Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
статья (русский язык, 5 класс) по теме
Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников.
Самым интересным и необычным был проект по литературе в 5-х классах при изучении игровых шуточных рассказов. На уроке мы познакомились с писателями Л. Петрушевской и Д. Хармсом и их шуточными произведениями. И нам с ребятами захотелось самим научиться сочинять такие «каламбуры», так их назвали ученики. Мы решили создать книгу игровых произведений, состоящую из шуточных стихотворений и юмористических рассказов.
Актуальность проекта.Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовым богатствам человечества.
Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса к книге как предпосылке успешного обучения в школе.
Задачи:
1. Воспитание у детей устойчивого интереса к художественному слову.
2. Привитие хорошего читательского вкуса, повышение книжной культуры в семье.
3. Развитие творческих способностей детей в процессе создания книг
В статье дается полное содержание проекта поэтапно, определяется его практическая значимость и технологичность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
О. Ю. Ерофеева, учитель русского языка и литературы
МБОУ Гимназия № 3 г. о. Самара
Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках , так и во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность коренным образом отличается от учебной, где логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная деятельность же строится от результата, то есть и по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.
Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников. При использовании этого метода учитель может:
- прогнозировать конкретные результаты обучения, воспитания и развития школьников;
- выявить и использовать способы учебной деятельности, предпочитаемые самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей;
- консультировать школьников на всех этапах работы над проектом.
Учителю необходимо опираться на главные принципы в реализации данного метода: самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: автономное действие (самостоятельное), коммуникативные, информационные, компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, с умением учиться всю жизнь. Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата, человек учится действовать самостоятельно, на свой страх и риск пробует и отбирает наиболее приемлемые средства достижения цели, учится сотрудничать с соратниками.
Учащимися разрабатываются исследовательские, информационные, практико-ориентированные проекты по русскому языку и литературе. Презентация проектов учащихся стала традиционной в школе.
Самым интересным и необычным был проект по литературе в 5-х классах при изучении игровых шуточных рассказов. На уроке мы познакомились с писателями Л. Петрушевской и Д. Хармсом и их шуточными произведениями. И нам с ребятами захотелось самим научиться сочинять такие «каламбуры», так их назвали ученики. Мы решили создать книгу игровых произведений, состоящую из шуточных стихотворений и юмористических рассказов.
Актуальность проекта.
Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовым богатствам человечества. Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними мягкость и выразительность русского слова, показывает, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями, сравнениями.
Умение правильно воспринимать литературные произведения, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать с самого раннего возраста.
Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению и создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.
В прежние времена занимательное чтение наряду с играми являлось основной формой проведения досуга для детей всех возрастов. Теперь книги уступают место телевизору, компьютерным играм, Интернету. Современные дети, ещё не умея говорить, уже знают, как обращаться с телевизионным пультом и компьютерной мышью.
Ребёнок строит свою модель отношений к книге, глядя на родителей. Будет нелегко приучить ребёнка к чтению, если он видит, что никто из взрослых членов семьи не читает книг. Как же ненавязчиво научить родителей и ребёнка получать удовольствие от книг? Как сделать, чтобы вечер с книгой стал одним из любимых способов проведения досуга?
Научно доказано, что чем раньше приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем успешнее будет результат. Условием эффективного решения поставленных задач является грамотно выстроенная система.
Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса к книге как предпосылке успешного обучения в школе.
Задачи:
- Воспитание у детей устойчивого интереса к художественному слову.
- Привитие хорошего читательского вкуса, повышение книжной культуры в семье.
- Развитие творческих способностей детей в процессе создания книг.
- Активизация и обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
- Развитие умения ориентироваться в книге, находить нужную информацию и правильно её использовать.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в среднем звене эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Срок реализации проекта
Примерный срок реализации проекта – 3 месяца (январь-март 2013г.).
Исполнители проекта и основных мероприятий.
Учитель, библиотекарь, дети, родители.
Содержание проекта
Этапы проекта | Сроки | Мероприятия | Результаты |
Подготовительный этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) | 2 недели | Проведение опроса обучающихся и учителей. Анализ содержания уголков книг в классах в соответствии с возрастом детей. Составление плана реализации проекта. Тестирование учащихся с целью знаний текстов художественной литературы по программе. Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива. | Организация уроков по внеклассному чтению. Разработка плана внеурочных мероприятий, развивающих коммуникативную компетенции обучающихся. Создание таблицы-списка «Книги, которые ты прочитал» Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте. |
Организационно-практический этап Сбор и обработка информации | 1 месяц | Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. Апробация системы работы по повышению речевого развития учащихся. Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся. Применение ИКТ на уроках литературы | Повышение готовности обучающихся к проектной деятельности. Создание творческих работ (книг по выбранной тематике). Участие в НПК и конкурсах разного уровня. Оформление книжных уголков в классах. Оформление тематических выставок книг, посвящённых творчеству писателей, художников-иллюстраторов. Выставки детских рисунков, поделок по страницам любимых книг. Размещение информации о проекте на школьном сайте. |
Результативный этап | 1 месяц | Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития. | Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта. Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок. Презентация результатов проекта, оформление портфолио. |
Контрольный этап | 2 недели | Контрольное тестирование учащихся с целью выявления уровня знаний текстов художественных произведений. | Разработка плана дальнейшего развития проекта. |
Практическая значимость проекта определяется тем, что он имеет четко выраженный практико-ориентированный характер. Проект нацелен на развитие у обучающихся навыков и умений работы с ИКТ, развитие коммуникативных навыков, формирование познавательных стратегий и функциональной грамотности, а также развитие культуры презентации и публичного выступления. Формируется языковая компетенция обучающихся.
Технологичность проекта. Материалы исследования, педагогические технологии, их элементы могут быть перенесены в новые условия, использованы в учебно-воспитательном процессе другими школами. Имеется банк творческих работ обучающихся, методические разработки педагогов, публикации по теме проекта (стихи детей были опубликованы в гимназической газете в рубрике «Творчество»).
Таки образом, работа над проектами позволяет учащимся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах, развивать исследовательские умения и системное мышления учеников. В проектной деятельности школьники сами ставят себе цель своего проектирования (а не учитель на уроке), ставят практическую задачу, ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение этой задачи может быть более или менее удачным. Мерилом успешности проекта и является его продукт. Следовательно, при организации проектной деятельности ключевым результатом образования является
- способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач;
- умение работать в группе, организовывать межличностное общение;
- способность решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной роли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Главной педагогической задачей в соответствии со стандартами нового поколения является для учителя создание и организация условий, которые стимулировали и мотивировали бы ученика на деятельность. одни...
Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Материал предлагает структуру КОЗ, ключевых компетенций учащихся, а также конкретные примеры компетентностно- ориентированных заданий, позволяющих изменить организацию урока через создание специально ...
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Статья показывает как метод проектов (на примере реализации социального проекта обучающимися школы) способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.....
Педагогический проект "Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии
Цель педагогического проекта: систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся ...
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся
В обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «...