Конспекты уроков по математике 5 класс Смешанные числа (уроки с первого по четвертый), урок по теме "Квадрат и куб числа"
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему
Дданные конспекты уроков предназначены для уроков математики в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смешанные числа. Первый урок в теме. | 21.17 КБ |
Смешанные числа. Второй урок в теме. | 24.93 КБ |
Смешанные числа. Третий урок в теме. | 20.86 КБ |
Смешанные числа. Четвертый урок в теме. | 35.25 КБ |
Квадрат и куб числа. Первый урок в теме. | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА.
Общая дидактическая цель: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект:
- Раскрыть содержание понятия «смешанное число», целая и дробная часть числа.
- Познакомить с механизмом формирования алгоритмов выделения целой части из неправильной дроби и записи смешанного числа в виде неправильной дроби.
- Научить учащихся применять названные алгоритмы в процессе решения учебных заданий.
Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:
- Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
- Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
- Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
- Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
- Социальной: определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
- Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.
Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Форма урока: лекция, практикум, интегрированный урок.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
- Словесные: рассказ учителя, сообщения учеников по опережающим заданиям.
- Наглядные : плакаты, презентация по теме урока, схемы и образцы решения на доске.
- Практические: работа с текстом учебника, применение полученных знаний к
учебным заданиям.
- 2. По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.
В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.
В ходе урока использовались педагогические техники: проблема на уроке, «ассоциативный ряд», «чтение с пометками», «стенографист».
Термины и понятия, вводимые на уроке: смешанное число, целая и дробная части числа, перевод смешанного числа в неправильную дробь; перевод неправильной дроби в смешанное число.
Структура урока:
/. Начало урока.
Оргмомент. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний. (7 мин.)
Устные упражнения
- Ответом к какой из следующих задач является число ?
- Сколько шоколадок получил каждый из 7 учеников, если между ними поровну поделили 5 шоколадок?
- С какой скоростью шел пешеход, если за 7 часов он прошел 5 км?
- Из 7 м ткани сшили 5 платьиц. Сколько метров ткани пошло на каждое платье?
- . Из следующих выражений равна дробь
a) а + 9 b) а - 9 c) 9 : а d) а : 9.
- Решите уравнение: 12x = 60.
- Решите уравнения:
a) = 3 b) = 3 c) 3в = 6 d) 6y = 3.
- Вычислите: + +; +; +; +; +.
- Этап презентации темы урока, целеполагания и мотивации (12мин.)
Материал урока (понятие смешанного числа и алгоритмы представление неправильной дроби в виде смешанного числа и наоборот) учитель излагает, иллюстрируя объяснение кадрами презентации, кратким сообщением учащихся по опережающим заданиям:
1. Примеры, приводящие к понятию смешанного числа.
2. Понятие смешанного числа.
3. Неправильные дроби можно представить в виде смешанного числа?
4. Алгоритм представления неправильной дроби в виде смешанного числа. Пример.
5. Алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби. Примеры.
- Этап первичного изучения и осмысления блока новой учебной информации (12мин.).
Решение упражнений № 1084, 1085, 1086 (а-г);
Поскольку алгоритмы преобразований неправильной дроби в смешанное число и обратный ему сложны для воспроизведения, следует обращать внимание не на проговаривание этапов алгоритма, а на умения их применять на практике, решая пример за примером.
- Этап закрепления системы ЗУН урока (8мин.).
дополнительные задачи №№ 1-6.
1. За неделю семья потребила 8 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля израсходовали за 1 день?
2. Турист прошел 25 км за 4 ч. Найдите скорость туриста. Какое расстояние он пройдет за 2 ч.?
3. Ученик решил 12 уравнений за 40 мин. Сколько минут он решал каждое уравнение? Сколько секунд он потратил на решение каждого уравнения?
4. У Винни-Пуха несколько банок, вмещающих кг меда. Сколько понадобится таких банок, чтобы разложить в них 6 кг меда?
5. Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы образовались верные равенства:
a) b) d) e)
6.Решите уравнение:
1) ; 2) 3)
- Этап подведения итогов урока. Рефлексия (4мин.).
Вопросы к классу:
1. Приведите пример неправильной дроби, которую:
1) можно представить в виде смешанного числа;
2) можно представить в виде натурального числа.
2. Верно ли равенство?
1); 2) ; 3) .
- Домашнее задание
п. 28 – читать, учить определения, № 1086 (до конца), 1087, 1036 (а).
- Инструктаж выполнения домашнего задания (2мин.).
Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.
Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА.
(второй урок в теме)
Общая дидактическая цель: создание условий для углубления осознания материала и дополнение знаний учащихся об алгоритмах сложения и вычитания смешанных чисел.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект:
- Закрепить понимание понятий «смешанное число», целая и дробная часть числа.
- Закрепить и отработать механизм формирования алгоритмов выделения целой части из неправильной дроби и записи смешанного числа в виде неправильной дроби.
- Научить учащихся применять названные алгоритмы в процессе сложения и вычитания смешанных чисел
Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:
- Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
- Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
- Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
- Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
- Социальной: определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
- Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.
Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма урока: лекция, практикум, интегрированный урок.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
- Словесные: рассказ учителя.
- Наглядные : плакаты, презентация по теме урока, схемы и образцы решения на доске.
- Практические: работа с текстом учебника, применение полученных знаний к
учебным заданиям.
- 2. По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.
В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.
В ходе урока использовались педагогические техники: проблема на уроке, «ассоциативный ряд», «чтение с пометками», «стенографист».
Термины и понятия, вводимые на уроке: сложение смешанных чисел, вычитание смешанных чисел.
Структура урока:
/. Начало урока.
Оргмомент. Проверка домашнего задания, математический диктант. (7 мин.)
Математический диктант (проводится по двум вариантам).
- Запишите неправильную дробь в виде смешанного числа
Вар.1 - Вар.1 -
- Запишите разность в виде дроби и выделите из полученной дроби целую и дробную часть:
Вар.1 - 34 : 8 Вар.2 – 27 : 5
- Запишите число в виде неправильной дроби:
Вар. - 2 Вар2. -
- Запишите число в виде дроби со знаменателем
Вар.1 - Число 7 со знаменателем 4 Вар.2 - Число 5 со знаменателем 8.
- Какое наибольшее натуральное число удовлетворяет неравенству:
Вар.1 - х• Вар.2 -. •х
Актуализация опорных знаний.
1. Вычислите, используя свойства сложения:
1) 23 + 45 + 77;
2) (217 + 528) + (12 + 113).
2. Как в виде дроби со знаменателем 3 записывают число:
1) 5; 2) 10; 3) 17; 4) 120?
3. Заполните цепочку вычислений:
4. Сравните значения выражений:
1) и 2) и .
- Этап презентации темы урока, целеполагания и мотивации (12мин.)
Материал урока (понятие и алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел) учитель излагает, иллюстрируя объяснение кадрами презентации
- Примеры, приводящие к понятию сложения и вычитания смешанных чисел.
- Алгоритм сложения смешанных чисел.
- Алгоритм сложения смешанных чисел в случае, когда дробная часть суммы больше единицы.
- Алгоритм вычитания смешанных чисел.
1)Частный случай: вычитание из целого числа дроби.
2)Частный случай: вычитание смешанных чисел в случае, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
III. Этап первичного изучения и осмысления блока новой учебной информации (12мин.).
Задача 1.
На прилавке лежит 3 ½ головки сыра и рядом 2 такие же. Сколько головок сыра лежит на прилавке?
Решение.
Сложим 3 ½ и 2.
Для этого найдем количество целых головок сыра 3+2=5.
Затем к этому числу прибавим ½ головки: 5+½ =5 ½
Итак, 3 ½ + 2 = 5 ½
Задача 2.
На прилавке лежит 3 головки сыра, а рядом еще 2. Сколько головок сыра лежит на прилавке?
Решение.
Сложим 3 и
Сначала найдем количество целых головок 3+2=5.
Теперь сложим дробные +.=
Объединим: 5 + = 5
Следовательно: 3 +2.= + = (3+2) + ( +.)= 5
Примеры для закрепления:
- 8 +2 2) 2 +1 3) + 4) 5 +3
- Этап закрепления системы ЗУН урока (8мин.).
Проверьте сложением правильность вычитания:
1) 1- 2)5 -2=3 3)5 -2=3 4)5 -2=2
Решение упражнений № 1088, 1089 - устно, с детальным разбором
1090, 1091 – письменно, опираясь на только что проработанные,
1098 – разобрать на доске,
1100 – записать, что КР = 5/6 АВ;
- Этап подведения итогов урока. Рефлексия (5мин.).
Вопросы к классу
- Каким образом мы производим сложение смешанных чисел?
- С чем складывается «излишек» неправильной дроби при сложении смешанных чисел?
- Каким образом мы производим вычитание из целого числа смешанного?
- Каким образом вычитается из смешанного числа другое смешанное?
- Что означает , что мы «занимаем» единицу у целой части числа?
Домашнее задание:
№ 1092, 1099, 1095, 1036 (б).
- Инструктаж выполнения домашнего задания (1мин.).
Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.
Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА.
(третий урок в теме)
Общая дидактическая цель: создание условий для отработки навыков применения правил сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели и выполнения заданий, предполагающих применение этих правил.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект:
- Отработать навыки применения правил сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.
- Отработать механизм применения данных правил для решения учебных заданий, в том числе практикоориентированных.
Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:
- Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
- Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
- Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
- Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
- Социальной: определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
- Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.
Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.
Тип урока: урок комплексконого применения знаний.
Форма урока: практикум.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
- Словесные: рассказ учителя.
- Наглядные : плакаты, схемы и образцы решения на доске.
- Практические: работа с текстом учебника, применение полученных знаний к
учебным заданиям.
2. По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.
В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.
В ходе урока использовались педагогические техники: игровое задание, проблема на уроке, «ассоциативный ряд».
Термины и понятия, вводимые на уроке: закрепление терминов сложение смешанных чисел, вычитание смешанных чисел.
Структура урока:
/. Начало урока.
Оргмомент. Проверка домашнего задания в виде задания-игры. (10 мин.)
Задание-игра.
Учитель: «Дорогие дети! На перемене один из учеников 5 класса Вася Тяпляпкин записал
Некоторые задания из домашнего задания и попросил меня оценить его решение. У меня не было времени сделать это, помогите мне, пожалуйста, проверить и оценить работу Тяпляпкина. (На доске уже написаны некоторые упражнения из домашнего задания, в которых «сделаны» наиболее распространенные среди учащихся ошибки.)
№ 1092
6 +7=13
№ 1099
- 7 +2=9 2) 9 +12=21=1 3) 1- =
4) 8 -3 = 5 5) 16 – 6 = 10
Во время «проверки» учащиеся повторяют правила сложения и вычитания целых чисел и сопутствующие им преобразования (преобразование неправильной дроби в смешанное число и наоборот), пытаются установить причины тех или иных ошибок, одновременно закрепляя знание правил (актуализируя).
- Этап закрепления системы ЗУН (28мин.)
Урок полностью посвящен сложению и вычитанию смешанных чисел и превращению неправильных дробей в смешанные числа и наоборот. Цель занятия – решение значительного большего количества заданий на эту тему.
Устная работа.
1. Каким натуральным числом можно записать дробь?
- 2) 3) 4)
2. Вычислите:
1) 2 +1 2) 1- 3) 4- 4) 5 – 4
3. При каком значении х выполняется равенство:
1) -1= 2) 1 +3=5 3) 2 +=3
Решение упражнений № 1094, 1096, 1105, 1109(б,в), 1111 (а), 1106.
- Этап подведения итогов урока. Рефлексия (5мин.).
Вопросы к классу
- Каким образом мы производим сложение смешанных чисел?
- Каким образом мы производим вычитание из целого числа смешанного?
- Каким образом вычитается из смешанного числа другое смешанное?
Практикоориентированная задача.
Для утеплительной оклейки окон на зиму, дети принесли полосы бумаги длиной , , . Хватит ли этих полос для оклейки окна, если общая длина полосы для оклейки всего окна равна 8 метрам?
Домашнее задание
№ 1109 (б, в, г), 1111 – до конца, 1113
- Инструктаж выполнения домашнего задания (2мин.).
Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.
Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА.
(четвертый урок в теме)
Общая дидактическая цель: создание условий для усовершенствования навыков применения правил сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели и выполнения заданий.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект:
- Усовершенствовать навыки применения правил сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.
- Отработать механизм применения данных правил для решения учебных заданий, в том числе практикоориентированных.
Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:
- Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
- Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
- Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
- Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
- Социальной: определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
- Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.
Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: практикум.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
- Словесные: рассказ учителя.
- Наглядные : плакаты, схемы и образцы решения на доске.
- Практические: работа с текстом учебника, применение полученных знаний к учебным заданиям.
- 2. По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.
В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.
В ходе урока использовались педагогические техники: кодированное упражнение, проблема на уроке, «ассоциативный ряд».
Термины и понятия, вводимые на уроке: закрепление терминов сложение смешанных чисел, вычитание смешанных чисел.
Структура урока:
/. Начало урока.
Оргмомент. Проверка домашнего задания, выполнение кодированного задания. (10 мин.)
№ 1109, 1111– по 2 человека готовят решение у доски.
Во время подготовки к ответам ученика, работающих у доски, основная часть класса решает кодированные упражнения (по содержанию близкие к одному из номеров (средней сложности) домашнего задания.
Кодированное задание (актуализация).
Вычислить значение:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) 6 | 1) 4 |
2) a - 1 | 2) a - 3 |
3) 6 + 7 | 3) 6 +10 |
4) с - 3 +1 | 4) с - 2 + 3 |
Кодированные ответы | |
1) 7 2) 6 3) 5 4) 13 | 1) 1 2) 5 3) 4 4) 12 |
Смысл кодированных упражнений заключается в том, что ученик, выполнив первое упражнение, ищет полученный ответ среди предоставленных кодированных ответов. Если ответа, который получил ученик, нет среди кодированных, значит ученик допустил ошибки. Выполнив все задания, ученик сдает работу с кодированным ответом. Например, 4312, что означает: a=13 (ответу 4), b = 5, с=7 и т.д. таких задач может быть сколь угодно много, чтобы обеспечить работой всех и исключить списысание.
II. Этап повторения и закрепления знаний (10 мин.)
После проведения актуализации, для более ясного понимания содержания темы учащимися, детям нужно ответить на обобщающие вопросы учителя:
1. Приведите пример и объясните, почему вы так считаете:
1) правильной дроби;
2) неправильной дроби равной 1.
3) неправильной дроби, больше 1.
2. Приведите пример смешанного числа. Почему оно так называется?
3. Объясните, как:
1) число представить в виде смешанного числа;
2) смешанное число 3 представить в виде неправильной дроби;
3) сложить: 6 + ; 6 + 1; 6 + 6; 6+ 1; 6+ 2;
4) вычесть: 5 - 2; 5 - 2; 1 - ; 5 - ; 5 - 2; 5 - 2.
III. Этап совершенствования знаний (16 мин.)
На этом уроке ученики решают учебные задания сложного и повышенного уровня сложности на сложение и вычитание с дробными числами.
Задания №1115, 1116, 1117.
Дополнительные задачи:
1. По первый день турист прошел маршрута, а по второй - остальные 24км. Найдите длину всего маршрута.
2. В школьную столовую привезли апельсины, мандарины и бананы. Апельсины составляли всех фруктов, мандарины - остатка, а бананы - остальные 32 кг. Сколько всего килограммов фруктов завезли в столовую?
3. Решите уравнение:
1) х +2 ;
2) 4 –(х-7 .
Задача на сообразительность: найдите пропущенное число.
- Этап подведения итогов урока. Рефлексия (7мин.).
Учитель раздает опросники, в которых просит ребят ответить, что было нового для меня в теме дробные числа.
- Что стало наиболее интересным?
- Какие явления окружающей жизни стали мне более понятны благодаря изучению этой темы?
- Я оцениваю свое знание по этой теме на оценку….
- Я подготовлен к итоговой работе по теме «Дробные числа» на оценку….
- Я доволен (недоволен) своей работой на уроке и оцениваю сегодняшнюю работу на уроке на оценку…..
Учитель подытоживает изучение темы «Дробные числа» и подчеркивает, что следующий урок является обобщающим, посвященным подготовке к контрольной работе.
Домашнее задание
№1119, 1120, 1122, 1107(2)
- Инструктаж выполнения домашнего задания (2мин.).
Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.
Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.
Предварительный просмотр:
ТЕМА: КВАДРАТ И КУБ ЧИСЛА.
(первый урок в теме)
Общая дидактическая цель: создание условий для ознакомления учащихся с понятием степени числа с натуральным показателем.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект:
- Раскрыть содержание понятия степень с натуральным показателем.
- Сформировать представление о смысле терминов «основание степени», «показатель степени», «степень».
- Познакомить с механизмом преобразования произведения равных множителей к виду степенного выражения и наоборот.
Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:
- Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми; вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче; высказывать собственную аргументированную оценку фактам.
- Информационной: поиск необходимой информации в тексте учебника, в монологе учителя, одноклассника; решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
- Технологической: работать по алгоритму, работать с материалами структурно-логической схемы и «схемой динамики».
- Учебно-исследовательской: выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
- Социальной: определять я-позицию с точки зрения гуманизма и гражданственности.
- Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта.
Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: лекция, практикум, интегрированный урок.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
- Словесные: рассказ учителя.
- Наглядные : плакаты, презентация по теме урока, схемы и образцы решения на доске.
- Практические: работа с текстом учебника, применение полученных знаний к
учебным заданиям.
- 2. По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, проблемное изложение.
В ходе урока использованы элементы педтехнологий: технологии проблемного обучения.
В ходе урока использовались педагогические техники: проблема на уроке, «ассоциативный ряд», «чтение с пометками», «стенографист».
Термины и понятия, вводимые на уроке: степень числа с натуральным показателем, основание степени, показатель степени, степень.
Структура урока:
/. Начало урока.
Оргмомент. Актуализация опорных знаний. (3 мин.)
Устные упражнения
- Запишите в виде произведения сумму:
- 5+5+5+5+5+5
- 3+3+3+3+3+3+3+3
- 34+34+34+34+34
- а+а+а+а+а
- Найдите остаток от деления 27 514 на:
a) 10 b) 100 c) 1 000 d) 10 000
- Найдите произведение:
- Пяти множителей, каждый из которых равен 2.
- Десяти множителей, каждый из которых равен 1.
- Семи множителей, каждый из которых равен 7.
- Шести множителей, каждый из которых равен 10.
- Этап презентации темы урока, целеполагания и мотивации (17мин.)
Материал урока (степень числа с натуральным показателем, основание степени, показатель степени, степень) учитель излагает, направляя сначала класс к самостоятельному поиску закономерности при помощи задания «Найди пропущенные числа» (кадр презентации):
5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 4 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = ? 4 + 4 + 4 = ? 2 + 2 + 2 = ? | 5 · 5 · 5 · 5 = 54 3 · 3 · 3 · 3 · 3 = ? 4 · 4 · 4 = ? 2 · 2 · 2 = ? |
Выражения в левом столбце будут равняться произведению одних из равных слагаемых на их количество в сумме. Заметив закономерность в правом столбце (в коротком записи произведения одинаковых множителей в виде аb, где а - один из одинаковых множителей, a b- число таких множителей в произведении) дети поймут саму суть процесса возведения в степень с натуральным показателем.
После этого учитель, включая соответствующие кадры презентации:
- дает определение степени некоторого числа а с натуральным показателем п,
- называет основные термины, связанные с понятием степень (основание, показатель степени, степень, возведение в степень),
- говорит об основных свойствах степени (а1 = а; 1п = 1; 0п = 0),
- дает название второй и третьей степени числа а (а2 - квадрат числа а, b3 - куб числа b);
- формулирует правило выполнения действий в выражении, содержащем степень (учащиеся делают краткие записи в тетрадях схемы «Степень с натуральным показателем»).
- Этап первичного изучения и осмысления блока новой учебной информации (12мин.).
Устная работа:
1. Назовите основание и показатель степени: 1) 48 2) 1310 3)2 9 4) 239 5) 931.
2. Какая из записей неверна? Почему?
1) 9 · 9 = 29 2) 10 · 10 · 10 = 103 3) b · b = b2 4) 5 · 6 · 6 · 6 = 64.
3. Прочитайте выражение и найдите его значение:
1) 31; 2) 110; 3) 025; 4) 52; 5) 23; 6) 34.
4. Чему равны:
1) квадраты одноразрядных натуральных чисел;
2) квадраты натуральных чисел, меньших 4?
Решение упражнений № 252(устно), 253, 254, 255(устно), 257, 258;
При решении заданий учитель сначала проговаривает выражения сам, давая тем самым образец для овладевания терминологией.
Кроме того, особое внимание следует уделить порядку действий в выражениях, содержащих степень.
- Этап закрепления системы ЗУН урока (8мин.).
Дополнительные задания:
- 72 - (56 : 8)*2 + 53
- 23 * 32 : (53 - 43 - 62 - 13)
- (25 - 24)4 + (36 - 33)2 : 32
- 112 - 92 : 32 - 33
- Этап подведения итогов урока. Рефлексия (4мин.).
Вопросы к классу:
1. Приведите пример числа в третьей степени. Как еще можно сформулировать?
1) Приведите пример числа во второй степени. Как еще можно сформулировать?
2) Что значит возвести число в степень?
Что означает показатель степени?
Что такое основание степени?
2. Верно ли равенство?
1) 23=32 2) 5*5*5=53
3. а*а*а…*а = а8 – сколько раз мы должны взять а сомножителем?
- Домашнее задание
Параграф 3.4. – читать, разбирать примеры. № 256, 259, 260, 261.
- Инструктаж выполнения домашнего задания (1мин.).
Оборудование и наглядность: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный слайд с образцом выполнения.
Ресурсы к уроку: учебник, плакаты по теме урока, компьютер, проектор, экран, школьная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"
Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...
Урок в 5 классе "Смешанные числа"
Урок изучения нового материала. Презентация к уроку....
Презентация к уроку в 5 классе «Смешанные числа 2 урок» из двух частей
Презентация к уроку двух частей...
Конспект урока "Замена неправильной дроби смешанным числом".
Изучение свойств обыкновенных дробей....
Открытый урок в 5 классе "Смешанные числа"
Третий урок в теме "Сложение и вычитание смешанных чисел "...
План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»
План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»...
открытый урок в 5 классе "Смешанные числа"
урок по теме Смешанные числа...