМА 7. ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ. – 8 часов
К отделочным работам относятся все те, которые делают дом уютным и красивым .
Это штукатурка и шпаклевание стен и потолков, перегородок и откосов; их окраски или оклеивание обоями. Установка навесных или натяжных потолков. Укладка кафеля, Чистовая отделка полов, ламинат, паркет , линолеум.
Современная технология штукатурки основана н предварительной установке алюминиевых перфорированных маячков по уровню по всему полю стены и использования сухих смесей.
На упаковках тары сухих смесей подробно описаны рабочие приемы и последовательность операций.
Из отделочных работ практические занятия реально можно провести по укладке ламината.
Он не дрогой и его можно многократно использовать. Можно отработать навыки укладки кафельной плитки, для повторного использования укладывая ее на глиняно-песочный состав.
Мастерство отделочнгых работ нарабатывается годами. И хороший отделочник или плиточник всегда востребован.
Критерием оценки должно служить описание назначения каждого вида отделки , необходимые материалы , рабочие приемы и порядок их выполнения..
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М.: Просвещение, 2011.
2. Предметная область «Технология» основной школы (5-9 классы): примерная программа и элементы УМК. Методическое пособие. Г.Б.Голуб, Е.Я.Коган, Е.А.Перелыгина, В.А.Прудникова.
Под общей редакцией проф. Е.Я.Когана. М.:ФИРО, Приволжский филиал, 2015 г.
3. Программа для общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение.1-4,5-11классы», Научные руководители Ю.Л.Хотунцев и В.Д.Симоненко. М.: Просвещение, 1996-2010 гг, 10 изданий общим тиражом 172000экз.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М.: Просвещение, 2011.
5. Хотунцев Юрий Леонтьевич
Будущее предмета ТЕХНОЛОГИЯ.Основные принципы технологического образования школьников в условиях модернизации образования.МПГУ,2015г.
6.- Ковалёв Владимир Леонидович
Рабочая учебная программа по технологии 5 - 9 класс.
Социальная сеть работников образования -http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/01/16/rabochaya-uchebn»aya-programma-po-tekhnologii-5-9-klass ,2013 год.
7.Педагогика. И.П.Подласый.М. Высшее образование.2006 год.
8.Фундамент и кирпичная кладка. Л.А.Белякова.»Феникс».Ростов-Дон,2000г.
9.Справочник по строительным работам, »АСТВ», Москва,1989 т
!0 .Учебники физики для 7-10 классов.
При разработке программы использовались материалы рабочих программ ряда преподавателей предмета «Технология» - номера по списку 2,3.5 и 6. Выражаю им свою признательность.
Материал для раскрытия строительных тем взяты из 8 и 9. К сожалению это книжные издания прошлых лет и в них мало материала по современным технологиям и материалам. . Приходилось брать материал из интернета, на строительных сайтах и форумах практиков строителей. Им особая благодарность и уважение, там имеются немало мастера экстра класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных (групповых) занятий по русскому языку
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ста...
Рабочая учебная программа по музыке на 2017-2018 учебный год 1-4 классы
Составлена на основе УМК «Школа России» по музыке авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной....
Рабочая учебная программа по музыке на 2017-2018 учебный год, 5-8 классы
Составлена на основе УМК «Школа России» по музыке авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа по индивидуальному проекту (в рамках предмета Технология) для 10 класса
Обучение школьников индивидуальному проекту (в рамках предмета Технология) строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов при...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ...