Творческий проект как средство осуществления программных задач по технологии.
материал по технологии (8 класс) на тему
Учитель учит и воспитывает своей личностью,
своими знаниями, своим отношением к миру
Д.С.Лихачев
Развивающему обществу необходимы современные, образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в серьезных ситуациях, а также прогнозировать их возможные последствия. Поэтому в современной школьной программе по урокам технологии на проектную деятельность отводится много времени, т.к. это позволяет учащимся сформироваться как личность, быть конкурентоспособным в век рыночной экономики и достигать поставленных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар "Организация и проведение творческих проектов" 2017 год | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с вами опытом работы по организации проектной деятельности на уроках технологии.
Творческий проект
как средство осуществления программных задач
по технологии.
Или: как я организую проектную деятельность в своей работе.
(Слайд 1)
Учитель учит и воспитывает своей личностью,
своими знаниями, своим отношением к миру
Д.С.Лихачев
(Слайд 2)
Развивающему обществу необходимы современные, образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в серьезных ситуациях, а также прогнозировать их возможные последствия. Поэтому в современной школьной программе по урокам технологии на проектную деятельность отводится много времени, т.к. это позволяет учащимся сформироваться как личность, быть конкурентоспособным в век рыночной экономики и достигать поставленных целей.
В моей работе я придаю большое значение проектной деятельности, которая является основной структурной единицей процесса обучения, способствующей развитию творческих способностей и активности учащихся.
Я убедилась, что участие в проектах позволяет учащимся увидеть конечный результат своей деятельности, который способствует повышению самооценки, вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
(Слайд 3)
Основной целью проектной деятельности является следующее: научить школьника правильному выбору, планированию и организации своей деятельности. Из данной цели можно сформулировать основные задачи, а именно:
- вырабатывать умение осознанно относиться к выбору деятельности и действий;
- развивать произвольность поведения;
- учиться делать свой выбор самостоятельно;
- поддерживать инициативу и активность;
- добиваться получения превосходного результата в своей работе.
Творческими проектами на уроках технологии я занимаюсь уже более 15 лет. В первое время проекты выполняли лишь в старших классах. Это были итоговые работы по курсу технологии.
В 2015 году основная школа перешла на новый федеральный государственный образовательный стандарт. В новой программе по технологии (показ программы, диск), авторами которой являются А. Т. Тищенко и Н. В. Синица, уже с 5 класса учащиеся в течение учебного года выполняют четыре проекта в рамках содержания разделов данной программы.
(Слайд 4)
А к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.
С каждым годом требования к выполненным проектам меняются:
- используемые технологии становятся сложнее;
- на изготовление изделий затрачивается больше времени;
- выбирается разнообразный материал, инструменты и оборудование;
-увеличивается объём оформления пояснительных записок (от устного выступления, до печатного материала и презентаций).
В чем же заключается помощь учителя для учащихся 5-6, 7-8, 9-10 классов на различных этапах работы над проектом?
(Слайд 5)
Цитируя методические рекомендации Департамента образования г. Москвы, можно сказать, проектную деятельность с определенными ограничениями рекомендовано начинать со 2-го класса начальной школы. Таким образом, предполагается, что к 5-му классу учащиеся овладеют определенными приемами проектирования.
Тем не менее, пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Школьники не могут распределить время рационально.
Учащиеся данных классов встречают ряд проблем в своей деятельности:
- трудно дается выделение проблемы;
- формулирование цели работы;
- планирование деятельности.
Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта – их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: мелкие шаги выпадают из поля зрения, также незначительные трудности вызывает анализ и самооценка.
Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта.
Хочу рассказать более подробно о работе над проектами учащихся 8 классов. Программа 8 класса отличается от 5 -7 классов. Курс технологии изучается ими в течение 35 часов, половина которых отводится на выполнение творческого проекта. Учащиеся выполняют одно изделие, готовят к нему пояснительный материал.
Как и любой обучающийся процесс, проектная деятельность состоит из четырёх этапов: (Слайд 6)
- Мотивационно - побудительный.
- Организационно – поисковый.
- Технологический.
- Рефлексивно – корригирующий.
На первом этапе моя роль очень важна: вызвать интерес у школьников и поддерживать его на протяжении всего времени от начала работы и до получения результата. Уже в конце 7 класса я знакомлю детей с предстоящей работой - провожу беседы, консультации, знакомлю с видами творческих проектов. Также знакомлю родителей с предстоящим объёмом работы их детей, выступая на родительских собраниях в начале учебного года, организовываю выставки работ.
Второй этап – самый объёмный, содержательный и трудный как для учащихся, так и для учителя. Как рекомендовано специалистами для решения этой задачи, я использовала «Модель трех вопросов». Лидия Свирская - «Утро радостных встреч». Методическое пособие для классов начальной школы, приложение к журналу «Обруч». После того как ученик выбрал тему на предмет изготовления, ставлю 3 вопроса:
- Что я знаю об этом предмете?
- Что я хочу узнать?
- Что нужно сделать, чтобы узнать?
По каждому вопросу веду беседу. Если у ребят свой малый багаж знаний о выбранном изделии из разных источников: книг, сети Интернет, от старшего поколения, подключаю к поиску родителей. Многие родители охотно приобщаются к работе, участвуют в выборе темы, в поиске нужного материала.
Я поняла, что самой мне легче выбрать предметы изготовления изделий и распределить их между учениками, но … в этом-то и заключается изюминка: школьник сам выбирает, сам находит материал, сам изготавливает, сам получает результат, делится с окружающими опытом и получает от своего труда удовлетворение.
На третьем этапе разрабатывается план действий.
Я обычно объединяю детей в подгруппы по одинаковым или похожим темам и с каждой подгруппой организовываю ход дальнейшей работы, чтобы у школьников не пропадал интерес, стараюсь создать соответствующие условия: подбираю совместно с учениками и их родителями разнообразный материал по цвету, размеру, качеству, меняю его по ходу изготовления, советую, вызываю на спор, оказываю помощь, провожу коррекционную работу. Подобные беседы рождают новые идеи. Например: учащиеся меняют цветовую гамму, форму изделия, а некоторые, полностью изменяют модель.
Таким образом, проявляются личные интересы и индивидуальные особенности каждого школьника. В течение изготовления изделий проводятся индивидуальные занятия и консультации для учащихся. Помощь учителя и родителей в изготовлении изделия минимальна. Оформление пояснительного материала выполняется одновременно с изготовлением изделий. Содержание пояснительной записки одинаковое, состоит из десяти пунктов. (Слайд 7)
Правила оформления, содержание и объём каждого пункта разбирается совместно с учителем на уроках. По мере изучения учащиеся блочно оформляют пояснительную записку дома. Контроль выполнения проводится учителем поэтапно. Выполненное домашнее задание учащиеся присылают на электронную почту учителя, либо сдают на проверку на электронных носителях и получают текущие отметки.
Задачи последнего этапа – оценка качества выполнения проекта, анализ результатов, объем процесса рефлексии, демонстрация изготовленных изделий, обсуждение хода работы: что помогало, что мешало в достижении цели, обмен мнениями. Всё это делается совместно с одноклассниками на уроке. Здесь же девочки формируют выступление для защиты. Иными словами проводится генеральная репетиция защиты проекта. (Слайд 8)
На итоговом уроке по защите проекта учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта в сопровождении презентации, представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению), выслушивают мнение других, отвечают на вопросы комиссии.
(Слайд 9)
На уроке присутствует оценочная комиссия, в состав которой входят – администрация школы, классный руководитель, педагоги доп. образования, родители, президент ребячьей республики.
Цель её работы – оценка приобретённых знаний, умений и навыков по окончании курса технологии. Для оценки приобретённых ЗУН предлагаются следующие критерии.
(Слайд 10)
Итоговая отметка выставляется по 9 критериям. Подводится итог по обсуждению и ставится оценка за проект. Каждая ученица становится победителем в номинации, которую присваивает группа родителей.
(Слайд 11)
После этого узнаю мнения учащихся о проектах в целом, выслушиваю их предложения. Обязательно подвожу оценку своей работе, выражаю благодарность родителям за оказанную помощь. Отмечаю тех детей, которые знакомят меня с теми техниками, которыми я не владела раньше.
(Слайд12)В конце учебного года учащиеся 8 классов также выступают на родительских собраниях, показывая результаты своей работы в выставке своих творческих работ.
Проводя уроки с участием родителей, отмечаю, что это значительно влияет на психологическую атмосферу: дети ведут себя уверенно, т. к. чувствовали моральную поддержку и заинтересованность. Благодаря таким мероприятиям возникает более тесная связь и понимание между учащимися, школой и семьёй.
На последнем уроке технологии учащиеся 8 классов организуют чаепитие.
Подводя итог своему выступлению, хочу поделиться достигнутыми результатами. (Слайд 13-15)
За время работы в 7 школе учащимися 8 классов было выполнено и защищено 232 творческих проектов. При участии в муниципальных олимпиадах по технологии, в период с 2012 по 2015 год, кроме тестовых и практических заданий обязательным требованием является защита ТП. При чем, от школы выставлялась одна ученица 8 класса.
С 2015 года на МО учителей технологии было принято решение проводить в городе конкурс творческих проектов, где могут участвовать учащиеся с 5 по 8 классов
.(Слайд 16)
Ежегодно работы учащихся участвуют в городских выставках декоративно-прикладного искусства, всероссийских, международных конкурсах, научно-исследовательских конференциях и публикациях.
Тема моего самообразования «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся», над которой я постоянно работаю и набираюсь опыта у коллег, у своих учениц. Аттестуясь в 2015 году, разработала внеклассное мероприятие по теме «Защита творческих проектов» в 8 классе, которое опубликовано на личном сайте. НС портал. (Слайд) Некоторые рекомендации по организации работы над творческими проектами вы можете прочесть в буклетах.
Хочу сказать ещё несколько слов о рекламе, дети придумывают её для своих работ. А вот такую рекламу они придумали про меня… (Слайд17) И, поверьте, когда такое читаешь, хочется работать…
Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворённость великим человеческим счастьем – счастьем творчества.
Спасибо за внимание!
Рейтинг достижений и результатов учащихся в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровней за 2012-2017 учебные годы
Вид мероприятия | Количество участников | Фамилия, имя учащегося | Класс | Муниципальный уровень, место | Региональный уровень, место | Всероссийский Международ-ный уровень, место | |
2012-2013 учебный год | |||||||
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по технологии | 1 | Голощапова Дарья | 8-г | участие | |||
Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Мои любимые сказки» | 10 | Чабаненко Анжела Таранова Катя
| 8-б 8-г | II место II место |
|
| |
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного искусства «Мы в ответе, за тех кого приручили» | 2 | Магафурова Айсылу Наумова Евгения | 8-б 8-г |
| Свиде- тельство Свиде- тельство | ||
Международный проект конкурса-выставки детского творчества «Красная книга глазами детей» | 3 | Кинзягулова Элина Юсупова Динара Захарьева Валерия | 6-г 6-г 8-г | Свиде- тельство Свиде- тельство Диплом | |||
Публикация творческого проекта в электронном СМИ, проект для одарённый детей «Алые паруса» | 1 | Чабаненко Анжелика | 8-б | Свиде- тельство о публикации | |||
2013-2014 учебный год | |||||||
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по технологии | 1 | Малая Дарья | 8-и | участие | |||
Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Здравствуй мир» | 11 | Мусифуллина Карина | 8-в | участие | |||
XIX Научно –исследовательская конференция «Шаг в будущее», секция «Мода и дизайн» | 1 | Мосиенко Галина | 8-в | III место | |||
2014-2015 учебный год | |||||||
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по технологии | 1 | Юсупова Динара | 8-г | I место | Диплом | ||
Публикация творческого проекта в электронном СМИ, проект для одарённый детей «Алые паруса» | 1 | Юсупова Динара | 8-г |
| Свиде- тельство о публикации | ||
XX Научно –исследовательская конференция «Шаг в будущее», секция «Мода и дизайн» | 1 | Ильина Анна | 8-и | II место | Диплом | ||
Региональный этап Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» | Мосиенко Галина | 9-в | III место | Диплом | |||
2015-2016 учебный год | |||||||
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по технологии | 4 | Гомбалевская Ольга Ильина Анна | 7-и 9-и | I место I место | Диплом Диплом | ||
Муниципальная выставка-конкурс творческих проектов по образовательной области «Технология» | 4 | Верхоглядова Арина Шамитова Карина Ильина Лиза | 8-б 8-и 8-и | Диплом Диплом Диплом | |||
Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Мои любимые сказки» | Ильина Лиза | 8-и | I место | Диплом | |||
2016-2017 учебный год | |||||||
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по технологии | 4 | Сорокина Дарья Гомбалевская Ольга Верхоглядова Арина Юсупова Динара | 7-и 8-и 9-б 10-и | III место II место | Диплом Диплом | ||
Муниципальная выставка-конкурс творческих проектов по образовательной области «Технология» | Слыжук Анна Мусифуллина Адель Останина Яна | 8-и 8-и 8-и | I место II место III место | Диплом Диплом Диплом |
Шаблон отчёта о работе ученика 5 класса
Введение
- Тема моего проекта …………………………………………………...
- Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....
- Цель моей работы – ……………………………………….....………..
- Проектным продуктом будет – .………………………………………
- Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………
- план моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
- • Выбор темы и уточнение названия ………………………………………
- • Сбор информации (где и как искал информацию)………………………
- • изготовление продукта (что и как делал)……………………………….
- • написание письменной части проекта (как это делал)……………….
Основная часть
- Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
- Потом я приступил к …………………………………………………….
- Я завершил работу тем, что…………………………………………………
- В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………………
- Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………….
- Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) ………..
- План моей работы был нарушен, потому что……………………………
- В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ………
- Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что……………….
Заключение
- Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………
- Это произошло, потому что ……………………………………..
- Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………
- В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ………..
- Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………………..
- Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитани...
Курсовая работа по теме "Применение творческих проектов как средство развития познавательной активности на уроках иностранного языка".
Курсовая работа посвящена теме использования метода проектов. Данная тема очень важна на современном этапе, так как проектная деятельность основана на развитие самомтоятельности учащихся, гибкой орган...
Критерии оценки творческих проектов на Всероссийской олимпиаде школьников по Технологиии
Критерии оценки творческих проектов...
Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащи...
Реализация инновационных технологий в обучении английскому языку как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании
методическая разработка «Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования» ...
Творческий проект «Организация проектной деятельности на уроках технологии»
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой а...
Творческий проект – оптимальное средство для сплочения семьи и школы (из опыта работы классного руководителя)
Творческий проект – оптимальное средство для сплочения семьи и школы. Праздничные родительские собрания, посвященные Дню Матери, - прекрасная традиция детско-родительских мероприятий. Они резуль...