Методическая разработка урока Жизнь и творчество И.С. Тургенева
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Модульный урок. "Вся моя биография- в моих сочинениях"

Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; научить самостоятельно работать с учебной книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_urok_turgenev.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края

"Новокубанский аграрно- политехнический техникум"

Методическая разработка урока

"Вся моя биография – в моих сочинениях".

Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Модульный урок

Автор: Толочкина Татьяна Ивановна, преподаватель русского языка и литературы

Цели урока:

  • Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; помочь обучающимся активно воспринимать материал, научить самостоятельно работать с учебной книгой.
  • Развивать способность к обобщениям, выделять главное, логическое мышление, умение составлять план;
  • Формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя.

Наглядность: Портрет писателя, технологические карты урока (каждому ученику).

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.
2.Самостоятельная работа учащихся по технологической карте.

Технологическая карта урока

УЭ

Учебные материалы с указанием заданий

Советы учителя

У.Э 0

Интегрирующая цель: Работа с учебной статьей, ответить на вопросы, составить таблицы и план, ответить на вопросы викторины.

Желаю настойчивости и удачи!

У.Э.1

Цель: Познакомиться с подтемой “Вечное и переходящее в художественном мире Тургенева”, “Общественные взгляды Тургенева” 

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1)Как романы писателя связаны с общественной жизнью России?
2)В чем заключается общая черта всех романов Тургенева?
3)Каковы общественно-политические взгляды писателя?
4)В чем значение статьи “Гамлет и Дон Кихот”?
5)Как понимать типы Гамлет и Дон Кихот?
6)Почему Тургенева назвали “гением меры”?

Учебник Лебедева О.В. (с. 76)

С.81.

Ответить письменно.

У.Э.2

Цель: Знать историю создания цикла “Записки охотника” 

Задание 2.

1.Составить план.

Задание 3.Ответьте на вопросы:

1)Первый рассказ цикла?
2)Дата появления “Записок охотника”?
3)Каковы его основные темы и проблемы?
4)Какова причина ареста И. С. Тургенева в 1852 году? Какие произведения были написаны им в ссылке? Какова их основная тема?

Учебник Лебедева О. (с. 88-92)

Ответить письменно.

Не переписать, ответить конкретно.

У.Э. 3

Цель: Знать названия романов и их главных героев. 

Задание 4.Прочитать все подтемы о романах.

– Составить таблицу: указать дату создания, главные герои, вопросы, проблемы, поднятые в романах

Учебник Лебедева О.

Продумайте таблицу (расположение граф)

У.Э. 4.

Цель: Научиться работать со статьей научно-популярного стиля, развивать способность выделять главное в тексте. 

Задание 5. Составьте хронологическую таблицу о жизни Тургенева И.С.

Учебник Лебедева О.

Хрестоматия

Привести в хронологическую последовательность основные моменты жизни писателя

У.Э. 5

Цель: Проверить усвоение темы. Развивать внимательность, самостоятельность. 

Задание 6. Ответить на вопросы викторины(Приложение)

Искать по всем под темам данного учебника.

У.Э. 6

Цель: развивать творческие способности. 

Задание 7. Напишите сочинение-миниатюру на тему “Каким я представляю себе И. С. Тургенева?”.

Это задание на выбор:

Выполняют желающие получить еще одну оценку по теме.

Приложение

Викторина

  1. Тема романа “Накануне”?
  2. Главные герои “Накануне”?
  3. Родина Тургенева?
  4. Когда родился Тургенев?
  5. Что знаете об отце и матери Тургенева?
  6. Где учился Тургенев?
  7. Когда учился в Берлинском университете?
  8. Кто был идейным вдохновителем “Записок охотника”?
  9. Какое произведение из “Записок охотника” было напечатано первыми?
  10. В чем примечательность (значение) “Записок охотника”?
  11. За что был арестован в 1852 году?
  12. Какие произведения написал в период Спасской ссылки?
  13. Какое испытание не выдержал Рудин?
  14. Кто такой Рудин?
  15. Когда написан роман “Рудин”?
  16. Кто может продолжить идеи Рудина?
  17. Какова тема повести “Ася”?
  18. Когда создавался роман “Дворянское гнездо”?
  19. Какова проблема романа “дворянское гнездо”?
  20. Почему не стали счастливыми Лаврецкий и Лиза?
  21. Какой же человек Инсаров?
  22. Кто является прототипом Дмитрия Инсарова?
  23. Что олицетворяет образ Елены?
  24. Когда был опубликован роман “Дым”?
  25. Какой эпиграф выбрал Тургенев к роману “Новь”?
  26. Кто сказал о Тургеневе такие слова: “Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже начинающий смутно начинающий волновать общество”?
  27. Как действия романов связаны с временами года?
  28. В чем противоположность Тургенева Толстому и Достоевскому?
  29. Как оценили труд, творчество Тургенева?
  30. Какой роман И. С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией  в Power Point....

Разработка урока "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой"

Разработка урока отражает жизнь и творчество поэткссы Марины Цветаевой....

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.

Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? (Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, разв...

Методическая разработка урока Пародия в творчестве Шостаковича

Методическая разработка урока в 11 классе «Пародия в творчестве Шостаковича» с применением технологии интегрирования (гармония + музыкальная литература). Авторы: Орел Ю.А., Островс...

Методическая разработка урока-знакомства с творчеством Ф. М. Достоевского в 10-м классе

Урок предваряет изучение творчества Федора Михайловича Достоевского, помогает ответить на вопрос: что сегодня может дать нам писатель, живший в 19 веке, чему научить. Актуальны ли сегодня его мысли и ...

методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...