Методическая разработка урока в 6 классе
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему
Текстильные волокна химического происхождения и их свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текстильные волокна химического происхождения и их свойства | 684.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Руководитель м/о учителей Говорухина Н.В./_______________/ | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ с. Хворостянка Савенкова О.А./______________ |
Методическая разработка урока в 6 классе.
Раздел « Материаловедение».
Автор :Городничева М.В.
учитель технологии
первой квалификационной категории
ГБОУ СОШ с. Хворостянка
м.р. Хворостянский, Самарской
области.
2017
Формирование познавательных и регулятивных УУД в основной школе на примере изучения темы :
«Текстильные волокна химического происхождения.»
Организационная информация
Тема урока: «Текстильные волокна химического происхождения и их свойства».
Предмет: технология.
Класс: 6.
Автор урока: Городничева Марина Викторовна, учитель технологии.
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка.
Село: Хворостянка, Самарская область.
Методическая информация
Методологическая база:
1) программа: программы общеобразовательных учреждений: Технология 5-6 классы. Составитель Симоненко В.Д... Москва: Просвещение, 2007 г.
2) интернет — источники:
1: http://fb.ru/article/162750/vidyi-sinteticheskih-tkaney-ih-harakteristika (Искусственные волокна)
2. https://znaytovar.ru/new371.html ( Вискоза)
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%BE (вискозное волокно)
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%B0 (химические волокна)
5.https://foxford.ru/wiki/himiya/promyshlennoe-proizvodstvo-sinteticheskih-volokon (синтетические волокна)
6. http://www.vls-cleaning.ru/iskusstvennye-volokna.html ( искусственные волокна)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство учащихся с текстильными материалами химического происхождения и их свойствами.
Образовательная цель: изучение и систематизация учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, формирование образовательной компетентности.
Развивающая цель: развитие умений анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки, характерные для каждого вида текстильных волокон.
Воспитательная цель: воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.
Задачи урока:
познакомить учащихся с видами текстильных материалов химических волокон и их свойствами;
систематизировать свойства химических волокон;
способствовать активизации познавательной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят, др. ученики в ходе урока:
знание определенийв химических волокон, их свойств и признаков;
умение определять характеристику и свойственные признаки химических волокон.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, дистанционная мышь для управления презентацией.
Дополнительные материалы: презентация по теме «Текстильные материалы из химических волокон и их свойства», индивидуальный раздаточный материал для учащихся: образцы тканей из искусственного и синтетического волокна, игла для выполнения практической работы, выполнения тестирования.
Мотивация учащихся: использование ярких образов, выполнение практического задания мотивирует учащихся к осознанному освоению темы;
Возможности использования дидактического материала:
педагогом: модули можно использовать учителям, которые работают по другим УМК для визуализации изучения темы
«Химические материалы из химических волокон и их свойства».
учащимися: модули могут быть предложены обучающимся для самоподготовки.
Этапы урока
Этапы урока | Время, мин. |
| 1 |
(Слайды № 2, № 3, № 4 )
| 9 4 5 |
Слайды № 8, № 9 , № 10
Слайды № 11, №12, № 13, № 14, № 15 | 30 5 5 10 10 |
IV. Проверка глубины и прочности полученных знаний.
| 16 7 5 |
| 4 |
V. Закрепление знаний, умений и навыков:
| 20 10 10 |
| 4 |
Продолжительность урока: 1ч. 20 мин.
Методика проведения урока
Ход урока | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(см. презентацию «Текстильные материалы из химических волокон и их свойства»)
(Слайд №1) В жизни все меняется, но неизменным остается желание выглядеть красиво и естественно. Одежда – это своеобразный показатель социального уровня. Ни один человек не относится к одежде только как к элементу защиты тела от атмосферных осадков и взглядов. При появлении первых элементов одежды, человек всячески пытался выделиться из серой массы, украшая ее хоть каким-то образом. Благодаря таким действиям, мы пытаемся показать свое внутреннее Я, определить свой стиль одежды и аксессуаров. Издавна, для производства тканей люди использовали те волокна, которые давала им природа. Вначале, это были волокна диких растений, затем волокна конопли, льна, а также шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень прочное волокно. - В 5 классе по разделу материаловедение, волокна какого происхождения мы с вами изучали?(растительного) - Какие самые распространённые растения, дают нам волокна? (лён, хлопок) Слайд № 2 - Глядя на слайд № 2 вы можете ответить какое растение изображено слева (рис № 1) и справа (рис № 2)?( лён хлопок) Слайд № 2Рис.№ 1 рис № 2- Давайте вспомним, в какой части у этих растений, находятся волокна растительного происхождения? (лён – стебель, хлопчатник – коробочка) - На слайде № 3 изображено два рисунка, из какой коробочки желательно собрать волокна? Слайд № 3 Лубяные волокна получают из стеблей, листьев или оболочек плодов различных растений. Слайд № 4 Стеблевыми лубяными волокнами являются лен( № 1), пенька ( № 2), джут(№ 3), кенаф(№ 4) и др., листовыми — сизаль ( № 5) и др., плодовыми — койр ( № 6), получаемый из покрова скорлупы кокосовых орехов. Рис № 1 рис № 2 рис № 3 рис № 4 Рис № 5 волокно сизаля рис № 6 Из лубяных волокон наибольшую ценность представляют льняные.
-Прочитайте название раздела, с которым мы начинаем знакомство. - Предположите, с чем мы познакомимся , изучая этот раздел? - Ребята, как Вы думаете, чем же мы с Вами будем сегодня заниматься? - А что необходимо знать, чтобы определить волокна химического происхождения? - Какова же тема нашего урока? Ориентируясь на слайд № 1 формулируется тема урока. Текстильные материалы из химических волокон и их свойства. Идеи о создании ненатуральных волокон из различных веществ высказывались на протяжении многих столетий, но только в конце 19-го века во Франции, в одном из пороховых заводов, было налажено изготовление вискозы. Классификация химических волокон Слайд № 5 III. Изучение нового материала.
Производство химических волокон имеет ряд преимуществ по сравнению с натуральными. Оно не зависит от сезона, погоды и является менее трудоемким. Кроме того, такие нити изготавливают с заранее определенными физико-механическими характеристиками. Химические волокна обладают отличными показателями устойчивости к разрывам, действиям бактерий и плесени, формоустойчивостью, несминаемостью, стойкостью к неблагоприятным воздействиям (свету, влаге и т.п.), нагреванию, многократным нагрузкам. Их физико-механические и химические свойства могут быть изменены путем модификации используемого полимера или уже готового изделия. Это позволяет производить из одного исходного сырья волокна с различными характеристиками. Кроме того, химические волокна различной структуры могут смешиваться для создания новых моделей и расширения ассортимента товаров. Химические волокна получают путем химической переработки природных (целлюлозы, белков и др.) или синтетических высокомолекулярных веществ (полиамидов, полиэфиров и др.). Сегодня производство искусственных тканей – это огромная сфера деятельности, что во многом связано с их востребованностью и большим перечнем разновидностей. Процесс производства химических волокон достаточно сложный и состоит из нескольких этапов:
Постановка учебной задачи. (искусственные , синтетические) – Есть необходимость нам останавливаться на данных волокнах? - Сформулируйте задачи урока. -Запишите задачи урока в тетрадь, в конце урока мы к ним обратимся. Для начала разберём искусственные волокна, из чего их добывают? Чем они отличаются от синтетических? Что является исходным сырьём синтетического волокна? Многие путают искусственные и синтетические волокна.
Технологический процесс изготовления химических волокон состоит из трех основных стадий:
Форма отверстий фильер обычно круглая, а для получения профилированных нитей используют фильеры с отверстиями в виде треугольника, многогранника, звездочек и др. Слайд № 6
При выработке коротких волокон используют фильеры с большим количеством отверстий. Элементарные нити со многих фильер соединяют в один жгут и разрезают на волокна необходимой длины, которая соответствует длине натуральных волокон. Сформированные волокна подвергают отделке. В зависимости от вида отделки получают волокна белые, окрашенные, блестящие и матированные. Слайд № 7 Рис№1 рис № 2
Изготовление вискозного волокна. Вытекающие нити из фильер А теперь мы рассмотрим некоторые волокна и изготовление тканей из них. Виды вискозы. В зависимости от способа производства и качества материала, волокна делят на категории:
Искусственная вискоза может смешиваться с натуральными волокнами. В этом случае материал приобретает качества, свойственные натуральным тканям. Снижается и стоимость ткани. При добавлении вискозы к натуральным тканям могут выпускаться ткани блестящие, матовые, легкие и плотные. Что такое вискоза без добавок? Это хрупкая синтетика.
Состав вискозы. Вискоза это синтетика или натуральная ткань? Ответ очевиден – это ненатуральный материал, однако производится он из настоящей целлюлозы – древесины. Измельченные остатки деревьев специальная обработка превращает в пюреобразную жидкость – ксантогенат целлюлозы. Затем сутки под вакуумом древесина уваривается с добавлением раствора гидросульфата кальция. Полученную массу продавливают через специальное сито, получая на выходе вискозное волокно. Интересный факт: если эту же массу продавить сквозь сито с отверстиями поменьше, то получится широко известный полиэтилен. Производство вискозы. Прежде, чем она приобретет привычный вид, проводится целый ряд химических обработок. Процесс производства ткани не изменился за сотню лет, но оборудование претерпело модернизацию. Масса выдавливается в емкость, наполненную кислотой. Она может подвергаться прессованию, отбеливанию, могут добавляться добавки для улучшения свойств, придания цвета. Этап отделки ткани. Сушка Свойства вискозы. По своим свойствам она напоминает натуральные ткани и похожа на хлопок.
Материал обладает рядом преимуществ:
Слайд № 8
Ткань из вискозной пряжи. Шаль из вискозы. Одежда из вискозы. Триацетат очень похож по внешнему виду на натуральный шелк. Его часто называют искусственным шелком.
Слайд № 9 Волокнистый материал, сделанный из ацетилированной целлюлозы, в разрезе похож на ребристый круг. Изделия легко стираются, не подвержены усадке, линьке. К тому же грязь не проникает вглубь волокна и легко «отстает» от него при стирке с обыкновенными моющими средствами. Не рекомендуется использовать вещества, содержащие в большом количестве хлор, а также отбеливатели и прочие агрессивные составы для стирки – это может стать причиной изменения цвета ткани. К тому же, отстирать одежду из триацетата можно и используя более щадящие вещества. Триацетат хорошо драпируется, поэтому его часто применяют при шитье сложных нарядов, создании стойких плиссировок. Материал очень прочный, хорошо переносит глажку, если соблюдать правила осторожности и не подвергать полотно воздействию высоких температур (гладить следует в режиме «Шелк»). Одежда из него очень быстро сохнет после стирки, практически не мнется. Слайд № 10 Ацетат обладает некоторыми существенными отличительными особенностями. Очень часто именно искусственным шелком называют ацетат.
Свою популярность среди потребителей именно благодаря им завоевала достаточно быстро ткань ацетат. Краткая характеристика ацетата:
Изделия, которые производятся из ацетата, отличаются следующими особенностями:
Следует отметить, что ацетатные волокна очень часто входят в состав пряжи с мохером, хлопком или же с шерстью. Производство синтетических тканей. Нити формируют из расплавов или растворов. Они могут быть одиночными, комплексными или в виде жгутов для получения волокон определенной длины (затем из них производят пряжу). Кроме нитей, из исходной синтетической массы формируют пленочные материалы и штампованные изделия (детали обуви и одежды). Слайд № 11 Принято различать следующие виды и названия синтетических тканей, которые имеют отличия в структуре и составе: Полиэфирные (тергаль, лавсан, дакрон, микрофибра, полиэстер, плащевка и т.д.). Ассортимент тканей из синтетических нитей на основе полиэфира обладает следующими свойствами: повышенная прочность, мягкость, легкость, пластичность (в сравнении с полиамидным сырьем), устойчивость к различным негативным воздействиям.
Слайд № 12 Полиамидные (капрон, нейлон, перлон, велсфот, таслан, джордан и т.д.). Материал обладает высокой прочностью на разрыв и истирание. Он не впитывает влагу, водонепроницаем. Общие свойства синтетических волокон. Несмотря на все свое разнообразие, большинство материалов обладают общими особенностями. К достоинствам синтетических тканей относятся следующие качества.
Недостатки обуславливаются тем фактором, что синтетический материал может плохо влиять на живой организм. Синтетика накапливает статическое электричество (электризуется). Возможно возникновение аллергии, индивидуальная непереносимость химических компонентов. Большинство искусственных тканей плохо впитывают влагу – соответственно, не впитывают пот и обладают низкими гигиеническими свойствами. Не пропускают воздух – это также имеет значение для производства одежды и белья. Некоторые свойства синтетических тканей могут иметь как положительный, так и отрицательный смысл в зависимости от того, как применяется материал. Например, если ткань не пропускает воздух, это негигиенично для повседневной одежды. Но верхняя спецодежда из такого материала будет весьма уместна для защиты от неблагоприятных погодных условий. Слайд № 13 Лайкра: полиуретановые синтетические ткани. Названия, применяемые торговыми корпорациями: эластан, лайкра, спандекс, неолан, дорластан. Полиуретановые нити способны к обратимым механическим деформациям (наподобие резины).
Слайд № 14 Лавсан: полиэфирные волокна Полиэфирная синтетика обладает повышенной упругостью, износостойкостью, ткани из нее не садятся, не мнутся и хорошо держат форму.
Акрил: полиакрилонитрильные материалы.
Слайд № 15 Решим первую задачу. - составьте определение искусственных волокон, запишите. ( Искусственные волокна – это волокна, изготовленные из целлюлозы древесины). Решим вторую задачу урока. -составьте определение синтетических волокон, запишите. (Сырьём синтетических волокон служат нефтепродукты, природный газ или каменный уголь.) Ткани из синтетических волокон обладают рядом преимуществ и недостатков по сравнению с натуральными материалами. IV. Проверка глубины и прочности полученных знаний. В ходе работы мы будем заполнять следующую таблицу: Слайд № 16 Свойства тканей из химических волокон.
Проверка глубины и прочности полученных знаний. При комбинировании разных волокон получаются смесовые ткани. Чтобы, определить, какая перед нами ткань, опираются на ее свойство и используют прием горения. Волокна ацетата и триацетата горят быстро и при этом сворачиваются в маленькие шарики, пахнущие уксусом. Если подожжённую нитку вытащить из пламени, горение прекращается. Полиэфирные волокна плавятся без запаха, образуя твёрдый шарик. Полиамидные волокна плавятся без запаха, образуя мягкий шарик. Полиакрилонитрильные волокна быстро плавятся, приобретая коричневый цвет, затем горят коптящим пламенем с образованием твёрдого шарика. Перейдем к решению третей задачи. Учитывая свойства ткани, назовите, где можно их применить? Проверим наши предположения. Для того, чтобы изделие сохранило свой внешний вид надолго, нужно уметь за ним правильно ухаживать. Как вы понимаете, что включает в себя понятие ухаживать?(стирка,чистка и глажка) Последнее разберём подробнее…
Закрепление теоретических сведений в ходе фронтального опроса.
V. Закрепление, знаний, умений и навыков.(это задание можно через интерактивную доску, или подготовить на доске заранее, или распечатать на листах и раздать) Кроссворд.
Тест «Химические волокна» Подчеркните все правильные варианты ответов. 1. К волокнам искусственного происхождения относятся: а).вискоза, б). акрил, в).ацетат, г) капрон. 2. К синтетическим волокнам относятся: а).триацетат, б).эластан, в). хлопок, г).акрил. 3. К химическим волокнам относят: а). кенаф, б). шерсть, в). вискоза, г). спандекс. 4. Свойства вискозных тканей: а). усадка, б). прочность в мокром состоянии, в). эластичность, г). гигроскопичность. 5. Отрицательные качества синтетических волокон: а). плохо впитывают влагу, б). износостойкость, в) чувствительны к высокой температуре . г). эластичность. 6. Положительные качества химических материалов: а). не повреждаются молью, б). эластичны. в). теплозащитность, г). осыпаемость на срезах. 7. Для изготовления летней одежды используют ткани: а). высокой воздухопроницаемостью, б) .слабой сминаемостью, в). большой пылеемкостью, г).плохой драпируемостью д). гигроскопичные. VI. Подведение итогов урока.
С рассмотрением, изучением к содержанию темы, выполнения задач, кроссворда и теста мы справились, а значит добились цели, которую ставили в начале урока. Из этого следует, что мы познакомились с химическими волокнами и их свойствами. Наша цель достигнута. | Смыслообразование Целеполагание. Структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия; знаково-символические действия; синтез как составление целого из частей; элементы волевой саморегуляции. Оценка (осознание качества и уровня усвоения); планирование (определение последовательности действий); анализ с целью выделения существенных признаков; подведение под понятия; умение обосновывать собственное мнение и учитывать мнение напарника, договариваться и находить общее решение; элементы волевойсаморегуляции; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция. Поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия; выбор оснований и критериев для сравнения; типологизация объектов. Структурирование знаний. Анализ с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; синтез как составление целого из частей; элементы волевой саморегуляции. Умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать. Осознанное владение логическими действиями, определения ограничение понятий. Контроль, оценка действий партнера, коррекция. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий на решение учебной и познавательной задачи. Построение логической цепи рассуждений. Контроль и оценка результатов деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать. Контроль и оценка результатов деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном. Умение осознано владеть логическими действиями, определять и ограничивать понятия установленных связей обобщения на различном материале, сравнивать сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критерий; делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии.) Овладение системой операций, умение структуировать тексты, выделять главное и второстепенное.Выделять основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Овладение основами ознакомительного изучающегося, усваивающего и поискового чтения. Умение адекватно использовать речевые средства, для решения различных коммуникативных задач. Владение устной и письменной речи, овладение основами коммуникативной рефлексией. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий на решение учебной и познавательной задачи. Построение логической цепи рассуждений. Овладение системой операций, умение структуировать тексты, выделять главное и второстепенное. Выделять основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Овладение основами ознакомительного изучающегося, усваивающего и поискового чтения. Умение осознано владеть логическими действиями, определять и ограничивать понятия установленных связей обобщения на различном материале, сравнивать сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критерий; делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии.) Умение адекватно использовать речевые средства, для решения различных коммуникативных задач. Владение устной и письменной речи, овладение основами коммуникативной рефлексией. Умение осознано владеть логическими действиями, определять и ограничивать понятия установленных связей обобщения на различном материале, сравнивать сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критерий; делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии.) Овладение системой операций, умение структуировать тексты, выделять главное и второстепенное. Выделять основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Овладение основами ознакомительного изучающегося, усваивающего и поискового чтения. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать. Контроль и оценка результатов деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном. Умение адекватно использовать речевые средства, для решения различных коммуникативных задач. Владение устной и письменной речи, овладение основами коммуникативной рефлексией. Анализ деятельности; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осмысление полученных знаний. Умение адекватно использовать речевые средства, для решения различных коммуникативных задач. Владение устной и письменной речи, овладение основами коммуникативной рефлексией. Анализ деятельности; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осмысление полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...