Концепция видения образовательной деятельности с целью достижения планируемых результатов ФГОС по предмету «Технология»
учебно-методический материал по технологии на тему

Предмет "Технология"— основная практико-ориентированная область знаний, опорный предмет  для формирования системы  формирования УУД, благодаря практической составляющей. Таким образом, стратегической задачей учителя технологии на сегодняшний день становится работа направленная на достижение планируемых предметных результатов по предмету и  реализация  «Программы развития УУД» , включающей в себя формирование компетенций области икт, учебно-исследовательской деятельности и проектной, обеспечивающей умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного освоения нового социального опыта, а не только получения конкретных знаний и навыков. Некоторые приёмы по формированию КУУД представлены на уроках технологии в таблице. Некоторые из них я применяла в представленном уроке.

Система формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

В своей педагогической деятельности,  в зависимости от  возрастных особенностей детей, тематического планирования, возможностей кабинета мною используются  современные  педагогические технологии: «модель -Перевёрнутый класс», «Технология развития критического мышления», технология проблемного диалога, игровая,  дифференцированное обучение.

В моей работе по организации контрольно-оценочной деятельности можно выделить следующие факторы:

  1. Осуществление  дифференцированного подхода к  формам домашней работы, к формам контрольно- оценочной деятельности (в процессе всего образовательного процесса)
  2.  Разработка проверочных тестов для коррекции знаний учащихся по достижению планируемых результатов  РУПпо предмету «Технология» после каждого раздела программы.
  3. Использование  различных форм контрольно-оценочной деятельности: коллективных, групповых, индивидуальных, письменных и устных.
  4. Обязательный этап рефлексии на каждом уроке, предполагающий личностную оценку образовательного результата.
  5. Реализации на уроках технологии принципов развивающего обучения и системно - деятельностного подхода: использование  алгоритмов, как способа  формирования  регулятивных и личностных УУД, направленных на формирование К-О деятельности обучающихся. Данные алгоритмы позволяют контролировать учебную деятельность поэтапно, тем самым, обучающийся может на основании выполнения работы проводить адекватную самооценкуЛисты рефлексии - личностная оценка   о работе. 
  6. Проведения на уроках разнообразных самостоятельных работ с разными источниками технологической  информации, практических  и лабораторных работ, проверочных тестов  осуществление  дифференцированного подхода к  формам контрольно-оценочной деятельности, к формам контрольно- оценочной и выявлению компетентности учащихся.
  7. Оценка ЛУУД.
  8. В таблице  представлены  различные приемы деятельности для формирования самоконтроля и самооценки учащихся, которые я применяю в образовательном процессе.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2

Концепция  

видения образовательной деятельности с целью достижения планируемых результатов ФГОС по предмету «Технология»

Разработчик:   Ермакова О.В.

с.Выльгорт

октябрь 2017 г

Концепция   видения образовательной деятельности с целью достижения планируемых результатов ФГОС по предмету «Технология»

Пояснительная записка

В настоящее время по многим учебным предметам и предметным областям разрабатываются концепции. В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития технологического образования в организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Также в проекте Концепции определены цели и задачи, значение технологического образования, обозначены основные проблемы технологического образования, намечены основные направления реализации Концепции, таким образом исходя из задач данной концепции и  связи с внедрением ФГОС ООО в пилотном режиме мною была разработана рабочая программа учебного предмета «Технология» для 5 – 8 классов.Рабочая программа учебного предмета   включает пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, общая характеристика учебного предмета, выделены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и по каждому курсу (по классам), краткое содержание по каждому курсу.  Разработано тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Выделены планируемые результаты изучения технологии. Метапредметные результаты разбиты по классам.   В рабочей программе соблюдается преемственность с программой начального общего образования по реализации программы «Формирование УУД» и программы духовно-нравственного развития.Разделы рабочей программы составлены в соответствии с Локальным актом образовательной организации. Таким образом реализация содержания предмета «Технологии» производится на основе программы учебного предмета «Технология» основного общего образования. Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897, с изм. от 29.12.2014), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена ФУМО, протокол  от 08.04.2015 г. №1/15).

Цели программы:

1.        Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

2.        Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

3.        Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах, 2 часа – в 8 классе, в 8 классе – за счет вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности добавлен 1 час. Таким образом, программа рассчитана на 4 года и 282 часа,  из них выделено для 5-7 классов по 70  часов в год, для 8 класса - 72 часа. При реализации проектных замыслов частично используется УМК В.Д. Симоненко, так как соответствующих данной программе по технологии УМК для реализации задач данной программы ещё не разработан, поэтому мною разрабатываются уроки исходя из планируемых результатов содержания блоков.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.

Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности школы по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. В отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы.

Основное содержание концепции

Основным предназначением «Технологии»  является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, умения видеть, ставить и решать актуальные задачи.

В профессиональную жизнь педагога с 2012 года вошло  понятие формирование универсальных учебных действий. За аббревиатурой УУД – скрывается принципиально важное педагогическое понятие. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода  группой авторов под руководством А.Г. Асмолова, таким образом современная система образования   направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.  В моей педагогической деятельности   уже выработана система формирования четырёх  блоков   универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

С УУД, их формированием и оценкой, теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога.

Предмет "Технология"— основная практико-ориентированная область знаний, опорный предмет  для формирования системы  формирования УУД, благодаря практической составляющей. Таким образом, стратегической задачей учителя технологии на сегодняшний день становится работа направленная на достижение планируемых предметных результатов по предмету и  реализация  «Программы развития УУД» , включающей в себя формирование компетенций области икт, учебно-исследовательской деятельности и проектной, обеспечивающей умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного освоения нового социального опыта, а не только получения конкретных знаний и навыков. Некоторые приёмы по формированию КУУД представлены на уроках технологии в таблице. Некоторые из них я применяла в представленном уроке.

Система формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Приемы по формированию коммуникативных УУД

Обоснование выбора приема

Результативность применения

1

2

3

Проблемные вопросы и  виды рефлексии:

  • Парная мозговая атака.
  • Групповая мозговая атака. Ключевые термины.
  • Верные и неверные утверждения «Верно ли что…»
  • Корзина идей

Кластер

Рефлексия работы в группе или паре

Способствует

формированию умений полно и точно  формулировать пути достижения решения проблемы, выражают свои эмоции возникающие в процессе коммуникаций, обмениваются мнениями о новой информации, соотносят новую информацию и имеющиеся знания, озвучивают собственную позицию, оценивают процесс и определяют дальнейшее сотрудничество, вырабатывают критерии оценивания деятельности и выражают мнение о дальнейших учебных действиях.

Н\П: Как решить проблему, какими способами, что для этого потребуется?

Над чем работали? Как спланировали работу?

Что нового узнали?

Чему научились? Где в реальной жизни можно применить полученные знания?

Что получилось? Что не получилось?  Над чем нужно работать?

Формируемое умение: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

В данных приёмах обучающиеся актуализируют и обобщают имеющиеся знания по данной теме или проблеме, определив границы знания и незнания. Осознают  тему, цели и задачи. Формулируют, планируют   способы достижения намеченной цели. Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

  В конце урока учащиеся в коммуникациях делают выводы и заключения  в группе или, индивидуально. Известно, что учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами.   В конце урока   каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы, что несомненно формирует ценностное отношение к предмету и формирует коммуникативные ууд.

Совместная деятельность: работа учеников в группе и в парах

  • Парная мозговая атака.
  • Групповая мозговая атака. Ключевые термины.

Применяю потому, что общей особенностью совместной деятельности является преобразование,   что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения. Способствует

формированию умений полно и точно выражать свои мысли о оценке и самооценке учебной деятельности. Создает учебную мотивацию

Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Формируемое  умение: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Пробуждает познавательный интерес. Создает ситуацию успеха.   Вырабатывает умение общаться с другими детьми. Формирует оценочные категории своей работы

Представление результатов работы в презентации

  • Эссе
  • Дискуссии
  • Круглом столе Синквейне
  • Стендовом докладе
  • Представлении творческого проекта
  • Экспозиции
  • Фотоотчёте

Формируемое умение: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей),

обобщают полученную информацию; делают выводы, предлагают план коррекции, находят альтернативные пути решения основных задач деятельности, на основе коррекции ошибок.

Также стоит отметить, что для достижения этой задачи современному учителю необходимо владеть методикой проектирования уроков на основе системно-деятельностного подхода и владеть теоритическими знаниями о современных образовательных технологиях, чтобы успешно применять их на практике. Не все технологии ложатся на тот или иной тип урока, но интерактивные методы и элементы технологий учитель всегда может использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся и достижения планируемых результатов.

Мною систематически реализуются в образовательном процессе современные образовательные технологии в рамках проведения уроков, основанных на системно-деятельностном подходе и направленных на личностно-ориентированное обучение школьников и создание условий для формирования компетентностной личности обучающихся. В представленном уроке я показала практическую модель применения «Технологии организации проектной деятельности учащихся» .

В своей педагогической деятельности,  в зависимости от  возрастных особенностей детей, тематического планирования, возможностей кабинета мною используются  современные  педагогические технологии: «модель -Перевёрнутый класс», «Технология развития критического мышления», технология проблемного диалога, игровая,  дифференцированное обучение.

Аналитический комментарий представлен в таблице  

Технология

Обоснование выбора технологии

Методическая и практическая результативность применения технологии

Технология организации проектной деятельности учащихся

(обусловлена спецификой

предмета)

Способствует  всестороннему развитию учащихся, так как эта  технология заключается в совокупности  приёмов, действий,    в их определённой последовательности  для достижения поставленной задачи- решения проблемы, значимой для учащихся и представленной в виде конечного  продукта  их  деятельности. Позволяет достичь образовательных результатов  программы развития ууд, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Таких как:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Позволяет формировать метапредметные результаты (регулятивные)

•принимать и сохранять учебную задачу;

•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность научиться:

•преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Позволяет формировать метапредметные результаты (коммуникативные)

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 Позволяет формировать метапредметные результаты (познавательные)

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии;

Личностного самоопределения: развитие и становление познавательных сил, развитие творческих и коммуникативных способностей.Позволяет мне придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности. Перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Усилить практическую направленность школьного образования.

Технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Включение проектной деятельности позволяет стимулировать: интерес учащихся к самостоятельному решению проблем:

- к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю;

- к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результату;

к творческой деятельности по конструированию новых объектов.

На уроках по проектной технологии мы разработали алгоритм проекта.

Но, проектную технологию я использую в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей.

С методической точки зрения мною четко отбираются проекты и проектные задачи в зависимости от целевых ориентиров занятия. Это могут быть как краткосрочные проекты на занятиях закрепления умений, так и обучающий долгосрочный проект, в рамках которого обучающиеся получают новые знания. Это могут быть и проектные задачи, которые могут быть введены как при получении новых знаний, как способ создания проблемной ситуации,  так и при закреплении уже имеющихся знаний и умений, как способ обобщения материала и оформления в портфолио проекта.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта: можно подсказать источники информации, а может надо направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.  И минусы проектной технологии:   большая загруженность учащихся во внеурочное время , поэтому я стараюсь основную часть работы реализовывать на уроках, предпочитая мини-проекты и краткосрочные, урок-проект .  

В рамках проекта всегда реализуется мини- исследование. Но исследовательская технология может реализовываться на уроке и в чистом виде. Исследовательская  технология обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний; рефлексию. Исследование на тему разрабатываем  по алгоритму

Раздел, тема урока:

Продолжительность исследования:

Цель исследования:

Задачи исследования:

Объект исследования:

Предмет исследования:

Методы исследования:

Описание исследования:

Формируемые УДД.

Применение данных технологий целенаправленно  формируют проектировочные и исследовательские умения и компетенции учащихся: определение цели, разработка проектного или исследовательского  задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта или исследования, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;  коммуникативных: передача информации, умение слушать и понимать другого;  социальных: умение сотрудничать в групповом общении ; информационных: владение способами получения информации из разных источников, обработка информации и хранение.  

Преимущества  применения  данной технологии: обучение на творческом  уровне  учащиеся постепенно осваивают и закрепляют элементы проектной и исследовательской деятельности; жесткие временные рамки выполнения, что предполагает большую  самостоятельность и активность учеников, наглядный и реальный продукт  деятельности учащихся, обширные формы представления результатов, практическая значимость.

Технология проблемного диалога

Определённые плюсы этой технологии: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.Личностного самоопределения:развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; коммуникативные. Стимулирование мотивации, повышение познавательного интереса, формирование самостоятельности.

.

Применение поисковых методов; постановка познавательных задач Тренинг общения (интервью), групповая   работа по решению проблемы, выдвижения гипотез, формулирования критериев подтверждающих решение проблемы и способов достижения поставленных задач. Обеспечивает творческое усвоение знаний, учащиеся проходят 4 звена научного творчества:

1. Этап введения знаний

- постановка проблемы (формулирование вопроса)

- поиск решения (открытие субъективно нового знания)

2. Этап воспроизведение

- выражение решения (выражение нового знания в доступной форме)

- реализацию продукта (представление продукта классу и учителю)

Технология развития критического мышления

Через чтение и письмо и проблемный диалог

Особенности современного образования

раннее начало обучения детей;

•        необходимость усваивать большой объем информации в сжатые сроки;

•        строгие требования к уровню знаний учеников.

ТРКМ меняет деятельность ученика. При использовании ТРКМ  учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ.

Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. Чтобы цель была достигнута, преподавателю необходимо заинтересовать учеников во время урока, сделать процесс обучения интересным и в этом мне помогает использование ТРКМ.

Таким образом, продуктивное использование современных образовательных технологий, неотъемлимая часть моей педагогической деятельности, и я считаю, что залогом успешного результата обучения   являются локальные внедрения инноваций в спектр традиционной системы.

Также в данной концепции стоит отметить важность организации деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной  деятельности направленной на формирование у школьников умения контролировать свои универсальные учебные умения и полученные знания по предмету. В технологической карте представленного урока прописаны моменты к-о деятельности (приёмы), позволяющие эффективно организовать данную деятельность.

В моей работе по организации контрольно-оценочной деятельности можно выделить следующие факторы:

  1. Осуществление  дифференцированного подхода к  формам домашней работы, к формам контрольно- оценочной деятельности (в процессе всего образовательного процесса)
  2.  Разработка проверочных тестов для коррекции знаний учащихся по достижению планируемых результатов  РУПпо предмету «Технология» после каждого раздела программы.
  3. Использование  различных форм контрольно-оценочной деятельности: коллективных, групповых, индивидуальных, письменных и устных.
  4. Обязательный этап рефлексии на каждом уроке, предполагающий личностную оценку образовательного результата.
  5. Реализации на уроках технологии принципов развивающего обучения и системно - деятельностного подхода: использование  алгоритмов, как способа  формирования  регулятивных и личностных УУД, направленных на формирование К-О деятельности обучающихся. Данные алгоритмы позволяют контролировать учебную деятельность поэтапно, тем самым, обучающийся может на основании выполнения работы проводить адекватную самооценкуЛисты рефлексии - личностная оценка   о работе.  
  6. Проведения на уроках разнообразных самостоятельных работ с разными источниками технологической  информации, практических  и лабораторных работ, проверочных тестов  осуществление  дифференцированного подхода к  формам контрольно-оценочной деятельности, к формам контрольно- оценочной и выявлению компетентности учащихся.
  7. Оценка ЛУУД.
  8. В таблице  представлены  различные приемы деятельности для формирования самоконтроля и самооценки учащихся, которые я применяю в образовательном процессе.

Приемы по формированию самоконтроля и самооценки

Приемы по формированию самоконтроля и самооценки

Обоснование выбора приема

Результативность применения

Оценочный лист урока, раздела  

использование данных форм работы позволяет оценить личностные результаты обучающихся (самоконтроль, индивидуальный рост, коррекция успеваемости). Самооценку рекомендуется проводить по критериям.

Создаются условия для формирования и последующего развития предметных и метапредметных умений объяснять результаты достижений; определять причины и следствия  пробелов или достижений;  Позволяют ученикам увидеть и оценить собственный прирост знаний.

Карточка компетенций

Работу по карточкам компетенций на уроке я ввожу после целеполагания и мотивации или после постановки проблемы урока: «А вы знаете как… или может вы умеете…? Кто передал вам этот опыт? А кто сможет … сделать сам и научить другого?. Таким образом дети подразделяются н на 3 группы, но как правило дети знали, видели, слышали, , что…но не умеют…, и не могут научить другого. Определив свои, компетенции учащиеся нацеливают себя на их повышение исходя из цели и темы раздела,урока.

Компетенция-это знание, навык, способность управлять ситуацией. Карточку компетенции лучше завести на год обучения по каждому разделу программы и темам уроков и желательно распечатать для каждого ученика . Оценка личностных результатов  - это оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

В данном случае данная карточка-персонифицированная форма оценки личностных достижений.

Рефлексивная приём «Синквейн»

синквейн использую как “быстрый, но мощный инструмент для рефлексии”.

В начале урока и в конце темы синквейны различаются по глубине содержания, чем больше ребёнок узнал, тем глубже содержание синквейна,  плюс к тому в нём ребёнок выражет личностное отношение к изученной теме и позволяет оценить и уровень понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал по новой или изученной теме.

Систематическое и целенаправленное применение приёма даёт хорошие результаты.

Он требует от ученика кратко резюмировать информацию. А еще синквейн – это хороший метод самоконтроля: если получается, значит, материал усвоен хорошо.

Не законченное предложение

(самооценка)

Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы:

  • Чему учились?
  • что получилось или не получилось, что вы лично для себя получили, что вам было трудно?

Осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

- формирование коммуникативных УУД,

-формирование личностных УУД: уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта.

Лесенка достижений

Знаю, могу, хочу научиться; или испытываю затруднения- усвоил новое ,но мне нужна помощь- усвоил новое знание и научился применять его на практике; ничего не знаю, не умею..- всё знаю и умею..

Осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний; Что же играет главную роль современном обществе в обеспечении успешных  достижений  в обучении учащихся ?

A)        внутренняя мотивация

B)        самореализация учеников

C)        осведомление ученика о том, что он достиг определенного уровня в обучении–т.е. личностные результаты.

Рецензия на представление проекта

(коллективная, индивидуальная)

Игра «найди отличия

Дайте краткую рецензию  используя алгоритм:

1.  Качество выполнения

2.Достоинства представленной информации

3. Недостатки

4. Вывод: Отражены ли все этапы проекта.

Развитие аналитического мышления. Развитие коммуникативных способностей. Возможность глубокого осмысления и рефлексии.
Взаимное оценивание дает учащимся возможность не только взаимодействовать друг с другом, но и закреплять изученный материал.

Анкеты

Форма работы , позволяющая определить уровень сформированности ОУУН у обучающихся в процессе исследования по 3-х бальной системе.

Притчи

Притча: Однажды, шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием  «А я добросовестно принимал участие в строительстве храма».

Давайте сейчас и мы с вами попробуем каждый оценить свою работу за сегодня.

Кто возил камни, поднимают желтые жетоны.

Кто добросовестно работал, поднимают зеленые жетоны.

А кто принимал участие в «строительстве храма», розовые жетоны. -Объясните, почему вы подняли именно этот цвет?

Притчи стимулируют обучающихся к более осознаной коррекции своей деятельности и вносят положительные эмоциональные моменты в урок и направлены на оценивание личностных результатов   работы.

Представленные в таблице приемы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности школьников характеризуется системностью и разнообразием и направлены на выполнение  следующих  функций:

- информировать ученика о выполнении им программы насколько он продвинулся вперед, об общем уровне выполнения, своих слабых сторонах) и представлять ему обратную связь, с тем чтобы сделать предметом освоения трудные для учащегося вопросы;

- стимулировать учение (сосредоточиваться на том, что ученики уже знают, чем на том, чего они не знают; отмечать малейшее продвижение; ориентировать ученика на успех; содействовать развитию позитивной самооценки).[1] (А.К. Маркова).  

Концепция Российского образования подразумевает одной из задач учителя в современном обществе развитие личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний.  Таким образом,   хотелось бы подчеркнуть, что каждый школьник — это отдельная, самостоятельная личность, которая формируется под воздействием многочисленных факторов. При этом особую роль играют школьные учебные предметы, содержание которых обладает большим воспитательным потенциалом (технология-однозначно), поэтому основная задача современного учителя «погрузить» ученика в учебную деятельность так, чтобы каждый учебный предмет оценивался им как лично значимый, для достижения осознания потенциала предмета в воспитании у обучающихся ценностного отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий. В этом направлении мною   используются  различные приёмы и формы работы, направленные на формирование УУД и коррекцию предметных планируемых результатов.

Необходимо отметить, что  предмет сам по себе не может сформировать личность ребёнка,   именно умения   предметника - ключевой фигуры  процесса образования и воспитания школьников, способствуют   возможностью развить личность обучающегося в нужном русле посредством предмета. Если педагог не хочет, не может, не умеет преподносить знания и умения по своему  предмету как значимые и нужные  для обучающихся, то сам по себе предмет навряд ли  вызовет у детей желание и мотивацию его изучать и сформирует планируемые результаты . Поэтому, для использования потенциала предмета  в воспитании у обучающихся  на мой взгляд педагог доложен  предъявлять требования:

1. К личностным качествам  учителя.

2. К профессиональной компетентности в рамках преподавания предмета и знания нормативно-правовой базы, требований стандарта к образовательному пространству.

Для себя я определила эффективные  пути взаимодействия учителя и ученика, направленные на   воспитание у обучающихся ценностного отношения к предмету и эффективного достижения планируемых результатов:

1. Улучшение материально-технической базы кабинета

2.Накопление методической копилки: ЦОР ,ЭОР,  методической библиотеки кабинета, дидактического, демонстрационного  и наглядного материала.

3.Создание  условий (учебная ситуация, учебная задача)для формирования  универсальных учебных действий через личностный рост -  «ситуация успеха».

4. Опора на жизненный опыт, проекция умений на свою семью.

5. Профессиональный рост: применение     личностно-ориентированных  СОТ, интерактивных моделей обучения, дифференцированного подхода в обучении,   применения интерактивных методов   в процессе обучения и воспитания.

6. Применение алгоритма конструирования урока в условиях введения ФГОС  

Эмоции являются обязательным компонентом отношений.  Я знаю,     что вызывает у школьника положительное, а что отрицательное отношение, степень и глубину его эмоциональной реакции, характер его интересов в связи с уровнем его умственного развития и поэтому часто проектирую в уроке  методы стимулирования эмоционально – ценностного отношения учащихся   к предмету и   формирования у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (игра, проблемные вопросы, дискуссия, работа в паре, в  группе по формированию выводов по теме, личные выводы и т.п.), которые носят практическую направленность и жизненность содержания.


[1] Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. (с.139).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование информационной образовательной среды, обеспечивающей возможность достижения планируемых результатов

В статье рассматриваются условия и предпосылки реализации нового ФГОС в области информатизации....

Доклад «Комплексный подход к планированию образовательного процесса. Единство цели и планируемого результата»

   Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен ...

Применение интерактивных методов обучения английскому языку для достижения планируемых результатов ФГОС.

В основе современных инновационных технологий лежит личностно – ориентированное обучение. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаим...

Образовательные ресурсы как гарантия ДОСТИЖЕНИЯ планируемых результатов

Образовательные ресурсы как гарантияДОСТИЖЕНИЯ планируемых результатов.Учитель физики: Рьш А.Д. АННОТАЦИЯ. Рыц А.Д. Современные подхолы к достижениюпланируемых образовательньвс результатов // Сис...

Педагогическая мастерская «Технология создания учебных заданий, как средство достижения планируемых результатов ФГОС»

Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения ...

Удостоверение о повышении квалификации "Достижение планируемых результатов при изучении предметов "Русский язык" и "Литература"

Удостоверение о повышении квалификации "Достижение планируемых результатов при изучении предметов "Русский язык" и "Литература"...