Конспект урока по труду (Технология) 5 класс • Пищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп.
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Конспект урока по труду (Технология) 5 класс
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Пищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп.
Цели: изучить ассортимент, пищевую ценность, сроки хранения и технологию приготовления блюд из круп.
Планируемые результаты (предметные ПР):
Трудовые:
- организовывать рабочее место с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- подбирать материалы с учетом характера объекта труда;
- выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;
Учебно-творческие умения:
- уметь грамотно, полно и ясно излагать свои мысли;
- уметь применять усвоенные термины в устной и письменной речи во время ответов;
Речевые умения:
- уметь анализировать, сравнивать и делать выводы;
Личностные (ЛР):
- положительно относиться к культурному наследию своей страны;
- осознавать чувства гражданской идентичности;
- уметь выражать в творческой работе свое эмоциональное отношение к усвоенным знаниям.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать свою деятельность при выборе способов выхода из проблемных ситуаций;
- уметь предвидеть планируемый результат, составлять последовательность промежуточных целей при его достижении, находить способы его реализации;
- выработать активность и инициативность в решении творческих задач;
- осуществлять контроль качества, способа и результата действия относительно предлагаемого эталона;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемых источников (книг, образовательных интернет ресурсов, произведений искусств и т.п.)
Коммуникативные УУД:
- развивать навык работы в группах;
- находить способы созидательного внутри группового общения;
- соблюдать правила культурного уважительного общения;
- владеть навыками точного изложения своих мыслей.
Тип урока: комбинированный
Комплексно-методическое обеспечение урока: компьютер, телевизор, презентация
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Приветствие учащихся; отметка в журнале отсутствующих – выявление причин отсутствия, определение готовности класса к занятиям.
II. Сообщение темы и цели урока.
Какие продукты необходимо употреблять на завтрак?
О каких продуктах мы уже говорили?
Отгадай загадку нашу
Не испортишь маслом...(кашу)
Любимая и желанная
Всем детям каша...(манная)
Всем детям рост обеспечивает
Полезная каша...(гречневая)
За обе щеки уписываем
Белую кашу...(рисовую)
Силы дает и вес
Богатырь...(«Геркулес»)
Я бегом бегу в столовую
Кашу я люблю...(перловую)
Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня?
III. Объяснение нового материала
1) Пищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп.
Крупа — это важный продукт питания, обладающий высокой пищевой ценностью, состоящий из цельных или дроблёных зёрен различных культур.
- Процесс выработки крупы заключается в удалении из зерна примесей, снятии твёрдых верхних оболочек и придании ядру соответствующих формы и вида.
- Сорт крупы определяется по содержанию сорной примеси, необрушенных зерен и доброкачественного ядра.
- Дроблёная крупа называется СЕЧКА.
Какие крупы для приготовления блюд вы знаете?
Пшеничная крупа. Вырабатывают пшеничную крупу двух видов: манную и пшеничную шлифованную (крупа полтавская).
Ячменные крупы. Из ячменя готовят перловую и ячневую крупы. Ячменные крупы варятся долго. Ячневая крупа отличается более быстрой развариваемостью.
Овсяная крупа. Выпускают крупу овсяную недробленую пропаренную шлифованную (варится медленно, мало увеличивается в объеме, дает кашу плотной консистенции), овсяную плющенную (разваривается быстрее, чем недробленая) и овсяные хлопья “Геркулес” (отличаются быстрой развариваемостью).
Рисовая крупа. В зависимости от сорта, почвенных и климатических условий выращивания различают рис стекловидный, полустекловидный и мучнистый. Лучшим является стекловидный рис. При варке стекловидные зерна риса лучше сохраняют свою форму, в то время, как мучнистые теряют ее, развариваются и дают слизистые отвары. В зависимости от особенностей производства рис подразделяется на шлифованный, полированный и дробленый.
Гречневая крупа. В зависимости от состояния ядра гречневая крупа подразделяется на ядрицу и продел. Ядрица – крупа из цельного неколотого ядра гречихи. Продел представляет собой колотое ядро гречихи.
Пшено получают из проса крупяного. Вырабатывается пшено шлифованное и дробленое. Крупинки пшена малы по размеру, весят 1,5 – 2мг, имеют округлую форму. Цвет пшена – от светло-желтого до оранжевого. Окраска зависит от района произрастания и сорта
Кукурузная крупа. Из кукурузы вырабатывают шлифованную кукурузную крупу.
Правила хранения круп
В домашних условиях крупу хранят в плотно закрытых полотняных мешочках, хозяйственных банках, коробках. Причем банки и коробки не следует, плотно закрывать крышками. Лучше обвязать их плотной материей, иначе крупа «задыхается», прогоркает.
Запасы круп не должны превышать месячной потребности, и держать их лучше в сухом, затемненном месте (шкаф, буфет, полки) при комнатной температуре. В условиях массового хранения круп выдерживается специальная температура (от —5 до +5°) и относительная влажность воздуха (60—70 %).
Такой режим создать и поддерживать дома сложно. Поэтому в домашних запасах нередко заводятся клещи, личинки бабочек и жуков, которые уничтожают часть продуктов, загрязняют их и делают непригодными к употреблению. Чтобы предупредить появление клещей и долгоносиков, в емкости с крупой кладут по нескольку долек чеснока.
Если в крупе завелись вредители, необходимо шкаф, где она хранилась, освободить, тщательно промыть горячей водой, просушить и проветрить. Крупу в зависимости от степени поражения уничтожают или тщательно перебирают.
Определение доброкачественности крупы
Очень важно знать признаки доброкачественности и сортности круп. Крупа должна быть без привкуса горечи, кислоты и каких-либо других. Недопустим затхлый плесневелый запах. Посторонние примеси (неочищенные зерна, зерна других культур, чешуйки и т. д.) допустимы в среднем в количестве не более 1—2 %. Недоброкачественной считается крупа, если в ней появились вредители: клещи, долгоносики, амбарная моль.
Отсутствие в крупе посторонних примесей устанавливают, перебирая (все крупы) и просеивая ее (манная крупа).
Чтобы определить, имеет ли крупа посторонний запах, насыпьте ее на ладонь, согрейте дыханием, а затем понюхайте. При такой проверке особенно ясно чувствуется запах плесени, если он есть.
Подготовка круп
Все крупы проходят первичную обработку:
* их очищают от посторонних примесей, перебирают, а манную или дроблёную просеивают;
* промывают в слегка теплой воде (кроме дробленых круп и гречневой, геркулеса). Рис моют в теплой воде несколько раз, сначала при температуре 40°С, второй раз 50°С, третий 60°С. Особенно тщательно промывают пшено, так как оно содержит мучку, придающую ему горьковатый вкус. При этом крупы поглощают до 20 % воды, что нужно учитывать при расчете жидкости при варке блюд;
* подсушивают (гречневую, манную, геркулес) и поджаривают гречневую;
* замачивают (перловую на 3—4 ч).
Тепловая обработка крупяных блюд.
Это — варка, заваривание кипятком, жаренье, запекание. В результате варки крупы увеличиваются в объеме. Разницу между массой готового вареного продукта и использованного сырья называют приваром.
Крупы перед приготовлением перебирают, просеивают, моют, подсушивают или обжаривают. Выбор способов первичной обработки зависит от вида и степени измельчения данной крупы.
Таблица №1 «Первичная обработка круп»
Крупа | Первичная обработка | ||||
Переборка | Просеивание | Мытье | Подсушивание | Замачивание | |
Гречневая | + |
| + |
| |
Рис | + |
| + |
|
|
«Геркулес» | + |
| + |
| |
Пшено | + |
| + |
|
|
Манная | + | + |
| ||
Перловая | + | + | 2-3 часа |
А кроме каши, какие блюда вы еще знаете?
Можно приготовить:
Закусочные (салаты, пасты)
Первое (супы)
Вторые (каши, запеканки, гарниры)
Сладкие, десертные блюда (муссы, пудинги, пасты).
Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие, а также готовят из крупяных каш пудинги, котлеты и биточки.
Учащимся предлагается просмотреть фрагмент мультфильма «Каша из топора».
Практическая работа Составление технологической карты приготовления каши
Проверка выполнения работы:
- Налить воду, вскипятить;
- добавить соль;
- засыпать крупу;
- варка каши;
- добавить масло;
- накрыть крышкой и довести кашу до готовности (упревание);
- подать на стол.
Физкультминутка
Трудно найти другое блюдо в русской кухне, которое так часто упоминалось бы в сказках, былинах, пословицах.
Каша одна из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе. Как говаривали в старину «Щи да каша – пища наша»
Конечно, самыми известными блюдами из круп являются каши. Но и они бывают разными.
Прежде чем приступить к приготовлению каши, нужно определить, какой она должна быть.
От чего зависит густота каши?
Из ответов обобщаем, что все зависит от количества жидкости - каши бывают жидкие, вязкие, рассыпчатые.
Какие жидкости можно использовать для варки каши? (молоко, бульон…)
Крупы плохо развариваются в молоке, поэтому их вначале отваривают в воде (почти до готовности), а затем воду сливают и заливают горячим молоком. Исключение представляют манная крупа и различные мелко дробленые крупы.
Подбирая посуду по величине для варки каш, нужно учитывать привар, который образуется при разбухании крупы (2,5-3 раза). Для варки каш не рекомендуются эмалированные кастрюли, в них каши часто подгорают.
Рассыпчатые каши варят на воде или бульоне из риса, гречневой, пшенной, перловой, ячневой круп. Используют как самостоятельное блюдо или как гарнир.
Жидкие каши готовят из манной крупы, риса, пшена, "Геркулеса".
Варят их на молоке, смеси молока с водой или на воде.
Вязкие каши готовят из любого вида крупы на цельном молоке, смеси молока с водой или на воде. Для их варки требуется меньше жидкости, чем для приготовления жидких каш.
Вязкие каши используют как самостоятельное блюдо – с маслом, сахаром, изюмом, а также для приготовления запеканок, котлет, биточков.
Запеканки готовят из рисовой, пшенной, манной, овсяной и гречневой вязких каш.
В них добавляют яйца, сахар, масло, ванилин и, кроме того, изюм, цукаты или курагу. Подают запеканки со сладким соусом.
Пудинги отличаются от запеканок тем, что в их состав входят взбитые в густую пену белки. Они придают готовым изделиям пышность и пористость. Запекают их обычно в формах.
Котлеты и биточки готовят из охлажденной вязкой каши, в которую добавляют сахар,
сырые яйца и хорошо перемешивают. Формируют в виде котлет или биточков,
панируют в сухарях и обжаривают с обеих сторон.
А теперь, давайте попробуем сформулировать требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп.
Требования к блюдам из круп:
- Жидкая или вязкая каша должна быть однородной, без комочков.
- Рассыпчатая каша должна состоять из мягких крупинок, не склеенных между собой.
- Запеканки, пудинги, крупеники должны иметь слегка подрумяненную, неподгоревшую корочку.
- Цвет, вкус, запах готовых блюд должны быть характерны для данного вида каши, без посторонних привкусов и запахов.
IV. Итоги урока. Рефлексия
Беседа с учащимися по вопросам
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
V. Домашнее задание: Закрепить полученные знания на практике.
VI. Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Рынок труда" (8 класса)
Конспект урока для 8 класса по теме "Рынок труда" (раздел "Население России", УМК под ред. А.И.Алексеева)...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
КОНСПЕКТ УРОКА СБО в 6 классе Тема. Блюда из картофеля. Практическая работа. Приготовление картофельного пюре.
Цель: формировать у учащихся представления о значении картофеля в питании человека и учить готовить картофельное пюре.Задачи:образовательные:-формирование представления о способах первичной и тепловой...
Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления. Тема:« Технология обработки и приготовления блюд из курицы»
Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления «Технология обработки и ...
План-конспект урока по технологии 6 класс "Лабораторная работа. Крупы и макаронные изделия"
Закрепление материала по теме: Крупы и макаронные изделия". Лабораторная работа по определению названия круп и макаронных изделий....
Конспект урока по труду (Технология) 5 класс. Работа с бумагой. История возникновения и обработка.
Конспект урока по труду (Технология) 5 класс. Работа с бумагой. История возникновения и обработка....