Открытый урок "Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Открытый урок "Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом» с применением национально-регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_vypolneniyu_tamburnogo_shva.docx | 112.36 КБ |
vyshivka_ornamenta_zeg_tamburnym_shvom.pptx | 2.24 МБ |
fizminutka_dlya_glaz.pptx | 156.82 КБ |
razrabotka_uroka_5_kl.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта «Выполнение «тамбурного шва»
Материалы: ткань хлопчатобумажная, нитки мулине.
Инструменты и приспособления: игла для вышивания, игольница, ножницы, пяльцы.
№ | вид операции | фото |
1. | Вывести нитку на лицевую сторону в точке А. | |
2. | Провести иглу по изнаночной стороне от точки А (используя то же отверстие в ткани) до точки В. Выполнить петлю под иглой. | |
3. | Подтянуть нитку, пока петля плотно не ляжет на ткань. | |
4. | Провести иглу по изнаночной стороне от точки В (используя то же отверстие в ткани) до точки С. Выполнить петлю под иглой. | |
5. | Подтянуть нитку, как при шаге 3. | |
6. | Продолжать выполнять стежки аналогичным образом. | |
7. | Чтобы закончить шов, нужно провести иглу на изнаночную сторону за последней петлей. | |
8. | Подтянуть и закрепить нитку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многих рукодельниц интересует, откуда берет свое начало вышивка, то есть история ее возникновения. Также интересно исследовать хронику ее развития и распространения среди разных народов.
Виды простых вышивальных швов «Вперед иголку»
«Назад иголку»
появилась Появилась еще в первобытный век. Это наиболее популярный вид вышивки, который обрел большую известность с приходом христианства. Вышивка крестом
Вышивка тамбурным швом , как правило, выполняется по рисованному узору на льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканях любой структуры. «Тамбурный шов»
Стебельчатый шов
Орнамент геометрический растительный зооморфный Орнамент — это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.
Раппорт в вышивке Раппорт - повторяющаяся часть узора в орнаменте
Символика в орнаменте Архангельская губерния Тульская губерния
Орнамент Якутии Орнамент Карелии
Традиционные калмыцкие орнаменты вышивки
Калмыцкий национальный костюм Калмыцкий национальный костюм является уникальным произведением декоративно-прикладного искусства. В костюме соединяется все, что известно об искусстве вышивки, ювелирном деле. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях.
Орнамент «Зег» Геометрическим орнаментом « зег » щедро отделывался костюм замужней калмычки, состоящий из « терлг », « цегдг », « берз » и других его принадлежностей. Ее расположение акцентировано по краю подола, вырезу на платье, манжетам, воротнику, выражая знаковую суть вышитого оберега тела, выходящего из одежды. Щедро украшали радужной вышивкой разнообразные женские головные уборы, которым придавалась сакральная значимость в ансамбле костюма.
Цветовая гамма орнамента «Зег» Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов - желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Все цвета имели символическое значение. Красный - цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце - источнике всего живого на земле. Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой - цвет неба - символ верности и преданности; зеленый - цвет весны, покоя и стабильности. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал свет и жизнь; черный - тьму и мрак.
Техника безопасности во время работы Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперёд; Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками, их следует хранить в специальной коробке; Нельзя делать резких движений рукой с ножницами и иглой в направлении с сидящим рядом человеком; Во время работы иглы нужно держать в игольнице.
Успехов в творчестве!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока с применением национально-регионального компонента.
Данные об учителе: Горбанёва Ирина Петровна
МБОУ « СОШ № 21» г. Элиста
Предмет: технология Класс: 5 УМК: программа О.А Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая, раздел: Рукоделие. Художественные ремёсла.
Учебник: «Технология. Обслуживающий труд».
Тема уроков: Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом» (2 ч.)
Тип урока: комбинированный и проблемно-поисковый.
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах.
Цель урока: формирование знаний и умений по выполнению орнамента «Зег» «тамбурным швом».
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания и умения по выполнению вышивального «тамбурного шва»;
- закрепить знания таких понятий, как «орнамент», «раппорт в вышивке», «цветовые сочетания», «хроматические и ахроматические цвета»;
- ознакомить с историей калмыцкого национального костюма;
- определить последовательность цветовой гаммы орнамента «Зег» и её назначение;
Развивающие:
- развитие эстетического вкуса;
- расширить знания обучающихся об истории родного края, его культуре;
- развитие терпения, аккуратности, тщательности и настойчивости в достижении цели;
- развитие общетрудовых умений по организации рабочего места.
Воспитательные:
- воспитание культуры поведения на уроке;
- формирование трудолюбия, творческого отношения к труду;
- воспитание взаимопомощи.
Комплекс средств обучения:
Демонстрационные: готовые изделия (образцы), компьютерная презентация, физминутка общая и для глаз на электронном носителе.
Дидактические: технологические карты, наглядные пособия.
Инструменты и материалы: ткань, нитки, иголки, пяльцы, ножницы, игольницы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – знание простейших способов выполнения вышивальных швов, цветовой гаммы, видов орнамента, умение заправлять и закреплять нитку в начале и конце работы, умение вышивать «тамбурным швом», понятие о раппорте в орнаменте.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Проявление познавательного интереса и активности к предмету. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы. Стремление к совершенствованию своих умений. | Овладение приемами закрепления нитки в начале и в конце работы. Планирование технологического процесса и процесса труда. Выполнение технологических операций с соблюдением правил техники безопасности. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины. Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления | Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Учебное сотрудничество, взаимопомощь. |
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций. | 2 уровень — понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные | Определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные | Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (расположение и подбор цветовой гаммы согласно орнаменту) | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные | Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Этап урока | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Мотивационно-целевой этап | Организационный момент | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | фронтальная |
- проверка явки учащихся - заполнение учителем классного журнала
- инструктаж по технике безопасности | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. | |
Актуализа-ция знаний и умений | Проверка имеющихся у обучающихся знаний: характерные особенности вышивки «тамбурным швом»: технология выполнения. Требования к ткани, игле, ниткам. | Опрос | Фронтальная | 1.Опрос обучающихся: - Какие основные виды вышивальных швов вам известны? - Какие мотивы рисунков, орнаментов применимы к «тамбурному шву»? - Понятие «орнамент», «раппорт» в вышивке? - Понятия о цветовых сочетаниях, хроматических и ахроматических цветах? - Требования к ткани игле, ниткам. | Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самооценка своих умственных способностей. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные: умение выделять необходимую информацию. | |
Актуализа-ция знаний и умений | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об орнаментах калмыцкой национальной вышивки. Сообщение познавательных сведений «Цветовая гамма орнамента «Зег», о её назначении и значении в народном костюме. Подведение к цели урока о применении «тамбурного шва» в орнаменте калмыцкой вышивки. | Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний Заслушивание сообщений обучающихся о традициооном национальном костюме. Постановка проблемы: «Месторасположение цветовой гаммы в орнаменте «Зег»? | Фронтальная и групповая | Демонстрирует презентацию «Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом», готовые изделия (эталонные и работы учеников прошлых лет) и предлагает ответить на вопросы: - Какие инструменты и материалы используют для выполнения данного орнамента? - Назовите детали одежды, где расположен орнамент «Зег»? - Какую роль играет данный орнамент в национальном костюме? - Какой должна быть изнаночная сторона вышивки? - Есть ли погрешности в данных образцах вышивки? -Как проложены швы по отношению друг к другу? Подводит учащихся к цели урока: научиться выполнять орнамент «Зег» «тамбурным швом» и ставит задачи: 1.Научиться закреплять нитку в начале и в конце работы. 2. Расположить в правильном порядке цвета орнамента. прокладывания стежков. | Отвечают на вопросы и формулируют вывод о правильном расположении цветовой гаммы орнамента. Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки с точки зрения аккуратности выполнения работ и требований к данному виду вышивки. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Поисково-исследователь-ский этап | Целеполагание и постановка задач. Продолжить формирование умений по выполнению данного орнамента «тамбурным швом». | Анализ и обсуждение вариантов алгоритма выполнения технологической операции по выполнению орнамента «Зег». | Индивидуальная и в парах. | 1.Объясняет и показывает приемы выполнения «тамбурного шва» в орнаменте «Зег». 2.Конролирует деятельность, консультирует обучающихся и корректирует действия. | Формулируют алгоритм выполнения технологической операции по выполнению орнамента «Зег». | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, умение подбирать инструмент и оборудование. | |
Практический этап | Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике, умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. | Практическая работа | Индивидуаль-но и в парах. | 1.Организует индивидуальную работу и работу в парах, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия обучающихся. 2.Подводит обучащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака. 3.Оздоровительная пауза (физминутка общая и для глаз) 4.Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака. 5.Приведение в порядок своих мест. | Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции. | Личностные: умение овладеть нормами и правилами НОТ; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Рефлексивно-оценочный этап | Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка) умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в парах, группе и коллективе. | Фронтальная | 1.Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. 2.Сравнивает качество работы. 3.Предлагает ответить на вопросы: - Соответствует ли изделие проекту? - Для каких орнаментов возможно ещё применение данного вида вышивального шва? 3.Подводит учащихся к выводу о значимости знаний. 4.Фиксирует оценки учащихся. 5.Поздравляет обучающихся с успешным выполнением орнамента «Зег» с применением «тамбурного шва». | Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы своих одноклассников, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении работы, отмечая возникшие трудности при этом и их причины. | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"
Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....
План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»
План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...
Открытый урок "Проектирование орнамента"
Предлагаю Вашему вниманию разработку открытого урока. Практическая часть урока выполняется в графическом редакторе Paint....
Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...
Открытый урок по трудовому обучению "Обработка нижнего среза пижамных брюк швом вподгибку с закрытым срезом"- 2014 г.
Открытый урок по трудовому обучению....
Занятия "Вышивание салфетки тамбурным швом"
Познакомить детей с новым видом шва тамбурным швом; способствовать развитию внимания, памяти, моторики руки; воспитывать любовь к традициям, к родному прошлому, воспитывать эстетический вкус....
Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».
Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...