Урок технологии "Изготовление ночной сорочки. Моделирование" ФГОС 6кл. (Конспект урока)
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Удовиченко Вера Владиславовна

Методическое и дидактическое сопровождение урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Описание работы»

  1. Название работы «Урок технологии ФГОС 6 класс. Изготовление ночной сорочки.  Моделирование».
  2. Автор: Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии, высшей категории, Новгородская область, г.Старая Русса, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики» ( МАОУСОШ№ 8 с углубленным изучением математики г.Старая Русса Новгородской области).
  3. Тип урока – урок получения нового знания.
  4. Участники: учитель технологии и учащиеся 6 класса.
  5. Цель: познакомить обучающихся  приемам моделирования и научить обучающихся выполнять различные модели ночных сорочек с цельнокроенным рукавом.

Задачи:

  • Вспомнить основные линии фигуры человека, мерки для построения чертежа ночной сорочки;
  • Систематизировать, обобщить и расширить знания, необходимые для моделирования ночной сорочки, используя основные приемы моделирования;
  • Научиться моделировать ночную сорочку, изменяя длину, ширину, линию горловины, низа, бока и др.;
  • Познакомиться со специальностями:  художник-модельер и инженер-конструктор;
  • Проверить;
  • Оценить.

Для учителя

Для ученика

Дать возможность учащимся познакомиться с  понятием  «моделирование».

Узнать о приемах моделирования ночных сорочек и научиться их выполнять и применять в соответствии с моделью.

Дать возможность научиться посредством приемов моделирования разрабатывать собственные модели.

Развивать сравнительный анализ  через использования тех или иных приемов в моделировании ночных сорочек.

Дать возможность самостоятельно, подбирать те или иные приемы для моделирования различных моделей ночных сорочек.

Научиться выполнять моделирование ночной сорочки с фигурной кокеткой, пользуясь инструкционными картами, основываясь на собственных практических исследованиях.

Ожидаемый результат урока:

     Моделирование ночной сорочки с цельнокроеным рукавом на фигурной кокетке.

Методы обучения:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:  беседа, рассказ, инструктаж,  демонстрация, работа с текстом, с инструкционной картой;
  • по источнику получения знаний: словесные,  наглядные, практические, ИКТ;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, частично поисковый и исследовательский.

     Межпредметные связи: геометрия –  использование отрезков, линий, геометрических форм в процессе моделирования;  история – понятия «Туника как одежда в Древнем Риме», «Русские рубахи и сарафаны»; МХК – изображение исторических деятелей в традиционных русских одеждах на картинах русских художников; русский язык – правописание слов, однокоренные слова, разные значения одного и того же слова «Кокетка», требования, предъявляемые к современным ночным сорочкам – учет экологических и гигиеническиъх факторов.

     Метапредметные связи: 1)понятие кокетки в технологии и русском языке, 2)используя навыки работы с текстом уметь найти ответ на поставленный вопрос, 3) «Туника как одежда в Древнем Риме» и современная модная женская одежда туника;3)работа с основой ночной сорочки, опираясь на знания форм геометрических фигур и используя основные приемы моделирования -  получение новых моделей ночных сорочек.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная  работа,
  • фронтальная  форма   познавательной   деятельности,
  • групповая  форма   организации   познавательной   деятельности.
  • игровые моменты (ролевые игры).

Оборудование и ресурсы:

Ноутбук, экран, проектор, презентация Power Point, учебник,  наглядное пособие по моделированию ночной сорочки с цельнокроенным рукавом на кокетке, «Лист самоконтроля», манекен, карандаш, ножницы, цветная бумага, картон, клей-карандаш или ПВА.

Конспект  урока:

Оргмомент (1мин.).

1.Самоопреденение к учебной деятельности (2 мин.).

     Мне хотелось бы начать урок, а вы посмотрите на слайд№2 презентация Power Point. Согласитесь ли вы со мной, что так будет выглядеть традиционная ночная сорочка, изготовленная на основе предложенного чертежа – основы.

     Обучающиеся рассуждают и должны согласиться. На слайде№3 обучающимся предлагается посмотреть уже разнообразные варианты моделей ночных сорочек. Учитель предлагает сформулировать цель урока:

  • Модель предложенных ночных сорочек разные
  • Материалы и декоративная отделка различны
  • Основа – одна
  • Вывод: цель – познакомиться с приемами моделирования и научиться разрабатывать различные модели ночных сорочек с цельнокроеными рукавами (слайд №4).

Вопрос1:  Какие задачи на уроке мы с вами будем решать, если мы хотим научиться моделировать: (слайд№5):

  • Вспомнить основные линии фигуры человека, мерки для построения чертежа ночной сорочки;
  • Систематизировать, обобщить и расширить знания, необходимые для моделирования ночной сорочки, используя основные приемы моделирования;
  • Научиться моделировать ночную сорочку, изменяя длину, ширину, линию горловины, низа, бока и др.;
  • Познакомиться со специальностями:  художник-модельер и инженер-конструктор;
  • Проверить;
  • Оценить.

     Вопрос3: «Что мы уже знаем и умеем», чему мы сможем научиться, чтобы изготовить ночную сорочку своими руками?» Для  изготовления швейного изделия:

  1. познакомились с натуральными тканями растительного происхождения, из которых предпочтительно шьют эти изделия.
  2. Знаем, как определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
  3. Знаем понятия нитей основы (долевых) и уточных нитей в ткани.
  4. Знаем, что кроить изделие необходимо вдоль нитей основы.
  5. Умеем снимать мерки.
  6. Умеем конструировать, т.е. по меркам выполнить чертеж основы будущей ночной сорочки.

Вопрос4: «Что еще нам необходимо узнать, чтобы мы смогли сделать выкройку с учетом ваших предпочтений, модели, моды и подготовки ткани к раскрою?»

  1. Научиться моделировать, т.е. вносить какие-то конструктивные изменения в чертеж основы фартука, чтобы получить нужную модель.

2.Актуализация знаний (1 мин.).

Введение в тему. Конструирование мы сделали  - демонстрация чертежей на мм.бумаге. Демонстрация образцов ночных сорочек. Вопрос6: есть ли изменения в демонстрируемых моделях в сравнении с вашей основой? Ответ – да.

Вопрос 7: - Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Чему вы хотите научиться?

      Сегодня на уроке мы постараемся познакомиться и освоить основные приемы моделирования ночных сорочек разных фасонов. В конце урока, если вы будете внимательны, то сможете легко самостоятельно смоделировать любую модель ночной сорочки.

3.Выявление места и причины затруднения (4 мин).

Индивидуальное задание – проверочный тест по теме «Конструирование ночной сорочки. Снятие мерок» (слайд№6). Время выполнения 2-3 мин.

Проверь себя – ответы на тест и оценивание результатов (слайд №7).

Работа с листом самоконтроля (2 мин.) - обучающиеся обязательно проговаривают вслух каждая возникшие затруднения или их отсутствие: +знаю (нет затруднений); - не знаю (возникли затруднения)?;  хочу узнать подробнее. Выставляют себе оценку по итогам работы там же, а учитель – в журнал. (итоги выполнения проверочного теста).

Межпредметные связи: (2 мин.)

     Как вы уже определили наш сегодняшний урок посвящен моделированию ночной сорочки.

- Сегодня на уроке мы постараемся познакомиться и освоить основные приемы моделирования ночных сорочек разных фасонов.

     Но прежде давайте обратимся к истории (слайд №8) – туника в Древнем Риме и сегодняшние дни. Вопрос4: что общего между туникой и ночной сорочкой? (Ответ – конструкции сходны).

     (Слайд №9) – русские рубахи и сарафаны как ближайшая родня Римским туникам. Форма конструкции опять видим, что сходна. Т.е. можно говорить, что это одежда с цельнокроеным рукавом.

     Цельнокроенный рукав – корень – цел и корень крой, сложное слово, состоящее из 2 корней и означает, что рукав кроят вместе с передом или задом изделия (межпредметная связь).

     МХК (слайд №10) – вопрос5: что за картина представлена на слайде, в которой отчетливо видно, что в качестве одеяния присутствует национальная холщевая рубаха с цельнокроеным рукавом? Ответ – (еще она известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына»).

     Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности как психологические, умственные, так и физические. Понятно каждому, чтобы изделие сидело на человеке хорошо и привлекало к нему внимание, оно должно быть изготовлено по его фигуре. На слайдах №11-13 представлены вашему вниманию современные модели одежды с цельнокроеным рукавом.

Слайд №14 – требования, предъявляемые к современным ночным сорочкам:

  • Учет экологического и здоровье сберегающего фактора;
  • Эстетическая составляющая;
  • Экономическая составляющая;
  • Удобство и комфорт при носке, функциональные качества.

Слайда №15 – понятие «Моделирование» (от слова «модель» т.е. образец) – это создание модели по эскизам. «Моделирование» - изменение конструкции основы изделия.

Слайды №16-17  –  «2 этапа моделирования» - художественное (художник-модельер) и техническое (инженер-конструктор).

Слайд №18 – показано, что можно менять в конструкции (основе), чтобы получить нужную конструкцию интересующей модели.

Обучающимся предлагается фронтальный опрос по «Основным названиям линий и срезов с конструкции ночной сорочки» - проверка со слайда №19.

Слайд №20 – предлагается обучающимся сделать вывод, сто любые изменения по любым конструктивным линиям это и есть процесс моделирования.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (3 мин.).

    В презентации  вам демонстрируются разнообразные модели одежды по покрою. Как же происходят изменения в конструкции основы, чтобы одни модели стали отличаться от других? (да). Следовательно, выкройки у них также будут отличны.

Слайд №21 – моделировать можно изменяя длину модели.

Слайд №22 -  моделировать можно увеличивая длину модели.

Слайд №23 -  моделировать можно уменьшая длину модели.

Слайд №24 -  моделировать можно изменяя форму горловины.

Слайд №25 -  моделировать можно изменяя форму горловины У-образная форма.

Слайд №26 -  моделировать можно изменяя форму горловины прямоугольная форма.

Слайд №27 -  декорирование горловины.

Слайд №28 -  варианты моделей с вырезами горловины.

Слайд №29 -  задание на внимание.

Слайд №30 –      Физкультминутка (3 мин):

     Задание1 (групповое), направленное на развитие логики, памяти и внимания:

1. деление на 2 команды;

2. по очереди подойти к парте с пазлами и выбрать 1 деталь;

3. собрать из пазлов картинку с моделями изделий с цельнокроеным рукавом.

Победила команда, которая быстрее и правильно сложит пазл, а также исследует изображение и  назовет, какие модели одежды были там представлены.

5.Реализация построенного проекта и первичное закрепление (5 мин.).

     А теперь мне бы хотелось, чтобы вы познакомились еще с одним новым понятием кокетка. И на этом примере мы еще раз закрепим новые знания по моделированию (с демонстраций учителем приемов на доске).

Слайд №31 -  моделировать можно используя в модели верхнюю отрезную часть – кокетку.

Слайд №32 -  Вопрос : а что означает слово кокетка с т.зр. русского языка.

Слайд №33 -  моделирование прямой кокетки.

Слайд №34 -  моделирование овальной кокетки.

  6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (15мин.).           

     Далее учащиеся продолжают выполнять пр. часть и выполняют  

   Слайд №35-36  А теперь мне бы хотелось, чтобы вы попробовали на практике закрепить новые приобретенные знания и предлагаю вам ролевую игру в парах «Кокетка». Ваша проблема заключается в том, что вы самостоятельно попробуете смоделировать ночную сорочку с цельнокроеным рукавом на фигурной кокетке. Если возникнут сложности то можно в качестве подсказки взять за основу вашей идеи эскизы предложенных мною моделей. (Практическая работа – 15-20 мин. В помощь предлагаются таблицы и рисунки по моделированию в учебнике технологии и  плакат на классной доске. В качестве текущего инструктажа учитель демонстрирует обучающимся правильные приемы моделирования.       

     9. Включение в систему знаний и повторение (2 мин.).

     Вопрос: «Хочется предложить еще раз вспомнить и проговорить этапы моделирования: слайд № 37.

     Вопрос: «Люди каких профессий и специальностей занимаются моделированием одежды» слайд № 38.

10.Рефлексия (слайд №39-40) (3 мин.).

1. Давайте в заключении поговорим о том, что нового вы сегодня узнали на уроке?

2. Чему новому научились?

3. В чем испытали основные затруднения, в какой помощи вы нуждаетесь?

4. Как вы можете оценить себя?

5. Чему будет посвящен будущий урок?

6.Д.з.: ткань для раскроя (слайд №41).

Слайд № 42 – в интернете можно заглянуть на досуге.

Слайд №43-  спасибо за внимание.

     Результативность урока с точки зрения достижения поставленной цели и задач:     выбранная модель урока позволит добиться поставленной цели и задач, т.е. узнают и научатся основным приемам моделирования ночной сорочки. Также они смогут проявить свои творческие задатки и смоделировать собственную модель ночной сорочки.

     Эффективность урока (удовлетворенность процессом и результатом учебной деятельности со стороны субъектов образовательного процесса, оптимальность временных затрат на решение поставленных задач и др.).

      Выбранная модель урока позволит добиться эффективности, так как для обучающихся предлагаемая модель урока  сможет обеспечить решение поставленных перед ними задач при правильных временных затратах на том или ином этапе урока в сочетании с разнообразием форм работы (групповой, в парах, индивидуальной, фронтальной), а также используя элементы поисковой и исследовательской деятельности.  Для учителя предлагаемая модель позволит активизировать свои творческие качества. Использование ИКТ позволит повысить эффективность урока, так как обеспечит экономию времени, наглядность не только при объяснении, но и в поисково-исследовательской деятельности обучающихся, при проверке правильности выполнения заданий или решения проблемы.

«Библиографическое описание документа».

  1. Учебник «Технология» 6 класс (вариант для девочек) ФГОС под редакцией В.Д.Симоненко. Москва, издательский центр «Вентана-Графт», 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Путешествие капитана Дрейка" на фестиваль "открытый урок".

Лингофонный кабинет на базе компьютерного класса дает неограниченные возможности для преподавания английского языка. Вот небольшой пример....

Проект урока "Моделирование ночной сорочки"

На уроке представлен метод  моделирования ночной сорочки...

План-конспект урока "Моделирование ночной сорочки с цельнокроеным рукавом" 7 класс

Вспомните, кто носил в древности тунику? Правильно, древние римляне, да и не только они – тунику носили в Византии, на Руси и в других странах.  А как вы думаете, сейчас кто-нибудь нос...

План- конспект урока: «Изготовление ночной сорочки c элементами моделирования». 7 класс

1) Рассмотрите образцы ночных сорочек.2) Почему ночная сорочка относится к плечевым изделиям? (сорочка держится на фигуре человека на линии плеча.)3) Какие виды отделки можно использовать? (Обта...

Урок "Построение ночной сорочки"

Задачи урока:1.      Знакомство учащихся с видами и фасонами одежды с цельнокроеными рукавами.2.      Обучение построению основы конструкции изделия с...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...