Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Васенина Тамара Александровна

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь страны, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи и религиозные конфликты того времени. В центре повествования образ ПЕТРА - выдающейся исторической личности, о которой уже много писали и ученые, и литераторы. Писателю удалось создать достоверный, убедительный образ русского царя-реформатора. Преобразовательская деятельность царя охватывает буквально все сферы жизни: армию, флот, науку, культуру, быт, внешнюю и внутреннюю политику. Толстой изображает в своем романе широкий поток исторической жизни, целую панораму страны, судьбу не только отдельных героев, но и всего народа. Роман "Петр 1" - значительное явление в русской литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при

ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области 

Урок  литературы  на конкурс

 « ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»

«Роман «Петр Первый» как художественная история России первой четверти ХVIII века»


подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

« Художественное изображение русской истории в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»»


                             Цели:

Образовательная – выявить позицию автора романа по отношению к вопросу о создании романа о Петре 1. Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о Петре 1 как государственном деятеле, вызванном к жизни исторической необходимостью.  Показать духовные искания главных героев романа. Привлечь внимание учащихся к главной проблеме романа – изображению творческого труда народа, созидающего новую культуру. Соотнести реальное время и пространство России первой четверти 18 века с художественным временем и пространством романа Толстого.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения  учащихся по отношению к такому понятию, как патриотизм. Показать общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе на благо страны. В этом патриотический пафос романа.

Развивающая – формирование навыков работы в классе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, умение вести записи школьной лекции.

Метапредметные учебно-информационные умения:

                                         - умение извлекать информацию из разных источников;

                                         - умение составлять план;

                                        - умение отбирать материал по заданной теме;

                                        - умение составлять письменные тезисы;

                                        - умение подбирать цитаты;

                                        - умение составлять таблицы.

Оборудование: портрет А.Н.Толстого, тексты худ. произведения, набор иллюстраций художника Шмаринова к роману «Петр1», М.1970г,  альбом  «А.Н.Толстой» (Издательство «Планета», М., 1973г),  По местам А.Н.Толстого (набор открыток), из-во «Советская Россия», 1982г.,  иллюстрации картин Н.Н.Ге «Петр1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе», В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», И.Е.Репин «Царевна Софья», фрагменты кинофильма С. Герасимова  «Петр Первый».

Эпиграф на доске:

                                                 Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно

                                      хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю,

              коренные узлы её, трагические и творческие эпохи,

              в   которых  завязывается русский характер.  

                                                         А.Н.Толстой

Методические приемы: Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения: 90 минут

       Подготовка к уроку

Время на изучение романа «Петр Первый» в рамках школьной программы ограничено, поэтому учащимся на дом были даны готовые рабочие листы с кратким планом романа. Учащиеся должны были указать главы и страницы по своим текстам. Для удобства можно разделить класс на группы.

Рабочие листы

Книга первая.

Содержание

Главы и страницы

1

Московская Русь. Юность Петра. Вековая отсталость Руси. Широта охвата действительности.

Гл.1.2

2

 Изображение борьбы между Софьей и Петром. Крымские походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.

Гл. 1, ч.15, гл. 2, ч.6

3

 Преображенский потешный батальон. Петр 1 постигает военную науку.

Гл. 2, ч. 3, гл. 3, ч. 5,

4

Софья замышляет убийство Петра.

Гл. 4, ч.12,13

5

Петр бежит в Троицкую лавру. Подавление Петром заговора.

Гл. 4, ч. 23

6.

Первые реформы Петра после победы над Софьей.

Гл.4, ч. 15, 18, 23.

7

 Первый Азовский поход. Неудача. Взятие Азова

Гл. 7, ч. 1

8

Петр за границей учится кораблестроению.

Гл. 7

9

Заговор Софьи. Стрелецкий бунт.

Гл. 7, ч. 12

10.

Возвращение Петра в Москву. Казнь стрельцов

Гл. 7, ч. 17, гл. 7, ч. 21

Книга вторая

1

Преобразовательная деятельность Петра

Гл. 1, ч.2

2.

Борьба Петра с боярами за новые формы быта

Гл. 1, ч. 3, гл. 2, ч. 3

3

Самосожжение раскольников

Гл.1, ч. 9

4

Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов.

Гл. 3, ч.2

5

1700 год. Поход на Нарву.

Гл. 3, ч.3,4

6

Тайная кладовая в Кремле

Гл. 4, ч. 2

7

Шереметьев разбивает шведского генерала

Гл. 5, ч. 3

8

Взятие крепости Мариенбург

Гл. 5, ч. 4

9

Архангельский флот. Взятие крепости Нотебург (Орешек)

Гл.5, ч. 4

.Книга третья

1

Царевна Наталья Алексеевна заводит театр

Гл.1, ч.3

2

Заговор против Петра

Гл.1, ч.4,5

3

Строительство Петербурга

Гл.2

4

Петр под Нарвой. Русские захватили шведского короля. Героизм русских солдат.

Гл. 3,4, гл. 6, ч. 7

План изложения материала

  «Что за Россия, заклятая страна – когда же ты с места сдвинешься?». Изображение Толстым исторической необходимости петровских преобразований.

11. Образ Пера 1 – преобразователя, сумевшего почувствовать исторические потребности страны, нации.

  1.Влияние среды и исторический событий на формирование личности Петра1.

  2.Петр 1 – сын своего времени ( жестокость. грубость, невежество).

  3.Петр 1 как личность государственного деятеля и преобразователя:

   а) патриотизм Петра, чувство национальной гордости, стремление преобразовать старину;

   б) государственная мудрость и дальновидность, умение трезво оценивать обстановку. Жизнь – учитель Петра.

  в) настойчивость в достижении целей, сильная воля, решительность, твердость;

 г) любовь к труду, взаимоотношения с простыми людьми;

д) полководческий талант Петра 1;

е) отношение к иноземцам.

4. Мастерство Толстого в создании образа Петра 1.

111. Художественное изображение русской истории в романе Толстого «Петр 1 «

Обзорная лекция учителя

( сопровождается показом иллюстраций, зачитыванием фрагментов романа)

Петр 1 оставил о себе двойную память: одни благословляли его, другие проклинали. Все прогрессивные деятели высоко оценивали государственный талант Петра 1, видели в нем крупного исторического деятеля. Толстой дает образ Петра в динамике. Он сам пишет « становление личности в исторической эпохе – вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа». На наших глазах вырастает выдающийся деятель Петр Великий, оказавший мощное воздействие на исторические события, и черты его характера складываются в «драматическом взаимодействии с историческими событиями в стране.

 Первое упоминание его имени читатель встречает в разговоре двух холопов – Ивашки Бровкина и Цыгана, обсуждающих волнующий вопрос: кому быть царем в случае кончины царя Федора.

   Книга 1, гл.2 стр. 6-8

Первый раз мы видим Петра в водовороте стрелецкой расправы со сторонниками Нарышкиных ( откуда сам Петр)

 Перед нами испуганный мальчик в узком кафтанчике.

  Кн.1, гл1, ч. 19 стр. 43

Маленький Петр остро воспринимает расправу с близкими матери, и через всю жизнь пронесет он неприязнь к боярам, и еще долгое время его природная пытливость будет омрачаться мыслью, что он царь гонимый, что ему постоянно угрожает опасность со стороны Софьи и ее сторонников Милославских. Эта постоянная тревога делает характер Петра неуравновешенным.

 Подростка Петра характеризует стремление к познанию окружающей жизни. Автор обстоятельно повествует о потешных играх царя, о его неистощимой любознательности, о рано проявившейся независимости характера.

 Кн.1, гл. 1, ч.2,3,7,11 стр.7-8.  8-10, 18-20, 25-28

 Постепенно в Петре пробуждается сильный, волевой, властный характер. Он весь – отрицание старого. Его внешний вид и поведение противопоставлены старому стилю царского обихода.

 Кн.1, ч. 11, гл.4. стр.125-126

Хмурая Москва и чистенький аккуратный Кукуй. Однообразная жизнь Преображенского и увлекательные развлечения у Лефорта, глупая Евдокия и прелестная Анхен, - таковы контрасты, которые влияют на воображение юного Петра и формируют его волю, мысли и чувства.

 Формирование личности Петра завершается драматическими событиями, связанными с борьбой Софьи за престол. Пережитый им позор бегства из Преображенского, завершает юношеский период жизни.

 Кн.1, гл. 5, ч.15, стр. 196 -200.

С этого времени молодой царь становится действенным правителем государства. Смерть царицы Натальи Кирилловны (матери Петра) отмечает в романе эту веху.

 Кн.1, гл 5,ч.17. стр. 41

 Государственный талант Петра проявился во всей силе, когда он приступил к осуществлению первых задач национального развития страны: созданию флота и армии, к борьбе за выходы к морям.

 Сначала внимание Петра, как и его предшественников, было обращено на охрану южных границ. Он затевает Азовский поход, который приносит много бедствий. Русские полностью разбиты, но терпит поражение не Петр, а весь домостроевский уклад России.

 Петра же это не смущает. Переживая глубоко свое бессилие, он тут же  составляет новые планы и пишет князю Ромодановскому: «Азов должен быть взят».

Кн.1, гл. 6, конец, стр. 234-246.

 Мужает Петр, закаляется его характер, шире становится кругозор. Враги смеялись над поражением русских при Азове, но русские учились на ошибках и добивались победы. Флот построен, Азов сдался.

За границей, куда Петр едет учиться чужеземному опыту, раскрывается во всей мощи широта его натуры, жадность к знаниям, стремление перенять все лучшее для России.

Кн.1,гл.7,ч.9.10,11. стр. 266-270, 275-277, 279-280

 Он едет под видом простого моряка. К Европе Петр относится насмешливо. Его привлекает другая Европа – трудовая, деятельность простых людей: голландцы-рыбаки, плотники, кузнецы. Культуру их труда стремится перенять Петр 1. Толстой подчеркивает главное в его делах – созидательное начало.

Пока Петр приглядывается к новому, старое шипит, подымает голову. Последним кровавым актом, исторической драмой, начавшейся еще при мальчике Петре, был мятеж стрельцов и расправа с ними – ужасная и беспощадная.

 Кн.1, гл.7. ч. 21 стр.290-292.

 Показываю иллюстрацию картины Сурикова «Утро стрелецкой казни».

 В первой книге романа действие происходит вокруг больших событий в быстром темпе. Во второй книге большое место уделяется психологической мотивировке поступков Петра. Мы видим его  на войне и в мирной обстановке, на виду народа и в кругу друзей, в часы веселья и в часы раздумий.

 Кн.2, гл.1, ч.6,7,11,12  стр.321-324

 Кн. 2, гл 2,ч.6;

 Кн. 2,гл.4, ч.3;

 Толстой сумел проникнуть во внутренний мир Петра и показать его человеческие черты. Любовь его к Анхен, а затем к Катерине говорит о его нравственном облике, как о человеке, способном на большое чувство, но умеющем этим чувством управлять. Как и всем людям, ему присущи и колебания и сомнения, моменты раздумий и тревог за судьбу своих планов. Два раза мы видим его плачущим. Один раз у гроба матери, другой – у гроба Лефорта.

Кн.1, гл.5,ч.17

Кн.2, гл.1,ч.6,7. стр.317.

 Но основной ведущий тон романа бодрый, оптимистичный, отражающий объективный исторический момент пробуждения нации к жизни. Толстой показывает своего героя все время в действии, в гуще преобразований. Обратимся к тексту.

 Кн.3, гл.4, ч.1.

 Здесь Толстой выступает как новатор. Царь Петр всегда на первом плане, но его личность не подавляет вымышленных персонажей. Показывая простоту Петра1, его упорство в достижении цели, общение с людьми независимо от их общественного положения, автор снова и снова подчеркивает величие царя.. Вторая книга заканчивается картиной, напоминающей вступление к «Медному всаднику»

 Кн.2, гл. 5, ч. 7 стр. 517-547.

В третьей книге Петр торжествует успех предпринятых им мероприятий. Теперь перед ним стоит новая задача: отобрать у шведов земли искони принадлежащие русским, укрепиться на них, обезопасить отвоеванные берега у Невы. В главах, посвященных взятию Нарвы и Юрьева, Петр  - настоящий полководец. Умение быстро разбираться в обстановке, поднять дух солдат, настроение в армии отличает его от полководцев-иноземцев. Петр хорошо понимает, что успех войны зависит от стойкости и мужества солдат. Царь-полководец дает высокую оценку русскому солдату: «Русский мужик умен, смышлен, смел, а с ружьем он страшен врагу». Петр противопоставлен в романе шведскому королю Карлу Х11.

 Кн.3,гл 4

 Кн. 3.Гл.6, ч. 2

В последней части романа перед читателем предстает повелитель одного из сильнейших государств, в облике которого писатель подчеркивает величавую осанку, властное спокойствие, уверенность в себе.

 Вывод:

Эпический роман А.Н.Толстого «Петр 1» переносит нас в далекую эпоху конца 17 –начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь страны, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи и религиозные конфликты того времени. В центре повествования  образ ПЕТРА – выдающейся исторической личности, о которой уже много писали и ученые, и литераторы. Писателю удалось создать достоверный, убедительный образ русского царя-реформатора. Преобразовательная деятельность царя охватывает  буквально все сферы жизни: армию, флот, науку, культуру, быт, внешнюю и внутреннюю политику. Толстой изображает в своем романе широкий поток исторической жизни, целую панораму страны, судьбу не только отдельных героев, но и всего народа. Роман « Петр 1» вбирает в себя все многообразие проблематики ПЕТРОВСКОЙ эпохи, автор показывает и негативные явления того времени. Через весь роман проходят картины нищеты, бесправия, забитости и угнетения народа.. Своеобразной формой протеста против петровских реформ стало раскольничье движение. Петр вводил на Руси реформы железной рукой, жестокими,  насильственными методами. Но он не искал личной выгоды. Его цель состояла в том, чтобы сделать РОССИЮ сильной, могущественной державой, государством с высоким уровнем цивилизации и культуры. «Петр 1» - значительное явление в русской литературе.

Домашнее задание:

Подготовить устные сообщения. Задания даются индивидуально.

1.Положение крестьян при Петре 1.

Кн.1,гл 4, ч.1

Кн.2, гл1, ч.3

Выражение недовольства своим положением крестьянами. Жалобы к Петру.

     Кн.1,гл.5, ч.16

    Кн.3, гл.5, ч.3

3.Раскольничество.

 Кн.2, гл.2,ч.8

4. Расправа со стрельцами.

Кн.1,гл 4, ч.21; гл.7,ч.14

5. Массовые сцены в романе.

а) народ к Кремля (кн.1,гл1,ч.16)

б)оценка народом Крымских походов Голицына (кн.1, гл.4,ч.9)

в) Казнь Кульмана (кн.1,гл. 5, ч.9)

г) сцена в кабаке (кн.2,гл.1,ч.2)

6. Талантливость, одаренность русского народа. Кузьма Жемов.

(кн.1, гл.5, ч.10,21  кн.2, гл1, ч.10)

7 Русский  богатырь – Кондрат Воробьев. (кн.3, гл.5, ч.1)

8.Андрей Голиков. (кн. 2, гл.5, ч.3. кн.3, гл.2, ч.5)

9. Мужество и героизм русского народа. (кн. 3, гл. 6).

.

Литература:

А.Н.Толстой «Петр Первый», издательство «художественная литература», 1971 год.

Н.В.Егорова, И.В.Золотарева «Поурочные разработки по русской литературе. ХХ век, М., «Вако», 2004г.

Е.И.Богомолова, Т.К.Жаков, М.М. Кедрова «Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений, М., Высшая школа, 1989г.

А.А.Егорова «Как написать сочинение на «5», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996год

В.А.Западов, биография писателя. А.Н.Толстой , М., «Просвещение», 1881г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"

Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....

Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля"...

На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл

На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку...

"Прощай ,20 век! "Классный час для старшеклассников. Предназначен для конференции"Откуда есть пошла русская земля"Секция"Классный час, посвящённый ...

Данный классный час для старшеклассников расширит кругозор, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине....

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

"Откуда есть пошла русская земля..."

Цели. Познакомить с летописью как жанром древнерусской литературы; формировать литературоведческие представления; найти в тексте признаки художественности; обогатить словарный запас учащихся новой лек...

Внеклассное мероприятие по теме: “Откуда есть пошла Русская земля”.

Внеклассное мероприятие по теме:“Откуда есть пошла Русская земля”. Цель:1. расширить знания учащихся по истории народов Древней Руси.2.  учить применять ранее полученные знания по истории...


 

Комментарии

Вагу Мария Викторовна

Тамара Александровна, познакомилась с Вашим ресурсом.
Понравилось, что используете рабочие листы (одновременно это и контроль чтения произведения). Конечно, на изучение романа А.Н.Толстого всегда отводили ограниченное время, а жаль...

Банникова Наталья Анатольевна

Интересная, подробная работа. Считаю, что действительно для изучения столь сложного материала 90 минут очень мало, однако часы литературы, к сожалению, постоянно сокращают.

Нестерова Марина Георгиевна

Урок интересный, удачно используется содержание романа для раскрытия образа Петра Первого, исторической эпохи. Очень хороший план (подробный),помогает учащимся изучать роман и демонстрировать свои знания.

Васенина Тамара Александровна

Спасибо, Мария Викторовна. Действительно, дети сейчас меньше стали читать. Поэтому рабочие листы мне очень помогают. При работе с ними учащиеся вынуждены обращаться к тексту, находить нужные страницы, читать "по диагонали".

Васенина Тамара Александровна

Наталья Анатольевна, спасибо Вам.

Васенина Тамара Александровна

Спасибо Вам, Марина Георгиевна.

Яковлева Маргарита Сергеевна

Тамара Александровна!Хорошая разработка,спасибо!Нам сейчас такие карты нужны почти по всем произведениям -сами дети читать не хотят.У нас библиотекарь хранит все экземпляры классики с закладками.Строго наказывает ученикам не вытаскивать их,показывает,как использовать.