Урок технологии по теме "Гончар"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Морозово-Борковская СШ»
Рязанской области Сапожковского района
УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5-6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ГОНЧАР»
Март 2017
Цель занятия:
• обобщить знания учащихся о русских народных ремеслах;
• воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам;
• формировать навыки работы с соленым тестом, художественным оформлением изделия;
• развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус, развивать мелкую моторику рук; • воспитывать аккуратность, эстетический вкус; • познакомить детей с профессией Гончар.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, соленое тесто, стеки, кисточки, основа для панно. Ход урока.
1. Организационный момент. (Слайд 1)
«Отчего зацвёл цветок?» -
Мальчик спрашивает мать.
«Оттого, что мы цветок,
Не ленились поливать!»
Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить было интересно и полезно!
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были подобрать пословицы о ремёслах, с которыми мы познакомились на предыдущем занятие. Что вы нашли?
(Ответы детей)
- Какова пряха, такова на ней рубаха.
(Чем лучше работница, тем лучше на ней и её родственниках вещи.) - Плотник без топора, что изба без углов.
(Топор основное орудие труда плотника. Без него - нет работы.) - Умелый охотник зря стрелу не выпустит.
(Хорошему охотнику требуется меньше стрел, чтобы поразить цель, так как он меткий.) Худой сетью рыбы не наловишь.
(Если в сети дыра, то вся рыба пройдёт мимо, поэтому рыбаки следят за состоянием сетей, чинят их.) - Глубже пахать – больше хлеба ждать.
(Если борозда мелкая, то семена смоет дождём, съедят птицы.)
3. Постановка темы урока. (Слайд 2)
Вы, наверное, уже догадались, что тема урока будет связано с ремеслом. А о каком ремесле, о ком пойдёт речь на занятие, вы назовете сами?
Для этого вычеркните повторяющиеся буквы, и у вас останется слово – название того ремесла, о котором пойдёт речь на уроке.
Е У Г Л З Д О Н У Д Л Ч З Е А Д З Р Л Е
Тема урока: « Гончар» (Слайд 3-4)
4. Знакомство с новым материалом.
Те ремёсла, о которых вы уже знаете, дали возможность человеку где-то жить, быть одетым и сытым. Но еду надо было в чём-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды было нельзя обойтись. Из какого материала могла быть посуда в Древней Руси?
(Из дерева, глины.)
Деревянную посуду изготавливали мастера - древоделы очень искусно. Сегодня мы тоже можем приобрести деревянную посуду, но больше как сувениры. (Слайд 5-7).
А подробнее я хотела бы поговорить о глиняной посуде. (Слайд 8-9). Древнейшее ремесло – гончарное. Все дальше в прошлое уходит время, когда изделия сельских гончаров пользовались огромным спросом. Не так то и много осталось таких мастеров. Во все времена люди с благоговением относились к мастерам. Простор фантазии и упорный труд – вот секрет многих великих мастеров. Одним из них был наш с вами земляк - житель села Александро - Прасковинка, недавно ушедший из жизни, Тимофей Андреевич Кондрашов. Ему было 99 лет. (Слайд 10). Тимофей Андреевич Кондрашов – Почетный гражданин Сапожковского района, лауреат Национальной премии «Душа России» в номинации «Народные промыслы». Жители села Александро-Прасковинка или Глинок (так называют село в народе) испокон веку копали особую, ценную глину. Глинный промысел трудный. Прежде чем приступить к изготовлению изделия добытую глину нужно выморозить, потом высушить, при работе мочить. Чтобы получить качественное сырье, разные сорта глины смешивались в особых пропорциях. Глиняные сосуды сначала лепились руками (Слайд 11) позже появился гончарный круг (Слад 12). Это ускорило изготовление изделий.
Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определённую форму (Слайд 13). Жаровни, черепушки под караваец, под блины, графины, кувшинчики, тазы были неизменными предметами обихода каждой семьи. В одной посуде хранили сыпучие продукты, другие использовали для варки пищи, а из какой-то ели.
В глиняной посуде пища хранилась значительно дольше.
После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах (Слайд 14-15).
Иногда глиняные изделия окрашивали орнаментом и расписывали красками.
На смену предметам старины пришла современная посуда: кастрюли, банки для сыпучих предметов, графины для воды, чашки, тарелки, блюдца.)
Также делали гончары и игрушки (Слайд 16). Обратите внимание на эти глиняные изделия и игрушки. Они сделаны руками Кондрашова Т.А. и хранятся в музеи нашей школы. Сейчас мы можем пойти в магазин и купить желаемую игрушку. Современные игрушки могут двигаться, лететь, ходить, плавать и говорить. А из какого материала могли быть игрушки в Древней Руси?
(Из дерева, глины, ткани.)
Правильно, а в ход ещё шли солома, шишки, жёлуди и многое другое. Но мы с вами говорим о гончаре и его игрушках из глины. Как вы думаете, сегодня делают игрушки из глины? (Ответы детей)
И в наше время можно приобрести глиняные игрушки, но уже в качестве сувениров. Посмотрите на эти предметы. Это предметы народных промыслов из Дымково и Филимоново. Там делают и расписывают многочисленные сувениры, которыми украшают жильё (Слайд 17)
Но не думайте, что профессия гончара ушла в глубь веков. И сейчас есть люди, которые занимаются гончарным ремеслом.
И на этом занятии я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – парта и необычный материал – солёное тесто. История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди поклонялись богам природных стихий, а фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений языческим богам. Соленое тесто – уникальный материал. Тесто имеет преимущество перед глиной и пластилином: мука, соль и вода – это самые доступные по средствам материалы. Соленое тесто пластично, не так сильно пачкает руки и не тает, как пластилин. Но замешивая тесто, думайте о чем-то добром, приятном, и тесто впитает в себя доброе и ласковое прикосновение ваших рук. Помните, все доброе, что мы делаем, следует делать с любовью, чтобы результат нас не разочаровал. Чтобы тесто получилось цветным, в него добавляем гуашь или пищевые красители для пасхальных яиц нужного цвета. И на этом занятии мы с вами выполним декоративное панно «Корзина с цветами и фруктами» (слайд)
Лепим нижнюю часть корзины: сделать тонкую лепешку из теста и вырезать при помощи ножика нижнюю часть корзины по заранее приготовленному из бумаги шаблону.
(слайд 19) Изготовление нижней части корзины
Нанести при помощи вилки насечку, имитирующую плетение корзины
Слепить ручку, сделав из теста небольшой колобок и раскатав его колбаской, закрутить в жгутик и прикрепить к корзине.
Примечание: Если места крепления подсохли, то их рекомендую смочить водой.
(слайд 20)
Скатать небольшие колобки, сплющить их пальчиком, а затем при помощи ножика сформировать листочки и нанести прожилки. Листочки разложить по верхнему краю и в местах
(слайд 21)
Оформляем композицию крупными деталями – грушами, яблоками, розочками, не забывая подкладывать под них листики.
Яблоко- скатать из теста небольшой шарик, сделать с каждой стороны небольшие углубления и вставить в углубления гвоздички. Изготовление груши: скатать из теста небольшой шарик, придать грушевидную форму, воткнуть гвоздички
(слайд 22)
Изготовление розочек: скатать небольшие шарики, сплющить их пальчиком, один маленький кружок скрутить в тугую трубочку (это центральный лепесток). Накладывая лепесток на лепесток, расположить вокруг центрального оставшиеся
(слайд 23) Изготовление и крепление розочек
К поверхности корзины приклейте очень близко друг к другу несколько мелких шариков (виноградин), чтобы получилась виноградная гроздь, которая завершает изготовление изделия «Корзина с цветами и фруктами»
Теперь любуемся своей работой. Нужно высушить нашу заготовку полностью (есть несколько вариантов, но мы просто оставим работу сушить). Высушенную работу покроем бесцветным лаком. Вот и все!
6. Физминутка.
Но прежде чем приступить к работе, давайте отдохнём.
Памятка «Что нам понадобиться для работы?»
1. Желание
2. Терпение
3. Вдохновение
4. Фантазия
7. Практическая работа.
РЕФЛЕКСИЯ:
- Сегодня я узнала …
- Было трудно…
- Я поняла, что …
- Теперь я могу …
- Я научилась …
- Я попробую…
- Мне захотелось…
8. Итог урока.
Вы попробовали быть гончарами. Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар?
Ответы учащихся. (Терпением, аккуратностью, хорошим вкусом.)
Молодцы! А теперь посмотрим, что у вас получилось.
Надеюсь, что лепка из соленого теста станет для вас увлекательным занятием, и вы сможете гордиться своим творением. А что может быть лучше подарка, сделанного своими руками, ведь в нем тепло и любовь ваших рук. Подарите радость своим близким и любимым людям. Благодарю вас за работу. С вами было интересно работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015
На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс
Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...
Урок технологии на тему "Основы технологии малярных работ" в технологии развития проектной культуры учащихся (7 класс)
Данный урок проведён 21.04.2021 г. в лицее №179 Калининского района Санкт-Петербурга в 7 "б" и 7 "в" классах. На этапе освоения нового материала использовалась инновационная образо...