Программа «Умелые руки» художественно-эстетической направленности для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа по технологии на тему

Муфлиева Лидия Илларионовна

Приобщение детей к продуктивной трудовой деятельности и к созидательному творчеству является на сегодняшний день одной из главных задач воспитания подрастающего поколения, что отражено в ФГОС НОО, где внеурочная деятельность является необходимым дополнением развивающей образовательной среды. Только активная заинтересованность детей каким-либо видом деятельности и умелая его организация, дадут желаемый результат, скрытый в обращении к бесценному опыту народного декоративно-прикладного искусства и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogramma_15-16_god.docx112.39 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения

программы в образовательный процесс:

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.;
  • Методического конструктора внеурочной деятельности школьников В.Д. Григорьева и П.В. Степанова (М.: Просвещение, 2010);
  • Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского (сборник программ внеурочной деятельности из серии «Стандарты второго поколения» 2-е издание, издательство Просвещение 2011г);

На сегодняшний день сложилась тенденция к снижению интереса детей к занятиям трудовой деятельностью, они неохотно посещают занятия прикладного творчества.  Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечён от труда. Приобщение детей к продуктивной трудовой деятельности и к созидательному творчеству является на сегодняшний день одной из главных задач воспитания подрастающего поколения, что отражено в ФГОС НОО, где внеурочная деятельность   является необходимым дополнением развивающей образовательной среды. Только активная заинтересованность детей каким-либо видом деятельности и умелая его организация, дадут желаемый результат, скрытый в обращении к бесценному опыту народного декоративно-прикладного искусства и творчества. Элементы искусства могут подтолкнуть не только к самопознанию, но и к саморазвитию и самосовершенствованию, к познанию мира – к тому, что является потребностью любой развивающейся личности, особенно ребенка. Доказано, что занятия ручным трудом пробуждают в детях положительные эмоции, вдохновляют к самостоятельной деятельности, активизируют детскую мысль, будят фантазию.  

Поэтому с ведением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы появилась необходимость создания программы «Умелые руки» художественно-эстетической направленности для учащихся 1-4 классов. Главным ориентиром данной программы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, воспитание в детях уважительного отношения к труду, культурным традициям своего и других народов в различных видах прикладного творчества.

 Наблюдения за детьми из опыта работы показывают, что современные дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей пропадает интерес к работе. Необходимость в разностороннем развитии и  раскрытии индивидуальных способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, в приобщении младших школьников к творческому труду, делает актуальной данную программу.

Новизна программы состоит в том, что в отличие от различных используемых программ данная программа представлена расширенным содержания курса по пяти направлениям трудовой деятельности: бумагопластика, пластилинография, работа с тканью и нитями, бисероплетение, народные промыслы. Каждая предыдущая тема программы является основой для изучения последующих тем в комплексном развитии ручной умелости и задания составлены с усложнениями по возрастающей от простых видов деятельности к более сложным. Педагогическая целесообразность программы в углубленном изучении конкретных видов деятельности, не входящих в школьную программу и наиболее интересны для детей данного возраста.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно - эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

2. Цель программы: воспитание в детях интереса и любови к ручному творчеству, вовлечение их в активную творческую деятельность,  формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.  

Задачи программы:

•организация общественно-полезной досуговой деятельности детей, расширение их представлений о многообразии видов декоративно – прикладного искусства, овладение детьми элементарными обще трудовыми умениями и навыками, приемами труда с различными материалами и инструментами, обучение технологии процесса изготовления изделий из различных материалов (бумага, пластилин, ткань, нити, бисер и т.д.); закрепление приобретенных знаний, умений, навыков работы;

• воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям;

• сформировать в детях устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям своего народа, коммуникативной компетентности в сотрудничестве;

•развитие способности детей к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира, уверенности в своих силах,  мотивации учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации.

3.Отличительные особенности рабочей программы по данному курсу:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.

Программа опирается на следующие принципы:

  • принципы культуросообразности -  ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
  • принципы природосообразности -  учёт возрастных возможностей и задатковобучающихся при включении их в разные виды деятельности;
  • принцип дифференцированности и последовательности -  в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
  • принцип креативности -  развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
  • принцип гуманизации -  ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческогосоциума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.                

Этапы реализации программы

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер, ткань, нити и др.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, обучении организации своего рабочего места, выполнению работ по образцу, знакомство с коллективной проектной деятельностью.

Второй год обучения направлен на расширение представлений о возможностях предлагаемых видов деятельности, закрепление полученных знаний, использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям, знакомство с коллективной проектной деятельностью.

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей, совершенствование и закрепление знаний  в проектной деятельности.

Четвёртый год обучения направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной, индивидуальной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.    

4.Особенности реализации программы.

-возраст детей в группе 7-11 лет (1-4 класс). Набора детей в группы свободный.

Программа разработана на четыре года занятий, состоит из блоков (разделов), органически связанных друг с другом, и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня:

1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Продолжительность занятий – 35 минут - 1 класс, 45 минут- 2-3-4 классы.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста:

дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее

значимыми мотивами являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

В начальных классах в силу возрастных особенностей детям все ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности. Занятия построены таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность. Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

 

5.Уровень результатов работы по программе

Программа составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение четырех лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни и ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются по трём уровням:

-Первый уровень результатов для 1-го класса - приобретение школьником общеинтеллектуальных и социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-Второй уровень результатов для 2-го класса - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

-Третий уровень результатов для 3-4-го класса - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты курса

1-й класс

Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал творческие задания, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

проговаривать последовательность  выполняемых действий;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией;

– с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

– учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;

– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. Средством для формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

– учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия. Средством формирования этих действий служат учебный и дополнительный материал, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, его материальную культуру.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;

слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Знать

– виды материалов (бумага, тонкий картон, ткань, клей, пластилин, бисер и бусины), их свойства и названия;

– конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

– названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, шаблонов, правила работы ими;

– технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

– способы разметки: сгибанием, по шаблону;

– способы соединения с помощью клея, правила работы с разными его видами.

– виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.

2-й класс

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;

– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

– учиться планировать практическую деятельность на уроке;

– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

– добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир технических достижений.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– договариваться сообща;

– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

– виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

– неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);

– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

– с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой верёвочки;

– реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

3–4-й классы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализаии предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и практические задания, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса в 3–4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно следственные связи изучаемых явлений, событий;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско- технологические задачи, проблемы;

уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;

уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Предметными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:

знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.  

6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс, анкетирование родителей;

- Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.

– Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий.

-Выставки детских работ и тематических композиций для родителей, детей школы, презентации – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

-Коллективные мини проекты, индивидуальные работы.

-Коллективные игры, праздники, тематические конкуры.  

-Беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе группы.

-Составление портфолио (портфель достижений) достижений школьника.

Основные виды и формы занятий, ведущая деятельность:

- Познавательная деятельность - ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий) и подкрепляется практическим освоением темы. Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. На практических занятиях дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. Особое внимание в конце каждого занятия уделяется рефлексии и самооценке деятельности, где каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятий целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.          

 Динамические — развитие мелкой моторики пальцев рук, физические упражнения (зарядка, физминутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; зрительная и пальчиковая гимнастика. Данный вид занятий позволяет создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности, а нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.

Познавательно-логические - задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях: усложнение выполняемых заданий в самостоятельной деятельности, поиск наиболее эффективных приемов работы, разработка наиболее доступных пошаговых операций в изготовлении изделия, решение задач творческого характера.

Коммуникативные - формируют навыки эффективного сотрудничества, умение контролировать свое поведение в пределах знакомых правил, правила и формы обращения. На занятиях применяется организация совместной деятельности в группах: совместная поделка, обучение новой игре, совместное выполнение творческой работы, совместное радостное событие.

-Игровые занятия (словесные и подвижные игры) проводятся с целью закрепления основных понятий и в качестве психологической разгрузки. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок, образцы  работ прикладного творчества.

В программу внеурочной деятельности включены занятия по выполнению творческих проектов, в основе которых лежит развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве; развивать критическое мышление и ряда коммуникативных умений.  Дети могут принимать участие в   научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах различных уровней.      

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Считаю, что повышение воспитательного потенциала обучающихся возможно при условии системной деятельности” педагог-учащийся-родители”. Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года. Работа с родителями строится по следующим направлениям: консультативная и просветительская работа: проведение бесед, участие в родительских собраниях, коллективные занятия в группе; привлечение родителей к досуговой деятельности, организация выставок, приглашение на отчётные выставки, мероприятия в объединении, открытые уроки, празднование дней рождения, мастер-классы и др.;  

В программу так же включены: прогулки-экскурсии, культпоход, наблюдение; мастер-класс, встречи с интересными людьми; организация индивидуальных мини выставок работ, которые проходят после изучения каждого раздела и позволяют проследить творческий рост каждого ребёнка.  

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ

(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы

деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;

7.Учебно-тематический план

Учебно-тематический план курса «Умелые руки» 1 класс (33 часа)

Номер п/п

Разделы программы

Количество учебных часов

Аудиторных

Внеаудиторных активных

Вводные занятия

2

1

1

Бумагопластика

10

9

1

Пластилинография

5

3

2

Работа с тканью и нитями

7

6

1

Бисероплетение

5

5

-

Народные промыслы

4

3

1

ИТОГО:  

33

27

6

Учебно-тематический план курса «Умелые руки» 2 класс (34 часа)

Номер п/п

Разделы программы

Количество учебных часов

Аудиторных

Внеаудиторных активных

Вводное занятие

1

1

-

Бумагопластика

8

8

-

Пластилинография

 5

4

1

Работа с тканью и нитями

6

5

1

Бисероплетение

5

4

1

Народные промыслы

9

7

2

ИТОГО:  

34

29

5

Учебно-тематический план курса «Умелые руки» 3 класс (34 часа)

Номер п/п

Разделы программы

Количество учебных часов

Аудиторных

Внеаудиторных активных

Вводное занятие

1

1

-

Бумагопластика

7

6

1

Пластилинография

5

5

-

Работа с тканью и нитями

6

6

-

Бисероплетение

7

6

1

Народные промыслы

8

7

1

ИТОГО:  

34

31

3

Учебно-тематический план курса  «Умелые руки» 4 класс (34 часа)

Номер п/п

Разделы программы

Количество учебных часов

Аудиторных

Внеаудиторных активных

Вводное занятие

1

1

-

Бумагопластика

10

10

-

Пластилинография

5

4

1

Работа с тканью и нитями

8

8

-

Бисероплетение

4

4

-

Народные промыслы

6

5

1

ИТОГО:  

34

32

2

9. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

1.Вводное занятие. Знакомство.

Беседа «Умелые руки мастера». Виды искусства и его роль в жизни человека.

Труд и мастерство. Красота изделий мастеров народных промыслов. Правила поведения, требования к занятиям и соблюдения Т.Б. на занятиях. Зарядка и массаж для рук. Игры на сплочение коллектива

2.Прогулка-экскурсия «Осенние фантазии»                

Правила поведения на экскурсии. Беседа о приметах осени, её красоте и особенностях.  

Копилка народной мудрости   о труженице осени.  Живая и неживая природа. Названия трав, деревьев, кустарников. Закрепление знаний о колорите осени. Составление осеннего букета.

I. Работа с бумагой и картоном 10 часов

3. Игра-путешествие «В королевстве бумаги»        

Из истории создания бумаги. Виды и разнообразие бумаги. Знакомство с работой мастеров труда. Демонстрация различных образцов работ из бумаги и картона. Опыты с бумагой. Операции по обработке бумаги: сминать, размачивать, скатывать, обрывать, складывать, размечать по шаблону, резать. Правила безопасности и приемы работы с ножницами, клеем, бумагой. Игры с загадками.

Практическая работа: Картина «Фрукты и овощи».                                  

4. Игры с бумагой                 

Трансформация плоского листа бумаги – смятие. Развлекательные, развивающие и подвижные игры   с применением различных видов бумаги: Самая интересная ассоциация.  Особенности и правила проведения игры, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры.

Практическая работа: Волшебные комочки: «Колобок», «Снежки», «Смешарики».

5. Аппликация из бумаги        

Аппликация из бумаги. Организация рабочего места и Т.Б.  Роль аппликации в жизни и творчестве человека. Правила вырезания и приклеивания. Плоскостная клеевая аппликация   с применением творческой фантазии Особенности организации работы коллективной работы.

Практическая работа: Открытка ко дню учителя КТД.  

6.Изготовление картины          

Картины. Их эстетическое значение в крашении. Картины русских художников и мастеров – любителей. Создание коллективной работы для школы с использованием различной бумаги, салфеток, гофрированной и туалетной бумаги на основе полученных знаний и первоначальных умений.

Практическая работа: картина в технике аппликации из бумаги и картона

7.Оригами. Секреты мастера                        

Познавательная беседа о роли оригами для детей.  Мир искусства «оригами». Как работать с источниками информации. Просмотр книг в библиотечке. Поиск интересных идей для творчества. Работа по схеме, с книгой. Создание коллективной работы.

Практическая работа: Простые фигурки из квадратного листа.

8.Модульное оригами из квадратного листа бумаги.                

Виды и разнообразие готовых изделий. Демонстрация образцов. Модули из квадратного листа бумаги. Техника и порядок складывания модулей для «Солнышка». Игра «Солнышко в ладошке»  

Практическая работа: коллективная работа «Солнышко»

9.Техника изготовления и сборки треугольных модулей.        

Просмотр готовых образцов, их характеристика. Техника изготовления и сборки   треугольных модулей.  Последовательность работы над простыми моделями. Работа по схемам и с дополнительной литературой. Упражнения по обработке основных элементов складывания.

Практическая работа: Простые модели «Корзинка», «Лебедь».

10.Морозные Узоры.   «Веселые снежинки».                        

Виды и разнообразие снежинок. Бумага для вырезания снежинок. Техника изготовления снежинки. Работа с шаблоном и Т.Б. в работе.

Практическая работа: Самостоятельные фантазийные вырезки снежинок для оформления класса и школы к празднику.

11. Елочка-иголочка из бумаги «Умелые ручки».                

Беседа «Из истории празднования Нового года и истории новогодней елки». Новые идеи для создания елки. Мастерская деда мороза. Вырезаем и складываем по контуру.

Создание образа. Склеивание деталей, аппликация. Правила техники безопасности

Практическая работа: елочка-иголочка из бумаги

12.Игра-конурс «Знайка» выставка работ.                

 Познавательная беседа. Рассказы детей о правилах техники безопасной работы с ножницами, бумагой и картоном, о том, чему научились. Загадки об орудиях труда и профессиях. Организация выставки работ учащихся к празднику.

II.   Пластилинография 5 часов

13.Просмотр и обсуждение мультфильма.        

Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона». Этическая беседа о смысле сказки.

Учимся высказывать свои мысли вслух. Свойства и возможности пластилина.

Практическая работа: Основные приемы лепки.

14. Картинки в технике размазывания пластилином.        

Путешествие в страну Пластилинию. Пластилин – состав, свойства. Лепка из пластилина   в декоративно-прикладном творчестве. О профессиях, связанных с данной работой.  Правила, техника, приспособления и приемы работы с различным видом пластилина.

Практическая работа: Плоскостное изображение в технике размазывания.

15. Игра-конкурс «Снежные скульптуры»

Игра-конкурс «Снежные забавы» Правила поведения на прогулке. Беседа о ЗОЖ. Правила соблюдений техники безопасности при игре в снежки. Скульптура

Из чего можно делать скульптуры и какие они бывают. Создание групповых и самостоятельных скульптур.

Практическая работа: снежные скульптуры  

16. Играем с пластилином.        

Лепка по сюжету любимой сказки. Мини-театр из пластилина. Инсценировка сказки. Речевое общение. Изучаем цвета и формы. Фигурки из заготовок. Движение статичной фигуры.  Сюжетно-ролевые игры. Выставка работ. Игра-конкурс

Практическая работа: пластилиновые фантазии.

17.Лепка из жгутиков и шариков.        

Лепка из жгутов. Архаичная спиральная техника. Образцы изделий. Из истории гончарного дела. Техника и порядок работы над вазой.

Практическая работа: Лепка различных моделей из жгутиков

III. Работа с тканью и нитями 7 часов

18. Аппликация из шерстяной нити по круглому контуру

Рассказ «Виды и свойства нитей».  Из истории прядения и получения нитей. Люди труда. Правила техники безопасной работы с ножницами и нитями. Сказка «Про иголочку и ниточку»

Практическая работа: аппликация из нитей по заданному контуру

19. Плетение косички.                        

Плетение косички из разноцветных нитей. Просмотр готовых работ и презентации. Порядок, техника и последовательность в работе. Взаимопомощь и оценка качества работы.

Практическая работа: плетение косички из разноцветных нитей.

20.Моя любимая мягкая игрушка.        

Моя любимая Игрушка. Рассказ «Откуда берутся ткани». Люди труда. Декоративно-прикладное творчество.  Из истории плюшевого мишки. Кукла-закрутка.Ткани и отделочные материалы. Порядок работы.

Практическая работа: Изготовление куклы-закрутки.  

21.Пришивание пуговиц.                

Беседа «Обычная пуговица в нашей жизни». Из истории происхождения пуговиц. Технология пришивания пуговицы.  Материалы и инструменты. Техника безопасности в работе. Игра «Иголочка и ниточка»

Практическая работа: Пришивание пуговиц

22.Картина для подарка.                

Картина из различных текстильных материалов. Роль картины в украшении интерьера. Коллективная работа в создании подарка.

Практическая работа: Картина для подарка

23.Экскурсия в Дом творчества.                

Знакомство с кружковой работой, работами детей, мастерами прикладного труда. Посещение выставки работ и мастер класса. Беседа о значимости умений создавать красивые вещи своими руками.

24.Кукла из нитей Виды и разнообразие кукол в народном творчестве, обычаях, роль в обрядах и их символическом значении. Технология изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями. Обсуждение результатов.

Практическая работа: Кукла из нитей

IV. Бисероплетение 5 часов

25.Простая цепочка из бисера и бусин.                        

Параллельное низание бусин.   Основные виды бисерного искусства.  ТБ в работе.

Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения.  

Практическая работа: Цепочка в крестик.  

26.Простая фенечка из бисера и бусин.                        

Организация рабочего места. Техника плетения по рисунку-схеме. Фенечки-косички из лены, нитей.    

Практическая работа: простая фенечка из бисера и бусин                

27. Ажурные фенечки из бисера и бусин                        

Техника плетения по рисунку-схеме. Фенечки по выбору: «Подковки», «Волны», «Ромбики», «Дорожка» с использованием бисера, бусин, стекляруса. Организация рабочего места, ТБ.

Практическая работа: Фенечки по выбору

28. Цветочки из бисера.

Мини проект. Понятие о проекте. Этапы проектной деятельности. Работа со схемами. Анализ образцов. Выполнение отдельных цветов и веточек, сборка и закрепление. Использование бисера для оформления интерьера. Стихи и сказки о цветах. Коллективная работа над проектом «Букетик»

Практическая работа: Цветочки из бисера и бусин.  

29. Декоративная аппликация с использованием бусин.                        

Материалы и инструменты. ТБ. Последовательность выполнения работы. Декорирование работы отделочными материалами по сюжету.

Практическая работа: Аппликация «Виноград», «Рябинка».

V. Народные промыслы 4 часа

30.Аппликация из палочек от мороженого                        

Поделки из древесных материалов в народном промысле. Свойства древесины и материалов, области их применения. Правила работы и правила т/б при работе. Поделки из деревянных палочек от мороженого.

Практическая работа: Коллективные мини проекты «Домик в деревне»

31.Объемные модели и композиции.                         

Объемные модели и композиции из палочек от мороженого и деревянных прищепок.  Деревянные декоративные изделия мастеров -умельцев. Порядок, правила работы и правила т/б. Отделочные материалы в оформлении.

Практическая работа: стаканчик-карандашница.

32. Конструкции из зубочисток и пластилина                        

Объемное конструирование и загадки пространства. Верные точки опоры из пластилина.

Практическая работа: Самостоятельные творческие работы по конструированию «Мои необычные фантазии»

33.Игра-конкурс «Город мастеров». Выставка работ

Правила игры в команде с друзьями. Конкурсная игровая программа по пройденным темам. Показ знаний и умений в работе с различными инструментами и материалами. Игры с загадками, ребусами. Приглашение родителей-мастериц на урок. Мини мастер класс умений. Организация и оформление индивидуальных мини выставок творческих работ.  Подведение итогов работы за год.  

   2 класс

1.Вводное занятие.

Беседа «Умелые руки мастера». Виды декоративно-прикладного творчества и его роль в жизни человека. Труд и мастерство. Красота изделий мастеров народных промыслов. Правила поведения, требования к занятиям и соблюдения Т.Б. на занятиях. Зарядка  и массаж для рук. Игры на сплочение коллектива.

I. Работа с бумагой и картоном  9 ч.

2.Умелые руки, бумага и ножницы.        

Из истории создания бумаги. Виды и разнообразие бумаги.  Демонстрация различных образцов работ из бумаги и картона. Правила безопасности и приемы работы с ножницами, клеем, бумагой. Технология складывания бумаги в гармошку. Игры с готовыми образцами. Самая интересная ассоциация, эрудиция, умение слышать друг друга, находчивость и чувство юмора.  

Практическая работа:

3.Контурное вырезание и предметная аппликация                

Беседа о народном промысле дымковской игрушки. Выбор профильного изображения, выполненное художником. Основные правила при выполнении аппликации.  Вырезание кривых линий и поворот бумаги. Техника работы с ножницами и правила ТБ. Характеристика качества работы.

Практическая работа: Плоскостная клеевая аппликация.

4.Аппликация орнамента        

Народное прикладное творчество в народных орнаментах. Значение орнамента и элементы узора.  Форма, расположение, цветовая гамма.

Практическая работа: Составление простого орнамента в полосе.

5.Декоративная полу объемная аппликация.                

Цветы. Их эстетическое значение в украшении. Морфология цветка. Работа по шаблону. Технология изготовления сложных цветов. Символика цвета. Принцип изготовления листьев. Правила работы карандашом, ножницами, клеем, и правила разметки.

Практическая работа: Создание коллективной работы.

6.Изготовление объемных цветов.                        

Виды украшений из цветов. Работа с шаблонами и различными видами бумаги.   Правила работы карандашом, ножницами, клеем, и правила разметки.

Практическая работа: Создание мини – сада.

7.Модульное оригами.                

Познавательная беседа о роли оригами для детей.  Мир искусства «оригами». Как работать с источниками информации. Просмотр книг в библиотечке. Поиск интересных идей для творчества. Работа по схеме, с книгой. Условные знаки, принятые в оригами. Практическая работа: Сборка модулей.

8. Простые модели модульного оригами.         

Просмотр готовых образцов, их характеристика.  Упражнения по обработке основных элементов складывания модулей. Крепление модулей между собой.  

Простые модели «Корзинка», «Лебедь».

9. КТД  в технике  модульного оригами        

Беседа «Из истории празднования Нового года и истории новогодней елки».  Мастерская деда мороза. Складываем елочку из треугольных модулей. Работа со схемами. Правила техники безопасности. Правила работы в группе и в коллективе.

II.   Пластилинография  5 часов

10. Я леплю из пластилина        

Путешествие в страну Пластилинию. Свойства пластилина, Правила безопасности и организация рабочего места. Приемы работы: защипление, заминание, вдавливание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.

Практическая работа: полуобъёмная композиция «Осенняя береза»

11.Сказка в гости к нам пришла                        

Изучаем форму фигуры, цвета и формы. Фигурки из заготовок. Движение статичной фигуры.  Выставка работ в классе.

Практическая работа: Лепка по сюжету любимой сказки.

12.Композиционные работы        

Инсценировка сказки. Сюжетно-ролевые игры. Речевое общение.

Практическая работа: Мини-театр из пластилина

13.Я-Маленький мастер                        

Лепка фигурки символа наступившего года. Техника и порядок работы над созданием работы. Организация рабочего места, контроль и оценка качества работы.

Практическая работа: самостоятельные работы по эскизу и рисунку.

14.Пластилиновые фантазии        

Виды и разнообразие пластилина. Просмотр презентации работ детей мастеров. Игра «Пластилиновые фантазии»: из чего можно делать скульптуры и какие они бывают. Создание групповых и самостоятельных скульптур. Выставка творческих работ. Презентация своих работ.

III. Работа с тканью и нитями  6 часов

15.Грамматика макраме

Витая цепочка. Рассказ об истории развития макраме. Инструменты и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы плетения. Крепление нитей. Способы закрепления нити, удлинение нити, схемы плетения. Узел «через руку». Левый одинарный плоский узел (ЛПУ). Правый одинарный плоский узел (ППУ).  

Практическая работа: Выполнение брелков на основе ЛПУ, ДПУ, ППУ «витая цепочка»

16.Техника квадратного узла                        

Квадратный узел. Техника плетения и приемы выполнения изделий в технике макраме. Изготовление простых украшений с использованием бусин:

Практическая работа: Очень простой, но красивый браслет.

17.Посиделки в мастерской умелицы                                

Встреча в русской избе с мастером народного творчества. Презентация работ мастерицы, мастер-класс, игровое общение, фольклорные песни и пословицы о труде и мастерстве

18.Плетение витого шнура.

Изделия из витого шнура в народном творчестве, его применение в настоящее время.  Используемые нити и отделочные материалы. Техника скручивания нитей и шнура. Практическая работа: Простое украшение.

19.Отделочные швы                

Использование швов в отделке изделий. Отделочные швы на основе шва «вперед иголку (волна, вьюн).

Практическая работа: Вышивка салфетки.

20.Вышивка тамбурным швом                        

Область применения шва в народной вышивке. Готовые образцы работ мастеров. Техника выполнения шва.

Практическая работа: Вышивка простого узора по прямому и изогнутому контуру.

IV. Бисероплетение 5 часов

21.Простая фенечка из бисера и бусин        

Параллельное низание бусин.  Основные виды бисерного искусства.  ТБ в работе. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов  

Практическая работа: Простая фенечка из бисера и бусин        

22.Колье для мамы        

Беседа: «Подарок самому близкому человеку». Варианты подарков. Подготовка и организация рабочего места, ТБ.  Основные приёмы и техника выполнения работы.  Работа со схемами.

Практическая работа: Фенечка в подарок

23.Цветочки из бисера.

Мини проект. Этапы проектной деятельности. Цветочки из бисера и бусин.  Работа со схемами. Анализ образцов. Выполнение отдельных   лепестков и сборка цветка. Стихи и сказки о цветах.

Практическая работа: Коллективная работа над проектом «Букетик»

24.Паралельное низание бусин.        

Подарок для друга. Эстетика и оформление подарка. Параллельное низание бусин в изготовлении моделей плоских игрушек. Работа со схемами.

Практическая работа: Ангел из бусинок и проволоки

25.Игра-конкурс «Мастера и мастерицы»           

Правила игры в команде с друзьями. Конкурсная игровая программа по пройденным темам. Показ знаний и умений в работе с различными инструментами и материалами. Игры с загадками, ребусами. Приглашение родителей-мастериц на занятие. Мини мастер класс умений. Выставка работ «Красота своими руками»

V. Народные промыслы 9 часов.

26.Хантыйскиеорнаменты        

Культура восприятия региональных ценностей, богатства природы родного края, уклад жизни народов севера. Национальный орнамент, символика. Организация рабочего места, подготовкой к работе.

Практическая работа:зарисовка орнамента и украшение ниткой из бисера.

27.Подвеска в этно стиле        

Виды орнамента обских угров, предметы быта. Разработка эскиза подвески, выполнение работы в материале с использованием отделочных материалов. Рассказ о значении орнамента

Практическая работа: подвеска в этно стиле        

28. Хантыйскакукла – Акань                        

Роль и значение народной куклы в жизни детей обских угров. Исторические и национальные особенности изготовления куклы. Техника изготовления и порядок работы. Уроки мастерицы.

Практическая работа: хантыйская кукла – Акань                

29.Макетирование

Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, макетов жилища обских угров, орудия охоты и рыбалки, посуды и т.д.  Практическая работа: коллективный минипроект.

30.Кукла –закрутка                                

Куклы в роли надежного помощника и оберега человека («Берегиня сна», «Утешница», «Сударушкка», «Любава» и др. Инструменты и материалы. Порядок работы.

Рефлексия. Выводы о работе.

Практическая работа: кукла-закрутка

31. Игровая программа «Веснянка»                

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне, народных игр, прибауток, «Жаворонки, прилетите» хоровод. Знакомство с традициями народных гуляний.

32. Русская матрешка                                

Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение и стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б.Мокроусова «Матрешка».

Практическая работа: Оформление матрешки по замыслу.

33-34        Выставка работ

Рассказы детей о правилах техники   работы, о том, чему научились. Демонстрация своих работ. Стихи, пословицы и поговорки о труде и мастерстве.  Демонстрация первичных умений. Игровое общение.

   3 класс

I. Бумагопластика 7 часов.

1.Вводное занятие. Труд и мастерство. Красота изделий мастеров народных промыслов.

2.Обрывная аппликация                        

Виды и разнообразие аппликации из бумаги в прикладном творчестве. Наблюдения - продольные и поперечные волокна бумаги. Сравнение свойств бумаги и картона (отношение к влаге, прочность). Эскиз, рисунок, шаблон. Обрывная аппликация: порядок работы, требования к выполнению работы, контурное надрывание бумаги.

Практическая работа: картина  «Рябинка»

3. Многослойная полу объемная аппликация.                          

Возможности многослойной аппликации в оформлении.  Бумага и ее пластичные формы. Способы придания краю детали объема. Контроль размеров деталей (шаблон, циркуль, линейка). Правила безопасной работы с ножницами, клеем, бумагой.  

Практическая работа: композиция «Белые цветы»

4.Многослойная полу объемная аппликация.                          

Распределение обязанностей в группе. Работа с шаблонами. Подбор цветовой гаммы для многоцветной композиции. Техника работы и оценка качества.

Практическая работа: коллективные групповые работы «Солнышко».

5.Техника «Оригами» в народном творчестве.

История и виды оригами. Виды бумаги для работ, ее свойства.  Многообразие форм изделий из оригами. Термины. Условные знаки, схемы.  Способы деления квадрата на равные части, определения центра квадрата. Легенда и история в народном творчестве.  Последовательность работы по схеме.

Практическая работа: модель «Птица счастья»  

6.Одежда оригами                        

Просмотр готовых образцов, их характеристика.  Последовательность работы над простыми моделями. Работа по схемам и с дополнительной литературой. Простые модели «рубашка», «штаны», «платье»  

Практическая работа: Упражнения по обработке основных элементов складывания.

7.КТД «Красивый подарок»                        

Условия и правила КТД. Работа в коллективе, распределение обязанностей, организация и порядок работы. Техника проектирования, планирования, поэтапной работы от замысла – к воплощению. Контроль и оценка качества.

Практическая работа: КТД

8.Игра – конкурс «Такая разная бумага» Выставка работ           

Конкурс необычных фактов использования бумаги, загадки, дидактические игры с бумагой. Мини музей «Такая разная бумага» Правила организации и проведения выставки. Демонстрация готовых работ. Организация выставки работ учащихся

к празднику «Это и вы сможете!»

II.   Пластилинография 5часов.

9.Лепка из пластилина. Объемные композиции                        

Беседа: Лепка в декоративно – прикладном творчестве. Правила, техника, приспособления и приемы работы с пластилином. Цвет и его влияние на настроение.

Практическая работа: Создание объемной композиции из отдельных деталей «Натюрморт».

10.Дымковская игрушка. Лепка фигуры барышни.

История возникновения и развитие художественного промысла. Особенности цветовой гаммы и разнообразие форм. Особенности постановки фигуры и придания формы.

Практическая работа: Лепка фигуры барышни.

11.Дымковская игрушка.

Лепка мужской фигуры.  Особенности цветовой гаммы и разнообразие форм. Особенности постановки фигуры и придания формы. Декоративное украшение плоской формы элементами объемных масс. Передача фактуры.

Практическая работа: Лепка мужской фигуры.

12.Дымковская игрушка. Лепка животных                        

Передача в лепке характерных особенностей внешнего вида.  Лепка из одного куска от общей массы, мелких деталей - налепами. Особенности цветовой гаммы и разнообразие форм.

Практическая работа: лепка фигур животных

13. Зимние «Русские посиделки»                

Этическая беседа «Народные праздники и обряды».   Знакомство с русскими народными фольклорными традициями и обычаями, праздниками, обрядами, играми и бытом русского народа.

III. Работа с тканью и нитями   6 ч.

14.Вышивка в технике «Изонить». Заполнение прямого угла.                  

История изонити.  Правила ТБ в работе с шилом, карандашом, циркулем и шаблонами, иглой и нитями. Подготовка к работе и основные приемы работы. Упражнения по нанесению разметки и проколов на картон по шаблону. Лицевая и изнаночная стороны вышивки.  Практическая работа: разметка, деление и заполнение прямого угла.  

15 Заполнение острого и тупого угла.          

Демонстрация образцов работ на основе заполнения острого и тупого угла.

Создание рисунка в технике основного приема изонити: заполнение углов, имеющих общую сторону.

Практическая работа: Комбинации «звезда», «зонтик».  

16.Заполнение окружности                           

Понятия окружность, круг, центр круга, радиус, диаметр, хорда. Деление окружности на части. Правила ТБ с ножницами, иглой и нитями. Подготовка к работе, ход и правила выполнения работы. Многослойное наложение нитей.

Практическая работа: Создание композиции «Радужные пузырьки»

17.Заполнение дуги.                        

Понятия: дуга, овал, завиток. Зависимость нити от расстояния между стежками. Правила ТБ с ножницами, иглой и нитями. Приёмы работы в технике изонити при заполнении дуги и окружности. Способы контроля размеров деталей.

Практическая работа: Заполнение детали дугообразной формы

18. Сюжетные комплексные работы.                        

Выбор цвета нитей и основы картона. Композиции из уголков, окружностей, дуг. Оформление работы в рамку, паспарту. Совместная работа с коллективом, помощь товарищам в работе.

Практическая работа: Самостоятельные творческие работы по схемам трафарета.

19.Сюжетные комплексные работы.

Выбор цвета нитей и основы картона. Композиции из уголков, окружностей, дуг.

Практическая работа: Самостоятельные творческие работы по схемам трафарета.

V. Бисероплетение   7 часов.

20.Параллельное плетение на проволоке        

Демонстрация образцов изделий. Просмотр учебных виде фильмов. Инструменты и материалы. ТБ в работе и организация рабочего места. Использование бисера в изделиях для украшения.  Техника низания, последовательность и ход работы. Работа со схемами.

Практическая работа: Простые плоские изделия: подвески овощи и фрукты.

21. Плоские изделия –подвески.        

Параллельная техника низания – основные правила и секреты мастерства. Последовательность и ход работы по схемам. Простые плоские изделия животных. Проверка качества и анализ работы.

Практическая работа: Коллективное творчество «Зоопарк».

22. КТД декоративное панно.        

Способы фиксации бисера на проволоке, способы наращивания проволоки. Калибровка бисера. Изготовление игрушек по схемам.

Практическая работа: Коллективная работа панно «Аквариум»

23. Простые цветы из бисера, бусин, стекляруса

Использование бисера, бусин, стекляруса в плетении. Чтение и обсуждение стихотворений о бисероплетении. Анализ образцов. Выполнение отдельных цветов и веточек, сборка и закрепление их в цветок.  Товарищеская взаимопомощь работе.

Практическая работа: Простые цветы

24.Листья из бисера, бусин, стекляруса        

Стихи и сказки о цветах. Применение петельного, игольчатого и параллельного плетения в изготовлении простых цветов. ТБ в работе и организация рабочего места. Закрепление заготовленных плоских изделий на панно. Оценка качества и работы.

Практическая работа: Плетение листьев.

25. Экскурсия в Дом Творчества

Встреча с мастерами труда из Дома творчества. Знакомство с кружковой работой, видами готовых работ. Показ и воспроизведение несложных упражнений в работе с бисером. Конкурс-выставка творческих работ «Умелые руки»

25.Творческие самостоятельные работы        

Творческие самостоятельные работы при выполнении фигурок сказочных героев в технике параллельного плетения с добавлением усложнений. Товарищеская взаимопомощь работе.

Практическая работа: Творческие самостоятельные работы

V. Народные промыслы - 8 часов

27. Славянский берег из природных материалов        

Беседа о значении русских славянских оберегов. Разнообразие форм и видов по назначению и обережным свойствам. Использование различных природных материалов в создании оберега. Правила создания оберега. Владение умениями совместной деятельности, творческого подхода к делу.

Практическая работа: Славянский берег из природных материалов

28. Народные куклы «Неразлучники» из мочала (лыка)        

История плетения из лыка. Мочало - материал традиционной народной культуры. Получение т свойства данного материала.  Символическое значение куклы в народном творчестве. Отработка навыков переплетения мочала при создании объемных фигур людей. Конструкция куклы, сборка частей.  Умение дать оценочную характеристику своей работе.

Практическая работа: Куклы «Неразлучники» из мочала (лыка)        

29. Наряд для куклы в славянском стиле        

Ткани материалы, применяемые для одежды славян. Рубашка и сарафан.

Оформление костюмов декоративной тесьмой. Проявление творческой активности и самостоятельности

Практическая работа:

30. Фигура коня, сороки        

Символ «Солнечный конь» в народном творчестве. Праздник «Сороки в народном календаре». Символика и обережные свойства игрушки.

Практическая работа: фигурка коня, сороки

31-32. Плетение из джутовых нитей             

Необходимые материалы. Техника и порядок работы. Конструкция куклы, сборка частей. Оформление одежды в народном стиле.

Практическая работа: Создании фигур «Коза и Козел».

33. Посиделки «В гостях у Марьи –Искустницы»        

Просмотр презентации «Мастера народного прикладного творчества» Состязания в знании народного фольклора. Разучивание песни «Самовар» (автор слов Н. М. Савельев, музыка А. С. Шаинского), народных игр.

34. Выставка работ. Игра-конкурс «Ай, да мы!»        

Рассказы детей о правилах техники   работы, о том, чему научились. Демонстрация своих работ. Стихи, пословицы и поговорки о труде и мастерстве.  Демонстрация первичных умений. Подведение итогов года.

4 класс

I. Бумагопластика 14 часов

2. Волшебный квиллинг        

Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности. Основные формы “капля”, «глазок». Техника изготовления простых цветов. Примеры различного применения форм. “Композиция”. Способы и правила её составления.

Практическая работа: Простые цветочки

3.Первые цветочки

Изготовление индивидуальных и групповых композиций Открытка ко дню учителя КТД.  Особенности организации работы коллективной работы. Основные формы “долька”, «лист», “квадрат”, “прямоугольник”

Практическая работа: Изготовление простых, несложных цветов.

4.Изготовление простых цветов        

Коллективная работа «Композиция из цветов» Организация рабочего места и Т.Б. Устные инструкции, чтение и зарисовка схем изделий. Основные формы “завитки”.

Практическая работа: Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

5.Сложные бахромчатые цветы        

Изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Приемы работы и сборки цветов, цветовая гамма.

Практическая работа: Сложные бахромчатые цветы

6.Композиция из цветов.        

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Коллективная работа. Оформление композиции.

Практическая работа: композиции из цветов

7. Гофрированный картон.        

Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинг. Организация рабочего места и Т.Б.  

Практическая работа: игрушки из гофрокартона.

8. Занимательные игрушки.        

Работа с шаблонами и различными видами бумаги.  Правила работы карандашом, ножницами, клеем, и правила разметки. Отличительные свойства гофрированного картона. Организация рабочего места и Т.Б.

Практическая работа: Создание фигурок животных и птиц

9. Простые модели в технике «кириками»        

"Кириками"- "разрезанная бумага". Техника и технология работ. Инструменты и материалы. Схемы и дополнительные источники.

Практическая работа: Праздничный бант из бумаги, цветок в технике «киригами».

10. Открытки в технике «кириками»        

Искусство POP-AP Сочетание двух техник - разрезов и сгибов. Многообразие форм и модели мастеров. Архитектурное оригами. Работа с трафаретом. Схемы с полосками.  Техника безопасности при работе с ножницами.

Практическая работа: Простые открытки в технике кириками.

11.Открытка с объемными цветами        

Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с ножницами. Схемы и дополнительные источники, шаблоны и бумага. Техника работы по разрезам, надрезам и сгибам.

Творческие работы: открытки в технике кириками.

II.   Пластилинография 5часов

12.Лепка из скульптурного пластилина        

Скульптурный пластилин, его высокими пластическими свойства. Отличие скульптурного пластилина от обычного. Правила безопасности и организация рабочего места.  Постановка каркаса из проволоки.  Приемы скручивания проволоки, техника безопасности.    

Практическая работа: Скульптура «Человека в движении» на каркасе из проволоки. Лепка объёмов с проработкой деталей.

13.Объёмная скульптура человека в движении.          

Завершение работы над скульптурой. Формирование основных объёмов скульптуры. Лепка объёмов с проработкой мелких деталей стеками. Самооценка и взаимооценка качества работы.

Практическая работа: Сюжетная композиция «Спортсмены».

14. Отделка объёмной скульптуры

Полировка изделий. Грунтовка и покраска. Дополнительные детали.  Покраска готовой работы акриловыми красками.

Практическая работа:

15-16.        Объёмная скульптура животных в движении.          

Правила безопасности и организация рабочего места.  Пластичная лепка и применяйте приемов оттягивания, прищипывания, приемы рельефной лепки.

Практическая работа: Постановка каркаса из проволоки.

III. Работа с тканью и нитями  8 ч.

17.Фенечки из атласных лент

Рассказ об истории развития плетения. Инструменты и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы плетения. Техника плетения и приемы выполнения изделий. Схемы плетения для начинающих.

Практическая работа: Плетение браслетов и принцип сочетания цветов

18. Фенечки из атласных лент и бусин        

Инструменты и приспособления. Правила   техники безопасности в работе. Техника плетения и приемы выполнения изделий с бусинами. Схемы плетения  

Практическая работа: Плетение браслетов и принцип сочетания цветов.

19. Розы из атласных лент                

Шикарная роза из широкой ленты. Инструменты и приспособления. Инструктаж по технике безопасности.  Техника выполнения «сборкой», «стопкой», «скручиванием по спирали», «под углом 90 градусов»

Практическая работа: Роза из ленты

20. Цветы из атласных лент                        

Простые полу объемные и объемные цветы из лент для начинающих. Их декоративное назначение. Техника «Канзаши» Способы крепления деталей между собой. Использование шаблонов, инструментов и приспособлений. Технология изготовления цветов из одной полосы ленты

Практическая работа: цветы из лент

21.Вышивка атласными лентами        

История вышивки лентами. Демонстрация изделий, выполненные в технике вышивки лентами, образцы лент для вышивания, инструкционные карты, подбор игл, цветового сочетания лент и канвы. Правила ТБ. Приёмы вышивания и виды швов: узор «роза-паутинка», прямой стежок с завитком.

Практическая работа: Узор «роза-паутинка», прямой стежок с завитком.

22. Композиционные работы                        

Приёмы вышивания и виды швов: французский узелок, стебельчатый шов, шов «узелки», ленточный шов. Демонстрация приемов работ. Работа по схемам.

Практическая работа: Творческие самостоятельные работы по созданию композиции из различных цветов.

23-24. Декоративные украшения из лент         

Плетенки, бусы, браслеты с использованием бусин и отделочных материалов. Правила безопасности и организация рабочего места. Основные приёмы. Дополнительные материалы.  Отделка и оформление работы.  

Практическая работа: Самостоятельные творческие и коллективные работы по схемам.

IV. Бисероплетение  4 ч.

25.Вышивка бисером. основы        

Инструменты и материалы. Организация рабочего места и ТБ в работе. Теоретические сведения. Подбор и калибровка бисера. Основные приёмы и техника выполнения работы.   Вышивание горизонтальными рядами, переход на одну или несколько клеток.

Практическая работа: Вышивка мелкого узора.

26. Вышивка бисером. Цветы        

Основные приёмы и техника выполнения работы. Работа со схемами. Правила организации и соблюдение требований ТБ. Способы закрепления бисера на основе. Шов «вперед иголку», «строчной» или «шов за иголку».

Практическая работа: Выполняем крупные цветочки.

27.Вышивка бисером. Узоры        

Индивидуальные консультации по тапам проектной деятельности. Вышивание горизонтальными и вертикальными рядами, переход на одну или несколько клеток. Вышивка узора «по счету».  Контроль и оценка качества работы.

Практическая работа: вышивка простого узора

28. Творческие работы        

Вышивка «по счету». Основные приёмы и техника выполнения работы. Работа со схемами. Правила пришивания блесток и стекляруса. Травила организации рабочего места и соблюдение требований ТБ. Творческий конкурс «Умелые руки»        

Практическая работа: Творческие самостоятельные работы.

V. Народные промыслы 5 ч.

29. Ручное ткачество        

Понятие «ткань», «ткачество». История ткачества, символика тканого орнамента, цвета. Виды переплетения нитей в ткани. Чтение схем, заготовка полос бумаги для плетения.

Практическая работа: Коврики в технике полотняного и саржевого и атласного переплетений.

30.Ручное браное ткачество        

Виды поясов. Их обрядовое значение, традиции. Значение обережного орнамента на поясах. Чтение схем, заготовка полос бумаги для плетения.

Практическая работа: Коврики в технике браного ткачества.

31-32. Плетение браного орнамента        

Выполнение браного рисунка тканого рисунка из полос бумаги. Работа со схемами.

Само и взаимоконтроль. Анализ работы, оценка деятельности. Оформление готовых работ.

Практическая работа: Выполнение браного рисунка

33-34.  Итоговое занятие: «Праздник на нашей улице».        

Организация и оформление индивидуальных мини выставок творческих работ. Проведение выставки для родителей и других классов «Красота своими руками». Подведение итогов работы за год. Приглашение гостей на чаепитие.  Выступления детей с песнями, стихами, рассказами о народном творчестве, с которым они познакомились в течение года. Стихи, пословицы и поговорки о труде и мастерстве.

10. Учебно-материальная база

         Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен. Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.

        При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.

Оформление:

•        таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);

•        сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);

•        постоянно действующие выставки изделий.

        Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете   должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.

Обеспечение программы:

     Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.

Материалы:

•        бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;

•        ткани различные по цвету, фактуре, видам, нити;

•        бисер;

•        природный материал;

•        пластилин;

•        клей ПВА

•        проволока

Инструменты и приспособления:

Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы.

Рекомендуемая литература для педагога

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
  2. Белякова О. В. Большая книга поделок/ О. В. Белякова. – М., 2009.
  3. Вольхина М.Г. и др. Творчество народов Тюменской области. Москва, 1999 г. 252с.
  4. ВеннинджерМ. “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.
  5. Гончар. В. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
  6. Григорьева В.Д. и. Степанова П.В Методического конструктора внеурочной деятельности школьников (М.: Просвещение, 2010).
  7. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Урал. Отд-ние РАН, 1995. 606 с.
  8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный  ресурс]. – Режим доступа:  http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc
  9. Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.niisv.ru/ newsection2448
  10. Дмитриева В. 1000 игр, загадок, конкурсов. — М.: АСТ, Сова, 2008.
  11. Долженко Г.И.. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2009
  12. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
  13. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный  ресурс]. – Режим доступа:http://www.spbda.ru/news/a-551.html
  14. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2009.
  15. Лазарева Л.А. «Большая энциклопедия поделок». - М.: Росмэн, 2005.
  16. Леонова О. В. «Рисуем нитью: Ажурные картинки». – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
  17. Лыкова И., Коротеева Е. и др. «Большая книга детского творчества». - М.: Олма Медиа Групп, 2007.
  18. Нагибина М. И.Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/– Ярославль, 1997.
  19. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  20. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М., 2009.
  21. Першин В.Д.  Программа «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше», Издательство «Учитель», Волгоград, 2013 г.
  22. Проснякова Т.Н., ЦируликН.А.. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009.
  23. Примерной программы  внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского (сборник программ  внеурочной деятельности из серии «Стандарты второго поколения» 2-е издание, издательство Просвещение 2011г).
  24. Пудова В.П., Л.В. Лежнёва  “Легенды о цветах”, М.: Аким, 97. и другие тематич. издания
  25. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.
  26. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы.  Издательство «Учитель», Волгоград, 2011г.
  27. Хлебникова С.И., ЦируликН.А.. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
  28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.;  

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.

2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.

3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.

4. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.

5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.

6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.

7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.

8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.

9. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.

10.М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.

11.М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.

12.Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

13.Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

13.В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.

15.Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.

16.В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

17.А.Петрунькина “Фенечки из бисера”— М.: АСТ, Сова, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»

Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)

   Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...

Рабочая программа дополнительного курса художественно-эстетического направления «Комнатное цветоводство» в 5,6,7,8 классах

Пояснительная записка Образовательная программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу и выращиванию растений в домах; развития у детей любви к живой природе, эст...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...