Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»
методическая разработка по русскому языку на тему
Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»
Цель:
1. Познакомить учащихся 4-11 классов с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля.
2. Сформировать умение пользоваться «Толковым словарем живого великорусского языка» В. И. Даля.
3. Воспитать у учащихся уважение к русскому слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»
Цель:
1. Познакомить учащихся 4-11 классов с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля.
2. Сформировать умение пользоваться «Толковым словарем живого великорусского языка» В. И. Даля.
3. Воспитать у учащихся уважение к русскому слову.
Ход урока.
Эпиграф на доске.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства,
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак
Вступительное слово учителя. Если мы не знаем значения определённого слова, или у нас возникают сложности с его написанием, то мы сразу же обращаемся к словарю. Словарь – незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Главное знать, к какому словарю обратиться.
Все словари можно разделить на две большие группы: энциклопедические и филологические (лингвистические). Первые повествуют о предметах и явлениях действительности, рассказывают о различных событиях. В данных словарях имеются сведения из разных научных областей. Лингвистические словари освещают выбранный язык во всех его направлениях.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с «Толковым словарем живого великорусского языка», являющимся результатом исследовательской деятельности В.И. Даля.
Грот говорил: «Толковый словарь живого великорусского языка» - книга не только полезная и нужная, это книга занимательная: всякий любитель отечественного слога может читать ее или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдет в ней знакомого, родного и сколько нового, любопытного, назидательного.
Об истории происхождения словаря В. И. Даля нам расскажут наши ученики.
1. Защита стендового доклада.
Группа «Знатоков» из 2-х учеников заранее изучает историю возникновения и принцип построения «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Группа «Корреспондентов» из 7-ти учащихся готовят вопросы по данной теме.
- Сколько лет В. Даль посвятил работе над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка»?
(В.И.Даль начал собирать слова для своего словаря в 1819 году, а последние записи были внесены буквально перед смертью автора. Таким образом, можно сделать вывод о том, что В.И.Даль работал над созданием словаря 53 года. В «Автобиографической записке» он вспоминал: «3 марта 1819… мы выпущены в мичманы, и я по желанию написан в Черное море в Николаев. На этой первой поездке моей по Руси я положил бессознательное основание к моему словарю, записывая каждое слово, которое дотоле не слышал».
- Когда был опубликован «Толковый словарь живого великорусского языка»?
Первое издание словаря датируется 1863-1866 г., второе - в 1880г. (именно оно переиздается и по сей день.) Даже за неделю до смерти Даль велел своей дочери внести в рукопись словаря четыре новых слова, которые он услышал от прислуги).
- Почему свой словарь В. Даль назвал толковым?
(«Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им подчиненных», - такое объяснение названию словаря дает Даль в эпиграфе к нему. Позже это название закрепилось за всеми подобными словарями.)
- А сколько слов включает в себя «Толковый словарь живого великорусского языка»?
(200 тысяч слов).
- Но в «Словаре современного русского литературного языка» (1948 -1965), подготовленном Академией наук СССР слов значительно меньше – 120 тысяч. Чем же вызвано такое расхождение? Неужели в русском языке слов стало меньше?
(Конечно же, нет. Такое различие (200 тысяч слов и 120 тысяч) легко объяснить. В «академическом» словаре содержатся лишь слова литературного языка, а в словаре Даля отражается разговорный язык, областные, диалектные слова).
- В чем заключается необычность данного словаря?
(Современные словари русского языка обычно составляет большая группа специалистов-филологов, В.И.Даль создавал свой словарь в одиночку, к тому же он не имел специального филологического образования. О себе и своем словаре Даль говорил: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает его лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка»).
- Чем было вызвано появление словаря В. И. Даля? Какую цель ставил перед собой автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
(В.И. Даль горячо сетовал на отрыв книжно-письменного языка его времени от народной основы, от живого русского языка, на обильное засорение книжной речи «чужесловами», то есть словами, заимствованными из западноевропейских языков. «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный», - писал Даль.
Составляемый им словарь должен был отвечать этой задаче. Автор-составитель понимал, что путь преобразования литературного языка долгий и сложный, посильный лишь грядущим поколениям писателей и ученных. Свою роль он осознавал как роль начинателя большого и важного дела. Убежденная уверенность Даля в высоких достоинствах русского языка, в безграничной способности к его совершенствованию, в полной возможности своими национальными средствами выразить им любую мысль не покидала его на протяжении всего творческого пути и определила характер составленного им словаря. Своим словарем и обильно введенными в него материалами народной речи Даль стремился указать современникам средства народного обновления русского литературного языка XIX века. И, действительно, «Толковый словарь» Даля сыграл очень большую роль в подъеме интереса к живым говорами русского языка и к народной основе литературной речи.).
- Имеются ли в словаре какие-либо «недочеты» с точки зрения современной лингвистики?
(При ответе на данный вопрос стоит вспомнить слова самого Даля: «С грамматикой я исходни был в каком-то разладе, не умея применять ее к нашему языку и чуждаясь ее не только по рассудку, сколько по какому-то темному чувству, чтобы она не сбила с толку». Этот разлад Даля с грамматикой не мог не отразиться на его словаре, расположенном по этимологической системе «гнезда», разумной основе, но оказавшейся не по силам Далю. Даль не был языковедом теоретиком. Он произвольно соединял в одно гнездо такие слова, которые явно не соединялись.
Например, в одно гнездо попали слова простор и простой, акт и актер, колеть и кол, с другой стороны, не объединенными в одно гнездо оказались слова круг и кружить, знак и значок. Критики указывали на допущенные составителем недостатки, такие, как отсутствие нормативных указаний грамматического, стилистического и лексико-фразеологического характера, за ввод “самодельных” слов, за отход от общепринятых орфографических правил.
Тем не менее, словарь Даля является единственным драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком, представляя собой прекрасное собрание не только лексического, но и этнографического материала, словарные статьи содержат самые разнообразные сведения о жизни народа, поэтому словарь Даля называют энциклопедией народной жизни XIX в. И все же ценность словаря Владимира Ивановича Даля со временем не уменьшается. Это неисчерпаемая сокровищница для тех, кто интересуется историей русского народа, его культурой
2. Просмотр презентации на тему: «В. И. Даль – составитель сокровищницы меткого народного слова».
3. Оформление проекта «Интересные страницы из словаря В. Даля» (соединение материалов учащихся данного класса в единый проект).
4. Составление памятки: «Как правильно работать со словарем?»
Подведение итогов урока. Слово учителя: Таким образом, и сегодня толковые словари принято считать очень важными. В мире много толковых словарей на разных языках. Наличие такого словаря говорит не только об уровне развития книжного дела, но и о высокой степени цивилизованности общества. Толковый словарь В. Даля призван разъяснять семантику различных слов. Порой даже носитель языка знаком не со всеми значениями, которыми наделено то или иное слово. Известно, что произведения художественной литературы действуют на нас гораздо сильнее, нежели обычная речь. Вы когда-нибудь задумывались, почему так происходит? В произведениях таких гениальных авторов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, многие слова обретают дополнительную смысловую нагрузку. Чтобы слова воздействовали на читателя, надо уметь раскрыть его семантические и стилистические возможности, поэтому без толкового словаря не обойтись. Прибегая к помощи такого словаря, создатель художественных текстов пополняет свою речь, тем самым и обогащает язык своих произведений.
В повседневной жизни мы должны употреблять слова таким образом, чтобы как можно точнее передать смысл сказанного. А для этого не будет лишним чаще заглядывать в толковый словарь. Тем, кто стремится говорить правильно, словарь просто необходим. Таким образом, словарь – это огромный труд ученого и исследователя, призванный помочь разобрать в значении и сфере употребления того или иного слова. Это сокровищница нашей речи.
Сделайте вывод:
- Важно ли уметь пользоваться словарями?
- Полезен ли был вам сегодняшний урок?
Рефлексия.
Закончите предложение: Сегодня на уроке
я узнал…
я понял …
я научился …
Используемые источники информации:
http://festival.1september.ru/articles/510015/
http://festival.1september.ru/articles/641178/
http://zankov.ru/exp/article=4957
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98718201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".
Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...
Методическая разработка урока по ИЗО "Космические дали"
Конспект урока по ИЗО "Космические дали"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе. На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...
Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»
Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...
Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»
Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...
Методические разработки уроков к юбилейным датам (В.И. Даль, Ф.М. Достоевский)
Талантливые поэты, драматурги и прозаики достойны того, чтобы воздать им положенные почести....
Методическая разработка урока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»
Методическая разработкаурока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»...