Технологическая карта урока «Машинные швы».
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Плугина Татьяна Михайловна

Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков выполнения машинных швов и применения их в обработке ночной сорочки; научить выполнять обработку горловины ночной сорочки обтачным и окантовочным швами; проводить самоконтроль выполненных операций; научить распознавать вид шва по графическому изображению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka-_mashinnye_shvy.docx61.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  «Машинные швы».

Предмет: технология

Дата проведения: 14.12.2015г.

Класс: 7кл.

Цели деятельности педагога

Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков выполнения машинных швов и применения их в обработке ночной сорочки; научить выполнять обработку горловины ночной сорочки обтачным и окантовочным швами; проводить самоконтроль выполненных операций; научить распознавать вид шва по графическому изображению.

Тип урока

Комбинированный.

Методы и формы обучения

Словесно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Шов,  строчка,  ширина  шва; обтачной  шов; обтачка,  окантовочный  шов; отделочная  строчка.

Оборудование

Образцы швов;  инструкционно- технологические карты  обработки машинных швов; швейная  машина; лоскутки; иглы, ножницы; утюг,  гладильная доска.

Образовательные ресурсы

Учебник  Технология (вариант для девочек) 7кл. Н.В.Синица,  В.Д.Симоненко;

наглядно-демонстрационные: таблица классификации машинных швов; таблица терминологии ручных, машинных и утюжильных работ; таблица условных графических обозначений машинных швов; инструкционные карты выполнения машинных швов (обтачного, окантовочного).

 Режим доступа : http://shei-sama.ru/    http://www.chudopodelki.ru/vidy-shvov-dlya-ruchnogo-shitya.html

Планируемые результаты

Предметные - учащиеся  ознакомятся с  классификацией  машинных  швов; научатся  выполнять  обработку горловины ночной  сорочки  обтачным  и  окантовочным  швами;  контролировать  качество  выполнения машинных  швов; пользоваться   технологическими  картами  с  графическим  изображением.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

 регулятивные - научатся выполнять краевые машинные швы, применять обработку краевыми швами в изделии ночная сорочка; определять технологическую последовательность изготовления изделия.

 познавательные - научатся выбирать рациональный способ обработки  горловины . низа рукавов и низа ночной сорочки.

 коммуникативные – умение работать в группе и индивидуально при выполнении задания;

Личностные: проводить самоанализ выполненной работы; развивать трудолюбие, воспитывать аккуратности и опрятности в работе.  

Организационная структура урока.

Этап

урока

Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность

 обучающихся

Формы организа-ции  взаи-модейвия на уроке

Универсальные учебные действия

Проме-жуточный контроль

1.

Организационный момент.

.

 

Организация самоопределения обучающихся  к деятельности на уроке

Приветствие учащихся.

Проверка  готовности к уроку.

Отмечает отсутствующих.

Рассаживает  на места

Запись на доске-

Пословица "Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит".

Трудовой процесс, если он свободен, 

кончается творчеством.

Пришвин М.В.

Приветствуют учителя

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Фронта-льная

Личностные:

самоорганизация,

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность

Устные ответы

2.

Мотивация к учебной деятельности

Определение темы, цели урока.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности «надо».

2.Организовать деятельность по установке тематических рамок «могу».

3. Создать  условия для возникновения у обучающегося внутренней потребно-сти  включения в учебную деятельность «хочу».

Формировать вместе с обучающимися темы урока.

Начиная с  5-го класса вы изготавливали простые швейные изделия, снимали мерки, строили чертёж изделия, в результате раскроя получали детали кроя. Для того. чтобы получить готовое изделие, надо детали кроя соединить между собой.

Место соединения деталей нитками с помощью швейной машины или в ручную называется…

(швом).

Итак, как вы думаете, о

чём пойдёт речь и чем вы будете заниматься на уроке?  ( Речь о машинных швах, на практическом уроке - выполнение образцов машинных швов.)

Тема урока: Машинные швы. Сделайте запись в тетрадь.

Рассматривают образцы швов; проводят сравнение, выявляют различия, произносят  названия швов и определяют тему урока.

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3.

4.

Актуализа-ция знаний.

Постановка  учебной задачи.

Повторение пройденного материала

Изучение нового материала.

Познавательно-информационная беседа «Машинные швы».

Демонстра-ция   образ- ца  шва ; приёмов выполнения обтачного шва.

 

Работа с предметно-технологической карты.

Физкульт-минутка.

Инструктаж

по технике безопас-ности

Повторение правил безопасной работы

Закрепить основные понятия швейной обработки изделия.

Выполнить практи-ческую работу «Машинные швы, применяемые в пошиве ночной сорочки»

1.Какие машинные швы мы уже изучили?(стачной шов, шов вподгибку с открытым срезом)

2.При  пошиве каких изделий применяется стачной шов? (при пошиве мужской, женской и детской одежды).

3.Какие виды стачного шва вы знаете? (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку).

Формировать  у обучающихся представления о применении  машинных краевых швов в обработке швейного изделия ночная сорочка.

Формировать знания обработки срезов горловины обтачным швом

Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность обучающихся во время занятий.

Формировать  безопасные условия труда и предотвратить получение травм

Актуализирует знания полученные при изучении машинных швов в 5, 6 классе.      Словарный диктант: шов образуется строчкой. 

Строчка – это ряд повторяющихся стежков.

Стежокэто  переплетение ниток между двумя проколами иглы, а расстояние между 2-мя проколами иглы называется

 длиной стежка..  Расстояние от края детали  до строчки называют шириной шва.

В обработке изделия применяют различные виды швов, которые можно по своему назначению разделить на три группы: соедини-тельные, краевые и отделочные. Работа по таблице-«Классификация швов» (см. Приложение- Ресурсы урока ).  

Вопрос :

-какой краевой шов применяли в обработке юбки,  фартука? ( шов в подгибку с закрытым и открытым срезами)

–какие краевые швы вам незнакомы?  (обтачной, окантовочный швы)

Обработку горловины ночной сорочки выполняют обтачным или окантовочным  швами. Обтачной шов является разновидностью стачного. Применяется при обработке воротников, бортов, клапанов карманов, манжет, хлястиков и т. д.

Показывает  приёмы выполнения краевых швов обтачного и окантовочного с использованием инструкционных схем.

(см.Приложение -Ресурсы для урока)

Предлагает изучить технологическую последовательность выполнения краевых швов с использованием опорных схем.

Две детали складывают лицевыми сторонами внутрь срез к срезу и соединяют стачным швом, затем выворачивают на лицевую сторону и выметывают так, чтобы из одной детали образовался кант шириной 0,1-0,2 см или чтобы шов расположился точно на сгибе.

Ширина обтачного шва может быть различной в зависимости от структуры ткани: из неосыпающихся  тканей - 0,3-0,5 см, из осыпающихся - 0,4-0,8 Ознакомление с технологической картой выполнения краевых швов-обтачного,

окантовочного. (см.Приложение, схемы выполнения швов).

Проводит физкультминутку:

Исходное положение- стоя у парт, ноги на ширине плеч.

Руки на пояс поставьте в начале,

Влево и вправо покачайте плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если сумели – все в полном порядке.

Выполняется через 20 мин. работы, 4-6 раз

Инструктирует правильности работы со  швейной машиной, ножницами, иглами и Приступая к выполнению заданий по изготовлению образцов краевых швов повторим правила безопасного труда…(см.Приложение Ресурсы для урока)

Обучающиеся называют основные понятия швейной обработки изделия, отвечают на вопросы, рассуждают.

 Шов, строчка, ширина шва , соединительные швы, краевые швы, отделочные швы.

Определяют вид шва по образцу.

Слушают учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приемы работы

Рассматривают технологическую карту, рассказывают о последовательности выполнения обработки горловины обтачным и окантовочным швами.

Выполняют физкультминутку

Слушают учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Фронта-льная

Фронта-льная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации; слушают учителя.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Коммуникати-вные:

умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Познавательные: умеют наблюдать, анализировать информацию

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям

Личностные: сориентированы на работу, на оказание помощи в случае получения травмы

Устные ответы

Устные ответы

Наблю-дение

Устные ответы

5.

Практичес-кая  работа «Машинные швы» в изго-товлении швейного изделия ноч-ной сорочки.

Рефлексия  учебной деятельности

Итог урока.

Домашнее задание

.

.

Выполнить практическую работу- «Машинные швы» с использованием инструкционно-технологических карт и опорных схем.

Воспитывать умение работать самостоятельно и принимать решения по корректировке  неправильного выполнения задания.

Соблюдение правил техники безопасности. (см.Приложение-Ресурсы урока)

Обобщение

полученных

сведений,

оценивание

результатов

работы.

Закрепить  знания по технологии обработки краевых швов и умение применять при пошиве швейного изделия.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью. отвечает на вопросы обучаю-щихся,  помогает затрудняющимся  в выполнении задания.

Организует выставку выполненных работ, их оценивание.

Беседа по вопросам:

Что нового вы узнали на уроке?

Когда эти знания вам будут необходимы, где вы их сможете применить?

Чему научились?

Какими видами швов можно обработать срез горловины?

Зачем дублируют деталь обтачки клеевой прокладкой?

Для чего высекают швы перед вывертыванием обтачки?

Сообщает и поясняет

выполнение образца окантовочного шва

Сообщает об окончании урока.

Выполняют задания опираясь на  инструктацинно-технологическую карту  и опорные схемы.

Самоконтроль: срав-вают с образцом, проверяют  качество работы.

.

Рассматривают итоги работ, анализируют и  оценивают их, обосновывают оценку.

Совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости. Сложности и трудоёмкости процесса.

Дома учащиеся выполняют  образец окантовочного шва

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Познавательные: ориентируются в задании -действия по алгоритму осуществляют поиск необходимой информации из разных источников.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил безопа-сного труда Регулятивные:

контроль, оценка, волеваясаморегуляция в ситуации затруднения.

Комуникативные:выражение своих мыслей с достато-чной полнотой и точностью.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Выпол-нение задания

Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы

Ресурсный материал к уроку.

 Соединение деталей изделия, его отделку выполняют с помощью швов. Основное соединение деталей изделия и большинство отделочных работ выполняют на швейной машине.

При пошиве используется много разнообразных швов, которые можно по назначению разделить на три основных типа: соединительные, краевые и отделочные. Каждый из них имеет свою конструкцию и технологию изготовления.

Соединительные швы выполняют при соединении двух или нескольких деталей машинной строчкой (стачной  взаутюжку и вразутюжку).

Накладные швы применяют для настрачивания карманов, отделочной тесьмы, аппликации, брителей.

Настрочной и расстрочной швы применяют при соединении плечевых, боковых, рельефных срезов, лифа с юбкой.

Двойной шов используется при пошиве изделий из сыпучих тканей и белья.

Запошивочный шов применяется при пошиве белья, спортивной и специальной одежды.

Краевые швы применяются для предохранения от осыпания свободных срезов деталей изделия (шов вподгибку).

Сегодня на уроке вы научитесь выполнять два новых вида краевого шва: обтачной и окантовочный.

Обтачной шов применяют для соединения таких деталей, у которых, если их вывернуть, шов расположится по краю, а припуски на швы – внутри, между деталями. Таким швом обрабатывают срезы с помощью обтачек.

Окантовочные швы применяют для отделочной обработки среза ткани и предохранения срезов от осыпания. Выполняют окантовку при помощи тесьмы или обтачки, выкроенной по косому направлению нитей под углом 45°.

Отделочные швы имеют декоративное назначение (складки, защипы, рельефы).

Обработка срезов подкройной обтачкой

Обтачка  это деталь, которая служит для укрепления срезов изделия и предохранения их от осыпания и растяжения. Если обтачка повторяет форму обрабатываемого среза, имеет специальную выкройку, она называется подкройной. Подкройными обтачками обрабатывают срезы горловины, проймы и любые другие фигурные срезы деталей..

Обработку любого среза подкройной обтачкой выполняют по одной схеме. Однако подкройную обтачку можно расположить с изнаночной стороны изделия, сделав ее незаметной, или с лицевой стороны. Во втором случае она становится элементом отделки и может быть выкроена из ткани другого цвета.

   Обработку срезов подкройной обтачкой рассмотрим на  

    примере  обработки горловины.

                   

Подготовка обтачки к обработке срезов

Детали подкройной обтачки предварительно укрепляют клеевой прокладкой. Если обтачка состоит из  нескольких частей, их сметывают между собой, сложив лицевыми сторонами внутрь, стачивают по намеченным линиям и разутюживают припуски швов.

Последовательность обработки срезов обтачкой

с расположением ее на изнаночной стороне

  1. Обметать внешние срезы обтачки любым способом.
  2. Приколоть обтачку лицевой стороной к лицевой стороне изделия, совмещая срезы горловины и  

     обтачки. При этом плечевые швы изделия и швы обтачки должны совпасть. Приметать.

  1. Проложить машинную строчку по линии шва.
  2. Срезать припуски шва до 3-5 мм, на закруглениях рассечь 
  3. Заутюжить припуски на обтачку
  4. Настрочить обтачку на припуски швов вплотную к шву обтачивания
  5. Вывернуть обтачку и выметать с образованием канта шириной 1-2 мм.
  6.  Приметать внутренний край обтачки.
  7. Приутюжить.
  8. Можно отстрочить обтачку по лицевой стороне в край или по модели

Перед началом работы на швейной машине необходимо повторить санитарно-гигиенические требования:

  • свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди;
  • сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед;
  • стул должен стоять напротив иглы;
  • расстояние между работающим и столом должно быть 10-15см.
  • ноги должны опираться всей ступней на пол или на подставку.

Правила безопасной работы

1. Волосы спрятать под косынку.
2. На швейную машину не класть посторонние предметы.
3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.
8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Правила безопасности при  работе на швейной машине.

1. Перед работой удалите из изделия иглы и булавки;

2. Проверьте прочность креплений иглы и лапки;

3. Во время работы расстояние до швейной  машины должно быть 10-15 см;

4. Рядом с машинкой во время работы не должно находиться посторонних предметов;

5. Руки при шитье должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машины.

6. Маховое колесо вращать только на себя.
7. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
8. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
9.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
10. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
11.Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
12.По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
13.Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
14.По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и отключить  швейную машину.

Правила безопасности при работе электрическим утюгом

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг выключить

 

Правила безопасности при работе с ножницами

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.

Правилабезопасности при работе  с иглами и булавками

1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;

2. Используйте при шитье наперсток;

3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;

4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;

5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув  в бумагу;

6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно  должно совпадать;

                                 

 (Продолжение см. папку Ресурсный материал)                       

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...