Программа «Умелые руки» художественно-эстетической направленности для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа по технологии на тему
Приобщение детей к продуктивной трудовой деятельности и к созидательному творчеству является на сегодняшний день одной из главных задач воспитания подрастающего поколения, что отражено в ФГОС НОО, где внеурочная деятельность является необходимым дополнением развивающей образовательной среды. Только активная заинтересованность детей каким-либо видом деятельности и умелая его организация, дадут желаемый результат, скрытый в обращении к бесценному опыту народного декоративно-прикладного искусства и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogramma_15-16_god.docx | 112.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения
программы в образовательный процесс:
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.;
- Методического конструктора внеурочной деятельности школьников В.Д. Григорьева и П.В. Степанова (М.: Просвещение, 2010);
- Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского (сборник программ внеурочной деятельности из серии «Стандарты второго поколения» 2-е издание, издательство Просвещение 2011г);
На сегодняшний день сложилась тенденция к снижению интереса детей к занятиям трудовой деятельностью, они неохотно посещают занятия прикладного творчества. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечён от труда. Приобщение детей к продуктивной трудовой деятельности и к созидательному творчеству является на сегодняшний день одной из главных задач воспитания подрастающего поколения, что отражено в ФГОС НОО, где внеурочная деятельность является необходимым дополнением развивающей образовательной среды. Только активная заинтересованность детей каким-либо видом деятельности и умелая его организация, дадут желаемый результат, скрытый в обращении к бесценному опыту народного декоративно-прикладного искусства и творчества. Элементы искусства могут подтолкнуть не только к самопознанию, но и к саморазвитию и самосовершенствованию, к познанию мира – к тому, что является потребностью любой развивающейся личности, особенно ребенка. Доказано, что занятия ручным трудом пробуждают в детях положительные эмоции, вдохновляют к самостоятельной деятельности, активизируют детскую мысль, будят фантазию.
Поэтому с ведением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы появилась необходимость создания программы «Умелые руки» художественно-эстетической направленности для учащихся 1-4 классов. Главным ориентиром данной программы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, воспитание в детях уважительного отношения к труду, культурным традициям своего и других народов в различных видах прикладного творчества.
Наблюдения за детьми из опыта работы показывают, что современные дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей пропадает интерес к работе. Необходимость в разностороннем развитии и раскрытии индивидуальных способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, в приобщении младших школьников к творческому труду, делает актуальной данную программу.
Новизна программы состоит в том, что в отличие от различных используемых программ данная программа представлена расширенным содержания курса по пяти направлениям трудовой деятельности: бумагопластика, пластилинография, работа с тканью и нитями, бисероплетение, народные промыслы. Каждая предыдущая тема программы является основой для изучения последующих тем в комплексном развитии ручной умелости и задания составлены с усложнениями по возрастающей от простых видов деятельности к более сложным. Педагогическая целесообразность программы в углубленном изучении конкретных видов деятельности, не входящих в школьную программу и наиболее интересны для детей данного возраста.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно - эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
2. Цель программы: воспитание в детях интереса и любови к ручному творчеству, вовлечение их в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.
Задачи программы:
•организация общественно-полезной досуговой деятельности детей, расширение их представлений о многообразии видов декоративно – прикладного искусства, овладение детьми элементарными обще трудовыми умениями и навыками, приемами труда с различными материалами и инструментами, обучение технологии процесса изготовления изделий из различных материалов (бумага, пластилин, ткань, нити, бисер и т.д.); закрепление приобретенных знаний, умений, навыков работы;
• воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям;
• сформировать в детях устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям своего народа, коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
•развитие способности детей к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира, уверенности в своих силах, мотивации учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации.
3.Отличительные особенности рабочей программы по данному курсу:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
Программа опирается на следующие принципы:
- принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
- принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатковобучающихся при включении их в разные виды деятельности;
- принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
- принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
- принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческогосоциума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Этапы реализации программы
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер, ткань, нити и др.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, обучении организации своего рабочего места, выполнению работ по образцу, знакомство с коллективной проектной деятельностью.
Второй год обучения направлен на расширение представлений о возможностях предлагаемых видов деятельности, закрепление полученных знаний, использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям, знакомство с коллективной проектной деятельностью.
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей, совершенствование и закрепление знаний в проектной деятельности.
Четвёртый год обучения направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной, индивидуальной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
4.Особенности реализации программы.
-возраст детей в группе 7-11 лет (1-4 класс). Набора детей в группы свободный.
Программа разработана на четыре года занятий, состоит из блоков (разделов), органически связанных друг с другом, и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня:
1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Продолжительность занятий – 35 минут - 1 класс, 45 минут- 2-3-4 классы.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста:
дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее
значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
В начальных классах в силу возрастных особенностей детям все ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности. Занятия построены таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность. Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
5.Уровень результатов работы по программе
Программа составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение четырех лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни и ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням:
-Первый уровень результатов для 1-го класса - приобретение школьником общеинтеллектуальных и социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
-Второй уровень результатов для 2-го класса - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
-Третий уровень результатов для 3-4-го класса - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
1-й класс
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал творческие задания, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность выполняемых действий;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией;
– с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
– учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;
– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. Средством для формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;
– учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия. Средством формирования этих действий служат учебный и дополнительный материал, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, его материальную культуру.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
– слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Знать
– виды материалов (бумага, тонкий картон, ткань, клей, пластилин, бисер и бусины), их свойства и названия;
– конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
– названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, шаблонов, правила работы ими;
– технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
– способы разметки: сгибанием, по шаблону;
– способы соединения с помощью клея, правила работы с разными его видами.
– виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;
– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
– учиться планировать практическую деятельность на уроке;
– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
– учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;
– определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
– добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир технических достижений.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– договариваться сообща;
– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности:
знать
– виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
– неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);
– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
уметь
– самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
– с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой верёвочки;
– реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
3–4-й классы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализаии предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и практические задания, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса в 3–4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско- технологические задачи, проблемы;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:
знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.
6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс, анкетирование родителей;
- Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
– Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.
– Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий.
-Выставки детских работ и тематических композиций для родителей, детей школы, презентации – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
-Коллективные мини проекты, индивидуальные работы.
-Коллективные игры, праздники, тематические конкуры.
-Беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе группы.
-Составление портфолио (портфель достижений) достижений школьника.
Основные виды и формы занятий, ведущая деятельность:
- Познавательная деятельность - ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий) и подкрепляется практическим освоением темы. Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. На практических занятиях дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. Особое внимание в конце каждого занятия уделяется рефлексии и самооценке деятельности, где каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятий целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
— Динамические — развитие мелкой моторики пальцев рук, физические упражнения (зарядка, физминутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; зрительная и пальчиковая гимнастика. Данный вид занятий позволяет создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности, а нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
— Познавательно-логические - задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях: усложнение выполняемых заданий в самостоятельной деятельности, поиск наиболее эффективных приемов работы, разработка наиболее доступных пошаговых операций в изготовлении изделия, решение задач творческого характера.
— Коммуникативные - формируют навыки эффективного сотрудничества, умение контролировать свое поведение в пределах знакомых правил, правила и формы обращения. На занятиях применяется организация совместной деятельности в группах: совместная поделка, обучение новой игре, совместное выполнение творческой работы, совместное радостное событие.
-Игровые занятия (словесные и подвижные игры) проводятся с целью закрепления основных понятий и в качестве психологической разгрузки. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок, образцы работ прикладного творчества.
В программу внеурочной деятельности включены занятия по выполнению творческих проектов, в основе которых лежит развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве; развивать критическое мышление и ряда коммуникативных умений. Дети могут принимать участие в научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах различных уровней.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Считаю, что повышение воспитательного потенциала обучающихся возможно при условии системной деятельности” педагог-учащийся-родители”. Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года. Работа с родителями строится по следующим направлениям: консультативная и просветительская работа: проведение бесед, участие в родительских собраниях, коллективные занятия в группе; привлечение родителей к досуговой деятельности, организация выставок, приглашение на отчётные выставки, мероприятия в объединении, открытые уроки, празднование дней рождения, мастер-классы и др.;
В программу так же включены: прогулки-экскурсии, культпоход, наблюдение; мастер-класс, встречи с интересными людьми; организация индивидуальных мини выставок работ, которые проходят после изучения каждого раздела и позволяют проследить творческий рост каждого ребёнка.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
7.Учебно-тематический план
Учебно-тематический план курса «Умелые руки» 1 класс (33 часа)
Номер п/п | Разделы программы | Количество учебных часов | Аудиторных | Внеаудиторных активных |
Вводные занятия | 2 | 1 | 1 | |
Бумагопластика | 10 | 9 | 1 | |
Пластилинография | 5 | 3 | 2 | |
Работа с тканью и нитями | 7 | 6 | 1 | |
Бисероплетение | 5 | 5 | - | |
Народные промыслы | 4 | 3 | 1 | |
ИТОГО: | 33 | 27 | 6 |
Учебно-тематический план курса «Умелые руки» 2 класс (34 часа)
Номер п/п | Разделы программы | Количество учебных часов | Аудиторных | Внеаудиторных активных |
Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
Бумагопластика | 8 | 8 | - | |
Пластилинография | 5 | 4 | 1 | |
Работа с тканью и нитями | 6 | 5 | 1 | |
Бисероплетение | 5 | 4 | 1 | |
Народные промыслы | 9 | 7 | 2 | |
ИТОГО: | 34 | 29 | 5 |
Учебно-тематический план курса «Умелые руки» 3 класс (34 часа)
Номер п/п | Разделы программы | Количество учебных часов | Аудиторных | Внеаудиторных активных |
Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
Бумагопластика | 7 | 6 | 1 | |
Пластилинография | 5 | 5 | - | |
Работа с тканью и нитями | 6 | 6 | - | |
Бисероплетение | 7 | 6 | 1 | |
Народные промыслы | 8 | 7 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 31 | 3 |
Учебно-тематический план курса «Умелые руки» 4 класс (34 часа)
Номер п/п | Разделы программы | Количество учебных часов | Аудиторных | Внеаудиторных активных |
Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
Бумагопластика | 10 | 10 | - | |
Пластилинография | 5 | 4 | 1 | |
Работа с тканью и нитями | 8 | 8 | - | |
Бисероплетение | 4 | 4 | - | |
Народные промыслы | 6 | 5 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 32 | 2 |
9. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
1.Вводное занятие. Знакомство.
Беседа «Умелые руки мастера». Виды искусства и его роль в жизни человека.
Труд и мастерство. Красота изделий мастеров народных промыслов. Правила поведения, требования к занятиям и соблюдения Т.Б. на занятиях. Зарядка и массаж для рук. Игры на сплочение коллектива
2.Прогулка-экскурсия «Осенние фантазии»
Правила поведения на экскурсии. Беседа о приметах осени, её красоте и особенностях.
Копилка народной мудрости о труженице осени. Живая и неживая природа. Названия трав, деревьев, кустарников. Закрепление знаний о колорите осени. Составление осеннего букета.
I. Работа с бумагой и картоном 10 часов
3. Игра-путешествие «В королевстве бумаги»
Из истории создания бумаги. Виды и разнообразие бумаги. Знакомство с работой мастеров труда. Демонстрация различных образцов работ из бумаги и картона. Опыты с бумагой. Операции по обработке бумаги: сминать, размачивать, скатывать, обрывать, складывать, размечать по шаблону, резать. Правила безопасности и приемы работы с ножницами, клеем, бумагой. Игры с загадками.
Практическая работа: Картина «Фрукты и овощи».
4. Игры с бумагой
Трансформация плоского листа бумаги – смятие. Развлекательные, развивающие и подвижные игры с применением различных видов бумаги: Самая интересная ассоциация. Особенности и правила проведения игры, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры.
Практическая работа: Волшебные комочки: «Колобок», «Снежки», «Смешарики».
5. Аппликация из бумаги
Аппликация из бумаги. Организация рабочего места и Т.Б. Роль аппликации в жизни и творчестве человека. Правила вырезания и приклеивания. Плоскостная клеевая аппликация с применением творческой фантазии Особенности организации работы коллективной работы.
Практическая работа: Открытка ко дню учителя КТД.
6.Изготовление картины
Картины. Их эстетическое значение в крашении. Картины русских художников и мастеров – любителей. Создание коллективной работы для школы с использованием различной бумаги, салфеток, гофрированной и туалетной бумаги на основе полученных знаний и первоначальных умений.
Практическая работа: картина в технике аппликации из бумаги и картона
7.Оригами. Секреты мастера
Познавательная беседа о роли оригами для детей. Мир искусства «оригами». Как работать с источниками информации. Просмотр книг в библиотечке. Поиск интересных идей для творчества. Работа по схеме, с книгой. Создание коллективной работы.
Практическая работа: Простые фигурки из квадратного листа.
8.Модульное оригами из квадратного листа бумаги.
Виды и разнообразие готовых изделий. Демонстрация образцов. Модули из квадратного листа бумаги. Техника и порядок складывания модулей для «Солнышка». Игра «Солнышко в ладошке»
Практическая работа: коллективная работа «Солнышко»
9.Техника изготовления и сборки треугольных модулей.
Просмотр готовых образцов, их характеристика. Техника изготовления и сборки треугольных модулей. Последовательность работы над простыми моделями. Работа по схемам и с дополнительной литературой. Упражнения по обработке основных элементов складывания.
Практическая работа: Простые модели «Корзинка», «Лебедь».
10.Морозные Узоры. «Веселые снежинки».
Виды и разнообразие снежинок. Бумага для вырезания снежинок. Техника изготовления снежинки. Работа с шаблоном и Т.Б. в работе.
Практическая работа: Самостоятельные фантазийные вырезки снежинок для оформления класса и школы к празднику.
11. Елочка-иголочка из бумаги «Умелые ручки».
Беседа «Из истории празднования Нового года и истории новогодней елки». Новые идеи для создания елки. Мастерская деда мороза. Вырезаем и складываем по контуру.
Создание образа. Склеивание деталей, аппликация. Правила техники безопасности
Практическая работа: елочка-иголочка из бумаги
12.Игра-конурс «Знайка» выставка работ.
Познавательная беседа. Рассказы детей о правилах техники безопасной работы с ножницами, бумагой и картоном, о том, чему научились. Загадки об орудиях труда и профессиях. Организация выставки работ учащихся к празднику.
II. Пластилинография 5 часов
13.Просмотр и обсуждение мультфильма.
Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона». Этическая беседа о смысле сказки.
Учимся высказывать свои мысли вслух. Свойства и возможности пластилина.
Практическая работа: Основные приемы лепки.
14. Картинки в технике размазывания пластилином.
Путешествие в страну Пластилинию. Пластилин – состав, свойства. Лепка из пластилина в декоративно-прикладном творчестве. О профессиях, связанных с данной работой. Правила, техника, приспособления и приемы работы с различным видом пластилина.
Практическая работа: Плоскостное изображение в технике размазывания.
15. Игра-конкурс «Снежные скульптуры»
Игра-конкурс «Снежные забавы» Правила поведения на прогулке. Беседа о ЗОЖ. Правила соблюдений техники безопасности при игре в снежки. Скульптура
Из чего можно делать скульптуры и какие они бывают. Создание групповых и самостоятельных скульптур.
Практическая работа: снежные скульптуры
16. Играем с пластилином.
Лепка по сюжету любимой сказки. Мини-театр из пластилина. Инсценировка сказки. Речевое общение. Изучаем цвета и формы. Фигурки из заготовок. Движение статичной фигуры. Сюжетно-ролевые игры. Выставка работ. Игра-конкурс
Практическая работа: пластилиновые фантазии.
17.Лепка из жгутиков и шариков.
Лепка из жгутов. Архаичная спиральная техника. Образцы изделий. Из истории гончарного дела. Техника и порядок работы над вазой.
Практическая работа: Лепка различных моделей из жгутиков
III. Работа с тканью и нитями 7 часов
18. Аппликация из шерстяной нити по круглому контуру
Рассказ «Виды и свойства нитей». Из истории прядения и получения нитей. Люди труда. Правила техники безопасной работы с ножницами и нитями. Сказка «Про иголочку и ниточку»
Практическая работа: аппликация из нитей по заданному контуру
19. Плетение косички.
Плетение косички из разноцветных нитей. Просмотр готовых работ и презентации. Порядок, техника и последовательность в работе. Взаимопомощь и оценка качества работы.
Практическая работа: плетение косички из разноцветных нитей.
20.Моя любимая мягкая игрушка.
Моя любимая Игрушка. Рассказ «Откуда берутся ткани». Люди труда. Декоративно-прикладное творчество. Из истории плюшевого мишки. Кукла-закрутка.Ткани и отделочные материалы. Порядок работы.
Практическая работа: Изготовление куклы-закрутки.
21.Пришивание пуговиц.
Беседа «Обычная пуговица в нашей жизни». Из истории происхождения пуговиц. Технология пришивания пуговицы. Материалы и инструменты. Техника безопасности в работе. Игра «Иголочка и ниточка»
Практическая работа: Пришивание пуговиц
22.Картина для подарка.
Картина из различных текстильных материалов. Роль картины в украшении интерьера. Коллективная работа в создании подарка.
Практическая работа: Картина для подарка
23.Экскурсия в Дом творчества.
Знакомство с кружковой работой, работами детей, мастерами прикладного труда. Посещение выставки работ и мастер класса. Беседа о значимости умений создавать красивые вещи своими руками.
24.Кукла из нитей Виды и разнообразие кукол в народном творчестве, обычаях, роль в обрядах и их символическом значении. Технология изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями. Обсуждение результатов.
Практическая работа: Кукла из нитей
IV. Бисероплетение 5 часов
25.Простая цепочка из бисера и бусин.
Параллельное низание бусин. Основные виды бисерного искусства. ТБ в работе.
Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения.
Практическая работа: Цепочка в крестик.
26.Простая фенечка из бисера и бусин.
Организация рабочего места. Техника плетения по рисунку-схеме. Фенечки-косички из лены, нитей.
Практическая работа: простая фенечка из бисера и бусин
27. Ажурные фенечки из бисера и бусин
Техника плетения по рисунку-схеме. Фенечки по выбору: «Подковки», «Волны», «Ромбики», «Дорожка» с использованием бисера, бусин, стекляруса. Организация рабочего места, ТБ.
Практическая работа: Фенечки по выбору
28. Цветочки из бисера.
Мини проект. Понятие о проекте. Этапы проектной деятельности. Работа со схемами. Анализ образцов. Выполнение отдельных цветов и веточек, сборка и закрепление. Использование бисера для оформления интерьера. Стихи и сказки о цветах. Коллективная работа над проектом «Букетик»
Практическая работа: Цветочки из бисера и бусин.
29. Декоративная аппликация с использованием бусин.
Материалы и инструменты. ТБ. Последовательность выполнения работы. Декорирование работы отделочными материалами по сюжету.
Практическая работа: Аппликация «Виноград», «Рябинка».
V. Народные промыслы 4 часа
30.Аппликация из палочек от мороженого
Поделки из древесных материалов в народном промысле. Свойства древесины и материалов, области их применения. Правила работы и правила т/б при работе. Поделки из деревянных палочек от мороженого.
Практическая работа: Коллективные мини проекты «Домик в деревне»
31.Объемные модели и композиции.
Объемные модели и композиции из палочек от мороженого и деревянных прищепок. Деревянные декоративные изделия мастеров -умельцев. Порядок, правила работы и правила т/б. Отделочные материалы в оформлении.
Практическая работа: стаканчик-карандашница.
32. Конструкции из зубочисток и пластилина
Объемное конструирование и загадки пространства. Верные точки опоры из пластилина.
Практическая работа: Самостоятельные творческие работы по конструированию «Мои необычные фантазии»
33.Игра-конкурс «Город мастеров». Выставка работ
Правила игры в команде с друзьями. Конкурсная игровая программа по пройденным темам. Показ знаний и умений в работе с различными инструментами и материалами. Игры с загадками, ребусами. Приглашение родителей-мастериц на урок. Мини мастер класс умений. Организация и оформление индивидуальных мини выставок творческих работ. Подведение итогов работы за год.
2 класс
1.Вводное занятие.
Беседа «Умелые руки мастера». Виды декоративно-прикладного творчества и его роль в жизни человека. Труд и мастерство. Красота изделий мастеров народных промыслов. Правила поведения, требования к занятиям и соблюдения Т.Б. на занятиях. Зарядка и массаж для рук. Игры на сплочение коллектива.
I. Работа с бумагой и картоном 9 ч.
2.Умелые руки, бумага и ножницы.
Из истории создания бумаги. Виды и разнообразие бумаги. Демонстрация различных образцов работ из бумаги и картона. Правила безопасности и приемы работы с ножницами, клеем, бумагой. Технология складывания бумаги в гармошку. Игры с готовыми образцами. Самая интересная ассоциация, эрудиция, умение слышать друг друга, находчивость и чувство юмора.
Практическая работа:
3.Контурное вырезание и предметная аппликация
Беседа о народном промысле дымковской игрушки. Выбор профильного изображения, выполненное художником. Основные правила при выполнении аппликации. Вырезание кривых линий и поворот бумаги. Техника работы с ножницами и правила ТБ. Характеристика качества работы.
Практическая работа: Плоскостная клеевая аппликация.
4.Аппликация орнамента
Народное прикладное творчество в народных орнаментах. Значение орнамента и элементы узора. Форма, расположение, цветовая гамма.
Практическая работа: Составление простого орнамента в полосе.
5.Декоративная полу объемная аппликация.
Цветы. Их эстетическое значение в украшении. Морфология цветка. Работа по шаблону. Технология изготовления сложных цветов. Символика цвета. Принцип изготовления листьев. Правила работы карандашом, ножницами, клеем, и правила разметки.
Практическая работа: Создание коллективной работы.
6.Изготовление объемных цветов.
Виды украшений из цветов. Работа с шаблонами и различными видами бумаги. Правила работы карандашом, ножницами, клеем, и правила разметки.
Практическая работа: Создание мини – сада.
7.Модульное оригами.
Познавательная беседа о роли оригами для детей. Мир искусства «оригами». Как работать с источниками информации. Просмотр книг в библиотечке. Поиск интересных идей для творчества. Работа по схеме, с книгой. Условные знаки, принятые в оригами. Практическая работа: Сборка модулей.
8. Простые модели модульного оригами.
Просмотр готовых образцов, их характеристика. Упражнения по обработке основных элементов складывания модулей. Крепление модулей между собой.
Простые модели «Корзинка», «Лебедь».
9. КТД в технике модульного оригами
Беседа «Из истории празднования Нового года и истории новогодней елки». Мастерская деда мороза. Складываем елочку из треугольных модулей. Работа со схемами. Правила техники безопасности. Правила работы в группе и в коллективе.
II. Пластилинография 5 часов
10. Я леплю из пластилина
Путешествие в страну Пластилинию. Свойства пластилина, Правила безопасности и организация рабочего места. Приемы работы: защипление, заминание, вдавливание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.
Практическая работа: полуобъёмная композиция «Осенняя береза»
11.Сказка в гости к нам пришла
Изучаем форму фигуры, цвета и формы. Фигурки из заготовок. Движение статичной фигуры. Выставка работ в классе.
Практическая работа: Лепка по сюжету любимой сказки.
12.Композиционные работы
Инсценировка сказки. Сюжетно-ролевые игры. Речевое общение.
Практическая работа: Мини-театр из пластилина
13.Я-Маленький мастер
Лепка фигурки символа наступившего года. Техника и порядок работы над созданием работы. Организация рабочего места, контроль и оценка качества работы.
Практическая работа: самостоятельные работы по эскизу и рисунку.
14.Пластилиновые фантазии
Виды и разнообразие пластилина. Просмотр презентации работ детей мастеров. Игра «Пластилиновые фантазии»: из чего можно делать скульптуры и какие они бывают. Создание групповых и самостоятельных скульптур. Выставка творческих работ. Презентация своих работ.
III. Работа с тканью и нитями 6 часов
15.Грамматика макраме
Витая цепочка. Рассказ об истории развития макраме. Инструменты и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы плетения. Крепление нитей. Способы закрепления нити, удлинение нити, схемы плетения. Узел «через руку». Левый одинарный плоский узел (ЛПУ). Правый одинарный плоский узел (ППУ).
Практическая работа: Выполнение брелков на основе ЛПУ, ДПУ, ППУ «витая цепочка»
16.Техника квадратного узла
Квадратный узел. Техника плетения и приемы выполнения изделий в технике макраме. Изготовление простых украшений с использованием бусин:
Практическая работа: Очень простой, но красивый браслет.
17.Посиделки в мастерской умелицы
Встреча в русской избе с мастером народного творчества. Презентация работ мастерицы, мастер-класс, игровое общение, фольклорные песни и пословицы о труде и мастерстве
18.Плетение витого шнура.
Изделия из витого шнура в народном творчестве, его применение в настоящее время. Используемые нити и отделочные материалы. Техника скручивания нитей и шнура. Практическая работа: Простое украшение.
19.Отделочные швы
Использование швов в отделке изделий. Отделочные швы на основе шва «вперед иголку (волна, вьюн).
Практическая работа: Вышивка салфетки.
20.Вышивка тамбурным швом
Область применения шва в народной вышивке. Готовые образцы работ мастеров. Техника выполнения шва.
Практическая работа: Вышивка простого узора по прямому и изогнутому контуру.
IV. Бисероплетение 5 часов
21.Простая фенечка из бисера и бусин
Параллельное низание бусин. Основные виды бисерного искусства. ТБ в работе. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов
Практическая работа: Простая фенечка из бисера и бусин
22.Колье для мамы
Беседа: «Подарок самому близкому человеку». Варианты подарков. Подготовка и организация рабочего места, ТБ. Основные приёмы и техника выполнения работы. Работа со схемами.
Практическая работа: Фенечка в подарок
23.Цветочки из бисера.
Мини проект. Этапы проектной деятельности. Цветочки из бисера и бусин. Работа со схемами. Анализ образцов. Выполнение отдельных лепестков и сборка цветка. Стихи и сказки о цветах.
Практическая работа: Коллективная работа над проектом «Букетик»
24.Паралельное низание бусин.
Подарок для друга. Эстетика и оформление подарка. Параллельное низание бусин в изготовлении моделей плоских игрушек. Работа со схемами.
Практическая работа: Ангел из бусинок и проволоки
25.Игра-конкурс «Мастера и мастерицы»
Правила игры в команде с друзьями. Конкурсная игровая программа по пройденным темам. Показ знаний и умений в работе с различными инструментами и материалами. Игры с загадками, ребусами. Приглашение родителей-мастериц на занятие. Мини мастер класс умений. Выставка работ «Красота своими руками»
V. Народные промыслы 9 часов.
26.Хантыйскиеорнаменты
Культура восприятия региональных ценностей, богатства природы родного края, уклад жизни народов севера. Национальный орнамент, символика. Организация рабочего места, подготовкой к работе.
Практическая работа:зарисовка орнамента и украшение ниткой из бисера.
27.Подвеска в этно стиле
Виды орнамента обских угров, предметы быта. Разработка эскиза подвески, выполнение работы в материале с использованием отделочных материалов. Рассказ о значении орнамента
Практическая работа: подвеска в этно стиле
28. Хантыйскакукла – Акань
Роль и значение народной куклы в жизни детей обских угров. Исторические и национальные особенности изготовления куклы. Техника изготовления и порядок работы. Уроки мастерицы.
Практическая работа: хантыйская кукла – Акань
29.Макетирование
Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, макетов жилища обских угров, орудия охоты и рыбалки, посуды и т.д. Практическая работа: коллективный минипроект.
30.Кукла –закрутка
Куклы в роли надежного помощника и оберега человека («Берегиня сна», «Утешница», «Сударушкка», «Любава» и др. Инструменты и материалы. Порядок работы.
Рефлексия. Выводы о работе.
Практическая работа: кукла-закрутка
31. Игровая программа «Веснянка»
Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне, народных игр, прибауток, «Жаворонки, прилетите» хоровод. Знакомство с традициями народных гуляний.
32. Русская матрешка
Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение и стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б.Мокроусова «Матрешка».
Практическая работа: Оформление матрешки по замыслу.
33-34 Выставка работ
Рассказы детей о правилах техники работы, о том, чему научились. Демонстрация своих работ. Стихи, пословицы и поговорки о труде и мастерстве. Демонстрация первичных умений. Игровое общение.
3 класс
I. Бумагопластика 7 часов.
1.Вводное занятие. Труд и мастерство. Красота изделий мастеров народных промыслов.
2.Обрывная аппликация
Виды и разнообразие аппликации из бумаги в прикладном творчестве. Наблюдения - продольные и поперечные волокна бумаги. Сравнение свойств бумаги и картона (отношение к влаге, прочность). Эскиз, рисунок, шаблон. Обрывная аппликация: порядок работы, требования к выполнению работы, контурное надрывание бумаги.
Практическая работа: картина «Рябинка»
3. Многослойная полу объемная аппликация.
Возможности многослойной аппликации в оформлении. Бумага и ее пластичные формы. Способы придания краю детали объема. Контроль размеров деталей (шаблон, циркуль, линейка). Правила безопасной работы с ножницами, клеем, бумагой.
Практическая работа: композиция «Белые цветы»
4.Многослойная полу объемная аппликация.
Распределение обязанностей в группе. Работа с шаблонами. Подбор цветовой гаммы для многоцветной композиции. Техника работы и оценка качества.
Практическая работа: коллективные групповые работы «Солнышко».
5.Техника «Оригами» в народном творчестве.
История и виды оригами. Виды бумаги для работ, ее свойства. Многообразие форм изделий из оригами. Термины. Условные знаки, схемы. Способы деления квадрата на равные части, определения центра квадрата. Легенда и история в народном творчестве. Последовательность работы по схеме.
Практическая работа: модель «Птица счастья»
6.Одежда оригами
Просмотр готовых образцов, их характеристика. Последовательность работы над простыми моделями. Работа по схемам и с дополнительной литературой. Простые модели «рубашка», «штаны», «платье»
Практическая работа: Упражнения по обработке основных элементов складывания.
7.КТД «Красивый подарок»
Условия и правила КТД. Работа в коллективе, распределение обязанностей, организация и порядок работы. Техника проектирования, планирования, поэтапной работы от замысла – к воплощению. Контроль и оценка качества.
Практическая работа: КТД
8.Игра – конкурс «Такая разная бумага» Выставка работ
Конкурс необычных фактов использования бумаги, загадки, дидактические игры с бумагой. Мини музей «Такая разная бумага» Правила организации и проведения выставки. Демонстрация готовых работ. Организация выставки работ учащихся
к празднику «Это и вы сможете!»
II. Пластилинография 5часов.
9.Лепка из пластилина. Объемные композиции
Беседа: Лепка в декоративно – прикладном творчестве. Правила, техника, приспособления и приемы работы с пластилином. Цвет и его влияние на настроение.
Практическая работа: Создание объемной композиции из отдельных деталей «Натюрморт».
10.Дымковская игрушка. Лепка фигуры барышни.
История возникновения и развитие художественного промысла. Особенности цветовой гаммы и разнообразие форм. Особенности постановки фигуры и придания формы.
Практическая работа: Лепка фигуры барышни.
11.Дымковская игрушка.
Лепка мужской фигуры. Особенности цветовой гаммы и разнообразие форм. Особенности постановки фигуры и придания формы. Декоративное украшение плоской формы элементами объемных масс. Передача фактуры.
Практическая работа: Лепка мужской фигуры.
12.Дымковская игрушка. Лепка животных
Передача в лепке характерных особенностей внешнего вида. Лепка из одного куска от общей массы, мелких деталей - налепами. Особенности цветовой гаммы и разнообразие форм.
Практическая работа: лепка фигур животных
13. Зимние «Русские посиделки»
Этическая беседа «Народные праздники и обряды». Знакомство с русскими народными фольклорными традициями и обычаями, праздниками, обрядами, играми и бытом русского народа.
III. Работа с тканью и нитями 6 ч.
14.Вышивка в технике «Изонить». Заполнение прямого угла.
История изонити. Правила ТБ в работе с шилом, карандашом, циркулем и шаблонами, иглой и нитями. Подготовка к работе и основные приемы работы. Упражнения по нанесению разметки и проколов на картон по шаблону. Лицевая и изнаночная стороны вышивки. Практическая работа: разметка, деление и заполнение прямого угла.
15 Заполнение острого и тупого угла.
Демонстрация образцов работ на основе заполнения острого и тупого угла.
Создание рисунка в технике основного приема изонити: заполнение углов, имеющих общую сторону.
Практическая работа: Комбинации «звезда», «зонтик».
16.Заполнение окружности
Понятия окружность, круг, центр круга, радиус, диаметр, хорда. Деление окружности на части. Правила ТБ с ножницами, иглой и нитями. Подготовка к работе, ход и правила выполнения работы. Многослойное наложение нитей.
Практическая работа: Создание композиции «Радужные пузырьки»
17.Заполнение дуги.
Понятия: дуга, овал, завиток. Зависимость нити от расстояния между стежками. Правила ТБ с ножницами, иглой и нитями. Приёмы работы в технике изонити при заполнении дуги и окружности. Способы контроля размеров деталей.
Практическая работа: Заполнение детали дугообразной формы
18. Сюжетные комплексные работы.
Выбор цвета нитей и основы картона. Композиции из уголков, окружностей, дуг. Оформление работы в рамку, паспарту. Совместная работа с коллективом, помощь товарищам в работе.
Практическая работа: Самостоятельные творческие работы по схемам трафарета.
19.Сюжетные комплексные работы.
Выбор цвета нитей и основы картона. Композиции из уголков, окружностей, дуг.
Практическая работа: Самостоятельные творческие работы по схемам трафарета.
V. Бисероплетение 7 часов.
20.Параллельное плетение на проволоке
Демонстрация образцов изделий. Просмотр учебных виде фильмов. Инструменты и материалы. ТБ в работе и организация рабочего места. Использование бисера в изделиях для украшения. Техника низания, последовательность и ход работы. Работа со схемами.
Практическая работа: Простые плоские изделия: подвески овощи и фрукты.
21. Плоские изделия –подвески.
Параллельная техника низания – основные правила и секреты мастерства. Последовательность и ход работы по схемам. Простые плоские изделия животных. Проверка качества и анализ работы.
Практическая работа: Коллективное творчество «Зоопарк».
22. КТД декоративное панно.
Способы фиксации бисера на проволоке, способы наращивания проволоки. Калибровка бисера. Изготовление игрушек по схемам.
Практическая работа: Коллективная работа панно «Аквариум»
23. Простые цветы из бисера, бусин, стекляруса
Использование бисера, бусин, стекляруса в плетении. Чтение и обсуждение стихотворений о бисероплетении. Анализ образцов. Выполнение отдельных цветов и веточек, сборка и закрепление их в цветок. Товарищеская взаимопомощь работе.
Практическая работа: Простые цветы
24.Листья из бисера, бусин, стекляруса
Стихи и сказки о цветах. Применение петельного, игольчатого и параллельного плетения в изготовлении простых цветов. ТБ в работе и организация рабочего места. Закрепление заготовленных плоских изделий на панно. Оценка качества и работы.
Практическая работа: Плетение листьев.
25. Экскурсия в Дом Творчества
Встреча с мастерами труда из Дома творчества. Знакомство с кружковой работой, видами готовых работ. Показ и воспроизведение несложных упражнений в работе с бисером. Конкурс-выставка творческих работ «Умелые руки»
25.Творческие самостоятельные работы
Творческие самостоятельные работы при выполнении фигурок сказочных героев в технике параллельного плетения с добавлением усложнений. Товарищеская взаимопомощь работе.
Практическая работа: Творческие самостоятельные работы
V. Народные промыслы - 8 часов
27. Славянский берег из природных материалов
Беседа о значении русских славянских оберегов. Разнообразие форм и видов по назначению и обережным свойствам. Использование различных природных материалов в создании оберега. Правила создания оберега. Владение умениями совместной деятельности, творческого подхода к делу.
Практическая работа: Славянский берег из природных материалов
28. Народные куклы «Неразлучники» из мочала (лыка)
История плетения из лыка. Мочало - материал традиционной народной культуры. Получение т свойства данного материала. Символическое значение куклы в народном творчестве. Отработка навыков переплетения мочала при создании объемных фигур людей. Конструкция куклы, сборка частей. Умение дать оценочную характеристику своей работе.
Практическая работа: Куклы «Неразлучники» из мочала (лыка)
29. Наряд для куклы в славянском стиле
Ткани материалы, применяемые для одежды славян. Рубашка и сарафан.
Оформление костюмов декоративной тесьмой. Проявление творческой активности и самостоятельности
Практическая работа:
30. Фигура коня, сороки
Символ «Солнечный конь» в народном творчестве. Праздник «Сороки в народном календаре». Символика и обережные свойства игрушки.
Практическая работа: фигурка коня, сороки
31-32. Плетение из джутовых нитей
Необходимые материалы. Техника и порядок работы. Конструкция куклы, сборка частей. Оформление одежды в народном стиле.
Практическая работа: Создании фигур «Коза и Козел».
33. Посиделки «В гостях у Марьи –Искустницы»
Просмотр презентации «Мастера народного прикладного творчества» Состязания в знании народного фольклора. Разучивание песни «Самовар» (автор слов Н. М. Савельев, музыка А. С. Шаинского), народных игр.
34. Выставка работ. Игра-конкурс «Ай, да мы!»
Рассказы детей о правилах техники работы, о том, чему научились. Демонстрация своих работ. Стихи, пословицы и поговорки о труде и мастерстве. Демонстрация первичных умений. Подведение итогов года.
4 класс
I. Бумагопластика 14 часов
2. Волшебный квиллинг
Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности. Основные формы “капля”, «глазок». Техника изготовления простых цветов. Примеры различного применения форм. “Композиция”. Способы и правила её составления.
Практическая работа: Простые цветочки
3.Первые цветочки
Изготовление индивидуальных и групповых композиций Открытка ко дню учителя КТД. Особенности организации работы коллективной работы. Основные формы “долька”, «лист», “квадрат”, “прямоугольник”
Практическая работа: Изготовление простых, несложных цветов.
4.Изготовление простых цветов
Коллективная работа «Композиция из цветов» Организация рабочего места и Т.Б. Устные инструкции, чтение и зарисовка схем изделий. Основные формы “завитки”.
Практическая работа: Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.
5.Сложные бахромчатые цветы
Изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Приемы работы и сборки цветов, цветовая гамма.
Практическая работа: Сложные бахромчатые цветы
6.Композиция из цветов.
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Коллективная работа. Оформление композиции.
Практическая работа: композиции из цветов
7. Гофрированный картон.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинг. Организация рабочего места и Т.Б.
Практическая работа: игрушки из гофрокартона.
8. Занимательные игрушки.
Работа с шаблонами и различными видами бумаги. Правила работы карандашом, ножницами, клеем, и правила разметки. Отличительные свойства гофрированного картона. Организация рабочего места и Т.Б.
Практическая работа: Создание фигурок животных и птиц
9. Простые модели в технике «кириками»
"Кириками"- "разрезанная бумага". Техника и технология работ. Инструменты и материалы. Схемы и дополнительные источники.
Практическая работа: Праздничный бант из бумаги, цветок в технике «киригами».
10. Открытки в технике «кириками»
Искусство POP-AP Сочетание двух техник - разрезов и сгибов. Многообразие форм и модели мастеров. Архитектурное оригами. Работа с трафаретом. Схемы с полосками. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая работа: Простые открытки в технике кириками.
11.Открытка с объемными цветами
Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с ножницами. Схемы и дополнительные источники, шаблоны и бумага. Техника работы по разрезам, надрезам и сгибам.
Творческие работы: открытки в технике кириками.
II. Пластилинография 5часов
12.Лепка из скульптурного пластилина
Скульптурный пластилин, его высокими пластическими свойства. Отличие скульптурного пластилина от обычного. Правила безопасности и организация рабочего места. Постановка каркаса из проволоки. Приемы скручивания проволоки, техника безопасности.
Практическая работа: Скульптура «Человека в движении» на каркасе из проволоки. Лепка объёмов с проработкой деталей.
13.Объёмная скульптура человека в движении.
Завершение работы над скульптурой. Формирование основных объёмов скульптуры. Лепка объёмов с проработкой мелких деталей стеками. Самооценка и взаимооценка качества работы.
Практическая работа: Сюжетная композиция «Спортсмены».
14. Отделка объёмной скульптуры
Полировка изделий. Грунтовка и покраска. Дополнительные детали. Покраска готовой работы акриловыми красками.
Практическая работа:
15-16. Объёмная скульптура животных в движении.
Правила безопасности и организация рабочего места. Пластичная лепка и применяйте приемов оттягивания, прищипывания, приемы рельефной лепки.
Практическая работа: Постановка каркаса из проволоки.
III. Работа с тканью и нитями 8 ч.
17.Фенечки из атласных лент
Рассказ об истории развития плетения. Инструменты и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы плетения. Техника плетения и приемы выполнения изделий. Схемы плетения для начинающих.
Практическая работа: Плетение браслетов и принцип сочетания цветов
18. Фенечки из атласных лент и бусин
Инструменты и приспособления. Правила техники безопасности в работе. Техника плетения и приемы выполнения изделий с бусинами. Схемы плетения
Практическая работа: Плетение браслетов и принцип сочетания цветов.
19. Розы из атласных лент
Шикарная роза из широкой ленты. Инструменты и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения «сборкой», «стопкой», «скручиванием по спирали», «под углом 90 градусов»
Практическая работа: Роза из ленты
20. Цветы из атласных лент
Простые полу объемные и объемные цветы из лент для начинающих. Их декоративное назначение. Техника «Канзаши» Способы крепления деталей между собой. Использование шаблонов, инструментов и приспособлений. Технология изготовления цветов из одной полосы ленты
Практическая работа: цветы из лент
21.Вышивка атласными лентами
История вышивки лентами. Демонстрация изделий, выполненные в технике вышивки лентами, образцы лент для вышивания, инструкционные карты, подбор игл, цветового сочетания лент и канвы. Правила ТБ. Приёмы вышивания и виды швов: узор «роза-паутинка», прямой стежок с завитком.
Практическая работа: Узор «роза-паутинка», прямой стежок с завитком.
22. Композиционные работы
Приёмы вышивания и виды швов: французский узелок, стебельчатый шов, шов «узелки», ленточный шов. Демонстрация приемов работ. Работа по схемам.
Практическая работа: Творческие самостоятельные работы по созданию композиции из различных цветов.
23-24. Декоративные украшения из лент
Плетенки, бусы, браслеты с использованием бусин и отделочных материалов. Правила безопасности и организация рабочего места. Основные приёмы. Дополнительные материалы. Отделка и оформление работы.
Практическая работа: Самостоятельные творческие и коллективные работы по схемам.
IV. Бисероплетение 4 ч.
25.Вышивка бисером. основы
Инструменты и материалы. Организация рабочего места и ТБ в работе. Теоретические сведения. Подбор и калибровка бисера. Основные приёмы и техника выполнения работы. Вышивание горизонтальными рядами, переход на одну или несколько клеток.
Практическая работа: Вышивка мелкого узора.
26. Вышивка бисером. Цветы
Основные приёмы и техника выполнения работы. Работа со схемами. Правила организации и соблюдение требований ТБ. Способы закрепления бисера на основе. Шов «вперед иголку», «строчной» или «шов за иголку».
Практическая работа: Выполняем крупные цветочки.
27.Вышивка бисером. Узоры
Индивидуальные консультации по тапам проектной деятельности. Вышивание горизонтальными и вертикальными рядами, переход на одну или несколько клеток. Вышивка узора «по счету». Контроль и оценка качества работы.
Практическая работа: вышивка простого узора
28. Творческие работы
Вышивка «по счету». Основные приёмы и техника выполнения работы. Работа со схемами. Правила пришивания блесток и стекляруса. Травила организации рабочего места и соблюдение требований ТБ. Творческий конкурс «Умелые руки»
Практическая работа: Творческие самостоятельные работы.
V. Народные промыслы 5 ч.
29. Ручное ткачество
Понятие «ткань», «ткачество». История ткачества, символика тканого орнамента, цвета. Виды переплетения нитей в ткани. Чтение схем, заготовка полос бумаги для плетения.
Практическая работа: Коврики в технике полотняного и саржевого и атласного переплетений.
30.Ручное браное ткачество
Виды поясов. Их обрядовое значение, традиции. Значение обережного орнамента на поясах. Чтение схем, заготовка полос бумаги для плетения.
Практическая работа: Коврики в технике браного ткачества.
31-32. Плетение браного орнамента
Выполнение браного рисунка тканого рисунка из полос бумаги. Работа со схемами.
Само и взаимоконтроль. Анализ работы, оценка деятельности. Оформление готовых работ.
Практическая работа: Выполнение браного рисунка
33-34. Итоговое занятие: «Праздник на нашей улице».
Организация и оформление индивидуальных мини выставок творческих работ. Проведение выставки для родителей и других классов «Красота своими руками». Подведение итогов работы за год. Приглашение гостей на чаепитие. Выступления детей с песнями, стихами, рассказами о народном творчестве, с которым они познакомились в течение года. Стихи, пословицы и поговорки о труде и мастерстве.
10. Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен. Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.
Оформление:
• таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);
• сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
• постоянно действующие выставки изделий.
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.
Обеспечение программы:
Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.
Материалы:
• бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
• ткани различные по цвету, фактуре, видам, нити;
• бисер;
• природный материал;
• пластилин;
• клей ПВА
• проволока
Инструменты и приспособления:
Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы.
Рекомендуемая литература для педагога
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
- Белякова О. В. Большая книга поделок/ О. В. Белякова. – М., 2009.
- Вольхина М.Г. и др. Творчество народов Тюменской области. Москва, 1999 г. 252с.
- ВеннинджерМ. “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.
- Гончар. В. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
- Григорьева В.Д. и. Степанова П.В Методического конструктора внеурочной деятельности школьников (М.: Просвещение, 2010).
- Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Урал. Отд-ние РАН, 1995. 606 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc
- Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.niisv.ru/ newsection2448
- Дмитриева В. 1000 игр, загадок, конкурсов. — М.: АСТ, Сова, 2008.
- Долженко Г.И.. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2009
- Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
- Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.spbda.ru/news/a-551.html
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2009.
- Лазарева Л.А. «Большая энциклопедия поделок». - М.: Росмэн, 2005.
- Леонова О. В. «Рисуем нитью: Ажурные картинки». – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
- Лыкова И., Коротеева Е. и др. «Большая книга детского творчества». - М.: Олма Медиа Групп, 2007.
- Нагибина М. И.Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/– Ярославль, 1997.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М., 2009.
- Першин В.Д. Программа «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше», Издательство «Учитель», Волгоград, 2013 г.
- Проснякова Т.Н., ЦируликН.А.. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009.
- Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского (сборник программ внеурочной деятельности из серии «Стандарты второго поколения» 2-е издание, издательство Просвещение 2011г).
- Пудова В.П., Л.В. Лежнёва “Легенды о цветах”, М.: Аким, 97. и другие тематич. издания
- Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.
- Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2011г.
- Хлебникова С.И., ЦируликН.А.. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.;
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
4. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
9. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
10.М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
11.М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
12.Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
13.Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
13.В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
15.Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
16.В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
17.А.Петрунькина “Фенечки из бисера”— М.: АСТ, Сова, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»
Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...
Рабочая программа дополнительного курса художественно-эстетического направления «Комнатное цветоводство» в 5,6,7,8 классах
Пояснительная записка Образовательная программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу и выращиванию растений в домах; развития у детей любви к живой природе, эст...
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов
Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...