Конспекты уроков по математике 5 класс Смешанные числа (уроки с первого по четвертый), урок по теме "Квадрат и куб числа"
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему

Ефимова Анна Сергеевна

Дданные конспекты уроков предназначены для уроков математики в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА.

Общая дидактическая цель: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

  1. Раскрыть содержание понятия «смешанное число», целая и дробная часть числа.
  2. Познакомить с механизмом формирования алгоритмов выделения целой части из неправильной дроби и записи смешанного числа в виде неправильной дроби.
  3. Научить учащихся применять названные алгоритмы в процессе  решения учебных заданий.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:

  1. Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
  2. Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
  3. Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
  4. Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
  5. Социальной:  определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
  6. Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения  обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.

Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Форма урока: лекция, практикум, интегрированный урок.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

  • Индивидуальная
  • Парная        
  • Групповая

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.        По источнику знаний:

  • Словесные: рассказ учителя, сообщения учеников по опережающим заданиям.
  • Наглядные : плакаты, презентация по теме урока, схемы и образцы решения на доске.
  • Практические: работа с текстом  учебника, применение полученных знаний к  

   учебным заданиям.

  • 2.        По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.

В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.

В ходе урока использовались педагогические техники: проблема на уроке, «ассоциативный ряд», «чтение с пометками», «стенографист».

Термины и понятия, вводимые на уроке: смешанное число, целая и дробная части числа, перевод смешанного числа в неправильную дробь; перевод неправильной дроби в смешанное число.

Структура урока:

/. Начало урока.

Оргмомент. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний. (7 мин.)

Устные упражнения

  1. Ответом к какой из следующих задач является число  ?
  1. Сколько шоколадок получил каждый из 7 учеников, если между ними поровну поделили 5 шоколадок?
  2. С какой скоростью шел пешеход, если за 7 часов он прошел 5 км?
  3. Из 7 м ткани сшили 5 платьиц. Сколько метров ткани пошло на каждое платье?
  1. . Из следующих выражений равна дробь  

a) а + 9                b) а - 9         c) 9 : а         d) а : 9.

  1. Решите уравнение: 12x = 60.
  2. Решите уравнения:

a)  = 3         b)  = 3         c) 3в = 6         d) 6y = 3.

  1. Вычислите: +  +;  +;  +; +;  +.
  1. Этап презентации темы урока, целеполагания и мотивации (12мин.)

Материал урока (понятие смешанного числа и алгоритмы представление неправильной дроби в виде смешанного числа и наоборот) учитель излагает, иллюстрируя объяснение кадрами презентации, кратким сообщением учащихся по опережающим заданиям:

1. Примеры, приводящие к понятию смешанного числа.

2. Понятие смешанного числа.

3. Неправильные дроби можно представить в виде смешанного числа?

4. Алгоритм представления неправильной дроби в виде смешанного числа. Пример.

5. Алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби. Примеры.

  1. Этап первичного изучения и осмысления блока новой учебной информации (12мин.).

Решение упражнений № 1084, 1085, 1086 (а-г);

 Поскольку алгоритмы преобразований неправильной дроби в смешанное число и обратный  ему сложны для воспроизведения, следует обращать внимание не на проговаривание этапов алгоритма, а на умения их применять на практике, решая пример за примером.

  1. Этап закрепления системы ЗУН урока (8мин.).

дополнительные задачи №№ 1-6.

1. За неделю семья потребила 8 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля израсходовали за 1 день?

2. Турист прошел 25 км за 4 ч. Найдите скорость туриста. Какое расстояние он пройдет за 2 ч.?

3. Ученик решил 12 уравнений за 40 мин. Сколько минут он решал каждое уравнение? Сколько секунд он потратил на решение каждого уравнения?

4. У Винни-Пуха несколько банок, вмещающих кг меда. Сколько понадобится таких банок, чтобы разложить в них 6 кг меда?

5. Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы образовались верные равенства:

a)         b)           d)        e)

6.Решите уравнение:
1)
;           2)               3)  

  1. Этап подведения итогов урока. Рефлексия (4мин.).

Вопросы к классу:

1. Приведите пример неправильной дроби, которую:

1) можно представить в виде смешанного числа;

2) можно представить в виде натурального числа.

2. Верно ли равенство?

1); 2) ; 3)

  1. Домашнее задание

п. 28 – читать, учить определения, № 1086 (до конца), 1087, 1036 (а).

  1. Инструктаж выполнения домашнего задания (2мин.).

Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.

Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА.

(второй урок в теме)

Общая дидактическая цель: создание условий для углубления осознания материала и дополнение знаний учащихся об алгоритмах сложения и вычитания смешанных чисел.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

  1. Закрепить понимание понятий «смешанное число», целая и дробная часть числа.
  2. Закрепить и отработать механизм формирования алгоритмов выделения целой части из неправильной дроби и записи смешанного числа в виде неправильной дроби.
  3. Научить учащихся применять названные алгоритмы в процессе  сложения и вычитания смешанных чисел 

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:

  1. Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
  2. Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
  3. Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
  4. Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
  5. Социальной:  определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
  6. Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения  обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.

Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма урока: лекция, практикум, интегрированный урок.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

  • Индивидуальная
  • Парная        
  • Групповая

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.        По источнику знаний:

  • Словесные: рассказ учителя.
  • Наглядные : плакаты, презентация по теме урока, схемы и образцы решения на доске.
  • Практические: работа с текстом  учебника, применение полученных знаний к  

   учебным заданиям.

  • 2.        По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.

В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.

В ходе урока использовались педагогические техники: проблема на уроке, «ассоциативный ряд», «чтение с пометками», «стенографист».

Термины и понятия, вводимые на уроке: сложение смешанных чисел, вычитание смешанных чисел.

Структура урока:

/. Начало урока.

Оргмомент. Проверка домашнего задания, математический диктант. (7 мин.)

Математический диктант (проводится по двум вариантам).

  1. Запишите неправильную  дробь в виде смешанного числа

Вар.1 -          Вар.1 -  

  1. Запишите разность в виде дроби и выделите из полученной дроби целую и дробную часть:

Вар.1 -          34 : 8                Вар.2 – 27 : 5

  1. Запишите число в виде неправильной дроби:

Вар. - 2          Вар2. -

  1. Запишите число в виде дроби со знаменателем

Вар.1 - Число 7 со знаменателем 4  Вар.2 - Число 5 со знаменателем 8.

  1. Какое наибольшее натуральное число удовлетворяет неравенству:

Вар.1 - х        Вар.2 -. х

Актуализация опорных знаний.

1. Вычислите, используя свойства сложения:

1) 23 + 45 + 77;

2) (217 + 528) + (12 + 113).

2. Как в виде дроби со знаменателем 3 записывают число:

1) 5;         2) 10;                 3) 17;                 4) 120?

3. Заполните цепочку вычислений:

http://na-uroke.in.ua/image516-6.gif

4. Сравните значения выражений:

1)  и                   2)  и .

  1. Этап презентации темы урока, целеполагания и мотивации (12мин.)

Материал урока (понятие и алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел) учитель излагает, иллюстрируя объяснение кадрами презентации

  1. Примеры, приводящие к понятию сложения и вычитания смешанных чисел.
  2. Алгоритм сложения смешанных чисел.
  3. Алгоритм сложения смешанных чисел в случае, когда дробная часть суммы больше единицы.
  4. Алгоритм вычитания смешанных чисел.

1)Частный случай: вычитание из целого числа дроби.

2)Частный случай: вычитание смешанных чисел в случае, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

III. Этап первичного изучения и осмысления блока новой учебной информации (12мин.).

Задача 1.

На прилавке лежит 3 ½ головки сыра и рядом 2 такие же. Сколько головок сыра лежит на прилавке?

Решение.

Сложим 3 ½ и 2.

Для этого найдем количество целых головок сыра 3+2=5.

Затем к этому числу прибавим ½ головки: 5+½ =5 ½

Итак, 3 ½ + 2 = 5 ½

Задача 2.

На прилавке лежит 3  головки сыра, а рядом еще 2. Сколько головок сыра лежит на прилавке?

Решение.

Сложим 3  и

Сначала найдем количество целых головок 3+2=5.

Теперь сложим дробные  +.=

Объединим: 5 +  = 5

Следовательно: 3  +2.=  + = (3+2) + (  +.)= 5

Примеры для закрепления:

  1. 8 +2                2) 2  +1                3)  +                4) 5  +3

  1. Этап закрепления системы ЗУН урока (8мин.).

Проверьте сложением правильность вычитания:

1) 1-        2)5  -2=3                3)5  -2=3        4)5  -2=2

Решение упражнений № 1088, 1089 - устно, с детальным разбором

 1090, 1091 – письменно, опираясь на только что проработанные,

 1098 – разобрать на доске,

 1100 – записать, что КР = 5/6 АВ;

  1. Этап подведения итогов урока. Рефлексия (5мин.).

Вопросы к классу

  1. Каким образом мы производим сложение смешанных чисел?
  2. С чем складывается «излишек» неправильной дроби при сложении смешанных чисел?
  3. Каким образом мы производим вычитание из целого числа смешанного?
  4. Каким образом вычитается из смешанного числа другое смешанное?
  5. Что означает , что мы «занимаем» единицу у целой части числа?

Домашнее задание:

№ 1092, 1099, 1095, 1036 (б).

  1. Инструктаж выполнения домашнего задания (1мин.).

Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.

Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА.

(третий урок в теме)

Общая дидактическая цель: создание условий для отработки навыков применения правил сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели и выполнения заданий, предполагающих применение этих правил.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

  1. Отработать навыки применения правил сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.
  2. Отработать механизм применения данных правил для решения учебных заданий, в том числе практикоориентированных.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:

  1. Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
  2. Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
  3. Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
  4. Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
  5. Социальной:  определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
  6. Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения  обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.

Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.

Тип урока: урок комплексконого применения знаний.

Форма урока: практикум.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

  • Индивидуальная
  • Парная        
  • Групповая

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.        По источнику знаний:

  • Словесные: рассказ учителя.
  • Наглядные : плакаты, схемы и образцы решения на доске.
  • Практические: работа с текстом  учебника, применение полученных знаний к  

   учебным заданиям.

2.        По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.

В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.

В ходе урока использовались педагогические техники: игровое задание, проблема на уроке, «ассоциативный ряд».

Термины и понятия, вводимые на уроке: закрепление терминов сложение смешанных чисел, вычитание смешанных чисел.

Структура урока:

/. Начало урока.

Оргмомент. Проверка домашнего задания в виде задания-игры. (10 мин.)

Задание-игра.

Учитель: «Дорогие дети! На перемене один из учеников 5 класса Вася Тяпляпкин записал

Некоторые задания из  домашнего задания и попросил меня оценить его решение. У меня не было времени сделать это, помогите мне, пожалуйста, проверить и оценить работу Тяпляпкина. (На доске уже написаны некоторые упражнения из домашнего задания, в которых «сделаны» наиболее распространенные среди учащихся ошибки.)

№ 1092

6  +7=13

№ 1099

  1. 7  +2=9                2) 9  +12=21=1        3) 1-  =

  4) 8 -3 = 5         5) 16  – 6  = 10

Во время «проверки» учащиеся повторяют правила сложения и вычитания целых чисел и сопутствующие им преобразования (преобразование неправильной дроби в смешанное число и наоборот), пытаются установить причины тех или иных ошибок, одновременно закрепляя знание правил (актуализируя).

  1. Этап закрепления системы ЗУН (28мин.)

Урок полностью посвящен сложению и вычитанию смешанных чисел и превращению неправильных дробей в смешанные числа и наоборот. Цель занятия – решение значительного большего количества заданий на эту тему.

Устная работа.

1. Каким натуральным числом можно записать дробь?

  1.         2)        3)         4)

2. Вычислите:

1) 2  +1        2) 1-         3) 4-         4) 5  – 4

3. При каком значении х выполняется равенство:

1)   -1=        2) 1  +3=5                3) 2  +=3

Решение упражнений № 1094, 1096, 1105, 1109(б,в), 1111 (а), 1106.

  1. Этап подведения итогов урока. Рефлексия (5мин.).

Вопросы к классу

  1. Каким образом мы производим сложение смешанных чисел?
  2. Каким образом мы производим вычитание из целого числа смешанного?
  3. Каким образом вычитается из смешанного числа другое смешанное?

Практикоориентированная задача.

Для утеплительной оклейки окон на зиму, дети принесли полосы бумаги длиной , , . Хватит ли этих полос для оклейки окна, если общая длина полосы для оклейки всего окна равна 8 метрам?

Домашнее задание

№ 1109 (б, в, г), 1111 – до конца, 1113

  1. Инструктаж выполнения домашнего задания (2мин.).

Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.

Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА.

(четвертый урок в теме)

Общая дидактическая цель: создание условий для усовершенствования навыков применения правил сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели и выполнения заданий.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

  1. Усовершенствовать навыки применения правил сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.
  2. Отработать механизм применения данных правил для решения учебных заданий, в том числе практикоориентированных.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:

  1. Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
  2. Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
  3. Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
  4. Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
  5. Социальной:  определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
  6. Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения  обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.

Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: практикум.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

  • Индивидуальная
  • Парная        
  • Групповая

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.        По источнику знаний:

  • Словесные: рассказ учителя.
  • Наглядные : плакаты, схемы и образцы решения на доске.
  • Практические: работа с текстом  учебника, применение полученных знаний к учебным заданиям.

  • 2.        По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.

В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.

В ходе урока использовались педагогические техники: кодированное упражнение, проблема на уроке, «ассоциативный ряд».

Термины и понятия, вводимые на уроке: закрепление терминов сложение смешанных чисел, вычитание смешанных чисел.

Структура урока:

/. Начало урока.

Оргмомент. Проверка домашнего задания, выполнение кодированного задания. (10 мин.)

№ 1109, 1111– по 2 человека готовят решение у доски.

Во время подготовки к ответам ученика, работающих у доски, основная часть класса решает кодированные упражнения (по содержанию близкие к одному из номеров (средней сложности) домашнего задания.

Кодированное задание (актуализация).

Вычислить значение:

Вариант 1

Вариант 2

1)    6

1)    4

2)    a - 1

2)    a - 3

3)    6 + 7

3)    6 +10

4)    с - 3  +1

4)    с - 2  + 3

Кодированные ответы

1) 7               2) 6         3) 5      4) 13

1) 1               2) 5         3) 4      4) 12

Смысл кодированных упражнений  заключается в том, что ученик, выполнив первое упражнение, ищет полученный ответ среди предоставленных кодированных ответов. Если ответа, который получил ученик, нет среди кодированных, значит ученик допустил ошибки. Выполнив все задания, ученик сдает работу с кодированным ответом. Например, 4312, что означает: a=13 (ответу 4), b = 5, с=7 и т.д. таких задач может быть сколь угодно много, чтобы обеспечить работой всех и исключить списысание.

II. Этап повторения и закрепления знаний (10 мин.)

После проведения актуализации, для более ясного понимания содержания темы учащимися, детям нужно ответить на обобщающие вопросы учителя:

1. Приведите пример и объясните, почему вы так считаете:

1) правильной дроби;

2) неправильной дроби равной 1.

3) неправильной дроби, больше 1.

2. Приведите пример смешанного числа. Почему оно так называется?

3. Объясните, как:

1) число  представить в виде смешанного числа;

2) смешанное число 3 представить в виде неправильной дроби;

3) сложить: 6 + ; 6 + 1; 6 + 6; 6+ 1; 6+ 2;

4) вычесть: 5 - 2; 5 - 2; 1 - ; 5 - ; 5 - 2; 5 - 2.

III. Этап совершенствования знаний (16 мин.)

На этом уроке ученики решают учебные задания сложного и повышенного уровня сложности на сложение и вычитание с дробными числами.

Задания №1115, 1116, 1117.

Дополнительные задачи:

1. По первый день турист прошел маршрута, а по второй - остальные 24км. Найдите длину всего маршрута.

2. В школьную столовую привезли апельсины, мандарины и бананы. Апельсины составляли всех фруктов, мандарины - остатка, а бананы - остальные 32 кг. Сколько всего килограммов фруктов завезли в столовую?

3. Решите уравнение:

1) х +2  ;

2) 4 –(х-7  .

Задача на сообразительность: найдите пропущенное число.

http://na-uroke.in.ua/image590-10.jpg

  1. Этап подведения итогов урока. Рефлексия (7мин.).

Учитель раздает опросники, в которых просит ребят ответить, что было нового для меня  в теме дробные числа.

  1. Что стало наиболее интересным?
  2. Какие явления окружающей жизни стали мне более понятны благодаря изучению этой темы?
  3. Я оцениваю свое знание по этой теме на оценку….
  4. Я подготовлен к итоговой работе по теме «Дробные числа» на оценку….
  5. Я доволен (недоволен) своей работой на уроке и оцениваю сегодняшнюю работу на уроке на оценку…..

Учитель подытоживает изучение темы «Дробные числа» и подчеркивает, что следующий урок является обобщающим, посвященным подготовке к контрольной работе.

Домашнее задание

№1119, 1120, 1122, 1107(2)

  1. Инструктаж выполнения домашнего задания (2мин.).

Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.

Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: КВАДРАТ И КУБ ЧИСЛА.

(первый урок в теме)

Общая дидактическая цель: создание условий для ознакомления учащихся с понятием степени числа с натуральным показателем.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

  1. Раскрыть содержание понятия степень с натуральным показателем.
  2. Сформировать представление о смысле терминов «основание степени», «показатель степени», «степень».
  3. Познакомить с механизмом преобразования произведения равных множителей к виду степенного выражения и наоборот.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:

  1. Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
  2. Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
  3. Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
  4. Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
  5. Социальной:  определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
  6. Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения  обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.

Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: лекция, практикум, интегрированный урок.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

  • Индивидуальная
  • Парная        
  • Групповая

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.        По источнику знаний:

  • Словесные: рассказ учителя.
  • Наглядные : плакаты, презентация по теме урока, схемы и образцы решения на доске.
  • Практические: работа с текстом  учебника, применение полученных знаний к  

   учебным заданиям.

  • 2.        По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.

В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.

В ходе урока использовались педагогические техники: проблема на уроке, «ассоциативный ряд», «чтение с пометками», «стенографист».

Термины и понятия, вводимые на уроке: степень числа с натуральным показателем, основание степени, показатель степени, степень.

Структура урока:

/. Начало урока.

Оргмомент. Актуализация опорных знаний. (3 мин.)

Устные упражнения

  1. Запишите в виде произведения сумму:
  1. 5+5+5+5+5+5
  2. 3+3+3+3+3+3+3+3
  3. 34+34+34+34+34
  4. а+а+а+а+а
  1. Найдите остаток от деления 27 514 на:

a) 10                b) 100                 c) 1 000         d) 10 000

  1. Найдите произведение:
  1. Пяти множителей, каждый из которых равен 2.
  2. Десяти множителей, каждый из которых равен 1.
  3. Семи множителей, каждый из которых равен 7.
  4. Шести множителей, каждый из которых равен 10.

  1. Этап презентации темы урока, целеполагания и мотивации (17мин.)

Материал урока (степень числа с натуральным показателем, основание степени, показатель степени, степень) учитель излагает, направляя сначала класс к самостоятельному поиску закономерности при помощи задания  «Найди пропущенные числа» (кадр презентации):

5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 4

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = ?

4 + 4 + 4 = ?

2 + 2 + 2 = ?

5 · 5 · 5 · 5 = 54

3 · 3 · 3 · 3 · 3 = ?

4 · 4 · 4 = ?

2 · 2 · 2 = ?

Выражения в левом столбце будут равняться произведению одних из равных слагаемых на их количество в сумме. Заметив закономерность в правом столбце (в коротком записи произведения одинаковых множителей в виде аb, где а - один из одинаковых множителей, a b- число таких множителей в произведении) дети поймут саму суть процесса возведения в степень с натуральным показателем.

После этого учитель, включая соответствующие кадры презентации:

  • дает определение степени некоторого числа а с натуральным показателем п,
  • называет основные термины, связанные с понятием степень (основание, показатель степени, степень, возведение в степень),
  • говорит об основных свойствах степени (а1 = а; 1п = 1; 0п = 0),
  • дает название второй и третьей степени числа а (а2 - квадрат числа а, b3 - куб числа b);
  • формулирует правило выполнения действий в выражении, содержащем степень (учащиеся делают краткие записи в тетрадях схемы «Степень с натуральным показателем»).

  1. Этап первичного изучения и осмысления блока новой учебной информации (12мин.).

Устная работа:

1. Назовите основание и показатель степени: 1) 48  2) 1310  3)2 9  4) 239  5) 931.

2. Какая из записей неверна? Почему?

1) 9 · 9 = 29                  2) 10 · 10 · 10 = 103                  3) b · b = b2         4) 5 · 6 · 6 · 6 = 64.

3. Прочитайте выражение и найдите его значение:

1) 31; 2) 110; 3) 025; 4) 52; 5) 23; 6) 34.

4. Чему равны:

1) квадраты одноразрядных натуральных чисел;

2) квадраты натуральных чисел, меньших 4?

Решение упражнений № 252(устно), 253, 254, 255(устно), 257, 258;

 При решении заданий учитель сначала проговаривает выражения сам, давая тем самым образец для овладевания терминологией.

Кроме того, особое внимание следует уделить порядку действий в выражениях, содержащих степень.

  1. Этап закрепления системы ЗУН урока (8мин.).

Дополнительные задания:

  1. 72 - (56 : 8)*2 + 53
  2. 23 * 32 : (53 - 43 - 62 - 13)
  3. (25 - 24)4 + (36 - 33)2 : 32
  4. 112 - 92 : 32 - 33
  1. Этап подведения итогов урока. Рефлексия (4мин.).

Вопросы к классу:

1. Приведите пример числа в третьей степени. Как еще можно сформулировать?

1) Приведите пример числа во второй степени. Как еще можно сформулировать?

2) Что значит возвести число в степень?

 Что означает показатель степени?

Что такое основание степени?

2. Верно ли равенство?

1) 23=32  2) 5*5*5=53 

3. а*а*а…*а = а8 – сколько раз мы должны взять а сомножителем? 

  1. Домашнее задание

Параграф 3.4. – читать, разбирать примеры. № 256, 259, 260, 261.

  1. Инструктаж выполнения домашнего задания (1мин.).

Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.

Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"

Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...

Урок в 5 классе "Смешанные числа"

Урок изучения нового материала. Презентация к уроку....

Открытый урок в 5 классе "Смешанные числа"

Третий урок в теме "Сложение и вычитание смешанных чисел "...

План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»

План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»...

открытый урок в 5 классе "Смешанные числа"

урок по теме Смешанные числа...