Понятие о пищевой ценности овощей
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Ткач Людмила Александровна

Урок кулинарии в 5 классе. Знакомство с пищевой ценностью овощей и их значении в питании человека. Методическая разработка имеет ссылку на  презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по технологии в 5 классе

Раздел: «Технологии кулинарных работ»

Тема урока: «Понятие о пищевой ценности овощей. Салаты».

Составила: учитель технологии Ткач Л.А.

Тип урока: комбинированный: объяснение с практическим закреплением.

Педагогические технологии: информационные

УМК: Технология: 5 класс; учебник для общеобразовательных учреждений /И.А.Сасова, М.Б.Павлова, М.И.Гуревич/; под ред.       И.А.Сасовой,  Вентана – Граф, 2012

Цель:

- Знакомство с пищевой ценностью овощей и их значении в питании человека;

- Создание условий для выполнения самостоятельной деятельности;

Задачи:

Образовательные:

- Ознакомить с разнообразием видов овощей и их пищевой ценностью;

- Дать информацию о влиянии экологии на качество овощей;

Развивающие:

- Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

- Расширять кругозор, внимание, память.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, целеустремленность, навыки взаимодействия в коллективе.

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, компьютер, посуда; презентация, раздаточный материал; кроссворд по теме «Овощи», «Пищевая пирамида»; технологическая карта по выполнению практической  работы «Приготовление салата»

Ход урока:

1 этап: Организация к учебной деятельности.

А). Проверка готовности к уроку.

 Б). Контроль посещаемости.

2 этап: Мотивация и  актуализация знаний учащихся.

Учитель организует работу детей с кроссвордом (Приложение 1), в котором ученики должны найти зашифрованные названия овощей (время работы 5 минут)

Учитель спрашивает детей: Как Вы думаете, о чем мы поведем разговор сегодня на уроке? (об овощах).

Далее учитель организует работу детей с плакатом «Пищевая пирамида». (Приложение 2) (один ученик работает у доски, остальные на местах).

Ответы на вопросы:

- Что находится на первом ярусе пищевой пирамиды?

- Что Вы знаете о пищевой ценности овощей?

- Кто может сказать, а чем же богаты овощи в большей степени? Знаете ли Вы, как влияют витамины на организм человека? Что значит здоровые овощи?

- Как вы думаете, в чем заключается цель нашего урока? (ребята формулируют цель, делая акцент на пользу овощей и их пищевой ценности)

3 этап. Введение новых знаний

Роль овощей в рационе питания очень велика.

Исстари овощи на Руси рассматривали скорее как добавку к хлебной, мучной и крупяной пище, которая всегда являлась основной.

Из записи иностранных гостей читаем: «Есть там и разного рода овощи, в особенности спаржа, толщиною в большой палец, также хорошие огурцы, лук и чеснок в огромном количестве…». 

ОВОЩИ - огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу; незаменимые продукты питания.

Содержат необходимые для организма человека витамины и минеральные соли, белки, различные органические кислоты, эфирные масла, благоприятно воздействующие на процессы пищеварения.

Добавление овощей к любому блюду, приготовленному из мяса рыбы и других продуктов, способствует лучшему его усвоению.

Они разнообразны по внешнему виду и вкусу.

В зависимости от того, какую часть растения используем в питании, овощные культуры делятся на группы: 

  • корнеплоды
  • клубнеплоды
  • листовые  
  • тыквенные
  • бобовые
  • пасленовые
  • луковичные
  • пряности

Чтобы сохранить витамины следует: 

  • Хранить лиственную зелень и салаты в полиэтиленовых пакетах или вентилируемых контейнерах в нижнем ящике холодильника.
  • Картофель и морковь нуждаются лишь в прохладном, темном и сухом месте.
  • Хранить свежие овощи следует в темном, прохладном и не слишком сухом месте.
  • Для длительного хранения их консервируют: солят, маринуют, сушат, замораживают.

Из овощей готовят самые разнообразные горячие и холодные блюда:

- закуски – салаты, винегреты;

- первые блюда – овощные супы, свекольник, окрошка;

- вторые блюда – картофель жаренный (отварной), рагу овощное, котлеты.

Из овощей приготавливают соки. Овощи варят, тушат, запекают, жарят.

В процессе первичной обработки овощи:

  1. перебирают (удаляют загнившие и несъедобные части)
  2. сортируют (по размерам)
  3. моют
  4. чистят (очищают от кожуры)
  5. промывают
  6. измельчают (нарезают, шинкуют и т. д.)

Способы нарезки овощей:

  • Соломкой
  • Брусочками
  • Кубиками
  • Ломтиками
  • Кружочками
  • Шашками
  • Полукольцами

4 этап.  Первичное закрепление нового материала

Продолжить  фразу:

«Я не знал, что……»

«Я понял, что……»

«Теперь я смогу……»

5 этап. Применение знаний на практике.

Учащиеся выполняют практическую работу «Приготовление салата»

Технология приготовления салата

  1. Первичная обработка овощей.
  2. Нарезка овощей. Овощи должны быть нарезаны одинаковой формы.
  3. Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.
  4. Выложить в салатницу и украсить.

Правила приготовления салата

  • Салаты из свежих овощей готовят непосредственно перед подачей.
  • Для салатов из сырых овощей овощи и зелень моют сначала сырой  водой, а затем кипяченой.
  • Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.
  • Заправляют и оформляют салаты перед подачей на стол.
  • Нельзя приготавливать и хранить салаты в металлической  посуде.
  • Срок хранения в холодильнике не заправленных салатов не более 12 часов, заправленных – 6 часов.

Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

  • Вареные продукты должны сохранять форму после нарезки.
  • Вкус  вареных овощей должен соответствовать вкусу,  свойственному  этому овощу.
  • Цвет и запах блюд – свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены.
  • Оформление должно быть эстетичным.
    Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не потеряли внешний вид.

6 этап. Дегустация готовых блюд.

7 этап. Рефлексия. Ребятам предлагается оценить свою работу по данному алгоритму.

Алгоритм самооценки

  1. Что нужно было сделать? Какая была цель?
  2. Удалось получить результат?
  3. Справились полностью или с незначительной ошибкой?
  4. Справились полностью самостоятельно или с небольшой помощью?
  5. Какую Вы ставите себе отметку?

8 этап. Домашнее задание.  Учебник, тетрадь

Приложение 1.

Описание: Описание: Описание: кроссворд 2

Приложение 2.

f1375b27ad95 (1)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о пищевой ценности овощей. Салаты. 5 класс Учитель технологии ГБОУ СОШ № 201 Ткач Л.А.

Слайд 2

Цель: - Знакомство с пищевой ценностью овощей и их значении в питании человека; - Создание условий для выполнения самостоятельной деятельности; Задачи: Образовательные: - Ознакомить с разнообразием видов овощей и их пищевой ценностью; - Дать информацию о влиянии экологии на качество овощей; Развивающие: - Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. - Расширять кругозор, внимание, память. Воспитательные: - Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, целеустремленность, навыки взаимодействия в коллективе.

Слайд 3

Ход урока 1 этап: Организация к учебной деятельности . 2 этап: Мотивация и актуализация знаний учащихся. 3 этап. Введение новых знаний 4 этап. Первичное закрепление нового материала 5 этап. Применение знаний на практике. 6 этап. Дегустация готовых блюд. 7 этап. Рефлексия. 8 этап. Домашнее задание.

Слайд 4

2 этап: Мотивация и актуализация знаний учащихся . Решить кроссворд.

Слайд 6

3 этап. Введение новых знаний ОВОЩИ - огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу; незаменимые продукты питания. Содержат необходимые для организма человека витамины и минеральные соли, белки, различные органические кислоты, эфирные масла, благоприятно воздействующие на процессы пищеварения. Добавление овощей к любому блюду, приготовлен-ному из мяса рыбы и других продуктов, способствует лучшему его усвоению.

Слайд 7

Основные группы овощей КОРНЕПЛОДЫ ( ? ) КЛУБНЕПЛОДЫ (?) ЛИСТОВЫЕ ( ? ) ТЫКВЕННЫЕ (?) БОБОВЫЕ (?) ПАСЛЕНОВЫЕ(?) ЛУКОВИЧНЫЕ ( ? ) ПРЯНОСТИ(?)

Слайд 8

Хранение Чтобы сохранить витамины следует: Хранить лиственную зелень и салаты в полиэтиленовых пакетах или вентилируемых контейнерах в нижнем ящике холодильника . Картофель и морковь нуждаются лишь в прохладном, темном и сухом месте. Хранить свежие овощи следует в темном, прохладном и не слишком сухом месте. Для длительного хранения их консервируют: солят, маринуют, сушат, замораживают. 8

Слайд 9

Блюда из овощей Из овощей готовят самые разнообразные горячие и холодные блюда: закуски – салаты, винегреты; первые блюда – овощные супы, свекольник, окрошка; вторые блюда – картофель жаренный (отварной), рагу овощное, котлеты. Из овощей приготавливают соки . Овощи варят , тушат , запекают , жарят . 9

Слайд 10

Первичная обработка овощей В процессе первичной обработки овощи : перебирают (удаляют загнившие и несъедобные части) сортируют (по размерам) моют чистят (очищают от кожуры) промывают измельчают (нарезают, шинкуют и т. д.) 10

Слайд 11

ломтики Брусочки, соломка, кубики дольки кружочки Формы нарезки овощей (1) 11

Слайд 12

Форма нарезки овощей (2) 12 квадратики Кольца и полукольца

Слайд 13

Тепловая обработка Варка Запекание Припускание Тушение Жаренье

Слайд 14

4 этап. Первичное закрепление нового материала Продолжить фразу: «Я не знал, что……» «Я понял, что……» «Теперь я смогу…… »

Слайд 15

Технология приготовления салатов Первичная обработка овощей. Нарезка овощей. Овощи должны быть нарезаны одинаковой формы. Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись. Выложить в салатницу и украсить .

Слайд 16

Правила приготовления салатов Салаты из свежих овощей готовят непосредственно перед подачей. Для салатов из сырых овощей овощи и зелень моют сначала сырой водой, а затем кипяченой. Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится. Заправляют и оформляют салаты перед подачей на стол. Нельзя приготавливать и хранить салаты в металлической посуде. Срок хранения в холодильнике не заправленных салатов не более 12 часов, заправленных – 6 часов.

Слайд 17

Требования к качеству и оформлению готовых блю д Вареные продукты должны сохранять форму после нарезки. Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу. Цвет и запах блюд – свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены. Оформление должно быть эстетичным. Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не потеряли внешний вид.

Слайд 18

Оформление салата Украшения из редиса Украшения из огурцов «Розы» из овощей

Слайд 19

5 этап. Применение знаний на практике. Практическая работа «Приготовление салата » 6 этап. Дегустация готовых блюд. 7 этап. Рефлексия. Оценить свою работу по алгоритму . Алгоритм самооценки Что нужно было сделать? Какая была цель? Удалось получить результат? Справились полностью или с незначительной ошибкой? Справились полностью самостоятельно или с небольшой помощью? Какую Вы ставите себе отметку? 8 этап. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по предмету ""Товароведение пищевых продуктов" по теме "Пряные овощи"

Дана классификация, химичекий состав и кулинарное использование....

программа в среде EXCEL по составлению меню питания и подсчета пищевых ценностей

На элективном курсе "Основы алгоритмизации и программирования" в прикладной программе EXCEL для пищеблока детского сада была разработана простая программа составления меню и подсчета пищевых ценностей...

Урок по технологии о пищевой ценности овощей.

Урок-концерт  для 5 класса, раздел "кулинария". В ходе урока дети узнают родину овощей, их питательную ценность, классификацию овощей, хранение и заготовку. На уроке используются различные игровы...

методическая разработка урока технологии "Овощи и фрукты. Их пищевая ценность"

Методическая разработка урока  для 5 класса по теме "Овощи и фрукиы. их пищевая ценность" составленя в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка включает в себя дополнительный интересный матер...

Инструктивная карта по темам «Понятие биоценоза» и «Пищевые цепи в биоценозе»

Инструктивная карта подготовлена для текущего контроля учащегося по темам «Понятие биоценоза» и « Пищевые цепи в биоценозе». Используется в учреждении дополнительного образован...