Педагогическая мастерская «Технология создания учебных заданий, как средство достижения планируемых результатов ФГОС»
методическая разработка
Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»
Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий Педагогической мастерской | 18.14 КБ |
Презентация | 393.84 КБ |
Брошюра | 579.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий Педагогической Мастерской
Столярова Алена Филипповна,
учитель географии МБОУ «Боханская СОШ № 1»
Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»
Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС
Задачи:
- познакомить участников Педагогической Мастерской с понятием «учебное задание» и его особенностями;
- познакомить участников Педагогической Мастерской с типами учебных заданий;
- создать условия для активного взаимодействия участников Педагогической Мастерской;
- смоделировать принципы построения учебных заданий участниками Педагогической Мастерской
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал
Этапы Педагогической Мастерской:
этапы | содержание | сценарий |
Индукция | Создание мотивирующей ситуации для направления участников Мастерской по заданной теме | Просмотр фрагментов мультфильма «В стране невыученных уроков». Рассуждения |
Самоконструкция | Индивидуальная работа | Задание:
|
Социоконструкция | Работа участников Мастерской в мини-группе | Участники делятся на 2 равные группы Задание: индивидуально или в мини-группе (2-3 участника) поработать над созданием элемента будущей модели «Учебное задание» |
Социализация | Работа в группе. Создание творческого продукта |
|
Афиширование | Представление работы в группе. Вывешивание готового продукта |
|
Разрыв/ корректировка | Внутреннее осознание участником Мастерской неполноты своего прежнего знания. В сделанное ранее вносятся исправления/ дополнения | Вопрос: «Какое учебное задание будет считаться «хорошим»? Озвучиваются критерии оценки учебного задания, как «хорошего». Внести изменения/дополнения в представленную модель «Учебные задания» |
Рефлексия | Критический анализ полученного знания | Выявление, чем в конце работы Мастерской прирос каждый участник. Чем данная практика будет значима для его дальнейшего построения учебного процесса?. |
Предполагаемый результат:
- Понимание участниками Педагогической Мастерской принципов построения/создания учебных заданий
- Практическое освоение понимания сути учебных заданий
- Активизация познавательной/творческой деятельности участников Педагогической Мастерской
- Повышение уровня профессиональной компетенции по основным аспектам проделанной работы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» Бернард Шоу
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Ассоциации к словосочетанию «учебное задание» 2. Сформулировать определение «учебное задание»
Чем определяются особенности учебного задания? Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов: Форматом задания Критериальной частью оценки выполнения задания
Структура задания Характеристика задания Мотивационная часть Содержание : условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выполнению (ответная часть) Образец/описание ответа Критерии оценки Методический комментарий (организационная часть Время выполнения
Вопросы –контуры: Какова цель / главный вопрос УЗ Какие действия требует выполнить УЗ Возможные формулировки УЗ для его выполнения
Требует выражения собственной позиции? Предполагает выражение/оценку ценностных суждений? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ДА Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку? Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку?
Учащиеся соотносят результат с замыслом? Требует самооценки? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ДА Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха? Оценка учебных заданий: личностный смысл учения и рефлексия Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха?
Оценка учебных заданий: самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний Требует приобретения знаний? Приобрете- ние знаний – основное требование? Задание междисци- плинарное? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ НЕТ ДА ДА ДА т.е. создания, преобразования или более глубо- кого понимания известного? На что тратятся основные усилия, время? О чем гово- рят критерии?
Есть ли у учащихся выбор? Решение проблемы – основное требование? Требуется воплощениев жизнь? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ДА Требуется воплощение жизнь? Оценка учебных заданий: решение проблем На что тратятся основные усилия, время? О чем гово - рят критерии?
Оценка учебных заданий: с амоорганизация, саморегуляция Задание многошаговое, длительное? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ ДА ДА ДА (в обоих случаях) ДА (в одном случае) Учащиеся планируют процесс выполнения? Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы?
Оценка учебных заданий: сотрудничество Задание требует совместных действий? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ ДА ДА ДА (в обоих случаях) ДА (в одном случае) Учащиеся принимают согласованные решения? Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт?
Оценка учебных заданий: коммуникация Задание предполагает диалог, связную, распространенную коммуникацию? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ ДА ДА ДА (в обоих случаях) ДА (в одном случае) Задана ли коммуникативная задача? Определены ли иные показатели (тема, предмет, формат) коммуникации?
Оценка учебных заданий: использование ИКТ Задание требует/предполагает использование ИКТ учащимися? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ ДА ДА ДА НЕТ Как, для чего учащиеся используют ИКТ? ИКТ действительно необходимо ? НЕТ ИКТ действительно необходимо? ДА
Предварительный просмотр:
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ» |
Педагогическая Мастерская |
На сегодня одним из самых важных показателей достижения основных образовательных результатов является готовность и способность обучающихся к выполнению различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Первостепенным средством достижения данных задач, стимулирующих учащихся приобретать и развивать требуемые способности, будет служить правильный выбор учебных заданий, которые должны побуждать обучающегося к выполнению действий, которые будут способствовать формированию необходимого навыка.
Учебное задание – вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные (теоретические и практические) действия (Российская педагогическая энциклопедия под ред. В.Г.Панова).
Среди многочисленных требований стандарта можно выделить основные группы навыков, различающихся составом учебных действий для достижения личностных и метапредметных требований:
- Ценностно-смысловые установки - Приобретение и интеграция знаний
- Личностный смысл учения и формы рефлексии - Коммуникация
- Сотрудничество - Самоорганизация и саморегуляция
- Решение проблем и проблемных ситуаций - Использование ИКТ для обучения
Структура учебного задания
Рекомендации по разработке учебных заданий,
направленных на формирование ценностно-смысловых установок
Способы выражения собственной позиции | Ценностно-смысловые действия, закладываемые в формулировку задания |
- выбрать из предложенных одно или несколько ценностных суждений, которые ученики разделяют, или противопоставить предложенным вариантам ценностных суждений собственный; | - Выберите суждение, которое соответствует вашему представлению (пониманию) … - Отметьте суждение … - Предложите свой вариант … |
- оценить степень своего согласия с тем или иным ценностным суждением (по шкале от «совершенно не согласен» до «полностью согласен»); | - Оцените… - Дайте оценку… - Выберите ту оценку, которая соответствует вашему представлению (понятию)… |
- прямо высказать свою позицию в свободной форме по отношению к конкретному наблюдаемому факту (например, к просмотренной сцене, прочитанному эпизоду, полученному или выполненному заданию и т.д.); | - Выскажите… - Сформулируйте… - Охарактеризуйте… - Выразите свое мнение… |
- создать творческую работу, сюжет которой отражает позицию автора. | - Создайте работу (используйте разнообразные формы образовательных продуктов) и … - Отразите свою позицию - Выразите свое отношение - Передайте свое понимание |
Учите школьников формулировать текст ответа по данной структуре: 1. Тезис: моя позиция. 2. Аргументы: примеры, подтверждающие мою позицию. 3. Вывод: подведение итога высказыванию. | - Аргументируйте свое мнение - Подтвердите примерами - Приведите доводы - Обоснуйте свою позицию - Докажите свою позицию - Дайте обоснование своей точке зрения |
Рекомендации по разработке учебных заданий,
направленных на формирование личностного смысла учения и форм рефлексии
Учебное задание требует от ученика выполнения следующих действий: | Возможные формулировки, используемые в надпредметном компоненте учебного задания | |
Ученик понимает и принимает учебную задачу и/или критерии оценивания. | - Прокомментируй условие… - Поясни товарищу… - Перескажи… - Объясни зачем, для чего… - Что будет, если не делать… | |
Ученик соотносит результат своей деятельности с требованием учебной задачи и / или критериями оценивания. | - Соотнеси… - Сравни… - Проверь… | Должен быть либо правильный ответ для сравнения, либо перечень критериев. |
Ученик осознанно сам себя оценивает, анализирует успешность /неуспешность по критериям | - Оцени себя… - Заполни лист самооценки… | Должны быть указаны критерии оценивания! |
Ученик выявляет причины, факторы, влияющие на результат. |
- Что помогло / помешало, почему… - Что надо исправить, чтобы повысить оценку… - Что бы изменил-исправил-дополнил… - Что надо учесть в следующей работе… | |
Рекомендации по разработке учебных заданий,
направленных на формирование навыков коммуникации
Основные понятия:
Ситуация общения: очное общение и заочное (переписка, воображаемое общение)
Коммуникативная задача (кто? кому? где? когда? почему? зачем? сообщает, говорит или пишет)
Тема и предмет: (ЧТО сообщает, говорит или пишет)
УЗ требует от ученика выполнения следующих действий: | Возможные формулировки, используемые в задании | Коммуникативные действия - рассказать - поделиться - рассказать от лица героя - пояснить - прокомментировать - доказать - аргументировать - объявить - критиковать - опровергнуть - сформулировать - советовать - дать рекомендации - объяснить - описать - написать - пересказать - подвести итог - истолковать - презентовать - обменяться мнениями - расспросить - задать вопросы - ответить - выслушать - выяснить - выразить мнение - возразить - оппонировать - поспорить - обсудить |
УЗ не требует развернутой связной коммуникации. Ученик дает односложный ответ, серию коротких ответов, выбирает ответ. | - Вставь пропущенные слова… - Выбери правильный ответ… - Приведи примеры… | |
УЗ требует создание устного или письменного текста, обозначены тема и предмет высказывания. Другие параметры не заданы. | - Напиши текст (рассказ, сочинение-миниатюру и т.д.) - Прокомментируй - Расскажи - Перескажи - Выскажи свою точку зрения | |
УЗ требует развернутой связной коммуникации и задает ЛИБО коммуникативную задачу, ЛИБО основные параметры | Развернутая коммуникация: КТО? – позиция автора или собеседника КОМУ? – к какой аудитории обращается ЗАЧЕМ? – с какой целью обращается ГДЕ? - в каком месте |
Учебное задание требует от ученика выполнения следующих действий: | Когнитивные действия |
УЗ требует получения нового знания в ходе продуктивной деятельности на основе познавательных действий. | - Сопоставить - Сравнить - Группировать - Систематизировать - Классифицировать - Ранжировать объекты по разным основаниям… - Провести наблюдение, измерение, опыт, эксперимент… - Выявить несоответствие, противоречие… - Найти связь - Проанализировать - Обобщить - Установить аналогии и связи - Выдвинуть и проверить предположение - Выявить сходство и отличие - Раскрыть особенности |
Рекомендации по разработке учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного освоения, приобретения, переноса и интеграции знаний
Оценка учебных заданий
- На формирование ценностно-смысловых установок
- Личностный смысл учения и рефлексия
- Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний
- Решение проблем
- Самоорганизация, саморегуляция
- Сотрудничество
- Коммуникация
- Использование ИКТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая аттестационная (курсовая) работа по теме «Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов развития УУД»
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого про...
Концепт как объект поликультурного образования учащихся-инофонов и средство достижения планируемых результатов ФГОС второго поколения
Обучение русскому языку учащихся-инофонов...
«Современные образовательные технологии на уроке иностранного языка как средство достижения планируемых результатов.»
В данной статье представлены современные образовательные технологии обучения иностранному языку...
Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС.
Распространение собственного опыта по теме: "Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС"....
Концепция видения образовательной деятельности с целью достижения планируемых результатов ФГОС по предмету «Технология»
Предмет "Технология"— основная практико-ориентированная область знаний, опорный предмет для формирования системы формирования УУД, благодаря практической составляющей. Таки...
Семинар по теме: «Общеобразовательные технологии как средство достижения планируемых результатов в контексте ФГОС»
Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету как средство достижения планируемых результатов обучения
Стратегическая цель предмета географии – формирование в сознание учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности в...