Открытый урок "Проектирование орнамента"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur.doc | 517.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Проектирование орнамента.
Раздел программы: работа с графическим редактором.
Цели урока:
Образовательная:
- отработка навыков работы с графическим редактором;
- повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – “копирование”, “вставка”;
- научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
- закрепить навыки работы с командой Отразить/Повернуть.
- познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения
- наличие межпредметных связей с уроком истории родного края
Развивающая:
- развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
- развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
- формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
С точки зрения материала:
- Мировоззренческий аспект раскрывается при работе с понятием орнамента, ее видами, при проведении компьютерного эксперимента и его анализе.
- Алгоритмический аспект присутствует при разработке алгоритма создания орнамента;
- Пользовательский аспект состоит в отработке практических навыков применения инструментов графического редактора через проектирование орнамента по образцу
( самостоятельно)
Задачи урока:
- продолжить работу по выработке умений пользоваться графическим редактором;
- формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Paint;
- формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли;
- Расширение знаний об орнаменте и его видах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, карточки с вопросами, карточки с орнаментом.
Формы: коллективная, индивидуальная
Виды работы: беседа, работа с раздаточным материалом, работа за ПК
Этапы урока:
- Организационный материал.
- Постановка цели урока.
- Разминка
- Актуализация знаний:
- фронтальный опрос
- работа с раздаточным материалом
- Изучение нового материала:
- Орнамент
- Физкультминутка
- Практическая работа за компьютером
- Постановка домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
- что нового сегодня узнали?
- оценки за урок.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Итак, мы начинаем урок. Скажите, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
– На прошлом уроке мы работали с графическим редактором Paint. Рисовали рисунки, используя объекты, расположенные на панели инструментов.
– Верно. Сегодня мы продолжим работать с графическим редактором. Тема нашего урока “Проектирование орнамента”.
- Эпиграфом нашего урока станет пословица «Ремесло за плечами не висит» Что она обозначает?
- Если что-то умеешь делать, то тебе это пригодиться.
- А вы бы хотели сегодня сами спроектировать орнамент? Тогда какая же цель нашего урока?
- Создать проект орнамента на компьютере.
II. Разминка.
1. Задание: Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл полученного слова.
ВИКЛААТУРА
ШЫМЬ
ТОРНИМО
СТКИДОЖЙ
НЕРСКА
Определите, какое слово в группе лишнее.
2 Задание: Художник рисовал снеговика, и время от времени фотографировал его, чтобы сделать учебный фотоальбом. Расположив фотографии в правильной последовательности, вы прочтёте по буквам, которыми они подписаны, название одного из пунктов меню приложения Windows-Paint. Охарактеризуйте данный пункт меню.
III. Актуализация знаний.
Есть ещё игра для вас: Я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Дружно руки поднимайте.
1. Фронтальный опрос.
- Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)
- Всё, что прямо и наклонно, мы изобразим (наклонной)
- Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)
- Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)
- Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)
- Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)
Какие инструменты мы не назвали?
2. Работа с раздаточным материалом.
Работа на карточках.
1. Закончите предложение: Графический редактор – это … А) устройство для создания и редактирования рисунков; Б) программа для создания и редактирования рисунков; В) программа для создания и редактирования текстовых документов; Г) устройство для печати рисунков на бумаге. 2. Определить, что получиться в результате выполнения следующих действий:
|
IV. Изучение нового материала.
- Сегодня у нас необычный урок: давайте совершим путешествие в глубь веков. Земля кубанская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Где есть человек, там появляются предметы быта. В руках умельцев обыкновенные предметы быта, одежда, утварь предвещались в сказочные произведения искусства»
Орнамент – неотъемлемая часть народного прикладного искусства.
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.
- Любой ли узор можно назвать орнаментом?
- Нет, не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.
Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до письменности. Орнамент, узоры, которыми человек украшал свой быт, служили не только для красоты, но и несли в себе какую – то информацию.
- Дайте определение информации.
- Информация это знания и сведения, получаемые из окружающего мира.
- Назовите виды информации.
- Графическая, текстовая, звуковая, числовая.
Для бурятского народа характерны свои орнаменты. Что украшают
орнаментами? (ответы детей) Орнаментами украшаются дома, мебель,
одежда, предметы быта.
-резьба по дереву, ковань, керамика, ковроплетение.
Средствами выразительности любого орнамента являются ритм, симметрия,
мотив.
Что значит мотив?( элемент определённого характера)
-Что значит ритм в узоре? ( Ритм это повторение одинаковых или
чередование разнородных элементов).
-Что значит симметрия в узоре?( одна часть элемента похожа на другой).
Перед вами на иллюстрациях бурятские орнаменты. (показываю)
Вы обратили внимание, что для бурятских орнаментов характерно много
цветов?
Что символизируют цвета в бурятских орнаментах? Нам сейчас об этом
расскажут наши ребята. ( Группа детей одевают шапочки, символизирующий
каждый цвет, и рассказывают о нем.)
Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный –
земля; синий – Байкал; голубой – небо.
Сейчас мы поближе познакомимся с мотивами бурятских орнаментов
Бурятские орнаменты, как правило, делят на такие виды:
- Геометрический
- Зооморфные
- Растительные
- Природные
- Смешанный.
Геометрические. Что значит геометрические? (в их основе
геометрические формы: точка; прямые и ломаные; зигзаги; круги; ромб; спираль );
В орнаменте меандр отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу.
Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие.
Круг символизирует вечность, бесконечность.
Зооморфные или анималистические; к ним относятся
схематизированные изображения фигур животных, части их тела.
Символизируют пожелание долголетия, благоденствия.
Растительные (листья, цветы, плоды, лотос);
Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения
жизненной энергии.
Природные (солнце, луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга …);
В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека
объекты.(рис 4)
Сейчас мы внимательно рассмотрим бурятские национальные костюмы.
Идет демонстрация национального бурятского костюма, педагогом или
ребёнком) Обратите внимание на головной убор бурят, он называется –
малгай, как он украшен. Верхняя одежда называется – дэгэл. Обувь у бурят
называется гутул. Обратите внимание, что у халата украшаются углы
полочек, низ, рукава ленточным геометрическим орнаментом, а по
поверхности рассыпаны круговые элементы.
V. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Проблемно – поисковая работа. (Создание орнамента).
– Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На партах у вас лежат карточки с орнаментом.
- Итак, ребята, посмотрите внимательно на орнамент. Есть ли в нем повторяющиеся элементы. Если мы будем использовать с вами фрагменты орнамента, то сможем получить готовый орнамент? А что же такое фрагмент?
- Часть, кусочек чего-либо
- Совершенно верно. Толковый словарь дает такое определение: фрагмент- отрывок, часть или обломок чего-либо.
Фрагмент рисунка - это выделенная область графического изображения
- Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить главное правило, которое записано в ваших рабочих листочках. Давайте прочитаем это правило:
1 - выдели объект
2 - выполни над ним действие.
- Подумайте и скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?
– Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать, поворачивать, наклонять, отражать.
Постановка задачи компьютерного эксперимента: Вам предстоит создать полный орнамент, используя фрагмент представленного в среде графического редактора. Для успешной работы сначала определите, к какому типу относится орнамент. Далее используя операцию выделения, копирования и вставки, поворотов и отражений создайте готовый орнамент.
VII. Компьютерный практикум (создание орнамента). Через 10 минут зарядка для глаз.
VIII. Постановка домашнего задания.
Нарисовать в тетради свой орнамент, применяя сведения, полученные на уроке.
IX. Подведение итогов урока.
Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!
Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"
Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....
План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»
План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...
Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...
Открытый урок по информатике "Создание орнамента"
Скачать полностью архив с презентацией и с подробным конспектом урока можно по ссылкеhttp://yadi.sk/d/GJTd4IoMCrBWU...
План-конспект открытого занятия «Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента»
Народные промыслы сохранились в разных уголках Подмосковья. На занятиях объединения "Край родной" по теме: "Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента" обучающиес...
Открытый урок "Бурятский орнамент"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баргузинский дом детского творчества»с. Баргузин План-конспект открытого урока по декоративно – прикладному и...
Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».
Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...