Методическая разработка урока в 7 классе.
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему
Знакомство учащихся с текстильными волокнами животного происхождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_7klasse.doc | 700.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Руководитель м/о учителей Говорухина Н В /_______________/ | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ с. Хворостянка Савенкова О.А./______________ |
Методическая разработка урока в 7 классе.
Раздел « Материаловедение».
Автор : Городничева М.В.
учитель технологии
первой квалификационной категории
ГБОУ СОШ с. Хворостянка
м.р. Хворостянский, Самарской
области.
2017
Формирование познавательных и регулятивных УУД в основной школе на примере изучения темы :
«Натуральные текстильные волокна, животного происхождения».
Организационная информация
Тема урока: «Текстильные волокна натурального происхождения».
Предмет: технология.
Класс: 7.
Автор урока: Городничева Марина Викторовна, учитель технологии.
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Хворостянка.
Село: Хворостянка, Самарская область.
Методическая информация
Методологическая база:
1) программа: программы общеобразовательных учреждений: Технология 5-7 классы. Составитель Симоненко В.Д... Москва: Просвещение, 20013 г.
2) интернет — источники:
http://files.school-collection.edu.ru
http://3knosu.ru/klubnika/example/?id=31
http://fermer.ru/sovet/obshchie-voprosy/18944
http://www.onlysilk.ru/silk.php
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство учащихся с текстильными волокнами животного происхождения.
Образовательная цель: изучение и систематизация учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, формирование образовательной компетентности.
Развивающая цель: развитие умений анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки, характерные для каждого вида текстильных волокон.
Воспитательная цель: воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с видами текстильных волокон и их свойствами;
- систематизировать свойства натуральных волокон;
- способствовать активизации познавательной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят, др. ученики в ходе урока:
- знание определений волокон животного происхождения, их свойств и признаков;
- умение определять характеристику и свойственные признаки волокон животного происхождения.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, дистанционная мышь для управления презентацией.
Дополнительные материалы: презентация по теме «Текстильные волокна животного происхождения», индивидуальный раздаточный материал для учащихся: образцы тканей из натуральных волокон животного происхождения, лупа, игла для выполнения практической работы, выполнения тестирования.
Мотивация учащихся: использование ярких образов, выполнение практического задания мотивирует учащихся к осознанному освоению темы;
Возможности использования дидактического материала:
- педагогом: модули можно использовать учителям, которые работают по другим УМК для визуализации изучения темы « Натуральные текстильные волокна, животного происхождения».
- учащимися: модули могут быть предложены обучающимся для самоподготовки.
Этапы урока
Этапы урока | Время, мин. |
| 0,5 |
(Слайд 2);
| 9 4 5 |
| 30 10 10 10 |
IV. Проверка глубины и прочности полученных знаний.
| 20 10 7 3 |
V. Закрепление знаний, умений и навыков:
| 19 9 10 |
| 1.5 |
Продолжительность урока: 1ч. 20 мин.
Методика проведения урока
Ход урока | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд 1) - Ребята, как Вы думаете, чем же мы с Вами будем сегодня заниматься? - А что необходимо знать, чтобы определить волокна животного происхождения? - Какова же тема нашего урока?
(Слайд 2.) -Прочитайте название раздела, с которым мы начинаем знакомство. - Предположите, с чем мы познакомимся , изучая этот раздел? - Заполните данную схему. Волокна. Натуральные Химические Растительного Животного происхождения происхождения хлопок лён шёлк шерсть Постановка учебной задачи. (хлопок, лен) – Есть необходимость нам останавливаться на данных волокнах? - Сформулируйте задачи урока. -Запишите задачи урока в тетрадь, в конце урока мы к ним обратимся. III. Изучение нового материала. (Слайд № 3) 1. 2.
3. 4. Перед вами животные, которые дают натуральное волокно -шерсть. Вы можете , глядя на этих животных, по внешним признакам определить, как их зовут? ( 1- верблюд; 2-лама; 3- альпака; 4- ангорская коза.) Глядя на этих животных, определим, каким же цветом окрашена в природе их шерсть? Вспомним, для чего им служит природный окрас? Шерсть - это волосяной покров животных. Основную массу шерсти получают от овцы. Её шерсть состригают специальными ножницами или машинкой почти цельным, неразрывным пластом, который называется руном. Для получения шерстяного волокна используют шерсть и других животных: ламы, верблюда, козы. альпака. В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую. Тонкая шерсть состоит из тонких, извитых, равномерных по толщине и длине пуховых волокон. Полутонкая шерсть включает более толстые пуховые и переходные волокна. Полугрубая шерсть включает в своём составе пуховые и более толстые переходные волокна. Грубая шерсть включает в свой состав толстые волокна. Шерсть, срезанная ножницами с живой овцы, растяжима и мягка, обеспечивает хороший доступ воздуха и сохраняет тепло. Особо ценится шерсть, получаемая от овец породы меринос, т.к. такая шерсть очень длинная и тонкая. Из шерсти овец этой породы изготавливают очень тонкую, прочную пряжу, а затем ткут высококачественные, лёгкие, дорогостоящие ткани. Таких овец разводят в Англии и Новой Зеландии. Причём, основой экономики Новой Зеландии является экспорт, т.е. вывоз из страны, молочных продуктов и овечьей шерсти. Такая шерсть ценится как золото, а породистое животное стоит как дорогой автомобиль. Поскольку овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена, поэтому волокна, сначала проходят первичную обработку. -Решим первую задачу. -составьте определение шерсти, запишите. -первичная обработка шерсти заключается в следующем: сортируют (подбирают по качеству), треплют (разрыхляют, удаляют примеси), промывают, сушат, изготавливают пряжу. http://3knosu.ru/klubnika/example/?id=31 Самые развитые овцеводческие районы нашей страны: Средняя Азия, Закавказье, Украина, Поволжье. Волокна шёлка : Чтобы получить 1кг шелка-сырца, нужна примерно тысяча гусениц, поедающих за полтора месяца 60кг листьев тутовника – это три тутовых дерева! Волокно шёлка. (Слайд № 4) Тутовый шелкопряд в полном смысле слова домашнее животное. В природе дикие виды этой бабочки уже не встречаются. Из века в век отбирали люди на племя коконы с лучшей оболочкой, повышая их шелконосность. Теперь вес шелковой оболочки составляет примерно половину веса сухого кокона. http://fermer.ru/sovet/obshchie-voprosy/18944 Шёлк. Волокна шёлка – это коконы тутового шелкопряда, размотанные в тончайшую нить. Из биологии вам известно, что бабочка откладывает яйца, из них появляются гусеницы, затем гусеницы вокруг себя наматывают тончайшие нити (куколка), а из куколки появляется бабочка. Впервые шёлк был изготовлен в Древнем Китае. За разглашение тайны изготовления шёлковой ткани приговаривали к смерти. Шёлковые ткани вывозили в страны Средиземноморья. Путь, по которому везли ткани назвали Великий шёлковый путь. Об этом вам рассказывали на уроках истории. Из волокон шёлка получают очень лёгкие, красивые и прочные ткани. (Показ коллекции, рассматривание). Слайд № 5. - Как вы думаете, какие изделия лучше изготовить из шёлковых тканей? С одного кокона сматывают нить тоньше человеческого волоса и длиной 700-800 метров. Волокно прямое, белое и гладкое. Нить сматывают сразу с 6-8 коконов. Такой шёлк называется шёлк – сырец. Рассмотрим процесс обработки коконов. Первичная обработка
Характеристика шёлковых тканей Шёлковые ткани красивые, прочные, тонкие, мягкие, имеют блестящую и гладкую поверхность, гигроскопичны, воздухопроницаемы. Решим вторую задачу урока. -составьте определение шелка, запишите. -первичная обработка: обработка коконов горячем паром для размягчения шёлкового клея, сматывание нитей с нескольких коконов одновременно. Шелководство развито в Китае, Японии, Турции, Средней Азии, Казахстане. Вывод: Мы получили волокна шёлка и шерсти. Что дальше? При изготовлении изделия и ухода за ним мы должны учитывать свойства ткани. Свойства ткани классифицируют на 3 группы: Механические Физические Технологические Итак, о каждой группе: механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действия различных внешних сил. К этим свойствам относится:
Физические свойства – это свойства направленные на сохранение здоровья человека.
Технологические – свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия.
IV. Проверка глубины и прочности полученных знаний.
(Слайд № 6).
Помимо свойств, ткань имеет определенные признаки. Для их выявления нам необходимо провести лабораторную работу. В ходе работы мы будем заполнять следующую таблицу:
Для проверки работы обменяйтесь таблицами и сверьте работу с образца. Проверка глубины и прочности полученных знаний. При комбинировании разных волокон получаются смесовые ткани. Чтобы, определить, натуральная эта ткань или нет, опираются на ее свойство и используют прием горения. Волокна шерсти горят медленно, распространяя запах жжёного волоса и спекаясь в шарик, который разрушается при надавливании. Волокно шёлка горит так же как и шерсть, но без характерного запаха. Перейдем к решению третий задачи. Учитывая свойства ткани, назовите, где можно их применить. Проверим наши предположения. Для того, чтобы изделие сохранило свой внешний вид, нужно уметь за ним правильно ухаживать. Как вы понимаете, что включает в себя понятие ухаживать.
Закрепление теоретических сведений в ходе фронтального опроса.
V. Закрепление, знаний, умений и навыков. Кроссворд.
Тест «Натуральные волокна животного происхождения» Подчеркните все правильные варианты ответов.
VI. Подведение итогов урока.
С рассмотрением, изучением к содержанию темы, выполнения задач, кроссворда и теста мы справились, а значит добились цели. которую ставили в начале урока. Из этого следует, что мы познакомились с натуральными волокнами животного происхождения. Наша цель достигнута. | Смыслообразование Целеполагание Структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия; знаково-символические действия; синтез как составление целого из частей; элементы волевой саморегуляции. Оценка (осознание качества и уровня усвоения); планирование (определение последовательности действий); анализ с целью выделения существенных признаков; подведение под понятия; умение обосновывать собственное мнение и учитывать мнение напарника, договариваться и находить общее решение; элементы волевой саморегуляции; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция. Поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия; выбор оснований и критериев для сравнения; типологизация объектов. Структурирование знаний. Анализ с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; синтез как составление целого из частей; элементы волевой саморегуляции. Умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия так и по ходу его реализации. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать. Осознанное владение логическими действиями, определения ограничение понятий. Контроль, оценка действий партнера, коррекция. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий на решение учебной и познавательной задачи. Построение логической цепи рассуждений. Контроль и оценка результатов деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать. Контроль и оценка результатов деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном. Умение осознано владеть логическими действиями, определять и ограничивать понятия установленных связей обобщения на различном материале, сравнивать сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критерий; делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии.) Овладение системой операций, умение структуировать тексты, выделять главное и второстепенное. Выделять основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Овладение основами ознакомительного изучающегося, усваивающего и поискового чтения. Умение адекватно использовать речевые средства, для решения различных коммуникативных задач. Владение устной и письменной речи, овладение основами коммуникативной рефлексией. Анализ деятельности; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осмысление полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...