Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Разработка урока в 6 классе по теме: Деление цветковых растений на однодольные (например, пшеница) и двудольные (например, горох). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Цели: познакомиться с многообразием покрытосеменных и выявить признаки двудольных и однодольных растений.
Задачи:
Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений; дать представление об общих и отличительных признаках в строении однодольных и двудольных растений
Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения. Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока
Тип урока: комбинированный
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы. Коллекция семян. гербарии, рисунки, термины, Мультимедийный проектор, экран, препоравальная игла, микроскоп, лупа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznaki_klassov_rasteniy.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 6 классе по теме: Деление цветковых растений на однодольные (например, пшеница) и двудольные (например, горох). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Цели: познакомиться с многообразием покрытосеменных и выявить признаки двудольных и однодольных растений.
Задачи:
Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений; дать представление об общих и отличительных признаках в строении однодольных и двудольных растений
Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения. Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока
Тип урока: комбинированный
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы. Коллекция семян. гербарии, рисунки, термины, Мультимедийный проектор, экран, препоравальная игла, микроскоп, лупа.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Структура урока | Деятельность учителя | деятельность обучающихся |
1.Организация начала урока (1 мин). | Здравствуйте, ребята! Проверьте на столе наличие книги, тетради, ручки. Присаживайтесь за парты. Давайте улыбнемся друг другу, и начнем наш урок с хорошим настроением. | Дети здороваются с учителем. Обучающиеся садятся за парты. |
2. Постановка цели и задач урока (2 мин) ( мотивация учащихся). | - Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала о покрытосеменных растениях. Отдел Покрытосеменные на какие классы делятся ? (слайд ) Вот у меня модели цветка тюльпана и яблоки, чем они отличаются; предположения ребят. Посмотрите на экран «Строение семян», эти два растения выросли из этих семян. Как выдумаете какое растение из какого семени образовалось? Сегодня мы выявим отличительные признаки…(Чего? слайд) однодольных и двудольных растений (слайд Определяем тему урока Цели урока - Вы узнаете, что покрытосеменные растения делятся на классы. - Научитесь распознавать однодольные и двудольные растения. - Вы продолжите учиться работать в паре. - Вам нужно поработать так, чтобы новый материал запомнить на уроке. - В конце урока показать свои знания. А для этого, вы должны будите безошибочно определить: к какому классу принадлежит растение. А я, ребята, готова вам во всем помогать. Готовы? Начинаем работать. | Готовы. |
3. Подготовительная работа к объяснению нового материала. (5мин.. а) Фронтальная беседа по вопросам. слайд. б) Подведение итога беседы. | Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить пройденный материал.
- С каким отделом растений познакомились на предыдущих уроках? - Как еще называют эти растения? - Почему их так называют? - Перечислите все части покрытосеменных растений? - Каково же главное отличие покрытосеменных растений от других растений? Молодцы! Покрытосеменные растения имеют цветки, поэтому их называют цветковыми растениями. После процесса опыления из цветов появляются плоды, внутри которых развиваются семена. | - Мы познакомились с отделом покрытосеменных растений. Покрытосеменные растения называют еще цветковыми растениями. Их так называют потому, что у них есть цветок. Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами. У покрытосеменных растений есть цветок, из которого развивается плод с семенами. |
4. Новый материал ( 20 мин.) 4.1. Объяснение материала. 1.1 Рассказ учителя. слайд.
Слайд 6 1.2 Постановка проблемы перед обучающимися 1.3 Комментарий учителя. 1.4 Работа на компьютере.
1.5. Лабораторная работа 6 слайд
слайд слайд
слайд 1слайд Слайд 8 Слайд 10 1.6. Повторение жилкования листьев 1.6.1. Упражнение на внимание.
1.6.2 Запись выводов в электронную таблицу. Слайд
4.2 Физкультминутка. Гимнастика для глаз. 4.3 Повторение материала 3.1 Чтение материала. 3.3 Подведение итогов | Ребята, цветковые растения самые распространенные на нашей планете, а это значит, что их очень много. И для того, чтобы в этом множестве растений разобраться, ученые разделили цветковые растения на две группы. Одну группу они назвали однодольными растениями, а другую группу двудольными растениями. С какими значениями слова класс вы знакомы? В нашем случае: класс – это систематическая единица растений. Это также группа, но растений, которые имеют одинаковые признаки. Ученые разделили цветковые растения на две группы: класс - однодольные растения и класс – двудольные растения. Сегодня на уроке вы познакомитесь с характерными признаками каждого класса. Узнаете, чем отличаются признаки класса однодольных растения от признаков класса двудольных растений. В основе деления растений на отделы лежит признак строения растения. Значит, в основе деления растений на классы также лежат какие-то признаки. Какие же? Ребята, я просила вас дома повторить материал о строении семян растений, о видах корневых систем растений, о видах жилкования листьев. Эти знания вам помогут решить одну учебную проблему. Перед вами два цветковых растения. Посовещайтесь друг с другом и решите: какое растение относится к классу однодольных растений, а какое к классу двудольных растений. Принесите их к доске и поставьте в одну сторону однодольное растение в другую двудольное. Проверять правильность выполнения задания мы сейчас не будем. Для того, чтобы определить к какому классу относится растение, необходимо знать по каким признакам их относят к одному или другому классу. Поэтому мы сейчас эти признаки изучим, а потом и проверим правильность выполнения задания. Посмотрите на семя гороха. - Сколько семядолей в семени гороха? - Как называются растения, у которых две семядоли в семени? Посмотрите на семя пшеницы. - Сколько семядолей в семени пшеницы? - Как называются растения, у которых одна семядоля в семени? В основе деления растений на классы лежит признак - строение семени. Запишите в таблицу: - семя с одной семядолей; - семя с двумя семядолями. ( пример записи появляется на доске) Внимательно рассмотрите проросшее семя гороха. - Какая корневая система разовьётся из семени гороха? Почему вы так думаете?
- К какому классу однодольных или двудольных растений принадлежит горох? Вывод: у двудольных растений -стержневая корневая система. Запишите в таблицу: – корневая система стержневая. ( пример записи появляется на доске) Внимательно рассмотрите проросшее семя гороха. - Какая корневая система разовьется из семени пшеницы? Почему вы так думаете?
- Пшеница, растение однодольное или двудольное? Вывод: у однодольных растений мочковатая корневая система. Запишите в таблицу: - корневая система мочковатая. ( пример записи появляется на доске) Перед вами рисунок. Вспомните, какое жилкование бывает у листьев? Перед вами таблица. В ней нарисованы листья с разным жилкованием. Если лист с сетчатым жилкованием будем топать. Если лист с дуговым жилкованием будем хлопать в ладоши один раз. Если лист с параллельным жилкованием, будем хлопать над головой.
Листья пшеницы простые, удлиненные, линейные, жилкование параллельное. Пшеница – однодольное растение. Вывод: у однодольных растений листья с параллельным или дуговым жилкованием. Запись в таблицу: - жилкование листьев параллельное, дуговое. ( пример записи появляется на доске) У двудольных растений – листья разнообразные по форме, но все с сетчатым жилкованием. Запишите в таблицу: - жилкование листьев сетчатое. ( пример записи появляется на доске) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
Материал повторяется по записи на мониторе. - Все признаки растений по классам вы записали в таблицу. - Прочтите их про себя. - На какие два класса делятся цветковые растения по количеству семядолей в семени? Рассмотреть все признаки классов - Каковы признаки класса однодольных растений? - Каковы признаки класса двудольных растений? Отвечая на вопросы, вы выстроили свой ответ на следующем уроке. Послушайте, как ваш ответ должен звучать: Цветковые растения по количеству семядолей в семени делятся на два класса: однодольные и двудольные растения. У однодольных растений одна семядоля в семени, мочковатая корневая система, параллельное или дуговое жилкование листьев. Среди однодольных растений только травянистые растения. У двудольных растений две семядоли в семени, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев. Среди двудольных растений можно наблюдать разные формы жизни: травы, кустарники, деревья. | Класс – это помещение, где проходят уроки. Класс - это группа учеников, которые вместе учатся. Обсуждают в парах, выбирают точку зрения. Рассматривают натуральные объекты. В семени гороха две семядоли. Растения, у которых две семядоли в семени, называются двудольными. В семени пшеницы одна семядоля. Растения, у которых одна семядоля в семени, называются однодольными. Рассматривают натуральные объекты. Из семени гороха разовьется стержневая корневая система. Из семени гороха появился один главный корень. Горох принадлежит к классу двудольных растений. Заполняют таблицу. Из семени пшеницы разовьется мочковатая корневая система. В проростке пшеницы видно 3 корня, и нельзя определить какой из них главный. Пшеница – однодольное растение. У растений бывает дуговое, параллельное и сетчатое жилкование листьев. Обучающиеся встают и выполняют упражнение на внимание Заполняют таблицу Выполняют упражнение. Чтение записанного материала По количеству семядолей в семени растения делятся на однодольные и двудольные растения. У однодольных растений в семени одна семядоля, корень мочковатый, жилкование листьев параллельное или дуговое. У двудольных растений в семени две семядоли, корень стержневой, жилкование листьев сетчатое. Слушают материал. |
5. Домашнее учебное задание (3 мин.) 5.2 Запись задания. | Все о чем мы с вами говорили на уроке написано в учебнике на стр.151-154 Чтение вывода текста | Открывают книгу и глазами просматривают объем материала. Читают вывод текста вслух. Открывают дневник и записывают домашнее задание |
6. Закрепление материала ( 6 мин.) 6.1 Работа в таблице. Слайд 15 6.3 Подведение итога работы учителем. | Найдите среди рисунков, расположенных в папке « Рисунки» однодольное растение и вставьте его в таблицу под признаками однодольных растений. Найдите среди рисунков, расположенных в папке « Рисунки» двудольное растение и вставьте в таблицу под признаками двудольных растений. Почему именно эти растения вы выбрали? Ребята, вы узнали все признаки двух классов цветковых растений. Пришла пора объяснить, почему вы отнесли свои растения в начале урока к тому или иному классу и правильно ли вы это сделали. Когда вы определяли класс растения, вы обращались к видимым признакам класса: наличию корневой системы и жилкованию листьев. Однако основной признак – наличие количества семядолей в семени. Именно по этому признаку, можно точно сказать к какому классу принадлежит растение. Ребята, есть еще один видимый признак – это строение цветка. На следующих уроках я научу вас, как различать однодольные и двудольные растения по строению цветка. | Находят рисунок пшеницы или лилии и помещают в таблицу.. У пшеницы все признаки однодольного растения. У земляники все признаки двудольного растения. Учащиеся подходят к столу и объясняют, почему они отнесли свои растения к однодольным или к двудольным растениям. И если допустили ошибки, исправляют их. |
7. Подведение итогов и оценка работы учащихся (3 мин.) Слайд 1 | 1. Что делали на уроке?
2. Что в результате такой работы узнали?
3. Мы с вами достигли цели? (выполнили запланированное?)
4. Устная оценка работы учащихся. Все молодцы! Благодарю за работу. Особенно отличились ………... Отметка за урок будет выставлена после того, как я проверю ваши таблицы. Урок закончен. Давайте друг другу скажем: спасибо за работу. | На уроке мы читали, писали, слушали, отвечали на вопросы, работали на компьютере, выполняли практическую работу, выполняли лабораторную работу. Узнали, что цветковые растения делятся на два класса: однодольные и двудольные; Узнали признаки, по которым цветковые растения разделили на классы Цели достигли, потому что все задания выполнили, все о чем нужно было узнать, узнали. Таблицы выводят и сдают на проверку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...
Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».
7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...
урок на тему "Семейства класса Однодольные растения" биология – 6 класс
знакомлю шестиклассников с типичными представителями семейств Лилейные и Злаки, их отличительными признаками, биологическими особенностями;вместе с учащимися выясняем их значение....
Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"
Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....
Технологическая карта «Dress right», Module 7 b 5 класс «Английский в фокусе», 5 класс
laquo;Dress right», Module 7 b5 классУрок открытия новых знаний«Английский в фокусе», 5 класс: учебник для общеобразовательных школ; Ваулина Ю.Е, Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс...
КТП 11 класс 2019-2020,РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022
Учебник геометрия 10-11 классы. Авторы : Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. ПознякСогласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российско...