Технологическая карта урока "Швейная машина", 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Бытовая швейная машина, подготовка к работе. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shveynaya_mashina_karimova_vilman.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Каримова Елена Николаевна, МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова; Вильман Татьяна Владимировна МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова город Геленджик.
Предмет: технология
Класс:5
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Тема урока: Бытовая швейная машина, подготовка к работе. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: швейные машины Janome -415 (13 единиц оборудования), швейная машина 2-М класса с ручным приводом, швейная машина 2-М класса с ножным приводом, швейная машина «Чайка» с электроприводом, машина «Оверлок», ПК, проектор, материалы ЭОР, укладка со швейными инструментами учебник технологии §19, рабочая тетрадь (задание 18), шаблоны для выполнения прямых строчек, карандаш, ручка, плакаты «Универсальная машина бытового назначения», «Регулировки и уход за швейной машиной» (или диск «Технология. Машиноведение»), образцы (эталоны) строчек.
Планируемые результаты
- Предметные – учащиеся познакомятся с историей создания швейной машины, видами современных бытовых швейных машин; ознакомятся с устройством швейной машины, её основными узлами и деталями; обучаться рациональной организации рабочего места при выполнении машинных работ, соблюдению правил безопасного труда; научатся подготавливать машину к работе - наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижние нитки, прокладывать строчку (без ниток по бумаге) по прямой линии, поворот под углом.
- Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, коммуникативные - умение работать в парах при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, синтез, обобщение, классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.
- Личностные – самоопределение - умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
№ этапа урока | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу») 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | -Организационный момент, проверка готовности к уроку. Создание позитивного настроя. Слайд 1 -На предыдущем уроке мы с вами познакомились со швейными ручными работами и выполнили образцы ручных швов. Проверим выполнение задания 17-4 (взаимоконтроль). Слайд 2. Повторение по теме «Ручные швейные работы». (ответы на слайде появляются после ответов учащихся) -Ваши образцы ручных швов выполнены отлично, но можно ли сшить такими швами изделие? Если нет, то почему? Посмотрите на швы в своих изделиях (блузках, юбках), чем они отличаются от ручных швов? ( Можно подготовить образцы швов (стачной, краеобметочный зиг-загом и на оверлоке) и сравнить эти швы с образцами ручных работ) - Какие инструменты и оборудование применили для выполнения этих швов? Слайд 3. Бытовая швейная машина (изображение иглы, швейной машины, названия темы появляются после ответов) - У кого есть дома швейная машина? -Кто из вас шил на швейной машине? - Какие у вас впечатления от шитья на швейной машине? -Хотелось бы вам научиться шить на швейной машине? - Как вы думаете пригодиться ли вам в будущем умение работать на швейной машине? - Скажите, какая сегодня тема урока? -Помогает сформулировать тему урока. | -Учащиеся зачитывают вопросы из рабочей тетради (17-4) и проверяют слова-ответы в тетрадях у друг друга, оценивают. 1.Временное ниточное соединение двух деталей-сметывание. 2. Временное ниточное закрепление подогнутого края- заметывание. 3. Предохранение среза детали от осыпания с помощью иглы и нитки-обметывание. 4. Ряд стежков, расположенных друг за другом-строчка. 5. Соединение строчкой слоев материала-шов. -Ответы учащихся. (Делают вывод, что эти швы более прочные, ровные, красивые) - Ответы учащихся. (Ручная игла и швейные машины) - Ответы учащихся. - Ответы учащихся. (Бытовая швейная машина) | Л. Самоопределение, самоорганизация, К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке П. Правильность организации рабочего места | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы. | -Как вы, думаете, давно ли существуют швейный машины? Слайд 4. Первая швейная машин с челночным механизмом. Слайд 5. Найдите сходства и различия. -Давайте посмотрим на варианты швейных машин. (Учащимся представлены швейные машины, имеющиеся в мастерской, указаны в оборудовании). - Найдите сходства и различия на этих машинах (разные виды приводов). Подводит к классификации по виду приводов швейной машины и наличию одинаковых деталей и механизмов (ручной, ножной, электрический), отмечает их достоинства и недостатки. Слайд 6. Виды приводов. - Определите назначение этих швейных машин (даны образцы швов, выполненных на данных машинах) -Что общего и чем отличаются эти машины? Слайд 7. Классификация швейных машин Слайд 8 Бытовая универсальная швейная машина Слайд 9. Краеобметочная машина оверлок Слайд 10 .Вышивальная машина -Могли бы вы сейчас без минимальных знаний выполнить работу на швейной машине? -Что, на ваш взгляд, нужно знать и уметь, чтобы работать на швейной машине? (правила безопасной работы, устройство швейной машины, подготовка швейной машины к работе, овладеть приемами работы). | Ответы учащихся. -Осматривание швейных машин. -Ответы учащихся. -Сравнение видов машин. Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения… ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! -Осматривание швейных машин. -ответы учащихся ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! | Л. Смыслообразование. П. Анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации из текстов. Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |
Изучение теоретического материала | Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. Организовать фиксацию затруднения, соответствие своих действий. | - Современная бытовая швейная машина имеет электропривод. -Какие вы знаете правила безопасной работы с электрооборудованием? -Какие, на ваш взгляд, механизмы швейной машины, могут стать источником опасности? Слайд 11. «Правила безопасной работы» -Рассмотрим швейную машину с электроприводом, её основные узлы (учитель рассматривает машину, используемую в данной школе). -Знаете ли вы названия деталей и узлов швейной машины? Слайд 12 -Учитель демонстрирует на слайде (или таблице) основные элементы швейной машины и сопоставляет их с деталями непосредственно на швейной машине, дает название узлам и деталям. -Предлагает учащимся сесть за швейные машины и приклеить подписанные стикеры с названиями основных узлов к соответствующим деталям швейных машин (работа в парах или группах, в зависимости от количества швейных машин). Слайд 13: «Основные узлы швейной машины» (или таблица) -Что нужно сделать, чтобы начать работу на швейной машине? - Для подготовки швейной машины к работе необходимо намотать нитку на шпульку, заправить верхнюю и нижнюю нити. Слайд 14: «Намотка нитки на шпульку - Учитель демонстрирует на слайде (таблице) намотку нитки на шпульку Слайд 15: «Заправка верхней нитки». -Учитель демонстрирует на слайде (таблице) заправку верхней нитки Слайд 16: «Заправка нижней нитки». - Учитель демонстрирует на слайде (таблице) заправку ниток (параллельно показывает на швейной машине). Слайд 17: «Выведение нижней нитки наверх». -Учитель демонстрирует приемы работы на швейной машине (на швейной машине учителя), обращает внимание на организацию рабочего места для шитья, информирует о возможных неполадках, связанных с неправильной заправкой ниток. | - Ответы учащихся (полилог). - Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах. - Работа с учебником стр. 125 (правила безопасной работы), проговаривание. -учащиеся пытаются дать название деталей -Учащиеся записывают названия основных узлов на стикерах (листочках), проговаривают вслух. -Учащиеся работают в парах или группах, используя материал учебника, §19, рис 69. -Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения. Приклеивают стикеры к деталям швейной машины. -Учащиеся подходят к демонстрационному столу, наблюдают за действиями учителя. Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет. | П. Анализ, синтез, постановка и формулирования проблемы, структурирование знаний. Чтение технологических карт, работа с учебником | |
Построение проекта выхода из затруднения. | Организовать построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | -В каком месте испытали затруднение? - Почему? - Какую цель поставите перед собой на уроке? - Где можно найти информацию для решения затруднения? Слайд 18. «Приемы работы на швейной машине. Начало работы» Слайд 19. «Приемы работы на швейной машине. Поворот строчки» | - учащиеся составляют алгоритм действий по подготовке машины к работе и приемам работы на ней (используя материал учебника, стр. 121-124) | Личностные (УУД): - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор. Метапредметные (УУД): Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - проводить анализ своей творческой деятельности; П - самостоятельное создание способов решения творческого характера. К- ориентироваться в учебнике и в технологической карте; | |
Реализация построенного проекта (Лабораторная работа №10, задание 1,2). | Построение и фиксация. Обучение рациональной организации рабочего места при выполнении машинных работ, соблюдению правил безопасного труда; научить подготавливать машину к работе - наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижние нитки, прокладывать строчку (без ниток по бумаге) по прямой линии, поворот под углом. Прививать аккуратность, точность при выполнении работы. | Предлагает познакомиться и инструкционной картой, лабораторная работа №10, задание 1,2 (учебник, стр.126)
| -учащиеся составляют алгоритм действий по исследованию работы регулирующих механизмом (используя материал учебника, стр. 126) | Р. Осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построения логической цепи рассуждений, доказательство. К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Давайте обобщим полученные знания. -Назовите правила организации рабочего места. -Назовите основные узлы швейной машины. -Как выполняется заправка верхней нити? - Как выполняется заправка нижней нити? -Расскажите о приемах работы на швейной машине (начало работы, поворот строчки, закрепка вначале и конце строчки, окончание работы) | - Ответы учащихся -Уточняем, правильно ли учащиеся поняли задание, нет ли вопросов по ходу выполнения работы. | Р. определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самопроверка умения применять новые знание в и типовых условиях. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Слайд 20 Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Лабораторная работа №10, задание 1. Слайд 21 Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Лабораторная работа №10, задание 2 Индивидуальная помощь и контроль учителя при выполнении самостоятельной работы. | -Выполнение лабораторной работы происходит в индивидуально-самостоятельной форме опорой на эталон, проговаривают каждый шаг во внешней речи. -Корректировка своей деятельности по представленной инструкционной карте. -Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют лабораторную работу. -Выявление и устранение типовых ошибок. | П. Анализ, синтез, обобщение, выполнение действий по алгоритму, доказательство. Р. Контроль и оценка, волевая саморегуляция. К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |
Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Слайд 22 Проверь себя Выполнить п.1 задания 18 Р.Т., | -Учащихся работают в Р.Т. задание 18., п.1 Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости операции. | Личностные (УУД): - умение анализировать собственную деятельность Метапредметные (УУД): регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выделение и осознание учащимися, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; познавательные - выбор критериев для сравнения. | |
Рефлексия учебной деятельности. | Соотношение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Подведём итог урока. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Когда это знание будет вам необходимо? -Назовите правила организации рабочего места. -Назовите основные узлы швейной машины. -В чем заключается подготовка швейной машины к работе? -Расскажите о приемах работы на швейной машине (начало работы, поворот строчки, закрепка вначале и конце строчки, окончание работы) Слайд 23. Домашнее здание Задание для всех: -Оформи в портфолио образец , выполненный в ходе лабораторной работы; повтори §19, выполни задание из рабочей тетради 18-4; -Подготовь швейные инструменты и кусочек хлопчатобумажной ткани для образцов. Задание дополнительное (по желанию) -Найди информацию и ознакомься с историей швейной машины -Подготовь презентацию об истории швейной машины Слайд 24. Рефлексия Слайд 23. Тема урока «Бытовые швейные машины» | Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы. Ученики оценивают степень достижения цели. Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений. (подготовить материал для выполнения задания 3, Л.Р.№10, Л.Р.№12) | Личностные (УУД): - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли познавательные: - построение логической цепи рассуждений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока «Машинные швы».
Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков выполнения машинных швов и применения их в обработке ночной сорочки; научить выполнять обработку горловины ночной сорочки...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....
Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс
Разработка урока в 6 классе по теме: Деление цветковых растений на однодольные (например, пшеница) и двудольные (например, горох). Характерные различия (строе...